Васильева Мария Александровна
учитель русского языка, чтения, информатики
государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г.Темрюка
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №188947
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогами добра»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №188947


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Темрюка

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Дорогами добра»

 

Уровень образования: основное общее образование

 

Класс: 7-9

 

Количество часов: 102 В неделю 1 час

Учитель: Васильева Мария Александровна

Пояснительная записка

Общие положения

Рабочая программа по курсу «Дорогами добра» предназначена для обучающихся 7 – 9 классов ГКОУ КК школы-интерната г. Темрюка, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
  • Учебный план образовательной организации.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Программы внеурочной деятельности Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»» М.,2015.

 

Актуальность программы определена тем, что в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Они склонны к нарушению норм поведения и общения. Часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. 

 

Место программы в плане внеурочной деятельности.

7 класс-34 часа, 1 час в неделю.

8 класс-34 часа, 1 час в неделю.

9 класс-34 часа, 1 час в неделю.

 

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года.

Общая характеристика программы.

Данная программа поможет вооружить воспитанников знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеющего планировать свою деятельность, способного на самоопределение в профессии.  Содержание воспитания имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

Школьники с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.  Становление личности ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.  Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.  Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. 

 

Цели и задачи программы

Цели: 

Воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и всей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Задачи:

– формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

– формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Условия реализации:

 – помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности, пожарной безопасности;

– наличие литературы, тестовых заданий, плакатов.

Методика программы

Методы и средства обучения:

1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.

2.Наглядные методы: просмотр видеофильмов, презентаций, использование плакатов, рисунков.

3.Практические методы: занятия- практикумы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры, решение коммуникативных задач, конкурсы, тестирование, экскурсии.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Предполагаемый результат:

способность к осмыслению социального окружения своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 

– правильно выходить из конфликтной ситуации;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; 

знание традиций своей семьи.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы базовые учебные действия (БУД): Личностные учебные действия:

 – осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

 – гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; 

– уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

 – активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

– бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

Коммуникативные учебные действия:

– слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 – излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 –  дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

– использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

 – принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 – осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

 – дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

 – использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

 – применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

 – использовать в жизни и деятельности некоторые знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание тем учебного курса, 7 класс

Название

раздела

Содержание Кол-во часов Планируемые

результаты

1 Я – неповторимый человек 1. Что такое нравственность?

2. Я хороший, я многое хочу!

3. Как я выгляжу?

4. Я – мальчик, девочка

4 Иметь начальные представления о моральных нормах и правилах поведения;

Осознавать свое место в окружающем мире

2 Я в окружении людей 1. Мир начинается с меня.

2. Кому я нужен?

3. Добрым быть совсем не просто.

4. Я и мои друзья.

5. Что такое общение?

6. Моё место в коллективе.

7. Что в имени тебе моём?

8. Что такое предательство?

8 Давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Развивать навыки самоанализа.

3 Мой внутренний мир 1. Что такое эмоции? 

2. Радость, печаль, горе.

3. Когда лень, всё идёт через пень.

4. Имею ли я право обижаться?

5. Как быть заботливым и чутким.

6. Такое разное настроение.

7. Кого бы ты назвал вежливым?

8. Что такое доверие.

9. Мой характер.

9 Иметь четкие представления об эмоциях, способность управлять чувствами и основами коммуникативной культуры;

анализировать свой характер, его слабые и сильные стороны.

4 Я и моя книга 1.По страницам любимых книг. 

2. Добро и зло в сказках.

3. Экскурсия в библиотеку. 

4. Книги о Родине и родной природе.

5. Война глазами детей.

5 Осознавать потребность в чтении книг, развивая познавательный интерес.
5 Природа – наш дом 1. Путешествие по лесным тропинкам.

2. Лесные квартиры.

3. Вода – источник жизни.

4. Солнце – свет и тепло.

5. Лесная аптека.

6. КВН «Времена года»

7. Если планета больна.

8. Викторина о природе.

8 Ценностное отношение к родной природе, окружающей среде

Содержание тем учебного курса, 8 класс

Название раздела Содержание Кол-во часов Планируемые

результаты

1 Я – неповторимый человек 1.Нравственность – что это?

2. Я – особенный.

3. Я – личность.

4. Я – фея. Моя привлекательность.

4 Анализировать нравственную сторону своих поступков;

возможность адекватно и полно познавать себя и других людей.

2 Я в окружении людей 1. Какие мы.

2. Кто нужен мне.

3. Пусть на земле царит доброта.

4. У меня есть друг.

5. Общаться по правилам

6. Я, ты, мы.

7. Что означают наши имена.

8.Если тебя предали.

8 Понимать необходимость и ценность общения;

анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

проявлять заботу о других;

3 Мой внутренний мир 1. Эмоции – наши друзья и наши враги.

2. Друг в беде не бросит.

3. Стыд и чувства вины.

4. О хитрости и благодарности.

5. Доброе сердце, как понимать.

6. Страна справедливости.

7. Я многое могу

8. Воля и путь к успеху.

9. Как формируется характер.

9 Уметь понимать эмоциональное состояние другого человека, оказывать ему помощь;

определять роль эмоций в общении и способах их выражения;

5 Я и моя книга 1. Здравствуй книга.

2. Хоровод сказок.

3. По страницам детских журналов.

4. Дети – герои книг.

5. Они были детьми, а воевали как взрослые

5 Развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству, развитию навыков выразительного и правильного чтения
5 Природа – наш дом 1. Войди в природу другом.

2. Гимн воде.

3. Воздух – невидимка.

4. Растения лечат.

5. Как звучит природа.

6. Викторина «Знатоки природы»

7. Удивительные животные.

8. Выпуск листовок на экологическую тему.

8 Осознавать необходимость соблюдения правил безопасного и бережного поведения в природе;

Испытывать чувство ответственности за четвероногих друзей

Содержание тем учебного курса, 9 класс

Название

раздела

Содержание Кол-во часов Планируемые

результаты

1 Я – неповторимый человек 1.Нравственные ценности

2. Мой портрет «Десять моих я»

3. Откуда я родом

4. Мужественность и ее черты

4 Правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера
2 Я в окружении людей 1. Я –  хороший, ты – хороший!

2. Взаимоотношение людей – основа отношений

3. Вечная борьба добра и зла

4. Мой класс – мои друзья

5. Приятно ли со мной общаться

6. Может ли человек прожить один

7. Доброе имя связано с добрыми делами

8. Можно ли оправдать предательство

8 Проявлять уважение к другому человеку, уметь видеть его настроение и считаться с ним; развивать потребность в общении;

соблюдать нормы поведения и общения

3 Мой внутренний мир 1. Роль эмоций в общение

2. Если радость на всех одна

3. Совесть – нужна ли она

4. О зависти и скромности

5. Дал слово – держи

6. Лидер – это кто

7. Я – личность

8. А мир прекрасен, если…

9. С характером рождаются?

9 Уметь понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;

формировать критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, к понятиям, к принятию ответственности за их результаты

4 Я и моя книга 1. Откуда пришла книга

2. Сказка ложь, да в ней намёк

3.Книжкина мастерская

4. Книга о животных

5. Войны священные страницы

5 Проявлять познавательный интерес; стремление

к правильному и бережному отношению к книгам;

5 Природа – наш дом 1.Путешествие в мир природы

2.Удивительный мир птиц

3.Вода и жизнь

4.Природные явления

5.Домашние лекари

6.Отходы в доходы 

7.Человек – частица Вселенной

8.Викторина «Природа и мы»

8 Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;

видеть, чувствовать, понимать природу и беречь ее.

Ресурсное обеспечение

  1. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Проект.//Вестник образования. 2009.-№17.
  2. Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате» Москва.2007 г.
  3. Кащенко В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы 5-7 классы, М.,ВАКО, 2013.
  4. Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности». М, изд-во РОСТ

Календарно-тематическое планирование 7 класс

 

п/п

Раздел, тема урока Кол-во часов Дата проведения
план факт
Я – неповторимый человек 4
1 Что такое нравственность? 1
2 Я хороший, я многое хо-чу! 1
3 Как я выгляжу? 1
4 Я – мальчик, девочка 1
Я в окружении людей 8
5 Мир начинается с меня 1
6 Кому я нужен? 1
7 Добрым быть совсем не просто 1
8 Я и мои друзья 1
9 Что такое общение? 1
10 Моё место в коллективе 1
11 Что в имени тебе моём? 1
12 Что такое предательство 1
Мой внутренний мир 9
13 Что такое эмоции? 1
14 Радость, печаль, горе 1
15 Когда лень, всё идёт через пень 1
16 Имею ли я право обижаться? 1
17 Как быть заботливым и чутким 1
18 Такое разное настроение 1
19 Кого бы ты назвал вежливым? 1
20 Что такое доверие 1
21 Мой характер 1
Я и моя книга 5
22 По страницам любимых книг 1
23 Добро и зло в сказках 1
24 Экскурсия в библиотеку 1
25 Книги о Родине и родной природе 1
26 Война глазами детей 1
Природа – наш дом 8
27 Путешествие по лесным тропинкам 1
28 Лесные квартиры 1
29 Вода – источник жизни 1
30 Солнце – свет и тепло 1
31 Лесная аптека 1
32 КВН «Времена года» 1
33 Если планета больна 1
34 Викторина о природе 1
ИТОГО 34

 

Календарно-тематическое планирование 8 класс

 

п/п

Раздел, тема урока Кол-во часов Дата проведения
план факт
Я – неповторимый человек 4
1 Нравственность – что это? 1
2 Я – особенный. 1
3 Я – личность. 1
4 Я – фея. Моя привлекательность. 1
Я в окружении людей 8
5 Какие мы 1
6 Кто нужен мне. 1
7 Пусть на земле царит доброта. 1
8 У меня есть друг. 1
9 Общаться по правилам 1
10 Я, ты, мы 1
11 Что означают наши имена 1
12 Если тебя предали 1
Мой внутренний мир 9
13 Эмоции – наши друзья и наши враги 1
14 Друг в беде не бросит 1
15 Стыд и чувства вины 1
16 О хитрости и благодарности 1
17 Доброе сердце, как понимать 1
18 Страна справедливости 1
19 Я многое могу 1
20 Воля и путь к успеху 1
21 Как формируется характер 1
Я и моя книга 5
22 Здравствуй книга 1
23 Хоровод сказок 1
24 По страницам детских журналов 1
25 Дети – герои книг 1
26 Они были детьми, а воевали как взрослые 1
Природа – наш дом 8
27 Войди в природу другом 1
28 Гимн воде 1
29 Воздух – невидимка 1
30 Растения лечат 1
31 Как звучит природа 1
32 Викторина «Знатоки природы» 1
33 Удивительные животные 1
34 Выпуск листовок на экологическую тему 1
ИТОГО 34

 

Календарно-тематическое планирование 9 класс

 

п/п

Раздел, тема урока Кол-во часов Дата проведения
план факт
Я – неповторимый человек 4
1 Нравственные ценности 1
2 Мой портрет «Десять моих я» 1
3 Откуда я родом 1
4 Мужественность и ее черты 1
Я в окружении людей 8
5 Я – хороший, ты – хороший! 1
6 Взаимоотношение людей – основа отношений 1
7 Вечная борьба добра и зла 1
8 Мой класс – мои друзья 1
9 Приятно ли со мной общаться 1
10 Может ли человек прожить один 1
11 Доброе имя связано с добрыми делами 1
12 Можно ли оправдать предательство 1
Мой внутренний мир 9
13 Роль эмоций в общение 1
14 Если радость на всех одна 1
15 Совесть – нужна ли она 1
16 О зависти и скромности 1
17 Дал слово – держи 1
18 Лидер – это кто 1
19 Я – личность 1
20 А мир прекрасен, если… 1
21 С характером рождаются? 1
Я и моя книга 5
22 Откуда пришла книга 1
23 Сказка ложь, да в ней намёк 1
24 Книжкина мастерская 1
25 Книга о животных 1
26 Войны священные страницы 1
Природа – наш дом 8
27 Путешествие в мир природы 1
28 Удивительный мир птиц 1
29 Вода и жизнь 1
30 Природные явления 1
31 Домашние лекари 1
32 Отходы в доходы 1
33 Человек – частица Вселенной 1
34 Викторина «Природа и мы» 1
ИТОГО 34
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогами добра»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram