Марченко Елена Геннадьевна
социальный педагог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189214
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Экскурсия как форма обучения и воспитания дошкольников», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: проект «Память бережно храним»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189214


(1 слайд «Память бережно храним»)

Актуальность 

Воспитание патриотизма с юных лет является неотъемлемой частью российской системы образования и одной из главных задач ДОУ: ведь отношение к стране, государству закладывается с детства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, поэтому основы патриотизма начинаем формировать с целенаправленного ознакомления детей с родным краем.

         (2 Слайд проблемы) И здесь сталкиваемся с некоторыми трудностями. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед педагогом ДОУ, является, во-первых, недостаток доступного материала для занятий с дошкольниками по изучению достопримечательностей родного края, приобщению малышей к истории, культуре родного поселка, осуществлению комплексного подхода к воспитанию любви и привязанности к родному краю.

        Во-вторых, родители имеют недостаточно знаний о своем крае, его замечательных людях, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, а значит, и дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке, о вкладе земляков в сохранении исторической памяти. Когда у детей нет знаний о малой Родине, трудно сформировать у них уважительное отношение как к родному краю, так и, в целом, к России. Но делать это необходимо.

Начиная познавать отечественную историю, с изучения истории  того места,   где родился и вырос, я пришла к тому, что для понимания большего важно понимать малое. 

 (3 слайд 1 фото экскурсии) И, чтобы начать систематическую работу с детьми, в тематическое планирование были включены различные экскурсии, встречи с интересными людьми поселка и района. Так однажды, дети посетили  кузницу, где с удивлением узнали, что многие объекты нашего поселка были созданы общими силами, кузнеца, местного батюшки и школьников.

(4 Слайд с названием) На экскурсии дети задавали много вопросов мастеру. Видя такую заинтересованность ребятишек, возникла идея создания проекта  «Маленькие шаги в большое путешествие…».  Его участниками стали воспитанники моей группы, педагог и активными помощниками были родители.

          Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС. 

       (5 Слайд цель и задачи) Целью моего проекта является реализация комплексного подхода к патриотическому воспитанию ребенка через ознакомление с культурными объектами малой Родины с помощью ВОП.

Задачами проекта являются:

– знакомство детей с достопримечательностями родного посёлка;

– развитие эмоционально-ценностного отношение к своей семье, своему посёлку;

– формирование интереса к культуре, истории малой и большой Родины;

– воспитание чувства уважения к культурно-историческим событиям Родины.

       Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 (6 общий слайд сквера) Объектом нашего исследования стал сквер «Победы», в котором находятся Стелла «Память», «Орден Победы», «Дерево памяти».

     Мы решили изучить историю создания и символическое значение поселковых инсталляций, созданных на базе кузнецы «Людот», в рамках православной мастерской совместным трудом мастеров и школьников нашего поселка.  

(7 на слайде экскурсия). На подготовительном этапе реализации проекта были определены основные источники и способы поиска информации.  На данном этапе участники проекта: воспитатель, дети, родители подбирали материал об объектах «Сквера Победы». Т.к. многие объекты сквера созданы мастером в местной кузнице, большую часть необходимой информации,  дети получили именно от него, куда были организованы 2 экскурсии. 

(8 слайд парк) На третьей экскурсии в сквере Победы мы с детьми рассмотрели работы кузнеца Олега Закутнего. Вернувшись в детский сад, обсудили, (9 слайд 3 объекта)  кто о каком объекте будет собирать информацию. Увлеченность детей быстро передалась мамам и папам, которые стали главными помощниками в сборе информации и активно включились в общую работу. 

(9 слайд)  Родители совместно с детьми ходили в библиотеку, где дети с интересом знакомились с историей ВОВ. Обращались за помощью в поиске информации в редакцию районной газеты «Тенька», где им  представили  интересные факты создания «Сквера Победы». Встречались со школьниками, которые рассказывали детям о своем участии в создании инсталляций сквера. (10 слайд маршрут).  Собрав материал, изучив его, отобрали самый важный, интересный, по мнению ребят, и приступили к реализации заключительного этапа: к созданию ВОП по «Скверу Победы» в п. Усть-Омчуг.  Вот, что у нас получилось.

(Фильм)

          В ходе реализации проекта удалось достигнуть поставленной цели, а именно: детьми изучена история создания объектов «Сквера Победы» и их историческая ценность. Познакомились с талантливыми земляками и старинным кузнечным делом. 

(13 слайд) Учились работать сообща. Интеллектуально-творческий, нравственно-патриотический багаж детей и родителей тоже! пополнен. Наше ВОП дети представили ребятам из других групп и родителям на родительском собрании.

(14 слайд поселок) Такие проекты пробуждают интерес у дошкольников к знакомству с достопримечательностями малой Родины, с историческим прошлым России, воспитывают нравственные и патриотические ценности: гордость за страну, уважение к труду человека. Проектно-исследовательская деятельность – хороший помощник в укреплении детско-родительских отношений и позитивного сотрудничества педагога с родителями воспитанников.

      Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. 

Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы вкладываем в их сердца искорку любви,  к своей Родине к родному краю.

А вы помните, как называется наш проект? (15 слайд с картой) «Маленькие шаги в большое бедующее…» это только первые шаги, но на этом мы не останавливаемся,  ведь ВОП не знает границ, и мы отправляемся дальше, изучать и познавать Россию, нашу малую Родину.

Свое выступление, я хочу закончить словами русского поэта 

С. Есенина

                                                                      Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

 Дайте Родину мою».

Проект «Память бережно храним»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram