Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Л» в слогах, словах, предложениях
Тема занятия: «В гостях у белки Лолы». Автоматизация Звука «Л»
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
– формировать навыки согласования числительного с существительным;
Коррекционные:
-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
-обогащение и расширение словарного запаса;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Наглядный материал: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, бабочки для дыхательной гимнастики, картинки с изображением елки , дуба с дуплом, желудей, белки, набор предметных картинок со звуком «Л», предметная картинка лукошко,шкатулка, картинки с птицами со звуком «Л», разрезанная картинка на части.
Ход занятия:
- Организационный момент.
– Сегодня мы отправимся в лес. Закрой глаза и посчитай до 10.
– Смотри мы, очутились с тобой в лесу на поляне. Как красиво вокруг, много цветов, деревьев, солнышко светит, теплые лучи пускает на поляну.
– Ой, смотри, под елкой письмо лежит.
– Давай откроем и узнаем, что там
– Послушай загадку и отгадай кто это:
В дупле зверь тот проживает,
Туда шишки все таскает,
В рыжей шубке прыг да скок,
Что же это за зверек (белка)
Да, правильно, это пушистая, белка, зовут ее Лола. Она очень добрая и веселая любит собирать шишки, желуди, грибы ( если у ребенка нет звука рь, можно убрать картинку с грибами). Лола пришла послушать, как ты произносишь звук «Л» и поиграть в разные игры с тобой.
- Артикуляционная гимнастика.
Давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.
Упражнение «Лягушка»
Тянуть губы прямо к ушкам,
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем,
Ду-ду-ду
Упражнение «Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «Окошком»,
Зубки рядышком стоят,
И в окошко глядят.
Упражнение «Тесто»
Упражнение « Блинчик»
Язык блинчиком положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
Упражнение «Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
Упражнение « Орешки»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно орешки,
Перекатываются во рту
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
Упражнение «Чашечка»
Язычок наш поумнел,
Чашку сделать он сумел,
Можно чай туда налить,
И с конфетами попить
« Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Упражнение «Грибок»
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой,
С бархатной подкладкой
« Пароход гудит»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: ы-ы-ы.
-Молодец!
-Посмотри, на поляне собрались бабочки, давай мы на них подуем (упражнение на дыхание)
- Автоматизация звука [Л] в слогах.
– Лола любит играть на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
Ал-ал-ал, ла-ла-ла, ала-ала-ала-ла-ла-ла
Ул-ул-ул, лу-лу-лу, улу-улу-улу-лу-лу-лу
Ыл-ыл-ыл, лы-лы-лы, ылы-ылы-ылы-лы-лы
Ол-ол-ол, ло-ло-ло, оло-оло-оло-ло-ло-ло
- Автоматизация звука [Л] в словах.
– Белка Лола предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].
ЛА-ЛА-ЛА – белка сидела и песенку…..(пела)
ЛО – ЛО – ЛО – у белки теплое …..(дупло)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у белки детеныши …(малыши)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – ведь они еще …. (малы)
- Пальчиковая гимнастика.
Белочки
Домик маленький на елке,
Дом для белок, а где же белки? |
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (дупло).
«Дупло» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «Дупло», смотрит поочередно правым-левым глазом |
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять. |
Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. |
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти белки? |
Затем стучит по ладошке с растопыренными пальцами(елка) |
Стали вдруг выглядывать,
Вот какие маленькие глазки у бельчат |
На обеих руках пальцы смыкаются в кольцо, смотрим в (бинокль) вправо, влево |
И умеют глазками весело моргать
Раз, два, три, четыре, пять! |
убирает (бинокль), моргает глазами |
- Формирование навыка звукового анализа.
– Как много желудей под дубом упало. Лола не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать в лукошко и положить в дупло. Давай ей поможем, выбрать те желуди, в названии которых есть звук [Л].
(ландыш, колокольчик ,лаванда, мак, ромашка, незабудка, флоксы, гусиный лук, лоза, лотос, ).
- Игра «Где спрятался звук».
– Лола принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
( Лапа,мел, лупа, осел, вилка, лошадь, ложка, галка, лапа, ласточки, пила, желуди, юла, лук, лодка…).
- Физминутка.
– Белка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и белочки зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Прыгай как белка,
Хлопай как белка,
Приседай со мной соседка,
Руки вверх, вперед и вниз,
Влево, вправо повернись,
Улыбнись и садись
- Игра «Посчитай».
– Посмотри, как много птиц на елке! Давай посчитаем их.
Игра « Счет от 1- 2- 5- 9».
– 1 иволга, 2 иволги, 5 иволг, 9 иволг
(соловей, дятел, галка, голубь).
10.игра «4 лишний»
-Теперь нужно найти лишнюю птицу, объяснить Лоле почему она лишняя.
(На елке сидят птицы: соловей, дятел, иволга, голубь) убрать лишнюю.
- Автоматизация звука [Л] в предложениях.
– Лола решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Голубь ловил Павла.
Салазки везут Славу.
Стул сел на Михаила.
Пол упал на стул.
Кукла унесла в чулан собаку.
Лопатка взяла Лолу.
Ладони вымыли Клаву.
Полка поставила бутылку на Володю
Лук полол Милу.
Белый платок надел Аллу.
- Развитие мелкой моторики.
– Пока мы с тобой помогали исправить ошибки Лоле, малыши бельчата разорвали любимую картинку белки.
– помоги, пожалуйста, собрать эту картинку.
(Ребенок собирает разрезную картинку, на картинке клубничные конфеты нарисованы).
-Теперь ты знаешь, что любит Лола, она хочет угостить тебя (дает мешочек с угощением)
-А теперь закроем глаза и отчитаем от 10 до 1.
-Посмотри, ты снова дома!
- Итог занятия.
– Наше занятие подошло к концу. Молодец, ты справилась!
– Какая игра тебе понравилась больше всего.