Мельникова Наталья Константиновна - Учитель математики,
Адамова Ксения Александровна - Учитель английского языка
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Серовский политехнический техникум» структурное подразделение Кадетская школа-интернат
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189133
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Внеурочное мероприятие для 8-х классов «Чудесная страна математика Льюиса Кэрролла»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189133


Сценарий внеурочного занятия для 8-х классов

«Чудесная страна Математика Льюиса Кэрролла»

Цель: развитие метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия) и общеинтеллектуальное развитие личности  обучающихся КШИ.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать умению сопоставлять художественные тексты на английском языке и их переводы на русский, обращая внимание на культурологические традиции;
  • развивать умения решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода и применения теоретических знаний на практике.

    Развивающие:

  • способствовать развитию культурологического мышления  и литературного вкуса обучающихся на лучших образцах зарубежной литературы;
  • стимулировать развитие логического мышления и способности к анализу и синтезу информации; 
  • способствовать развитию воображения и креативности через решение задач с элементами фантастики и юмора.

Воспитывающие:

  • создавать условия для воспитания уважения к традициям народов мира, толерантности и гуманистических традиций при помощи литературного произведения;
  • способствовать формированию положительного отношения к предмету математики, показывая её красоту и значимость в повседневной жизни;
  • помогать воспитанию трудолюбия, настойчивости и терпения в процессе поиска решений, взаимовыручки, уважения друг к другу.

Оборудование: ноутбук, экран (телевизор), проектор, столы, стулья (в т.ч. для инсценировки), карточки с заданиями

 

Ход занятия

 

1-ый этап: инсценировка главы «Чайная вечеринка». 

Звучит музыкальный фрагмент из фильма «Алиса в стране чудес» («Tea Time Forever», саундтрек из фильма «Алиса в стране чудес»)

 

“Tea party

 

Narrator: Alice walked through the wood until she came to the March Hare’s house. When she saw the house, Alice knew she was in the right place. There was fur on roof, and the chimneys looked like long ears. There was a long table under a tree in front of the house, and the March Hare and the Hatter were having tea at it. There was a Dormouse between them. It was fast asleep.

 

Hatter: Hello, little girl, have some cool lemonade!

Alice: Wait! There’s no lemonade! There’s only tea! I think you are rude!

March Hare: You’re the rude one, not me! Did I invite you? Oh no, I did not!

Alice: There are plenty of chairs.

March Hare: Now, let’s have some tea while it’s lovely and hot!

Narrator: And here the conversation dropped, and the party sat silent for a minute. The Hatter was the first to break the silence.

Hatter: What day of the month is it?

Alice: The fourth.

Hatter: Two days wrong! I told you not to put butter in the watch!

March Hare: It was the BEST butter!

Alice: What a funny watch, It tells the day of the month, and doesn’t tell the time!

Hatter: Why should it? Does YOUR watch tell you what year it is?

Alice: Of course not, but that’s because it stays the same for long time.

Hatter: Let’s all change places! I want a clean cup! Come on! Move along! Hurry up! Hurry up!

Alice: My cup is dirty! I really don’t think …

Hatter: If you don’t think, don’t talk! Just be quiet and drink!

Alice: You’re all very silly! You’re quite mad, you know! Why did I come here? How silly of me! But look! Who are they?

 

2-ой этап. 

Учитель англ.языка: I think you’ve known the extract of one of the most popular book among kids and teens. Today we are meeting to talk about it and its famous English author –  Lewis Carroll. 

Look at the screen and listen to your mates –  Lewis Carroll’s biography 

2 учащихся рассказывают биографию и интересные факты из жизни Л.Кэрролла, на экране демонстрируется презентация (слайды 1-10)

 

Интересные факты о Льюисе Кэрролле

Настоящее имя писателя Чарльз Лютвидж Доджсон. Он родился 27 января 1832 года в небольшой деревеньке Дарсбери английского графства Чешир. Льюис Кэрролл в детстве отнюдь не был заводилой и душой компании, фонтанирующим искромётным юмором. Будущий автор бесчисленных каламбуров был довольно стеснительным, к тому же заикался. Возможно, одной из причин возникновения заикания стало строгое воспитание в семье: есть предположение, что Чарльзу Лютвиджу Доджсону (настоящее имя Льюиса Кэрролла) запрещали писать левой рукой.

