Агафонова Елена Васильевна - преподаватель,
Бунькова Надежда Юрьевна - преподаватель
МБУДО «Детская школа искусств №2» г. Челябинск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189018
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: «ОСНОВЫ СОЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ» (СИНТЕЗАТОР) Для детей с нарушением аутистического спектра (РАС)
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189018


Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение 

дополнительного профессионального образования 

«Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации 

работников культуры и искусства Челябинской области»

ОСНОВЫ СОЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

(СИНТЕЗАТОР)

Для детей с нарушением

аутистического спектра (РАС)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства 

«Общее эстетическое образование»

(для детей с ОВЗ) 

(4-летний срок обучения)

Челябинск 2024

 

Разработчики:

Агафонова Е.В., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств № 2» г.Челябинск

Бунькова Н.Ю., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинск

 

Рецензент – Учкина В.А., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств № 2» г. Челябинск

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

– Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

–  Срок реализации учебного предмета

– Сведения о затратах учебного времени 

– Форма проведения учебных аудиторных занятий

– Цель и задачи учебного предмета

– Структура программы учебного предмета

– Методы обучения 

– Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

– Учебно-тематический план

– Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок

– Аттестация: цели, виды, форма, содержание

– Критерии оценки

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

            –  Методические рекомендации преподавателям

 – Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

  1. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

 

        VII.    Приложение

      

         –  Примерный репертуарный список

 

      

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его роль 

в образовательном процессе

Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Синтезатор», разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе с расстройством аутистического спектра (РАС).

Синтезатор – электронный клавишный инструмент, получивший широкое распространение. Обучение игре на клавишном инструменте воспитывает волю и дисциплину, помогает правильно распределять свое время. Занятия музыкой способствуют развитию математических способностей, логики, зрительно – пространственного восприятия и абстрактного мышления ребенка.

Программа учитывает физические, возрастные, индивидуальные особенности учащихся и построена на принципах: 

  • индивидуального подхода – максимального развития природных способностей ребенка, психофизиологических особенностей, составляющих его музыкальную индивидуальность; 
  • доступности обучения, в том числе, на основе подбора учебного музыкального материала с учетом состояния здоровья, физических возможностей детей  и степени продвинутости учащихся; 
  • последовательности и постепенности обучения (от простого к сложному); 
  • наглядности обучения – показа (иллюстрации) и объяснения;
  • активности – максимального участия ученика в учебной деятельности. 

     Программа имеет художественно-эстетическую направленность, а  

так же помогает корректировать развитие «особого» ребёнка методами музыкальной терапии.

       Данная программа позволяет преподавателю применить индивидуальный подход в обучении детей с РАС, правильно распределить учебную нагрузку, развить их художественные возможности и способности, научить  их трудиться с желанием, воспринимая музыкальные уроки как интересное, увлекательное занятие.

 

 

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения учебного предмета составляет 4 года. Рекомендуемый возраст для начала освоения программы – от 6,5 до 14 лет. 

Сведения о затратах учебного времени

Классы 1 2 3 4
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 35 35 35 35
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 2 2 2
Общее количество часов на аудиторные занятия 70 70 70 70
Количество часов на самостоятельную работу в неделю 35 35 35 35
Всего на курс 420

Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребёнка с ОВЗ (с РАС).

Время на самостоятельную работу учащихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Форма проведения учебных занятий

Аудиторные занятия проводятся с учащимися индивидуально 2 раза в неделю. Индивидуальная форма занятий создает условия для всестороннего развития и воспитания каждого обучающегося, позволяет объективно оценивать перспективу дальнейшего обучения с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка. Рекомендуемая продолжительность занятий – 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – нравственное и эстетическое воспитание личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального искусства, способствующее социализации обучающегося, приобщение детей с РАС  к музицированию на основе клавишного синтезатора, в разнообразных формах данной творческой деятельности.

Образовательная цель достигается на основе решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. 

Обучающие задачи.

  1. Изучение художественных возможностей синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов управления фактурой музыкального звучания. 
  2. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, тембре, форме. 
  3. Освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на синтезаторе.

Развивающие задачи.

  1. Гармоничное развитие, исполнительских способностей, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса.
  2. Развитие воображения, мышления, воли воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения.

Воспитательные задачи. 

  1. Духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству. 
  2. Эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства. 
  3. Воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой музыки, лучших образцов народного творчества. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • содержание учебного предмета по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • приложение.

Методы и приемы обучения

В основе обучения лежат следующие методы:

  1. Комплексный метод (Г.Нейгауз), объединяющий творческую практику и изучение музыкальной теории. 
  2. Методы и приемы, направленные на осознанное восприятие музыкально-теоретических понятий, необходимых  для осуществления творческой деятельности на основе цифрового инструментария: 

применение правил взаимодействия музыкально-выразительных средств в творческой практике; 

гибкое сочетание объяснительно-иллюстративных методов обучения; 

метод забегания вперед и возвращения к пройденному; 

применение образных моделей музыкально-теоретических понятий и др. 

  1. Методы и приемы, направленные на приобщение к музыкально-творческой практике на основе цифрового инструментария: 

метод разъяснения последовательности действий; 

подбор увлекательных и посильных творческих заданий и др. 

Для реализации поставленных задач используются следующие методы деятельности преподавателя:

–   практический ( формирование практических умений и навыков)

– объяснительно-иллюстративный (объяснение, беседа, рассказ, показ, демонстрация приёмов исполнения);

– ассоциативный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: синтезатор в комплекте с адаптером, пультом, подставкой, экраном и проектором.

Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь усилитель и акустические колонки. 

 Учащиеся имеют доступ к библиотечному фонду, который укомплектован необходимой нотной и методической литературой, аудио- и видеозаписями, наглядными пособиями.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Количество часов
Тема Часы аудиторной работы Часы внеаудиторной работы Всего часов
  Тема 1.

Вводное занятие

1 1
Тема 2.

Выразительные возможности клавишных синтезаторов

Тема 3.Постановка игрового аппарата

6 4 10
Тема 4.Работа над игровыми приемами

Банки голосов и паттернов

12 6 18
        Тема 5. Изучение нотной грамоты. 10 5 15
Знакомство с клавиатурой.
Изучение длительностей нот
Знакомство с метроритмом, размерами
Тема 6. Работа над репертуаром 18 2 5
Тема 7.Ансамблевое исполнение 5 2 7
Тема 8. Формирование технических навыков. 14 7 21
Упражнения на развитие техники.
Работа над этюдами.
Тема 9.Подбор по слуху 3 9 27
Тема 10.Итоговое занятие 1 1
Итого: 70 35 105

 

Второй год обучения

Тема Количество часов
Часы аудиторной работы Часы внеаудиторной работы Всего часов
Тема 1.Вводное занятие 1 1
Тема 2.Работа над игровыми приемами 14 7 21
Тема 3.Развитие музыкального слуха

Простые музыкальные жанры

12 6 18
Тема 4.Развитие технических навыков

Организация целесообразных игровых движений

24 12 36
Тема 5.Работа над репертуаром.

Банки голосов и паттернов

  18 9 27
Тема 6. Итоговое занятие. 1 1
Итого: 70 35 105

Третий год обучения

Тема               Количество часов
Часы аудиторной работы Часы внеаудиторной работы Всего часов
Тема 1.Вводное занятие 1 1
Тема 2.Работа над игровыми приемами 12 6 18
Тема 3.Развитие музыкальной грамотности.

Банки голосов и паттернов

12 6 18
Тема 4.Развитие технических навыков 24 12 36
Тема 5.Работа над репертуаром. 20 10 30
Тема 6. Итоговое занятие. 1 1
Итого: 70 35 105

 

Четвертый год обучения

Тема Количество часов
Часы аудиторной работы Часы внеаудиторной работы Всего часов
Тема 1.Вводное занятия 1
Тема 2.Работа над игровыми приемами. Банки голосов и паттернов 16 8 24
Тема 3.Развитие музыкальной грамотности, аккорды и их буквенно-цифровое обозначение 14 7 21
Тема 4.Развитие технических навыков

Игра в ансамбле

Подбор по слуху

24 12 36
Тема 5.Работа над репертуаром.

Освоение простейших приемов аранжировки и исполнения музыки на синтезаторе.

14 7 21
Тема 6. Итоговая аттестация. 1 1
  Итого  70 35 105

 

Годовые требования по классам

1 класс

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с ребенком, выявление его музыкальных интересов, определение способностей. Беседа о правилах поведения в учреждении, правилах по технике безопасности.

  Тема 2. Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

 Ознакомление с инструментом – клавишным синтезатором, с его основными выразительными возможностями (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент, паттерны) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending. 

    Тема 3.  Постановка игрового аппарата.

Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов. Упражнения на освобождение руки, перенос рук через октаву – «Радуга-дуга», «Мостики» и др. 

      Тема 4. Работа над игровыми приемами. Банки голосов и паттернов.

 Игра non legato, а затем legato. Принципы звукоизвлечения при игре разными штрихами. Голоса синтезатора, имитирующие клавишные и струнно-смычковые инструменты инструменты Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент).

Тема 5.Изучение нотной грамоты. Знакомство с клавиатурой.

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, названия нот, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, 3/4, лига, наиболее употребительные динамические обозначения, аппликатура.

Тема 6. Работа над репертуаром. Подготовительные упражнения по созданию аранжировки музыки для синтезатора: определение правильного и неправильного вариантов гармонизация мелодии, удачного и неудачного выбора аккомпанирующего паттерна и голоса для инструментовки мелодической линии. Исполнение на синтезаторе аранжировок небольших пьес. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш. 

Тема 7. Ансамблевое исполнение. Исполнение на синтезаторе аранжировок небольших пьес в ансамбле с преподавателем. (в четыре руки)

Тема 8. Формирование технических навыков. Упражнения на развитие мелкой моторики рук и других видов техники. Приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, исполнение этюдов. Работа над гаммами (мажор в одну октаву).

Тема 9. Подбор по слуху. Подбор небольших по объёму музыкальных попевок, песенок. Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. 

Тема 10. Итоговое занятие. Исполнение программы на оценку.

В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 10-15 небольших произведений народной, классической и современной музыки. 

По окончании  первого года обучения учащийся: 

– знаком со строением инструмента, знает аппликатуру;

– умеет правильно сидеть за  инструментом;

– соблюдает правильную и удобную постановку исполнительского аппарата;

– владеет приемами игры non legato, а legato; 

– играет небольшие пьесы двумя руками.

2 класс

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.

Тема 1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала и репертуара.

