Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Темрюка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Дорогами добра»
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 7-9
Количество часов: 102 В неделю 1 час
Учитель: Васильева Мария Александровна
Пояснительная записка
Общие положения
Рабочая программа по курсу «Дорогами добра» предназначена для обучающихся 7 – 9 классов ГКОУ КК школы-интерната г. Темрюка, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
- Учебный план образовательной организации.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Программы внеурочной деятельности Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»» М.,2015.
Актуальность программы определена тем, что в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Они склонны к нарушению норм поведения и общения. Часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.
Место программы в плане внеурочной деятельности.
7 класс-34 часа, 1 час в неделю.
8 класс-34 часа, 1 час в неделю.
9 класс-34 часа, 1 час в неделю.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года.
Общая характеристика программы.
Данная программа поможет вооружить воспитанников знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеющего планировать свою деятельность, способного на самоопределение в профессии. Содержание воспитания имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.
Школьники с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Становление личности ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности. Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Цели и задачи программы
Цели:
Воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и всей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Задачи:
– формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
– формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Условия реализации:
– помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности, пожарной безопасности;
– наличие литературы, тестовых заданий, плакатов.
Методика программы
Методы и средства обучения:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.
2.Наглядные методы: просмотр видеофильмов, презентаций, использование плакатов, рисунков.
3.Практические методы: занятия- практикумы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры, решение коммуникативных задач, конкурсы, тестирование, экскурсии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Предполагаемый результат:
– способность к осмыслению социального окружения своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– правильно выходить из конфликтной ситуации;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы базовые учебные действия (БУД): Личностные учебные действия:
– осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
– гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
– уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
– активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
– бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
Коммуникативные учебные действия:
– слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
– использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
– принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
– дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
– использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
– применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
– использовать в жизни и деятельности некоторые знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание тем учебного курса, 7 класс
№ | Название
раздела |
Содержание | Кол-во часов | Планируемые
результаты |
1 | Я – неповторимый человек | 1. Что такое нравственность?
2. Я хороший, я многое хочу! 3. Как я выгляжу? 4. Я – мальчик, девочка |
4 | Иметь начальные представления о моральных нормах и правилах поведения;
Осознавать свое место в окружающем мире |
2 | Я в окружении людей | 1. Мир начинается с меня.
2. Кому я нужен? 3. Добрым быть совсем не просто. 4. Я и мои друзья. 5. Что такое общение? 6. Моё место в коллективе. 7. Что в имени тебе моём? 8. Что такое предательство? |
8 | Давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Развивать навыки самоанализа. |
3 | Мой внутренний мир | 1. Что такое эмоции?
2. Радость, печаль, горе. 3. Когда лень, всё идёт через пень. 4. Имею ли я право обижаться? 5. Как быть заботливым и чутким. 6. Такое разное настроение. 7. Кого бы ты назвал вежливым? 8. Что такое доверие. 9. Мой характер. |
9 | Иметь четкие представления об эмоциях, способность управлять чувствами и основами коммуникативной культуры;
анализировать свой характер, его слабые и сильные стороны. |
4 | Я и моя книга | 1.По страницам любимых книг.
2. Добро и зло в сказках. 3. Экскурсия в библиотеку. 4. Книги о Родине и родной природе. 5. Война глазами детей. |
5 | Осознавать потребность в чтении книг, развивая познавательный интерес. |
5 | Природа – наш дом | 1. Путешествие по лесным тропинкам.
2. Лесные квартиры. 3. Вода – источник жизни. 4. Солнце – свет и тепло. 5. Лесная аптека. 6. КВН «Времена года» 7. Если планета больна. 8. Викторина о природе. |
8 | Ценностное отношение к родной природе, окружающей среде |
Содержание тем учебного курса, 8 класс
№ | Название раздела | Содержание | Кол-во часов | Планируемые
результаты |
1 | Я – неповторимый человек | 1.Нравственность – что это?
2. Я – особенный. 3. Я – личность. 4. Я – фея. Моя привлекательность. |
4 | Анализировать нравственную сторону своих поступков;
возможность адекватно и полно познавать себя и других людей. |
2 | Я в окружении людей | 1. Какие мы.
2. Кто нужен мне. 3. Пусть на земле царит доброта. 4. У меня есть друг. 5. Общаться по правилам 6. Я, ты, мы. 7. Что означают наши имена. 8.Если тебя предали. |
8 | Понимать необходимость и ценность общения;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; проявлять заботу о других; |
3 | Мой внутренний мир | 1. Эмоции – наши друзья и наши враги.
2. Друг в беде не бросит. 3. Стыд и чувства вины. 4. О хитрости и благодарности. 5. Доброе сердце, как понимать. 6. Страна справедливости. 7. Я многое могу 8. Воля и путь к успеху. 9. Как формируется характер. |
9 | Уметь понимать эмоциональное состояние другого человека, оказывать ему помощь;
определять роль эмоций в общении и способах их выражения; |
5 | Я и моя книга | 1. Здравствуй книга.
2. Хоровод сказок. 3. По страницам детских журналов. 4. Дети – герои книг. 5. Они были детьми, а воевали как взрослые |
5 | Развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству, развитию навыков выразительного и правильного чтения |
5 | Природа – наш дом | 1. Войди в природу другом.
2. Гимн воде. 3. Воздух – невидимка. 4. Растения лечат. 5. Как звучит природа. 6. Викторина «Знатоки природы» 7. Удивительные животные. 8. Выпуск листовок на экологическую тему. |
8 | Осознавать необходимость соблюдения правил безопасного и бережного поведения в природе;
Испытывать чувство ответственности за четвероногих друзей |
Содержание тем учебного курса, 9 класс
№ | Название
раздела |
Содержание | Кол-во часов | Планируемые
результаты |
1 | Я – неповторимый человек | 1.Нравственные ценности
2. Мой портрет «Десять моих я» 3. Откуда я родом 4. Мужественность и ее черты |
4 | Правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера |
2 | Я в окружении людей | 1. Я – хороший, ты – хороший!
2. Взаимоотношение людей – основа отношений 3. Вечная борьба добра и зла 4. Мой класс – мои друзья 5. Приятно ли со мной общаться 6. Может ли человек прожить один 7. Доброе имя связано с добрыми делами 8. Можно ли оправдать предательство |
8 | Проявлять уважение к другому человеку, уметь видеть его настроение и считаться с ним; развивать потребность в общении;
соблюдать нормы поведения и общения |
3 | Мой внутренний мир | 1. Роль эмоций в общение
2. Если радость на всех одна 3. Совесть – нужна ли она 4. О зависти и скромности 5. Дал слово – держи 6. Лидер – это кто 7. Я – личность 8. А мир прекрасен, если… 9. С характером рождаются? |
9 | Уметь понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;
формировать критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, к понятиям, к принятию ответственности за их результаты |
4 | Я и моя книга | 1. Откуда пришла книга
2. Сказка ложь, да в ней намёк 3.Книжкина мастерская 4. Книга о животных 5. Войны священные страницы |
5 | Проявлять познавательный интерес; стремление
к правильному и бережному отношению к книгам; |
5 | Природа – наш дом | 1.Путешествие в мир природы
2.Удивительный мир птиц 3.Вода и жизнь 4.Природные явления 5.Домашние лекари 6.Отходы в доходы 7.Человек – частица Вселенной 8.Викторина «Природа и мы» |
8 | Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;
видеть, чувствовать, понимать природу и беречь ее. |
Ресурсное обеспечение
- Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Проект.//Вестник образования. 2009.-№17.
- Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате» Москва.2007 г.
- Кащенко В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы 5-7 классы, М.,ВАКО, 2013.
- Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности». М, изд-во РОСТ
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п |
Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Я – неповторимый человек | 4 | |||
1 | Что такое нравственность? | 1 | ||
2 | Я хороший, я многое хо-чу! | 1 | ||
3 | Как я выгляжу? | 1 | ||
4 | Я – мальчик, девочка | 1 | ||
Я в окружении людей | 8 | |||
5 | Мир начинается с меня | 1 | ||
6 | Кому я нужен? | 1 | ||
7 | Добрым быть совсем не просто | 1 | ||
8 | Я и мои друзья | 1 | ||
9 | Что такое общение? | 1 | ||
10 | Моё место в коллективе | 1 | ||
11 | Что в имени тебе моём? | 1 | ||
12 | Что такое предательство | 1 | ||
Мой внутренний мир | 9 | |||
13 | Что такое эмоции? | 1 | ||