Льюис Кэрролл рано проявил склонность к изучению математики. Он получил хорошее образование, это в немалой степени заслуга отца, деревенского викария (священника). Неудивительно, что Кэрролл не только демонстрировал отличные математические способности, но и успешно занимался богословием. По другим предметам он не был в числе первых учеников, однако смог выиграть конкурс на чтение лекций по математике в оксфордском колледже Крайст-Чёрч (сначала Кэрролл сам этот колледж и окончил, получив степень бакалавра). Возможно, чтение лекций не особенно вдохновляло молодого писателя Льюиса Кэрролла – а он уже начал свою писательскую карьеру – однако математик Доджсон эти лекции читал 26 лет!

В 1856-м на место декана в колледже, где учился Льюис, назначили филолога и лексикографа Генри Лидделла. Он приехал в город вместе с женой и пятью детишками. Кэрролл стал настоящим другом их семейства, и эта дружба продолжалась много лет. Именно Алиса Лидделл послужила прототипом героини самой известной книги Льюиса. Кэрролл часто развлекал детишек декана забавными историями и сказками, которые сочинял просто во время очередной встречи или прогулки. Летом 1862-го Кэрролл и семейство Лидделов отправилось на лодочную прогулку, Алиса обратилась с просьбой к писателю рассказать одну из своих историй для нее и двух других дочерей декана – Эдит и Лорины. Льюиса долго упрашивать не пришлось, он сходу придумал и рассказал малышкам историю о девочке, которая оказалась в норе Белого Кролика, жившего в Подземной Стране.

Чтобы как можно больше заинтересовать своих маленьких слушателей, Льюис придал героине рассказа черты характера самой Алисы, а второстепенных героев наградил чертами ее сестер.

Кэрролл был страстным фотографом. Особенно его интересовали постановочные фотографии, напоминающие картины или иллюстрации. Фотопортреты, сделанные Кэрроллом, по современным оценкам, явно опережали своё время.

Да, автор историй про Алису был страстным изобретателем, он придумал множество логических игр, а также различных приспособлений, упрощающих расчёты. Для математика такое хобби вполне логично. Выравнивание поля при печатании на машинке, двусторонний выставочный стенд, электрическая ручка, бланки для денежных переводов, особый руль для велосипеда, шахматы для путешественников, двусторонняя клейкая лента – это лишь малая толика рационализаторских предложений Доджсона (имя Кэрролл использовалось исключительно как литературный псевдоним).

Льюис Кэрролл никогда не был женат. Возможно, знакомые женщины просто не выдерживали некоторых привычек дотошного математика. Например, отправляясь в путешествие, Кэрролл предварительно досконально изучал маршрут по карте, рассчитывал точное время каждого этапа пути, а также необходимое количество денег. Вычисленные суммы раскладывались по разным карманам: деньги на билет, еду, напитки, чаевые. Точность и определённость – ничего на волю случая! Приглашая гостей, Кэрролл рисовал схему рассадки, а после детально записывал, что съел каждый и гостей. Скупость? Экономия? Вовсе нет! Внимательный к мелочам, хозяин заботился, чтобы в следующий раз гостям не подали то же самое блюдо. При заваривании чая чайные листья должны были настаиваться совершенно определённое время – ни секундой больше или меньше! И таких привычек у Кэрролла было множество.

Сердце создателя Алисы – Льюиса Кэрролла, остановилось 14 января 1898 года. Доктора установили, что смерть наступила в результате развившегося воспаления легких. Писатель не дожил до своего 66-летия каких-то две недели. Местом вечного упокоения Кэрролла стало кладбище Восхождения в Гилфорде.

 

3-ий этап – задания по английскому языку

3.1 Командам предлагается угадать имена героев «Алисы…», собрав их из данных букв (время выполнения 2 мин.): EILAC, THE BATIBR, THE ARMHC REHA, THE OUSDEROM, THE RLPCEAITRLA, THE RALZID. (Слайд 11).

 

3.2 Командам предлагается как можно быстрее расположить события, описанные в данных предложениях по порядку (время выполнения 1,5мин.):

  1. Alice saw the rabbit and ran after him.
  2. Alice found a little bottle on the table and drank it all.
  3. She was in a very large room with many doors in it. 
  4. Alice was sitting on the grass by her sister who was reading a book. 
  5. She fell down the hole. 
  6. She was growing smaller and smaller. (Слайд 12).

 

3.3 Командам предлагается задание на карточках: закончить предложение в соответствии со сказкой, используя один из трёх предложенных вариантов. Задание выполняется одновременно всеми командами. (Время выполнения задания – 2 мин.)

  1. Alice noticed a table which had …..

         а) 3 legs; b) 4 legs; c)5 legs.

  1. When she opened one of the doors, she saw ……
  1. a) a lake; b) a garden; c) a castle.
  1. Alice saw something swimming  in front of her. It was… 

        a)crocodile; b) a mouse; c) a cat.

  1. When Alice came to the White Rabbit’s house, she saw….
  1. a little bottle; b) a little cake; c) Marry Ann. (Проверка по слайду 16 )

 

3.4. Командам предлагается соотнести английские и русские эквиваленты главных героев книги (время выполнения — 2 мин.)

1) Alice a) Синяя гусеница
2) The White Rabbit b) Чеширский кот
3) The Caterpillar c) Королева червей
4) The Duchess d) Мартовский Заяц
5) The Cheshire Cat e) Морж
6) The Hatter f) Белый Кролик
7) The March Hare g) Герцогиня
8) The Dormouse h) Шляпник
9) The Queen of Hearts i) Алиса
10) Warlus j) Соня

 

Проверка по слайдам 17-18

3.5. Командам предлагается соотнести фразы и имена главных героев (время выполнения – 2мин)

Match the character and the words

1) In THAT direction lives a Hatter and in THAT direction lives a March Hare. Oh, my smile… a) March Hare
2) ‘What day of the month is it?’ b) The Hatter
3) ‘It was the BEST butter for your watch. A cup of tea? c) The Queen
4) ‘Cut off with her head! Off—’ d) White Rabbit
5) How strange! But then, everything is strange today. e) Cheshire Cat
6) Oh, dear! I’m late! I’m running. f) Alice

 

3.6.  Командам предлагается составить предложения из данных слов: 

  1. A watch, out of, The Rabbit, its, took, pocket, and, at, looked, it. 
  2. A table, and, a little, noticed, key, gold, she. 
  3. Didn’t, cats, the Mouse, dogs, like, and. 
  4. Alice, suddenly, that, near, saw, the mirror, a bottle,  stood.

Данное задание выполняется одновременно всеми командами на карточках. Время выполнения задания – 2 мин. (Проверка по слайдам).

 

3.7 Командам предлагается найти в отрывке из текста оригинала предложения и словосочетания, соответствующие русским (с использованием интернет-ресурса  www.englishfromhome.ru>books/alice_in_wonderland.php) :

 1) Просыпайся, Алиса, дорогая!

 2) любопытный (забавный) сон; 

 3) рассказала своей сестре; 

 4) лежит на берегу;

 5) странные приключения.

Время выполнения задания – 5 мин. (Примечание — данное задание дополнительное, выполняется в случае оставшегося свободного времени)

Слайд 27

Этап 4. Задания по математике 

А ТЕПЕРЬ О ЛЬЮИСЕ КЭРРОЛЛЕ КАК О ИЗВЕСТНОМ МАТЕМАТИКЕ И ЛОГИКЕ,  И  О ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕМАТИКИ…..

В своём произведении «Алиса в Стране чудес» Кэрролл спрятал множество логических и математических задач. Математика придает произведению таинственность и превращает ее в своеобразную загадку, которая может развлечь человека в любом возрасте уже не один век. Кэрролл говорил: «Математика — это большая выдумка без обмана». 

«А что такое математика?» – спросила Алиса. 

Одной из основных задач изучения математики является развитие интереса к предмету, умение видеть математические задачи в повседневной жизни.

Слайд 28

Задание 4.1. Задачи (представлены в книжке с заданиями, которые выдаются командам) (время выполнения — 7 мин.)

Слайд  29 (ответы)

Слайд 30 с объяснением условий и правил решения головоломки Льюиса Кэрролла.

Задание 4.2 Головоломка Льюиса Кэрролла. 

Детям выдаются головоломки распечатанные (время выполнения — 3 мин.)

Слайд 31 (ответ)

 

Слайд 32-34  Дуплеты

Задачи с дуплетами придумал Льюис Кэрролл. 

Выглядели его задачки так:

Сварите суп из рака.
Поставьте розу в вазу.
Поймайте рыбу в сеть.
Обмакните перо в тушь.
Загоните волка в нору.
Перейдите с бега на шаг.
Превратите море в сушу.
Перебросьте мост через реку.
Растяните миг в век.
Впишите шар в куб.

Правила новой игры достаточно просты. 

Предлагаются два слова, состоящие из одинакового числа букв. Игра заключается в том, чтобы выстроить цепочку слов от одного слова к другому – так, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Переставлять буквы не разрешается, каждая буква должна оставаться на своем месте. 

 Например, слово “бант” можно превратить в слово “коса”.

бант 

рант

рана

раса

роса

коса

 

Два задаваемых слова Льюис Кэрролл называет дуплетом, промежуточные слова – звеньями, а всю последовательность слов – цепочкой. 

 Вряд ли нужно говорить о том, что все звенья должны быть словами, которые принято произносить в приличном обществе. Слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. 

Побеждает тот, кто построит цепочку из наименьшего числа звеньев.

Задание 4.3 Дуплеты (время выполнения – 5 мин.)

Слайд 34 по щелчку (ответ)

Этап 5. Подведение итогов 

Жюри подсчитывает баллы и подводит итог. В это время проводится викторина по книге или показывается фрагмент фильма 2010г. «Алиса в стране чудес». Далее проходит награждение команд-победителей Дипломами 1-3 степени. 

Приложение. Ответы

Один правильный ответ равен одному баллу

Task 1

 

Alice, The Rabbit, The March Hare,  The Dormouse , The Caterpillar, The Lizard

 

Task 2

 

4, 1, 5, 3, 2, 6

 

Task 3

 

1 2 3 4
a b c d

 

Task 4

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
i f a g b h d j c e

 

Task 5

 

1 2 3 4 5 6
e b a c f d

 

 

 

Task 6

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a f a e a d b a c e

 

Task 7

 

  1. The Rabbit  took a watch out of its pocket and look at it.
  2. She noticed a table and a little gold key.
  3. The Mouse didn’t like cats and dogs.
  4. Alice stood near the mirror and suddenly saw a bottle.

March Hares

 

 Hatters

 

White Rabbits

 

Cheshire Cats

книжка с заданиями ДЛЯ ПЕЧАТИ.docx книжка +головоломка+дуплеты+ответы на все.docx

Task 1.

 

EILAC, THE BATIBR, THE ARMHC REHA, THE OUSDEROM, THE RLPCEAITRLA, THE RALZID.

 

Task 2.

 

  1. Alice saw the rabbit and ran after him.
  2. Alice found a little bottle on the table and drank it all.
  3. She was in a very large room with many doors in it.
  4. Alice was sitting on the grass by her sister who was reading a book.
  5. She fell down the hole.
  6. She was growing smaller and smaller.

 

Task 3.

 

  1. Alice noticed a table which had …..

         а) 3 legs; b) 4 legs; c)5 legs.

  1. When she opened one of the doors, she saw ……
  1. a) a lake; b) a garden; c) a castle.
  1. Alice saw something swimming  in front of her. It was…
  1. crocodile; b) a mouse; c) a cat.
  1. When Alice came to the White Rabbit’s house, she saw….
  1. a little bottle; b) a little cake; c) Marry Ann.

 

Task 4.

1) Alice a) Синяя гусеница
2) The White Rabbit b) Чеширский кот
3) The Caterpillar c) Королева червей
4) The Duchess d) Мартовский Заяц
5) The Cheshire Cat e) Морж
6) The Hatter f) Белый Кролик
7) The March Hare g) Герцогиня
8) The Dormouse h) Шляпник
9) The Queen of Hearts i) Алиса
10) Warlus j) Соня

 

 

Task 5.

 

1) In THAT direction lives a Hatter and in THAT direction lives a March Hare. Oh, my smile… a) March Hare
2) ‘What day of the month is it?’ b) The Hatter
3) ‘It was the BEST butter for your watch. A cup of tea? c) The Queen
4) ‘Cut off with her head! Off—’ d) White Rabbit
5) How strange! But then, everything is strange today. e) Cheshire Cat
6) Oh, dear! I’m late! I’m running. f) Alice

 

Task 6.

 

  1. A watch, out of, The Rabbit, its, took, pocket, and, at, looked, it.
  2. A table, and, a little, noticed, key, gold, she.
  3. Didn’t, cats, the Mouse, dogs, like, and.
  4. Alice, suddenly, that, near, saw, the mirror, a bottle,  stood.
Hatters Hatters Hatters Hatters
Hatters Hatters Hatters Hatters
March Hares March Hares March Hares March Hares
March Hares March Hares March Hares March Hares
White Rabbits              White Rabbits              White Rabbits              White Rabbits             
White Rabbits              White Rabbits              White Rabbits              White Rabbits             
Cheshire Cats                Cheshire Cats                Cheshire Cats                Cheshire Cats               
Cheshire Cats                Cheshire Cats                Cheshire Cats                Cheshire Cats               
Команды №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 ИТОГО
Hatters
March Hares
White Rabbits
Cheshire Cats

Внеурочное мероприятие для 8-х классов «Чудесная страна математика Льюиса Кэрролла»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram