Сизько Т.А.
ГБОУ «Школа №10 г. о. Горловка» ДНР
Класс: 3
Тема: Работа с детской книгой. Русские народные сказки “Хаврошечка”, “Зимовье зверей “, “Мальчик с пальчик””
Цели:
развивать критическое мышление путем интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; развивать умение сотрудничать и работать в группах; воспитывать любовь к русской народной сказке.
Образовательные результаты:
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: работать в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: умеют ориентироваться в тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев.
Требования к результатам изучения учебной темы (оценка результатов):
полноценно воспринимать тексты, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; высказывать своё отношение к герою и его поступкам; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;
Педагогические задачи учителя по достижению учениками планируемых результатов:
Совершенствовать правильность чтения как качество навыка через систему упражнений для развития артикуляционного аппарата; осознанность чтения как качество навыка через развитие читательского восприятия школьников;
выразительность чтения как качество навыка через чтение по ролям.
Развивать жанровое мышление младших школьников через актуализацию читательского опыта, выделение особенностей жанра «сказка».
Воспитать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности младших школьников.
Базовые технологии: критическое мышление
Теоретический материал.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты |
Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)
Цель вызова: учить логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения, делать выводы. |
заинтересовать учащихся новой работой;
конкретизировать имеющиеся знания путем рассуждений, доказательств подвести к единому мнению. |
вспоминают изученный материал, рассуждают, делают выводы. | Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом.
Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
Стадия осмысления (реализация)
Цель стадии: развивать речь; учить дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт; учить доказывать свое суждение. |
сохранение интереса к заданию при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»; создание коллизий на уроке. | увидеть необычность работы, сделать вывод.
Информация, полученная на второй стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать систему вопросов; работать в соответствии с заявленным планом; корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения задания; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием. Познавательные: осуществлять поиск учебной информации; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; проводить сравнение; на основе опорных слов составлять свое высказывание; преобразовывать информацию из одной формы в другую (по схеме сделать вывод в форме текста); Коммуникативные: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции; умение сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; понимание ценности семьи; интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; уважение к одноклассникам, работающим с тобой в одной группе; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
Стадия рефлексии.
Цель стадии: овладеть процедурой разработки творческих заданий. |
вернуть к первоначальным знаниям, внести изменения, дополнения, на основе изученной информации дать творческое домашнее задание. | соотносят информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Творческая переработка, анализ информации, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно. |
Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом; Познавательные: составлять своё высказывание. Коммуникативные: |
Этапы урока | Содержание урока | |||||||||
Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)
Цель вызова: – учить логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения, делать выводы. |
Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок. А чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню.
(Звучит песня “В мире много сказок”.) – Догадались, чему посвящен наш урок? (Сказкам.) Индивидуальная работа по тестам с предварительным высказыванием мнений, что такое сказка. – Возьмите листочки. Если вы согласны с высказыванием «+», если нет «-». -Знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил) слайд 1 – Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки. – Сказки бывают разные. – Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские.) – А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются … (Народными.) – Посмотрите на модели обложек к сказкам. – Назовите, какие бывают сказки? Слайд 2
– Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки). 1-й ученик. Летела стрела и попала в болото. 2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка. Слайд 4 3-й ученик. Козлятушки, детушки, – А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке. – Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Полет шмеля.) (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане… Авторская сказка) Слайд 6 – Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Слайд 7 – Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать. – Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете! – Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора. – Посмотрите на нашу выставку. – Как она называется? (Поляна сказок.) (Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам). – Эти иллюстрации выполнили вы. – А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам. – Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете? (Дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.) Слайд 8 |
|||||||||
Стадия осмысления (реализация)
Цель стадии: развивать речь; учить дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт; учить доказывать свое суждение. |
Вы дома по группам читали сказки. Сейчас представитель от группы перескажет сказку для групп, которые незнакомы с этими сказками.
(Дети пересказывают сказки, переходя от группы к группе) Сказка для I группы ” Хаврошечка”. Задания, которые выполняют в своей группе. Слайд 9 1. Составление плана. – На сколько частей разделим сказку? I часть:
II часть:
III часть
1. Ответьте на вопросы. – Ответы на вопросы I части:
– II части:
– III части:
– Чем закончилась сказка? – Чему учит эта сказка? (Доброте). 3. Работа с пословицами.
– Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья? Сказка для II группы ” Зимовье зверей”. Задания, которые выполняют в своей группе. Слайд 10 1. Ответьте на вопросы. – Перечислите героев сказки. – Почему домашние животные оказались в лесу? -Зачем их старик хотел зарезать? – Какие чувства вы переживали в начале сказки? -Как жилось зверятам в лесу? -А что случилось дальше? – Кто первый захотел строить избушку? -Что можете сказать о быке, какой он герой? – А остальные звери? -Как попали они к быку в дом? -Осуждаете ли вы их? -Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент? – А когда они ими стали? – Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Подтвердите словами текста. – А что вы скажите о медведе и волке? – Почему для них все закончилось плохо? – Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас? 2. Работа с пословицами. – Какая из пословиц подходит к вашей сказке? Обоснуйте свой выбор. Старый друг лучше новых двух. Без друга на сердце вьюга. Не мил и свет, когда друга нет. Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь. 3. Выразительное чтение. Приготовить отрывок на выразительное чтение. Сказка для III группы ” Мальчик с пальчик” . Задания, которые выполняют в своей группе. Слайд 11 1. Докажите, что данное произведение сказка. Есть зачин. Жили старик со старухой… Есть вымысел: появился из мизинчика, сразу вырос, его посадили в карман, был жив в волчьем брюхе, смог выскочить из брюха волка. 2. Ответьте на вопросы. – Что случилось у старухи, когда она рубила капусту? – Куда старуха положила палец? – Что услышала старуха из угла, где стояла лавка? – Что увидела старуха в тряпке вместо своего пальца? – Каким ростом был мальчик? – Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался. – Где находился отец мальчика? – Зачем мальчик просится на пашню? – Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!» – Где сидел мальчик, когда лошадь пахала? – Что мальчик с пальчик наказал отцу, если кто-то придет на пашню? – Чему удивился барин на пашне? – Что просит барин у старика? – Почему старик не хочет продавать мальчика? – Сколько денег барин заплатил за мальчика? – Куда барин посадил мальчика? – Как мальчик убежал от барина? – Кто проглотил мальчика? – Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот хотел утащить овцу из стада? – Что делал пастух после слов мальчика? – Почему волк стал худым? – О чем просит волк мальчика с пальчика? – Что ответил мальчик волку? – Куда вбежал волк? – Как решилась судьба волка? – Как мальчик с пальчик спрятался под былинку. – Чему учит сказка нас? 3. Составление плана. 1.Мальчик из пальца. 2.Сын помогает отцу. 3.Барин купил мальчика. 4.Мальчик в брюхе у волка. 5.Спасение мальчика. Физкультминутка. У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись). Выступление групп. ( Представление своей работы) |
|||||||||
Стадия рефлексии.
Цель стадии: овладеть процедурой разработки творческих заданий. |
– Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.
(Заполнение таблицы по вопросам) 1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка) 2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые) 3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить) 4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …) 5) Как по – другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка) – Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов? – За что можете похвалить своего соседа? – За что можете похвалить себя? Оцените свою работу в группе. Слайд 12 я внес большой вклад в работу группы; я внес вклад в работу группы; у меня не получилось сотрудничество. |