Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога в ДОУ
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику…»
Лев Николаевич Толстой.
Мир, в котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и изменяется. Найти значимое и важное в этой жизни для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога!
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в дошкольном учреждении. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра в ДОУ я использую современные образовательные технологии для детей с ЗПР и РАС.
Это:
- игровые технологии;
- технологии детского экспериментирования;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др.;
В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.
– Игры с сенсорными коробками. Разное наполнение коробок (кинетический песок, различные крупы, гидрогелевые шарики, песок, фигурки овощей, животных, растений и т.д.) позволяет заинтересовать и увлечь ребенка на долгое время. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, детей с РАС, «неговорящих» детей, детей с задержкой речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, игры с сенсорными коробками – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок на песке или выполнить задание. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
– Игра с волшебным кинетическим песком «Огород» позволяет увлечь ребенка на длительное время. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Можно устраивать пальчиковую гимнастику, пересыпать песок, мять его руками: – оставить на песке следы от пальчиков, ладошек, кулачков; порисовать дорожки и линии; познакомить детей с фигурками овощей, пройти задания по карточкам.
– Сенсорная коробка «Море» применяется для сенсорной интеграции и развития ребенка с ОВЗ, помогает в запуске речи и развитии речи детей дошкольного возраста. Состав набора подготовлен с учетом рекомендаций специалистов по развитию детей, логопедов и дефектологов.
– Сенсорная коробка «Ферма» и «Лес» помогает развивать детей. С ее помощью развивается мелкая моторика, воображение, логика у ребенка. Сенсорная интеграция помогает в запуске речи и развитии речи детей дошкольного возраста.
– Детское экспериментирование. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование мы проводим по лексическим темам в старшей и подготовительной к школе группе на занятиях по ознакомлению с предметами или на закрепляющем занятии в конце недели.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Я использую показ воспитанникам презентаций на разные лексические темы: «Времена года: (осень зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Человек, части тела», «Транспорт» и др).
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я в работе использую для детей компьютерные игры по развитию психических познавательных процессов («Бюро находок», «Прятки под шапкой», «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов – внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Неотьемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:
– релаксационные упражнения для психического здоровья детей с использованием музыкального сопровождения.
В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует ВПФ: память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития – является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.).
Подготовила- учитель-дефектолог Грак Н.В