        Тема 2. Работа над игровыми приемами. Изучение аппликатурных закономерностей. Работа над упражнениями, направленными на развитие активности и беглости пальцев. Работа над штрихами, звукоизвлечением. Игра на синтезаторе в одной позиции и с подкладыванием первого пальца. Формирование технических навыков. Упражнения на развитие техники рук.

Общее ознакомление с банками голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. 

Различные обозначения нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, названия октав, тональности до одного знака при ключе, тактовый размер 2/4-4/4, затакт, наиболее употребительные обозначения штрихов. 

  Тема 3. Развитие музыкального слуха. Простые музыкальные жанры.

 Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Знакомство с танцевальными жанрами (полька, гавот, менуэт), маршем.

     Тема 4. Развитие технических навыков. Упражнения на развитие мелкой моторики рук и других видов техники. Исполнение этюдов двумя руками.

Тема 5. Работа над репертуаром. Банки голосов и паттернов. Разучивание небольших разнохарактерных произведений народной и классической  музыки, музыки массовых жанров. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок. Чтение с листа простейших одноголосных мелодий. Голоса синтезатора, имитирующие духовые и струнно-щипковые инструменты.

Тема 6 . Итоговое занятие. Исполнение программы на оценку. Выбор  новых произведений.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен исполнить на синтезаторе 10-15 небольших произведений народной, классической и современной музыки. 

По окончании  второго года обучения учащийся:

– играет разнохарактерные произведения;

– знает основные музыкальные термины;

– подбирает по слуху и читает с листа;

– играет в ансамбле.

 

3 класс

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.

Тема 1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала и репертуара.

Тема 2. Развитие музыкальной грамотности. Банки голосов и паттернов.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе.  Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения.

Содержание и форма музыки. Понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простая двух- и трехчастная музыкальная форма. Характерные особенности банков голосов и паттернов наличных синтезаторов. Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или куплетной).

Тема 3. Работа над игровыми приемами. 

Развитие навыков электронной аранжировки музыки: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием мажорных, минорных трезвучий; обогащение аранжировки с помощью автогармонизации мелодии (Auto Harmonize) 

Тема 4. Развитие технических навыков.

Игра на синтезаторе legato и staccato. Работа над мелкой моторикой рук. Гаммы – мажор и минор – в 2 октавы отдельно каждой рукой. Исполнение этюдов на разные виды техники. 

Тема 5. Работа над репертуаром. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок. Чтение с листа в медленном темпе мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. В течение учебного года ученик под руководством педагога должен сыграть 8-10 различных музыкальных произведений. 

Тема 6. Итоговое занятие. Исполнение программы на оценку. Выбор  новых произведений.

По окончании третьего года обучения учащийся:

– исполняет произведения зарубежных, русских и современных композиторов, обработки народных песен и танцев;

– исполняет гаммы;

– подбирает по слуху;

– играет в ансамбле.

– знает стили и жанры музыкальных произведений.

4 класс

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.

Тема 1. Вводное занятия. Повторение пройденного материала и репертуара.

Тема 2. Работа над игровыми приемами. Банки голосов и паттернов.

Голоса синтезатора, имитирующие народные инструменты, электрогитары и электронные инструменты (из банков synth lead, synth pad, synth effects  и им подобных). Паттерны джаза, паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или куплетной).

Тема 3. Развитие музыкальной грамотности, аккорды и их буквенно-цифровое обозначение.

Мелодия и бас как основа музыкальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Форма рондо.

Тональности до четырех знаков при ключе. Трезвучия тонической, доминантовой и субдоминантовой групп. Обращение трезвучий и доминантсептаккорда, другие виды септаккордов. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. 

Тема 4. Развитие технических навыков.Игра в ансамбле. Подбор по слуху. 

Упражнения на развитие разных видов пальцевой техники. Работа над гаммами (мажор и минор в 2 октавы до 3-х знаков при ключе). Исполнение этюдов.  Подбор по слуху простых знакомых песенных мелодий. Возможно сочинение пьес для синтезатора на сюжет или стихи. Чтение с листа. Игра в ансамбле с преподаввателем, аккомпанемент.

Тема 5. Работа над репертуаром. Освоение простейших приемов аранжировки и исполнения музыки на синтезаторе.

Выбор и подготовка произведений для исполнения на итоговой аттестации.составление будущих композиций. Работа над формой произведений, гармонизацией. Подбор стиля, фактуры, электронных тембров.Работа над автоаккомпаниментом.

Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодий с применением трезвучий всех ступеней, а также трезвучий с секстой; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной группе голосов, написанных в простых, вариационной формах. Пение под собственное сопровождение.

 В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать  аранжировки 4-5 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Тема 6. Итоговая аттестация. Исполнение произведений на оценку.

По окончании  курса  обучения учащийся:

– исполняет произведения зарубежных, русских и современных композиторов, обработки народных песен и танцев;

– исполняет гаммы в две октавы (с учетом возможностей ребенка);

– использует различные  приемы игры;

– подбирает по слуху;

– знает стили и жанры музыкальных произведений.

– играет в ансамбле.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Учащийся на итоговом контрольном уроке исполняет 2 произведения: обработку народной музыки и произведение музыки массовых жанров (допустимо исполнение в ансамбле с преподавателем).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  1. социального опыта детей и их родителей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ, направленных на доступность дополнительного образования данной категории детей;
  2. способность к рефлексии, умение анализа и самоанализа;
  3. раскрытие творческого потенциала обучающихся;
  4. формирование социальных и жизненных компетенций;
  5. приобретение детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками;
  6. совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;

в области исполнительской подготовки:

  1. навык исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  2. умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  3. умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  4. навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности.

