Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг
Интеллектуальный марафон
«Где гремели когда-то сраженья,
там сейчас величавый гранит».
Подготовила:
Социальный педагог
Е.Г. Марченко
2025г.
Цель: интеллектуального марафона для дошкольников о Городах-героях заключается в воспитании патриотизма, уважении к истории своей страны и её героическому прошлому. Это мероприятие направлено на формирование у детей знаний о подвигах советского народа во время Великой Отечественной войны, развитие интереса к изучению истории городов – героев и воспитании
чувства гордости за свою страну.
Задачи:
- Формирование представлений о героизме и патриотизме
– Познакомить детей с понятием города-героя и объяснить, почему эти города получили такое звание.
– Рассказать о подвигах людей, защищавших свою Родину, и важности сохранения памяти о тех событиях.
- Развитие интереса к истории
– Побудить интерес к изучению событий Великой Отечественной войны через доступные детям формы: рассказы, игры, наглядные материалы.
– Объяснить значимость победы в ВОВ для всей страны и каждого гражданина.
- Воспитание чувства гордости за свою страну
– Показать, что каждый город-герой имеет свою уникальную историю борьбы и стойкости.
– Подчеркнуть важность сохранения исторической памяти и передачи её будущим поколениям.
- Обучение через игру и творчество
– Использовать игровые методы для закрепления знаний: викторины, квесты, ролевые игры.
– Предложить творческие задания, такие как рисование памятников, создание макетов городов или аппликаций на военную тематику.
- Эмоциональная вовлеченность
– Вызвать эмоциональный отклик у детей, чтобы они почувствовали сопричастность к великим событиям прошлого.
– Использование ярких примеров героизма и мужества для формирования положительных эмоций и впечатлений.
- Расширение кругозора
– Ознакомление с географией городов-героев, их расположением на карте России.
– Обсуждение культурных и исторических особенностей каждого города.
- Социальное взаимодействие
– Развитие навыков работы в команде через групповые задания и проекты.
– Формирование умения уважительно относиться к мнению других участников группы.
- Подготовка к дальнейшей учебной деятельности
– Закладка основ для последующего изучения истории Отечества в школе.
– Стимулирование желания узнавать больше о событиях прошлого.
Подготовительный этап: участие в проекте «Непокоренные города»
Ход мероприятия
Ведущий: здравствуйте дорогие дети и уважаемые гости!Я рады видеть вас в нашем зале. В преддверии великого праздника, посвященному Дню Победы, я предлагаю провести интеллектуальный марафон, а вот о чем он, вы скажете мне, прослушав отрывок из стихотворения Евгения Власова.
Ведущий читает отрывок из стихотворения
У стен седых Московского Кремля
Гранитная Аллея. Из порфира блоки,
Хранится, где священная земля
Героев-Городов, их Подвига истоки.
Я поклонюсь Героям-Городам,
Как на Аллее, в ряд построю,
Защитникам Долг Памяти отдам
И вспомню главное о каждом Городе-Герое:
Ведущий: Ребята, чему будет посвящен наш марафон?
Дети: Марафон посвящен городам – героям.
Ведущий: Совершенно верно, сейчас я познакомлю вас с правилами.
Играют 2 команды подготовительных групп, капитанами команд будут ваши воспитатели. Отвечать команды будут поочередно, если ответ дан не верно, то право переходит другой команде. Правильно отвечая на вопросы и выполняя задания, командыбудут набирать баллы.
За честностью игры будет наблюдать жюри.Позвольте представить членов жюри:
Заведующий МБДОУ и зам.зав по ВМР
Жюри подсчитает количество баллов, затем наградят памятной грамотой и ценным подаркомту команду, у которой окажется больше баллов.
Воспитатель:
Предлагаю начать наш марафон, который называется «Где гремели когда-то сражения, там сейчас величавый гранит». Капитанов команд прошу пройти к столу жюри и пройти жеребьевку.
Ведущий: Представьте,пожалуйста, свои команды:
Команда «Лидер»
Наш девиз – чем цель трудней,
Тем радостней победа!
Команда «Патриот»
Наш девиз — не отступать!
До конца всегда стоять!
1 блок разминка
Ведущий:предлагаю разминку ина1 вопрос,по результатам жеребьевки, отвечает команда«Лидер»
– Когда началась ВОВ?