14 | Радость, печаль, горе | 1 | ||
15 | Когда лень, всё идёт через пень | 1 | ||
16 | Имею ли я право обижаться? | 1 | ||
17 | Как быть заботливым и чутким | 1 | ||
18 | Такое разное настроение | 1 | ||
19 | Кого бы ты назвал вежливым? | 1 | ||
20 | Что такое доверие | 1 | ||
21 | Мой характер | 1 | ||
Я и моя книга | 5 | |||
22 | По страницам любимых книг | 1 | ||
23 | Добро и зло в сказках | 1 | ||
24 | Экскурсия в библиотеку | 1 | ||
25 | Книги о Родине и родной природе | 1 | ||
26 | Война глазами детей | 1 | ||
Природа – наш дом | 8 | |||
27 | Путешествие по лесным тропинкам | 1 | ||
28 | Лесные квартиры | 1 | ||
29 | Вода – источник жизни | 1 | ||
30 | Солнце – свет и тепло | 1 | ||
31 | Лесная аптека | 1 | ||
32 | КВН «Времена года» | 1 | ||
33 | Если планета больна | 1 | ||
34 | Викторина о природе | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п |
Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Я – неповторимый человек | 4 | |||
1 | Нравственность – что это? | 1 | ||
2 | Я – особенный. | 1 | ||
3 | Я – личность. | 1 | ||
4 | Я – фея. Моя привлекательность. | 1 | ||
Я в окружении людей | 8 | |||
5 | Какие мы | 1 | ||
6 | Кто нужен мне. | 1 | ||
7 | Пусть на земле царит доброта. | 1 | ||
8 | У меня есть друг. | 1 | ||
9 | Общаться по правилам | 1 | ||
10 | Я, ты, мы | 1 | ||
11 | Что означают наши имена | 1 | ||
12 | Если тебя предали | 1 | ||
Мой внутренний мир | 9 | |||
13 | Эмоции – наши друзья и наши враги | 1 | ||
14 | Друг в беде не бросит | 1 | ||
15 | Стыд и чувства вины | 1 | ||
16 | О хитрости и благодарности | 1 | ||
17 | Доброе сердце, как понимать | 1 | ||
18 | Страна справедливости | 1 | ||
19 | Я многое могу | 1 | ||
20 | Воля и путь к успеху | 1 | ||
21 | Как формируется характер | 1 | ||
Я и моя книга | 5 | |||
22 | Здравствуй книга | 1 | ||
23 | Хоровод сказок | 1 | ||
24 | По страницам детских журналов | 1 | ||
25 | Дети – герои книг | 1 | ||
26 | Они были детьми, а воевали как взрослые | 1 | ||
Природа – наш дом | 8 | |||
27 | Войди в природу другом | 1 | ||
28 | Гимн воде | 1 | ||
29 | Воздух – невидимка | 1 | ||
30 | Растения лечат | 1 | ||
31 | Как звучит природа | 1 | ||
32 | Викторина «Знатоки природы» | 1 | ||
33 | Удивительные животные | 1 | ||
34 | Выпуск листовок на экологическую тему | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
п/п |
Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Я – неповторимый человек | 4 | |||
1 | Нравственные ценности | 1 | ||
2 | Мой портрет «Десять моих я» | 1 | ||
3 | Откуда я родом | 1 | ||
4 | Мужественность и ее черты | 1 | ||
Я в окружении людей | 8 | |||
5 | Я – хороший, ты – хороший! | 1 | ||
6 | Взаимоотношение людей – основа отношений | 1 | ||
7 | Вечная борьба добра и зла | 1 | ||
8 | Мой класс – мои друзья | 1 | ||
9 | Приятно ли со мной общаться | 1 | ||
10 | Может ли человек прожить один | 1 | ||
11 | Доброе имя связано с добрыми делами | 1 | ||
12 | Можно ли оправдать предательство | 1 | ||
Мой внутренний мир | 9 | |||
13 | Роль эмоций в общение | 1 | ||
14 | Если радость на всех одна | 1 | ||
15 | Совесть – нужна ли она | 1 | ||
16 | О зависти и скромности | 1 | ||
17 | Дал слово – держи | 1 | ||
18 | Лидер – это кто | 1 | ||
19 | Я – личность | 1 | ||
20 | А мир прекрасен, если… | 1 | ||
21 | С характером рождаются? | 1 | ||
Я и моя книга | 5 | |||
22 | Откуда пришла книга | 1 | ||
23 | Сказка ложь, да в ней намёк | 1 | ||
24 | Книжкина мастерская | 1 | ||
25 | Книга о животных | 1 | ||
26 | Войны священные страницы | 1 | ||
Природа – наш дом | 8 | |||
27 | Путешествие в мир природы | 1 | ||
28 | Удивительный мир птиц | 1 | ||
29 | Вода и жизнь | 1 | ||
30 | Природные явления | 1 | ||
31 | Домашние лекари | 1 | ||
32 | Отходы в доходы | 1 | ||
33 | Человек – частица Вселенной | 1 | ||
34 | Викторина «Природа и мы» | 1 | ||
ИТОГО | 34 |