 

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

  Промежуточная аттестация по предмету «Синтезатор» проводится 2 раза в год. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в классных концертах, тематических вечерах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.  При проведении контрольных уроков следует учитывать состояние здоровья, обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно проведение промежуточной аттестации в классном порядке без присутствия комиссии.

 Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока. 

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» – отлично;

«4» – хорошо;

«3» – удовлетворительно;

«2» – неудовлетворительно.

Критерии оценки

Оценка Критерии оценивания выступления
знания,  умения,  навыки,  отвечающие
5 («отлично») всем требованиям на данном этапе обучения
наличие небольших недочётов в умениях,
4 («хорошо») навыках, пробелов в  знаниях
  3 неуверенное владение знаниями,
(«удовлетворительно») умениями, навыками
    2 комплекс серьезных недостатков    в
развитии  умений, навыков, отсутствие знаний
(«неудовлетворительно»)
по предмету

 

При оценивании обучающегося, осваивающего адаптированную общеразвивающую программу «Синтезатор» для детей с ОВЗ, следует учитывать:

  1. формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  2. степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
  3. особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное развитие;
  4. развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  5. развитие творческого потенциала;
  6. наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
  7. овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности.
  8. степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

Методические рекомендации преподавателям

Главной особенностью в работе с детьми с нарушением аутистического спектра является тесное взаимодействие зрительно-двигательной, слухо-вокальной, слухо-двигательной координации:

-специальные упражнения для рук и ног, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения;

– контроль осанки учащихся за инструментом;

– контроль за освещением в классе;

– проведение бесед с учащимися по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий;

– отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук;

– создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе;

– учет психофизиологических и возрастных особенностей, учащихся;

– регламент учебных занятий по времени;

– частая смена видов деятельности на уроке;

– пропаганда здорового образа жизни.

Распределение по классам (годам обучения) музыкально-теоретического материала происходит по принципу последовательного систематического охвата всех необходимых для развернутых форм электронного музицирования проблем. При этом порядок изучения этих проблем выстраивается в направлении от общего к частному, что позволяет учащимся постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых для электронного музицирования знаний, постепенно углубляя их и, соответственно, повышая уровень данной музыкально-творческой деятельности. 

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также – выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

Изучение художественных возможностей электронных цифровых инструментов построено по принципу «от простого к сложному». Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, также является фактором, связывающим этот новый курс с уже существующими. Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях и зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.

С обучающемся должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий.

В самом обучении, так же как и в ситуации обследования, важно дозировать применение вербальной инструкции. Важно максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством. Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно. Преподавателю необходимо помнить, что процесс обучения начинается с демонстрации ожидаемого результата.

Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра: трудность понимания устной и письменной речи, многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. 

Обучение игре на инструменте детей с РАС несколько отличается от обучения нормотипичных детей. При занятиях с такими детьми надо учесть некоторые особенности:

– объяснения материала должны быть немногословными, не очень громкими, четкими, с использованием простых жестов для большей наглядности;

– обязательно использовать показ при объяснении, так как ученик должен видеть  посадку, клавиатуры инструмента, способ звукоизвлечения;

– все объяснения должны быть просты, доступны и понятны ученику.

  Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. 

Применение наглядности нужно при преподнесении любого учебного материала:

–  использование наглядного подкрепления при изучении новых слов и понятий;

–  использование презентаций при подаче знаний; 

–  соединение абстрактных понятий с образами и символами (например – понятия «вверх» и «вниз»); 

–  визуализация произнесенных терминов (например: с помощью игрушек, к игрушке прикрепляются таблички подписями, затем игрушка заменяется картинкой с подписью, которая, в свою очередь, заменяется символом стрелкой, в результате оставляется только табличка).  

Преподавателю необходимо сразу обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме, так как аутичные ученики испытывают трудности с переходами от одной деятельности к другой, и такие перемены могут вызывать стресс и чувство дезориентации.  Чтобы  уменьшить чувство дискомфорта у ребенка при смене деятельности или среды можно напомнить ученику, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за 1 минуту до него,  используя таймер или карточку.

Необходимо избегать перегрузок в учебе и общении, ведь любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра. Следует избегать  планирования заданий, которые требуют максимальной вовлеченности в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Успеваемость и развитие ученика с РАС зависит от целесообразно составленного индивидуального репертуарного плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие ребенка, учтены его индивидуальные особенности, как физические, так и психологические. Следовательно, педагогические требования должны быть дифференцированы.

В зависимости от индивидуальных способностей ребенка преподаватель может корректировать программные требования. Ребенок принимает непосредственное участие в подборе репертуара. Преподаватель по возможности всегда учитывает интересы ученика  и его музыкальные предпочтения.

Усилия преподавателя будут эффективными, если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача преподавателя –   установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к пожеланиям родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку и развитие ребенка.

Очень важно сохранить для ребенка с ОВЗ (с РАС) возможность участвовать в общих концертах школы и отделения, академических концертах, классных мероприятиях, праздничных вечерах, даже при невозможности активного участия в них.