Ответ: 22 июня 1941года.
Ведущий: вопрос для команды «Патриот»
– Когда закончилась ВОВ?
Ответ: 9 мая 1945 года.
2 вопрос
Ведущий:вопрос для команды «Лидер»
– За что вручалась высшая награда город-герой?
Ответ: Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины.
Ведущий: вопрос для команды «Патриот»
– Сколько городов удостоены почетного звания город-герой?
Ответ: 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов получили почетное звание – город – герой.
Ведущий: Обе команды ответили правильно, и жюри огласит баллы.
Ведущий: поочередно назовите города- герои. Та команда, которая назовет больше городов – героев получает один балл.
Команды поочередно называют города-герои.
Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
3 вопрос
Ведущий: вопрос для команды «Лидер»
– откуда началась ВОВ.
Ответ:Война началась в Брестской крепости.
Ведущий: И вопрос для команды «Патриот»
– С кем воевал наш народ и над кем наши прадеды одержали победу?
Дети: Воевал наш народ с германскими захватчиками и одержал победу над фашистами.
Ведущий: Обе команды ответили правильно, и жюри подсчитывает баллы.
Сейчас я предлагаю отдохнуть и провести физминутку. Повторяйте за мной.
физкультминутка «солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз – рывок (прыжок),
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам работать сейчас нужно!
2 блок ( интеллектуальный. Вопрос – ответ)
Ведущий:продолжим нашу игру.На ваших столах фотографии, надо назвать памятник или мемориальный комплекс и город – герой, в котором они находятся. На выполнение задания у вас 1 минута.
1 вопрос
Первой будет отвечать команда «Лидер»
Ответ: Мемориальный комплекс «Брестская крепость» находится в городе Брест. На фотографии Холмские ворота, монумент «Мужество», скульптура «Жажда».
Ведущий: это правильный ответ.
Ведущий: Ответ команды «Патриот»
Ответ:Это Волгоград, мемориальный комплекс «Мамаев курган». Скульптура «Скорбь матери», Монумент «Родина-мать зовет». Памятник «Михаилу Паникахе».
Ведущий: это правильный ответ.
2 вопрос
Ведущий: А сейчас блиц вопросдля капитанов команд, этот конкурс принесет командам за каждый правильный ответ по 2 очка.
Поочередно капитанам команд надо ответить на вопросы. Побеждает та команда, чей капитан даст больше правильных ответов.
Капитаны поочередно отвечают на вопросы:
– В этом городе жила 14-летняя девочка Таня Савичева,летом 1944года от тяжелой болезни она скончалась. От нее нам остался дневник, который девочка вела в этом городе.(Ленинград)
-Каким событиям Великой отечественной войны посвящён “Дневник Тани Савичевой» (Блокада Ленинграда)
– сколько она длилась?(872 дня)
– У меня находится то, что особенно ценилось в блокадном городе (хлеб)
– сколько он весил(125 г)
– Этот город-герой в 1991 году поменял своё название(Ленинград)
– Какой город-герой трижды менял своё название?(Волгоград )До 1925года – Царицын, до 1961года – Сталинград
– Назовите города-герои, которые сейчас не входят в состав РФ. (Брестская крепость, Киев, Одесса, Минск)
– Знаменитая надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина» была сделана на стенах какого сооружения …(на стенах Брестской крепости).
Ведущий: Капитаны справились со своим задание на отлично! Приглашаю капитанов получить свои награды.
А мы перейдем к следующему блоку нашего марафона, который называется творческий.
3 блок (Творческий.)
Ведущий: На этом этапе оцениваться будет творчество, артистизм, ловкость, смекалка. За этот конкурс получаете по 1 баллу.
1 конкурс чтецов. Оценивается выразительность.
Команда «Лидер» прошу представить своих чтецов.
1 реб. Аллея Городов-Героев.«Брестская крепость». Автор -Евгений Власов
Дралась застава в окруженье.
Защитники не крепости, а всей страны.
Неравные бои. Кровопролитное сраженье.
Великий подвиг пограничников в те дни войны.
Под Брестом стало немцам ясно,
Что с хлебом-солью их не ждут.
На западе всё шло легко, прекрасно.
В Советской же России им отпор дадут.
2 реб. Соната «Город-герой Москва». Автор– Дмитрий Ахременко
Они на бой обречены,
Защитники Москвы-столицы,
Что город охранить должны
От тех, кто взять его стремится.
Среди снегов и дней весны,
Здесь шли бои, судьбы страницы,
Но только главный град страны
Врагам своим не покорится.
Москвой не в силах завладеть
То племя гордое и злое,
Так было, есть и будет впредь.
И люди вновь вставали строем
Чтобы сражаться здесь суметь
С великой мощью огневою.
Ведущий:Команда «Патриот» прошу представить своих чтецов.
1 реб. Аллея Городов-Героев «Сталинград». Автор- Евгений Власов
Здесь родилось: – “Назад ни шагу!
За Волгой нет для нас земли!”
Герои дрались, как велит Присяга,
В смертельной схватке выстоять смогли.
И вот победа! Немцев окруженье.
Фельдмаршал Паулюс в плену.
Закончилось за Сталинград сраженье.
Здесь Гитлер понял, что не выиграть войну.
2 реб. Соната «Город-герой Ленинград». Автор –Дмитрий Ахременко
Все люди вспоминать должны
Про вечный подвиг Ленинграда,
Что перенёс всю боль войны,
Об этом вечно помнить надо.
Как тот кошмар, что входит в сны,
Так в мир ворвался час блокады,
На страшный бой обречены
Все те кому здесь выжить надо.
И люди выстоять смогли,
Все горести встречая стоя,
Не веря в смерть родной земли
Сквозь это время непростое
Они нам донести смогли
Про подвиг городов – героев.
Ведущий: ребята, поддержите своих товарищей бурными аплодисментами, а уважаемое жюри, просим оценить наших чтецов.
Ведущий: переходим ко второму конкурсу, в котором вам надо угадать мелодию, и спеть куплет песни военных лет. Оценивается артистизм.
- конкурс «Угадай мелодию».
– «Тёмная ночь»
– «Синий платочек»
– «Катюша»
– «Три танкиста»
Ведущий: А эту песню мы споем все вместе «День Победы».
Ведущий: ребята, поаплодируем друг другу, а уважаемое жюри, оценят ваше выступление.
Ведущий: Ребята, во время войны погибло и было ранено очень много солдат. Раненых бойцов с поля боя вытаскивал хрупкие женщины – медсестры. Наш заключительный конкурс мы посвящаем именно им.
Ведущий: Конкурсу эстафета. На этом этапе оцениваться будет, ловкость и смекалка. За этот конкурс получаете по 1 баллу.
3 конкурс «Окажи помощь раненому бойцу».
В этом конкурсе команды смогут заработать сразу 3 балла. Участвуют 2 команды. Вам надо собрать медицинскую сумку, оценить характер ранения, оказать первую медицинскую помощь и доставить раненого бойца в медсанчасть.
1 задание: 1 участник собирает сумку медсестры (бинт, йод, вата, жгут) передает сумку второму участнику.
2 задание: второй ребенок бежит к раненому бойцу ( определяет куда ранен боец и накладывает повязку)
3 задание: двое участников транспортируют бойца в медсанчасть.
Побеждает команда, которая справилась с заданием быстрее.
Ведущий: А сейчас уважаемое жюри посчитает количество набранных вами баллов, и огласит победителей нашего марафона, который был посвящен городам – героям нашей могучей, непобедимой страны.
Жюри подсчитывает баллы и проходит церемония награждения. Выигравшей команде вручается грамота и памятный приз, дидактическое пособие «Города-Герои нашей страны» с описанием и фотографиями памятников.
Всем детям вручаются медали за участие в марафоне.
Ведущий: Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины: Герой – Москва и Ленинград, Одесса, Киев, Сталинград, Курск, Орел и Брест, Мурманск, Тула, и Смоленск, Минск и Севастополь, Новороссийск и Керчь – Прошу вас Родину беречь!
Ведущий: прошу почтить память всех защитников ВОВ минутой молчания. (звучит метроном).
Ведущий: На этом считаю наш марафон закрытым. Большое спасибо членам жюри, участникам марафона, капитанам команд, болельщикам.
Желаю вам, мирного неба и пусть вы никогда не узнаете ужаса войны.
До новых встреч!