Практика наставничества
Я считаю, что наставник – это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, человек – который интересен, общение с которым приносит пользу.
Взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения.
Основные принципы наставничества: добровольность; открытость; компетентность: соблюдение норм профессиональной этики.
Педагог – наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого педагога в отношениях с детьми, с коллегами и с родителями.
Документы, регламентирующие наставничество :
- положение о наставничестве в ДОУ;
- приказ заведующего учреждением об организации наставничества;
- приказ о закреплении наставника;
- планы работы по наставничеству;
- годовой план работы ДОУ.
Цель наставничества в ДОУ: Создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.
Основная цель моей работы как наставника – анализ компетенции молодого педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, а так же приобретение им необходимых навыков проведения образовательного процесса
Ожидаемые результаты:
- Адаптация начинающих педагогов в образовательном учреждении.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Использование в работе начинающих педагогов новых современных педагогических технологий.
- Активизация деятельности начинающих педагогов в части участия в работе профессиональных сообществ педагогов.
Первый год для молодого специалиста обычно самый важный и сложный. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал,
останется ли он работать в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Для начала молодому педагогу нужно познакомиться с детским садом, с коллективом, с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, уставом ДОУ, традициями. Я приглашаю молодого воспитателя к себе, мы вместе обсуждаем режимные моменты, различные занятия и мероприятия, даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, помогаю организовать прогулки детей.
И прежде, чем научить правильно всему, мне пришлось самой вспомнить методику обучения, разные методы и приемы, перечитать разную научную литературу. Затем уже молодой специалист работает самостоятельно, а я только корректирую его работу. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример, воспитатель в обязательном порядке посещает открытые просмотры более опытных коллег, активно посещает методические объединения поселка Адаптация молодого педагога во многом зависит от психологического климата в коллективе, от стиля управления, от условий труда.
Обычно первые два месяца работы молодому специалисту предоставляется свобода действий. В этот период он знакомится с детьми и с родителями своей группы, с режимом дня, с расписанием всех мероприятий, с возрастными особенностями детей. В эти два месяца я наблюдаю за его деятельностью и помогаю, если это необходимо.
И чтоб легче было организовать свою работу по обучению молодого специалиста, я провожу анкетирование, тестирование, чтоб выявить, в чем больше всего затрудняется педагог. После этого составляю план работы с молодым специалистом, в который входит изучение нормативно-правовой документации; оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя (календарно-тематическое планирование, воспитательно-образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др. ; оказание помощи в организации НОД, использования на них дидактических и наглядных материалов, использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах, организация работы с родителями и изучение инновационных технологий). Все формы и методы непосредственной образовательной деятельности я стараюсь передать молодым специалистам и помочь в их работе.
Считаю, что такая согласованная, систематичная, последовательная работа стимулирует, направляет деятельность начинающего педагога, повышает уровень его профессиональной компетентности.
Затем составляю индивидуальный маршрут молодого специалиста.
Молодой педагог участвует в педагогических советах, где расширяется его информационное поле в области технологий и их использования в образовательном процессе. На семинарах – практикумах вовлекается в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивается своим опытом, рассказывает о своих «педагогических находках». С первого же дня педагог начинает заполнять свое «Портфолио», свои достижения, свое представление деятельности и профессионального развития, что в дальнейшем помогает пройти педагогическую аттестацию.
На открытых просмотрах образовательной деятельности, с последующим обсуждением увиденного, молодой педагог учится анализировать образовательный процесс и осознает свои недочеты.
Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между нами, делает молодого педагога владельцем секретов мастерства, накопленного мною за многие года.
Показателем Моей работы, как наставника, являются положительные результаты в организации и проведении совместной образовательной и самостоятельной деятельности с детьми моей подопечной, одобряющие отзывы педагогов учреждения о ее работе с детьми.
Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольного учреждения и педагогического коллектива.
В ходе работы с молодыми педагогами я сама приобретаю новые знания, ориентир на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень в процессе взаимного обучения. И какое же удовлетворение я получаю, когда вижу успехи молодых педагогов, их творческий рост в нашей работе.