Марченко Елена Геннадьевна
социальный педагог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189215
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Мы помним! Мы гордимся!», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Наименование конкурсной работы: Интеллектуальный марафон «Где гремели когда-то сраженья, там сейчас величавый гранит».
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189215


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

Интеллектуальный марафон

«Где гремели когда-то сраженья,

там сейчас величавый гранит».

Подготовила:

Социальный педагог

 Е.Г. Марченко

2025г.

       Цель: интеллектуального марафона для дошкольников о Городах-героях заключается в воспитании патриотизма, уважении к истории своей страны и её героическому прошлому. Это мероприятие направлено на формирование у детей знаний о подвигах советского народа во время Великой Отечественной войны, развитие интереса к изучению истории городов – героев и воспитании

 чувства гордости за свою страну.

Задачи: 

  • Формирование представлений о героизме и патриотизме

– Познакомить детей с понятием города-героя и объяснить, почему эти города получили такое звание.

– Рассказать о подвигах людей, защищавших свою Родину, и важности сохранения памяти о тех событиях.

  1. Развитие интереса к истории

– Побудить интерес к изучению событий Великой Отечественной войны через доступные детям формы: рассказы, игры, наглядные материалы.

– Объяснить значимость победы в ВОВ для всей страны и каждого гражданина.

  1. Воспитание чувства гордости за свою страну

– Показать, что каждый город-герой имеет свою уникальную историю борьбы и стойкости.

– Подчеркнуть важность сохранения исторической памяти и передачи её будущим поколениям.

  1. Обучение через игру и творчество

– Использовать игровые методы для закрепления знаний: викторины, квесты, ролевые игры.

– Предложить творческие задания, такие как рисование памятников, создание макетов городов или аппликаций на военную тематику.

  1. Эмоциональная вовлеченность

– Вызвать эмоциональный отклик у детей, чтобы они почувствовали сопричастность к великим событиям прошлого.

– Использование ярких примеров героизма и мужества для формирования положительных эмоций и впечатлений.

  1. Расширение кругозора

– Ознакомление с географией городов-героев, их расположением на карте России.

– Обсуждение культурных и исторических особенностей каждого города.

  1. Социальное взаимодействие

– Развитие навыков работы в команде через групповые задания и проекты.

– Формирование умения уважительно относиться к мнению других участников группы.

  1. Подготовка к дальнейшей учебной деятельности

– Закладка основ для последующего изучения истории Отечества в школе.

– Стимулирование желания узнавать больше о событиях прошлого.

Подготовительный этап:  участие в проекте  «Непокоренные города»

Ход мероприятия

         Ведущий: здравствуйте дорогие дети и уважаемые гости!Я рады видеть вас в нашем зале. В преддверии великого праздника, посвященному Дню Победы,  я предлагаю провести интеллектуальный марафон, а вот о чем он, вы скажете мне, прослушав отрывок из стихотворения Евгения Власова.

Ведущий читает отрывок из стихотворения 

У стен седых Московского Кремля
Гранитная Аллея.  Из порфира блоки,
Хранится, где священная земля
Героев-Городов, их Подвига истоки.

Я поклонюсь Героям-Городам,
Как на Аллее, в ряд построю,
Защитникам Долг Памяти отдам
И вспомню главное о каждом Городе-Герое:

Ведущий: Ребята, чему будет посвящен наш марафон?

Дети: Марафон посвящен городам – героям.

Ведущий: Совершенно верно, сейчас я познакомлю вас с правилами.

Играют  2 команды подготовительных групп, капитанами команд будут ваши воспитатели. Отвечать команды будут поочередно, если ответ дан не верно, то право переходит другой команде. Правильно отвечая на вопросы и выполняя задания, командыбудут набирать баллы.

За честностью игры будет наблюдать жюри.Позвольте представить членов жюри:

Заведующий МБДОУ и зам.зав по ВМР

Жюри подсчитает количество баллов, затем наградят памятной грамотой и ценным подаркомту команду, у которой окажется больше баллов.

Воспитатель:

Предлагаю начать наш марафон, который называется «Где гремели когда-то сражения, там сейчас величавый гранит». Капитанов команд прошу пройти к столу жюри и пройти жеребьевку.

Ведущий: Представьте,пожалуйста, свои команды:

Команда «Лидер» 

Наш девиз – чем цель трудней,
Тем радостней победа!

Команда «Патриот» 

Наш девиз — не отступать!
До конца всегда стоять!