 

  1. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогика музыкального творчества

  1.  Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  2. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей //Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М., Л.: Музыка, 1965. -С. 96-101.
  3. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю.К. Бабанский. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  4. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. Исследование Текст. / Л.А. Баренбойм. 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, 1979. — 352 с.
  5. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. — 336 с.
  6. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – // И.М. Красильников. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
  7. Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – //И.М. Красильников. М.: Экон-Информ, 2010
  8. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – // И.М. Красильников. Дубна: Феникс+, 2007
  9. Коган, Г.М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы Текст. / Г.М. Коган // От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып. 1. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. – С.5-19.
  10. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст. / Г.Г. Нейгауз. 6-е изд. – М.: Классика-ХХ1, 1999. – 232 с.
  11. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением Текст. / С.И. Савшинский. -М.: Классика-ХХ1, 2004. 192 с.
  12. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов. М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии, 1947. – 335 с.
  13. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие Текст. / Ю.А. Цагарелли. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2008.-368 с.
  14. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение» Текст. / Г.М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  15. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов Текст. / Р. Шуман // Альбом для юношества. М.: Музыка, 1994. – С.68-70.

Электронный музыкальный инструментарий

  1. Артемьев Э. Н. «Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы» // Звукорежиссер, 2001. – 2. – с.56 – 61. 
  2. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник –// В. Белунцов. СПб: Изд-во «Питер», 2000
  3. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. Практическое пособ.// – М.: изд-во Триумф, 1999
  4. Карпович В.Н. ЭВМ и образование: аналитический обзор основных концепций компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. с. 144-153
  5. Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.: ООО МЦ «Искусство и образование», 2007
  6. Медников В.В. Основы компьютерной музыки. СПб.; БХВ -// Петербург; 2002. – 336 с
  7. Монахов Д. Нотные редакторы // Музыкальное оборудование, 1999. № 12. -с.28-45.
  8. Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия. / Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. 
  9. Лашковский; – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 172 с. 
  10. Ульянич B.C. Заметки о компьютерной музыке // ж. Музыкальная жизнь, 1990. -№15. с. 6-7

Теория музыки.

Дополнительная литература для преподавателей

  1. Абелян Л. А. Забавное сольфеджио: учеб. пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста / JI. А. Абелян. — М.: Советский композитор, 1985. — 58 с.
  2. Алфеевская Г. С. Формирование системных знаний о музыке в процессе анализа музыкальных произведений // Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвузовский сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. – С. 29-36.
  3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Ред. Е.М. Орловой. Изд. 2-е. / Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Ред. Е.М. Орловой. Изд. 2-е: / Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
  5. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио/ Т.А. Вахромеева- М: Музыка, 2004
  6. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. –// М.: Музыка, 1969
  7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. – 2-е изд. доп. и перераб. / М.: Музыка, 1979
  8. Способин И. Элементарная теория музыки. / М.: «Кифара», 1996
  9. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. / М.: Музыка, 1976
  10. Чугунов Ю. Гармония в джазе. / М.: Современная музыка, 2003
  11. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. / М.: Музыка, 1983

 

Учебные пособия и репертуарные сборники

  1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
  2. классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
  3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-
  4. сост. И. Беркович. Киев,1964
  5. Альбом ученика пианиста. Учебно-методическое пособие 5 класс. Сост. Цыганова Г., 
  6. Королькова И./ Ростов, Феникс, 2003 г. 
  7. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. – М. : Российское музыкальное издательство, 2006. – Ч. 1. – 66 с.;Ч. 2. – 146 с.
  8. Барсукова С. Сборники пьес для 1-2 класса «Веселые нотки»/Ростов, Феникс, 2006 г. 
  9. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – / Н. Ветлугина. – М., Музыка, 1987
  10. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  11. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. / М.: Музыка, 1993
  12. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., / М.: Музыка, 2006
  13. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». / СПб., Композитор, 2005
  14. Красильников И. Хорошо синтезированный клавир: Альбом произведений для клавишного синтезатора. / М.: Экон-информ, 2013
  15. Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе: учеб. пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. / М.: Владос, 2010
  16. И.М. Красильников, И.Л. Клип /Авт. методики/; И.Л. Клип /Сост. и ред./ Нотная папка для синтезатора №1. Начальный период обучения. В 5-ти тетрадях. / М.: ДЕКА-ВС, 2007
  17. Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. / М., 2004
  18. Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши: учеб. пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. / М.: Владос, 2008
  19. Красильников И., Чудина В. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Старшие классы. / М.: Классика-XXI, 2008
  20. Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. / М.: Композитор, 2000

                                  

VII.  ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Первый класс

Народная, классическая и современная музыка

Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»

Русская народная песня «Уж ты, сад»

Татарская народная песня «Ходим кругом»

Русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой»

Русская народная песня «Полянка»

Украинская  народная песня «Черные брови»

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

«Веселые гуси», русская народная песня 

Гайдн Й. Анданте (отрывок из симфонии)

«Петушок», латышская народная песня

«Савка и Гришка сделали дуду», белорусская народная песня

Брамс И. Колыбельная

Филипп И. Колыбельная 

 «Волшебные клавиши» произведения для клавишного синтезатора. Сост. Красильников И. и Кузьмичева Т.:

Моцарт В. «Колыбельная»

Орф К. «Жалоба» 

Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. И. Красильников и И. Клип:

Бизе Ж. «Серенада» 

Геслер И. Прелюдия

Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта» 

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Балаж А. «Игра в солдатики» 

Беркович И. «Китайская колыбельная»

Берлин Б. «Марширующие поросята», «Пони Звездочка»

Владыкина-Бачинская Н. «Волынка»

Из Школы И.Прайслера Маленькая полька

Лонгшамп-Друшкевич К. «Разговор кукушки с эхом»

Красев М. «Баю-бай»

Майкапар С. Вальс

Салютринская Т. «Пастух играет»

Степанов А. «Лакомка»

Фортепианная игра. Сост. Натансон В. Рощина Л., под общ. ред. А.Николаева:

Арман Ж. Пьесы ля минор, Ре мажор

Кригер И. Менуэт

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Руббах А. «Воробей»

Слонов Ю. Полька 

Сперонтес (И.Шольце) Менуэт

Шуман Р. Песня 

Школа игры на фортепиано. Сост. Кувшинников Н. и Соколов Н.:

Стравинский И. Анданте из «Тетради»

Хренников Т. «Песня девушек» из оперы «В бурю»

Юный пианист. Вып. 1. Сост. Натансон В. и Ройзман Л. Переботанное и дополненное издание:

Бер О. «Темный лес»

Кабалевский Д. «Труба и барабан»

Калинников В. «Тень-тень»

Красев М. «Конь», «Лихой наездник»

Левина З. «Тик-так»

Римский-Корсаков Н. «Здравствуй, гостья зима!» 

Сорокин К. «Птичка под дождем», «Украинский напев»

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:

Агафонников В. «Сорока, сорока», «Кукушка»

Арман Ж. «Эхо»

Галынин Г. «Зайчик», «Медведь»

Гедике А. Плясовая

Кабалевский Д. «Вроде марша» 

Кодай З. Пьеса

Моцарт В. Менуэты До мажор и Фа мажор

Наймушин Ю. Доброй ночи, Ходики

Сорокин К. Украинская песенка

Сухонь Э. Две словацкие песни

Фибих З. Пьеса  

Чалаев Ш. Лезгинка 

Майкапар С. «Первые шаги»

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Смирнова Т.:

Верцлау И. «Маленький паровозик»

Губайдуллина С. Песенка

Кессельман В. «Маленький вальс»

Кехлер Л. «Первая попытка», «Игрушка» 

Раухвергер М. «Корова»

Фогель М. «Веселые каникулы», «Храбрый рыцарь».

Музыка массовых жанров

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

Артоболевская А. «Вальс собачек» 

Качурбина М. «Мишка с куклой»

Сигмейстер Э. «Ковбойская песня», «Прыг-скок», «Ну-ка, встряхнись!»

Филиппенко А. «Веселый музыкант»

Форстер С. «Лебединая река» 

Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И.Л., Красильников И.М.:

Березняк А. «Едет воз»

Благ В. Танец

Буринскас В. «Гномики»

Компанейц З. «Паровоз»

Портной Г. «Ухти-Тухти»

Сигмейстер Э. «Дождя больше не будет», «Поезд идет»

Филиппенко А. «Про лягушку и комара», «Цыплята»

Звезды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин: 

Неизвестный автор «Мой костер в тумане светит»

Неизвестный автор «Очи черные»

Дорогой длинною. Популярные романсы. Сост. Кольцов Н.:

Бакалейников А. «Бубенцы»

Дюбюк А. «Улица, улица»

Бекман Е. «В лесу родилась елочка»

Блантер М. «Катюша»

Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»

Вайнберг М. Песенка Винни-Пуха из м/ф «Винни-Пух»

Газманов О. «Москва»

Градески Э. «Маленький поезд»

Ефремов И. «Блоха»; песня «Робин-Красношейка» из м/ф «Шалтай-болтай»

Иорданский М. «Голубые санки», «Песенка про чибиса»

Карминский М. «Крошка Вилли-Винки»

Компанеец З. «Веселый поезд»

Красев М. «Елочка», «Кукушка»

Меерович М. «Перышко»

Окуджава Б. «Аты-баты, шли солдаты»

Паулс Р. «Кашалотик», Колыбельная, «Сонная песенка»

Пахмутова А. «До свиданья, Москва»

Песков Н. «Песня цыплят»

Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем», «Если добрый ты»

Сигмейстер Э. «Ковбойская песня», «Скользя по льду», «Прыг-скок», «Влезай и вылезай в окно», 

Старокадомский М. «Веселые путешественники», «Любитель-рыболов»

Ханок Э. «То ли еще будет»

Чичков Ю. «Песня о волшебном цветке», «Лесная песенка»

Шаинский В. «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Чунга-чанга», «Ужасно интересно все то, что неизвестно», «Песня о сказке»

Этюды и виртуозные пьесы

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Беркович И. Этюд

Гумберт Г.  Этюд

Из Школы И. Прайслера Этюд До мажор

Лушников В. Этюд

Черни К. Этюд Ля мажор

Шитте Л. Этюд До мажор

Второй класс

Народная, классическая и современная музыка

Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:

Русская народная песня «Позарастали стежки-дорожки»

Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно?»

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

«Аннушка», чешская народная песня 

«Санта Лючия», итальянская народная песня

«Я на горку шла», русская народная песня 

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

 «Как при лужку», русская народная песня

«Лабаялг», эстонский народный танец 

Немецкая народная шуточная песня

«Трояк», польский танец 

Украинская плясовая

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

Майкапар С. «Пастушок» 

Неизвестный автор Менуэт из «Нотный тетради Анны Магдалены Бах»

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Барток Б. Две пьесы из сюиты «Детям»

Бетховен Л. Немецкий танец

Гречаников А. Вальс

Ефимов В. «Скоморошина»

Рейнеке К. Маленькое рондо

Тюрк Д. «Охотничьи рога и эхо»

Ансамбли для фортепиано. Сост. Артоболевская А.:

Бетховен Л. Марш из «Афинских развалин» 

Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»

Брамс И. «Народная песня» соль минор 

Гедике А. Песенка

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:

Гендель Г. Менуэт, Сарабанда

Кикта В. «Из Киевской старины», «Звоны»

Куперен Ф. «Смелая кукушка»

Моцарт Л. Юмореска, Жига 

Соге А. «Заблудившийся охотник»

Сперонтес (И.Шольце) Сицилиана

Шуберт Ф. «Благородный вальс»

Фортепианная игра. Сост. Натансон В., Рощина Л., под общ. ред. А. Николаева:

Балакирев М. «На Волге» 

Бетховен Л. Немецкий танец До мажор

Гайдн Й. Менуэты Фа мажор, Соль мажор

Гедике А. Танец

Гречанинов А. «Весенним утром», Мазурка, «Первоцвет»

Майкапар С. «В садике», «Мотылек» 

Моцарт В. Аллегро

Моцарт Л. Бурре, Менуэт

Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»

Перселл Г. Ария, Менуэт

Свиридов Г. «Колыбельная песенка»

Сигмейстер Э. «Креольская песня»

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Штейбельт Д. Адажио

Франк Ц. «Жалоба куклы»

Юный пианист. Вып. 1. Сост. Натансон В. и Ройзман Л. Переботанное и дополненное издание:

Глинка М. Песня Ильинишны из музыки к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский»

Грибоедов А. «Музыкальная шкатулка»

Караманов Д. «Птички»

Моцарт В. Ария Дон-Жуана, Ария Церлины, Менуэт из оперы «Дон Жуан»

Мусоргский М. Отрывок из вступления к опере «Хованщина»

Степаненко М. «Белочка»

Чайковский П. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Старинная французская  песенка»

Шнитке А. «Наигрыш» 

Музыка массовых жанров

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.: 

Петерсен Р. «Марш гусей»

Питерсон О. Джазовый менуэт

Попп А. «Манчестер-Ливерпуль»

Семенов В. «Старинная американская песенка»

Тобис Б. «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается»

Черчилль Ф. Марш из м/ф «Белоснежка и семь гномов»

Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

Звезды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин: 

Дюбюк А. «Не брани меня, родная»

Гурилев А. «Колокольчик», «Сарафанчик»

Малашкин Л. «О, если б мог выразить в звуке»

Неизвестный автор «Гори, гори, моя звезда!»

Неизвестный автор «Темно-вишневая шаль»

Шишкин М. «Ночь светла»

Яковлев А. «Зимний вечер»

Мелодии джаза. Сост. Симоненко В.:

Акст Г. «Дайна» («Dinah»)

Брукс Ш. «Однажды» («Some of These Days»)

Хикмен А. «Розовая комната» («Rose Room»)

Баснер В. «На безымянной высоте»

Баузе А. «Нельзя любить сильней!»

Быканов А. «Сдается квартира с ребенком»

Вард С. «Бабье лето» (из репертуара Джо Дассена)

Визбор Ю. «Домбайский вальс»

Высоцкий В. «Песня Алисы», «Песня о друге»

Гладков Г. «Песенка львенка и черепахи» из м/ф «Как львенок и черепаха пели песню», Менуэт из м/ф «Бременские музыканты» 

Ефремов И. «Ни кола, ни двора», «Песенка друзей»

Леннон Д., Маккартни П. «Пусть будет» («Let It Be»), «И я люблю ее» («And I Love Her»)

Гладков Г. «А может быть, ворона»

Дассен Д., Бодло Ж. «Тебе»

Зацепин А. «Волшебник-недоучка»

Кабалевский Д. «Наш край» 

Карминский М. «Прости, мой край»

Круччини В. «Льется песня»

Крылатов Е. «Песенка о лете»

Лепин А. «Песенка о хорошем настроении» из к/ф «Карнавальная ночь»

Маршалл Г. «Там, где ты жила»

Мокроусов Б. «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки»

Никитин С. «Лошадиная песня», «Маленький трубач»

Островский А. «Спят усталые игрушки», «Школьная полька»

Покрасс Д. и Дм. «Три танкиста»

Рыбников А. «Дорожная»

Савельев Б. «Настоящий друг», «Танцуйте сидя»

Соловьев-Седой В. «В путь» 

Тухманов Д. «Козашенок»

Чичков Ю. «Родная песенка»

Шаинский В. «Голубой вагон», «Кораблики», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки»

Этюды и виртуозные пьесы

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Кравченко Б. «Колокольчики»

Лемуан А. Этюд Соль мажор

Майкапар С. «Дождик», «Мотылек»

Черни К. Этюд Ре мажор, Этюд Соль мажор

Шитте Л. Этюд си минор

 

Третий класс

Народная, классическая и современная музыка

Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:

Русская народная песня «Ивушка»

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

 «Как у наших у ворот», русская народная песня 

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

«А я сам», чешская народная песня 

«Частушка», русская народная песня

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»

Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» 

 «Волшебные клавиши» произведения для клавишного синтезатора. Сост. Красильников И. и Кузьмичева Т.:

Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

Шуман Р. «Веселый крестьянин»

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.: 

Бах И.С. Прелюдия До мажор

Бём Г. Прелюдия

Глинка М. Полька

Кравченко Б. «Блоха ходила на базар»

Произведения для ансамбля синтезаторов. Сост. Красильников И., Кузьмичева Т.:

Красильников И. «Пять лубочных картинок»

Брат и сестра. Вып. 2. Сост. В. Натансон:

Моцарт В. Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:

Холминов А. Вариации на русскую тему «У ворот, ворот»

Сборник фортепианных пьес. Часть 2. Сост. Ляховицкая С.:

Мусоргский М. Гопак

Сигмейстер Э. «Уличные игры», «Солнечный день», «Игра на банджо», Американская 

народная песня

Фортепианная игра. Сост. Натансон В. Рощина Л., под общ. ред. А.Николаева:

Брамс И. «Народная песня»

Кабалевский Д. Легкие вариации на тему русской народной песни

Майкапар С. Колыбельная

Хачатурян А. Андантино

Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 2. Сост. Смирнова Т.:

Бах И. Полонез, Менуэт

Гедике А. «Песня веретена», «Гроза», «Миниатюра»

Юный пианист. Вып. 2. Сост. Натансон В. и Ройзман Л.:

Леммик Х. «Сигналы из космоса»

Резников Н. «Музыкальная шкатулка»

Сорокин К. Полька

Бах И. Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)

Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»

Прокофьев С. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям. Составление и переложение для фортепиано в четыре руки В. Блока и Р. Леденева. Ред. А. Руббаха и В. Дельновой

Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Музыка массовых жанров

Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:

Ирадье С. «Голубка»

Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца»

Фомин Б. «Только раз»

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Бабаджанян А. Ноктюрн

Морган К. Мелодия «Бимбо»

Петерсен Р. «Старый автомобиль»

Петров А. Музыка их к/ф «Я шагаю по Москве»

Вечер старинного романса. Сост. Жаров В.:

Варламов А. «На заре ты ее не буди!»

Гуэрчиа А. «Нет, не любил он»

Аедоницкий П. «Станция минутка» 

Афанасьев Л. Песня «Гляжу в озера синие» из т/ф «Тени исчезают в полдень»

Берковский В. «Под музыку Вивальди»

Богословский Н. «Песня старого извозчика»

Дунаевский И. «Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер»

Никитин С. «Александра»

Николаев И. «Маленькая страна»

Роджерс Р. «Эдельвейс» из к/ф «Звуки музыки»

Рота Н. «Слова любви» («Speak Softly Love»)

Рыбников А. «Песня Красной шапочки» из т/ф «Про Красную шапочку», «Романс черепахи Тортиллы» из т/ф «Приключения Буратино»

Соловьев-Седой В. «Вечер на рейде», «Соловьи»

Фомин Б. «Песня о счастье»

Хейд Г. Чарльстон

Хейне О. «Эстонский вальс»

Шаинский В. «Идет солдат по городу»

Щедрин Р. «Веселый марш монтажников»

Этюды и виртуозные пьесы

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Витлин В. «Бубенцы»

Гурлит К. Этюд До мажор

Четвертый  класс

Народная, классическая и современная музыка

Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:

Словацкая народная песня «Дуй, пастух, в дудочку»

Нотная папка для синтезатора №1 (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

 «Частушка», русская народная песня

Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков», «Немецкая  песенка» из 

«Детского альбома»

Нотная папка для синтезатора №2. Песни и танцы народов мира (средние классы). Сост. Клип И. и Михуткина Н.:

Русская народная песня «Ах, улица, улица широкая»

Учусь аранжировке. Средние  классы. Сост. И. Красильников и Е. Лискина:

 «Вдоль да по речке», русская народная песня

Нотная папка для синтезатора №2 Классика и современность (средние классы) Сост. Клип И. и Михуткина Н.:

Бетховен Л. Романс из Сонатины Соль мажор

Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:

Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный  стрелок» 

Гендель Г. Ария ре минор

Моцарт В. Полонез из Сонатины Фа мажор, Романс из «Маленькой ночной 

серенады»

Рубинштейн А. «Трепак»

Чайковский П. Вальс из балета «Лебединое озеро»

Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 2. 3-4 классы:

Шуберт Ф. Три лендлера

Шуман Р. «Альбом для юношества»: 

«Первая утрата», «Сицилийская песенка»  

Музыка массовых жанров

Нотная папка для синтезатора №2 тетрадь 4 (средние классы) Сост. Клип И. и Михуткина Н.:

Куртис Э. Вернись в Сорренто

Ролланд Г. Токката

Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:

Грубер Ф. «Тихая ночь»

Дюбюк А. «Улица, улица»

Фостер С. «О, Сюзанна!»

Мелодии джаза. Сост. Симоненко В.:

Боумен Э. «Двенадцатая улица» («Twelfth Street Rag»)

Уильямс К. и С. «Королевский парк»

Хендерсон Р. «Прощай, черный дрозд»

Боллинг К. «Борсалино»

Градески Э. «Счастливые буги»

Новиков А. «Дороги» 

Хренников Т. «Колыбельная Светланы» из к/ф «Гусарская баллада»

Чичков Ю. «Песня о волшебном цветке»

Этюды и виртуозные пьесы

Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников И.:

Гурлит К. Этюд До мажор

Крамер Д. «Первые цветы»

«ОСНОВЫ СОЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ» (СИНТЕЗАТОР) Для детей с нарушением аутистического спектра (РАС)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram