ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРОЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А. М. Асланова
Старший воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленький цветочек»
городского округа «Поселок Агинское»
2025 год – юбилейный. Наша страна, как и многие страны мира, готовится отметить 80-летие Победы в Великой отечественной войне. Праздник, который вызывает одновременно патриотические чувства: радости и гордости за страну, выстоявшую и победившую, печали и сожаления о миллионах погибших людей, разоренных городах и селах. Также этот год в России объявлен Годом защитника Отечества. В связи с этим работа по патриотическому воспитанию приобретает особый контекст – необходимо бережно передать детям знания о тех, кто отстаивает границы и интересы нашей Родины, совместно с воспитанниками и их семьями подчеркнуть особую роль защитников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В основе формирования гражданской идентичности в дошкольном учреждении положена любовь к близким, к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для гражданского воспитания. Дошкольное детство является важным периодом в становлении личности и мы, педагоги дошкольного образования, ответственны в том, какие ценности лягут в основу будущего гражданина и патриота. Главная наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут им стать достойными представителями своей страны.
Наша работа по формированию основ гражданской идентичности направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих культурное, историческое прошлое России. Цель – формирование первичных представлений, обеспечивающих гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Проектная деятельность способствует развитию у детей таких качеств, как творческое мышление, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. В процессе работы над проектом дети могут узнавать о важности патриотизма, о традициях и символах своей страны, о национальных героях и событиях. Они могут осознать свою роль в обществе и понять, что каждый из них может внести вклад в развитие и процветание своей страны. Организация проектной деятельности учитывает особенности возраста детей дошкольного возраста, их психические и индивидуальные особенности. В младшей и средних группах проекты имеют краткосрочный характер, в то время как для старшей группы они становятся исследовательскими и долгосрочными.
Однажды играя с детьми в словесную игру «Города» выяснилось, что многие дети незнакомы с разнообразием названий и тем более существованием этих городов. Объем знаний сводился к 3-5 городам, в которых дети когда – то побывали на отдыхе или в гостях у родственников. Так родилась идея создания проекта «Путешествие по карте России», который успешно реализуется в нашем саду на протяжении двух лет.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её символике, достопримечательностям, народным промыслам и традициям; воспитание любви и привязанности к родной стране. В ходе реализации данного проекта, дети узнают не только о городах нашей огромной страны, но и о народах и национальностях, природных зонах, крупных рек, озер. Совместно с родителями готовили материал, составляли отчеты и защиту экспозиций.
Очень нравится детям проект «Солдатушки – бравы ребятушки». В завершении этого проекта, ежегодно, в честь 9 мая, проходит конкурс-смотр строя и песни, цель которого сохранение и развитие традиций гражданско-патриотического воспитания; выявление лучших команд детей старшего дошкольного возраста по строевой подготовке.
Каждый год в январе во всех группах реализуется краткосрочный проект «Блокада Ленинграда», направленный на расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны. Формы реализации проектов данного направления разные: беседы, тематические недели, продуктивная деятельность. Главная цель – возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, укрепление нравственно – патриотических чувств, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины.
С начала учебного года в средней и старшей группах реализуется долгосрочный проект «Мы живем в России». Цель проекта – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества. Это объемный проект рассчитанный на весь учебный год и представляет целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, ее прошлом и настоящем.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности позволяет создать условия для формирования у детей любви к родине, понимания ее истории и культуры, а также развитие их нравственных и гражданских качеств. Этот подход помогает детям стать активными участниками общественной жизни и гордиться своей страной.
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Подводя итоги, хочется сказать, что невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы через проектную деятельность детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Список используемой литературы
- Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014 – № 5. – с. 42-45
- Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» -:http//proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016)
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живем в России. М., 2007
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2004
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М., 2005.
- Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта “А.З.Б.У.К.А. детства”. (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. – С. 220-224. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35662794_91650063.pdf