1 блок разминка

Ведущий:предлагаю разминку ина1 вопрос,по результатам жеребьевки, отвечает команда«Лидер»

– Когда началась ВОВ?

Ответ: 22 июня 1941года.

Ведущий:  вопрос для команды «Патриот»

– Когда закончилась ВОВ?

Ответ: 9 мая 1945 года.

 2 вопрос

Ведущий:вопрос для команды  «Лидер»

– За что вручалась высшая награда город-герой?

Ответ: Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. 

Ведущий: вопрос для команды «Патриот»

– Сколько городов удостоены почетного звания город-герой?

Ответ:  12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов получили почетное звание – город – герой.

Ведущий: Обе команды ответили правильно, и  жюри огласит баллы.

Ведущий: поочередно назовите города- герои. Та команда, которая назовет больше городов – героев получает один балл.

Команды поочередно называют города-герои.

Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

3 вопрос

Ведущий: вопрос для команды «Лидер» 

– откуда началась ВОВ.

Ответ:Война началась в Брестской крепости.

Ведущий: И вопрос для команды «Патриот»

– С кем воевал наш народ и над кем наши прадеды одержали победу?

Дети: Воевал наш народ с германскими захватчиками и одержал победу над фашистами.

Ведущий: Обе команды ответили правильно, и жюри подсчитывает  баллы.

Сейчас я предлагаю отдохнуть и провести физминутку. Повторяйте за мной.

физкультминутка «солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз – рывок (прыжок),

Два – рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

 2 блок  ( интеллектуальный. Вопрос – ответ)

Ведущий:продолжим нашу игру.На ваших столах фотографии, надо назвать  памятник или мемориальный комплекс и город – герой, в котором они находятся. На выполнение задания у вас 1 минута.

1 вопрос

Первой будет отвечать команда «Лидер»

Ответ: Мемориальный комплекс «Брестская крепость» находится в городе Брест. На фотографии Холмские ворота, монумент «Мужество», скульптура «Жажда».

Ведущий: это правильный ответ. 

Ведущий: Ответ команды «Патриот»

Ответ:Это Волгоград, мемориальный комплекс «Мамаев курган». Скульптура «Скорбь матери», Монумент «Родина-мать зовет». Памятник «Михаилу Паникахе».

Ведущий: это правильный ответ. 

2 вопрос

Ведущий: А сейчас блиц вопросдля капитанов команд, этот конкурс принесет командам за каждый правильный ответ по 2 очка.

Поочередно капитанам команд надо ответить на вопросы. Побеждает та команда, чей капитан даст больше правильных ответов. 

Капитаны поочередно отвечают на вопросы:

– В этом городе жила 14-летняя девочка Таня Савичева,летом 1944года  от тяжелой болезни она скончалась. От нее нам остался дневник, который девочка вела в этом городе.(Ленинград)

-Каким событиям Великой отечественной войны посвящён “Дневник Тани Савичевой» (Блокада Ленинграда)

– сколько она длилась?(872 дня)

– У меня находится то, что особенно ценилось в блокадном городе (хлеб)

– сколько он весил(125 г)

– Этот город-герой  в 1991 году поменял своё название(Ленинград)

– Какой город-герой трижды менял своё название?(Волгоград )До 1925года – Царицын, до 1961года – Сталинград

Назовите города-герои, которые сейчас не входят в состав РФ. (Брестская крепость, Киев, Одесса, Минск)

Знаменитая надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина» была сделана на стенах какого сооружения …(на стенах Брестской крепости).

Ведущий: Капитаны справились со своим задание на отлично! Приглашаю капитанов получить свои награды. 

А мы перейдем к следующему блоку нашего марафона, который называется творческий.

3 блок  (Творческий.)

Ведущий: На этом этапе оцениваться будет творчество, артистизм, ловкость, смекалка. За этот конкурс получаете по 1 баллу.

1 конкурс чтецов. Оценивается выразительность.

Команда «Лидер» прошу представить своих чтецов.

1 реб.  Аллея Городов-Героев.«Брестская крепость». Автор -Евгений Власов

Дралась застава в окруженье.
Защитники не крепости, а всей страны.
Неравные бои. Кровопролитное сраженье.
Великий подвиг пограничников в те дни войны.
Под Брестом стало немцам ясно,
Что с хлебом-солью их не ждут.
На западе всё шло легко, прекрасно.
В Советской же России им отпор дадут.

2 реб. Соната «Город-герой Москва». АвторДмитрий Ахременко

Они на бой обречены,
Защитники Москвы-столицы,
Что город охранить должны
От тех, кто взять его стремится.

Среди снегов и дней весны,
Здесь шли бои, судьбы страницы,
Но только главный град страны
Врагам своим не покорится.

Москвой не в силах завладеть
То племя гордое и злое,
Так было, есть и будет впредь.

И люди вновь вставали строем
Чтобы сражаться здесь суметь
С великой мощью огневою.

Ведущий:Команда «Патриот» прошу представить своих чтецов.

1 реб.  Аллея Городов-Героев «Сталинград». Автор- Евгений Власов

Здесь родилось: – “Назад ни шагу!
За Волгой нет для нас земли!”
Герои дрались, как велит Присяга,
В смертельной схватке выстоять смогли.
И вот победа! Немцев окруженье.
Фельдмаршал Паулюс в плену.
Закончилось за Сталинград сраженье.
Здесь Гитлер понял, что не выиграть войну.

2 реб.  Соната «Город-герой  Ленинград». Автор –Дмитрий Ахременко

Все люди вспоминать должны
Про вечный подвиг Ленинграда,
Что перенёс всю боль войны,
Об этом вечно помнить надо.

Как тот кошмар, что входит в сны,
Так в мир ворвался час блокады,
На страшный бой обречены
Все те кому здесь выжить надо.

И люди выстоять смогли,
Все горести встречая стоя,
Не веря в смерть родной земли

Сквозь это время непростое
Они нам донести смогли
Про подвиг городов – героев.


Ведущий: ребята, поддержите своих товарищей бурными аплодисментами, а уважаемое жюри, просим оценить наших чтецов.

Ведущий: переходим ко второму конкурсу, в котором вам надо угадать мелодию, и спеть куплет песни военных лет. Оценивается артистизм.

  • конкурс «Угадай мелодию».

–  «Тёмная ночь»

– «Синий платочек»

–  «Катюша»

–  «Три танкиста»

Ведущий: А эту песню мы споем все вместе «День Победы».

Ведущий: ребята, поаплодируем друг другу, а уважаемое жюри, оценят ваше выступление.

Ведущий: Ребята, во время войны погибло и было ранено очень много солдат. Раненых бойцов с поля боя вытаскивал хрупкие женщины – медсестры. Наш заключительный конкурс мы посвящаем именно им.

Ведущий: Конкурсу эстафета. На этом этапе оцениваться будет, ловкость и  смекалка. За этот конкурс получаете по 1 баллу.

3 конкурс «Окажи помощь раненому бойцу».

В этом конкурсе команды смогут заработать сразу 3 балла. Участвуют 2 команды. Вам надо собрать медицинскую сумку, оценить характер ранения, оказать первую медицинскую помощь и доставить раненого бойца в медсанчасть. 

1 задание: 1 участник собирает сумку медсестры (бинт, йод, вата, жгут) передает сумку второму участнику.

2 задание: второй ребенок бежит к раненому бойцу ( определяет куда ранен боец и накладывает повязку)

3 задание: двое участников транспортируют бойца в медсанчасть.

Побеждает команда, которая справилась с заданием быстрее.

Ведущий: А сейчас уважаемое жюри посчитает количество набранных вами баллов, и огласит победителей нашего марафона, который был посвящен городам – героям нашей могучей, непобедимой страны.

Жюри подсчитывает баллы и проходит церемония награждения. Выигравшей команде вручается грамота и памятный приз, дидактическое пособие «Города-Герои нашей страны» с описанием и фотографиями памятников.

Всем детям вручаются медали за участие в марафоне.

Ведущий: Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины:  Герой – Москва и Ленинград, Одесса, Киев, Сталинград, Курск, Орел и Брест, Мурманск, Тула, и Смоленск, Минск и Севастополь, Новороссийск и Керчь – Прошу вас Родину беречь!

Ведущий: прошу почтить память всех защитников ВОВ минутой молчания. (звучит метроном).

Ведущий: На этом считаю наш марафон закрытым. Большое спасибо членам жюри, участникам марафона, капитанам команд, болельщикам.

Желаю вам, мирного неба и пусть вы никогда не узнаете ужаса войны.

До новых встреч!

Интеллектуальный марафон «Где гремели когда-то сраженья, там сейчас величавый гранит».

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram