(1 слайд «Память бережно храним»)
Актуальность
Воспитание патриотизма с юных лет является неотъемлемой частью российской системы образования и одной из главных задач ДОУ: ведь отношение к стране, государству закладывается с детства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, поэтому основы патриотизма начинаем формировать с целенаправленного ознакомления детей с родным краем.
(2 Слайд проблемы) И здесь сталкиваемся с некоторыми трудностями. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед педагогом ДОУ, является, во-первых, недостаток доступного материала для занятий с дошкольниками по изучению достопримечательностей родного края, приобщению малышей к истории, культуре родного поселка, осуществлению комплексного подхода к воспитанию любви и привязанности к родному краю.
Во-вторых, родители имеют недостаточно знаний о своем крае, его замечательных людях, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, а значит, и дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке, о вкладе земляков в сохранении исторической памяти. Когда у детей нет знаний о малой Родине, трудно сформировать у них уважительное отношение как к родному краю, так и, в целом, к России. Но делать это необходимо.
Начиная познавать отечественную историю, с изучения истории того места, где родился и вырос, я пришла к тому, что для понимания большего важно понимать малое.
(3 слайд 1 фото экскурсии) И, чтобы начать систематическую работу с детьми, в тематическое планирование были включены различные экскурсии, встречи с интересными людьми поселка и района. Так однажды, дети посетили кузницу, где с удивлением узнали, что многие объекты нашего поселка были созданы общими силами, кузнеца, местного батюшки и школьников.
(4 Слайд с названием) На экскурсии дети задавали много вопросов мастеру. Видя такую заинтересованность ребятишек, возникла идея создания проекта «Маленькие шаги в большое путешествие…». Его участниками стали воспитанники моей группы, педагог и активными помощниками были родители.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС.
(5 Слайд цель и задачи) Целью моего проекта является реализация комплексного подхода к патриотическому воспитанию ребенка через ознакомление с культурными объектами малой Родины с помощью ВОП.
Задачами проекта являются:
– знакомство детей с достопримечательностями родного посёлка;
– развитие эмоционально-ценностного отношение к своей семье, своему посёлку;
– формирование интереса к культуре, истории малой и большой Родины;
– воспитание чувства уважения к культурно-историческим событиям Родины.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
(6 общий слайд сквера) Объектом нашего исследования стал сквер «Победы», в котором находятся Стелла «Память», «Орден Победы», «Дерево памяти».
Мы решили изучить историю создания и символическое значение поселковых инсталляций, созданных на базе кузнецы «Людот», в рамках православной мастерской совместным трудом мастеров и школьников нашего поселка.
(7 на слайде экскурсия). На подготовительном этапе реализации проекта были определены основные источники и способы поиска информации. На данном этапе участники проекта: воспитатель, дети, родители – подбирали материал об объектах «Сквера Победы». Т.к. многие объекты сквера созданы мастером в местной кузнице, большую часть необходимой информации, дети получили именно от него, куда были организованы 2 экскурсии.
(8 слайд парк) На третьей экскурсии в сквере Победы мы с детьми рассмотрели работы кузнеца Олега Закутнего. Вернувшись в детский сад, обсудили, (9 слайд 3 объекта) кто о каком объекте будет собирать информацию. Увлеченность детей быстро передалась мамам и папам, которые стали главными помощниками в сборе информации и активно включились в общую работу.
(9 слайд) Родители совместно с детьми ходили в библиотеку, где дети с интересом знакомились с историей ВОВ. Обращались за помощью в поиске информации в редакцию районной газеты «Тенька», где им представили интересные факты создания «Сквера Победы». Встречались со школьниками, которые рассказывали детям о своем участии в создании инсталляций сквера. (10 слайд маршрут). Собрав материал, изучив его, отобрали самый важный, интересный, по мнению ребят, и приступили к реализации заключительного этапа: к созданию ВОП по «Скверу Победы» в п. Усть-Омчуг. Вот, что у нас получилось.
(Фильм)
В ходе реализации проекта удалось достигнуть поставленной цели, а именно: детьми изучена история создания объектов «Сквера Победы» и их историческая ценность. Познакомились с талантливыми земляками и старинным кузнечным делом.
(13 слайд) Учились работать сообща. Интеллектуально-творческий, нравственно-патриотический багаж детей и родителей тоже! пополнен. Наше ВОП дети представили ребятам из других групп и родителям на родительском собрании.
(14 слайд поселок) Такие проекты пробуждают интерес у дошкольников к знакомству с достопримечательностями малой Родины, с историческим прошлым России, воспитывают нравственные и патриотические ценности: гордость за страну, уважение к труду человека. Проектно-исследовательская деятельность – хороший помощник в укреплении детско-родительских отношений и позитивного сотрудничества педагога с родителями воспитанников.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий.
Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы вкладываем в их сердца искорку любви, к своей Родине к родному краю.
А вы помните, как называется наш проект? (15 слайд с картой) «Маленькие шаги в большое бедующее…» это только первые шаги, но на этом мы не останавливаемся, ведь ВОП не знает границ, и мы отправляемся дальше, изучать и познавать Россию, нашу малую Родину.
Свое выступление, я хочу закончить словами русского поэта
С. Есенина
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».