Мирзаев Тимур Романович
преподаватель
ГАПОУ СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189416
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189416


Пояснительная записка к методической разработке

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»

Мирзаев Тимур Романович,

преподаватель

ГАПОУ СО «УКТП», 

Екатеринбург, 2025 г.

Аннотация: Работа предназначена для формирования и развития компетенций студентов 1 курса колледжа, обучающихся по специальности 36.02.01 Ветеринария. Работа выполняется согласно Раздела 1 “Общая характеристика мира” по теме “Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы” в ходе изучения дисциплины общеобразовательного цикла «География» (ООД 09.). Также работа направлена на повторение, закрепление, обобщение и проверку знаний.

Система обучения: среднее профессиональное образование (СПО)

Профессиональная область: сельское хозяйство, ветеринарно-санитарные и зоогигиенические мероприятия

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Курс: 1

Дисциплина: ООД.09 География

Раздел 1: Общая характеристика мира

Тема № 1.4: Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы. (5 часов)

Образовательные цели:

  • Оценивание уровня усвоения студентами 1 курса колледжа основ географии непроизводственной сферы;
  • Контроль знаний и корректировка формирования общих компетенций (далее ОК) согласно рабочей учебной программе, в области географии: 
  • ОК 01. — «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.»;
  • ОК 02. — «Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.»;
  • ОК 03. — «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.»;
  • ОК 06. — «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.»;
  • ОК 07. — «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.»
  • Контроль знаний и корректировка формирования профессиональных компетенций (далее ПК) согласно рабочей учебной программе, в области биологии:
  • ПК 1.1. — «Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов»;
  • ПК 2.4. — «Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.»;
  • ПК 2.5. — «Использовать компьютерные технологии при реализации санитарно-просветительского замысла.»;
  • ПК 2.6. — «Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.».
  • Развитие навыков самостоятельной учебной работы; 
  • Закрепление содержания изученной темы 
  • Формирование умения критически оценивать информацию географического содержания.

Задачи:

  1. Диагностика знаний: с помощью заданий различного типа определить уровень подготовленности группы, а также отдельных учащихся, готовящихся к олимпиадам и конкурсам по Географии, Биологии, Экологии, Экологическим основам природопользования;
  2. Выявление пробелов (дефицитов): выявить, какие аспекты были недопоняты или не проработаны;
  3. Получение обратной связи: получить информацию о том, что необходимо повторить и какие вопросы требуют дополнительного разъяснения;
  4. Улучшение учебного процесса: на основе проведённой практической работы скорректировать программу и подходы к обучению;
  5. Приобретение студентами опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (карты, схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).
  6. Повышению осведомлённости будущих ветеринаров по вопросам охраны окружающей среды.
     

Источники информации:

  1. Учебные материалы по дисциплине ООД. 09 География:
  • Коломиец А.В., Сафонов А.А. География для колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458702. 
  • Гладкий, Ю. Н. География: 10-й класс: базовый и углублённый уровни: учебник / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. — 271 с. — ISBN 978-5-09-104480-5. 
  1. Материалы лекций и практических занятий:
  • Конспекты лекций преподавателя Мирзаева Т.Р. 
  • Отчеты по Практическим работам №1-8, выполненные группой В-107 и В-117.
  1. «Россия как система. Комплексный аналитический web-атлас (общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения)», — Электронный ресурс URL: [http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm]. 
  2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», — Электронный ресурс URL: [www.school-collection.edu.ru]. 
  3. «Большая карта Екатеринбурга пригодная для печати – на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб», — Электронный ресурс
    URL: [https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g].
     
  4. Интернет-ресурс; 

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

Формат заданий:

Практическая работа по географии включает 3 блока различных заданий:

Задание 1 «Разработка экологического туристического маршрута», 1 задание выполняет функцию: 

  • Контроля знаний, умений и навыков работы с географическими картами;
  • Контроля знаний основ туристской индустрии, как непроизводственной сферы мирового хозяйства;
  • Развития ОК 01., ОК 02., ОК 07., ПК 1.1., ПК 2.4., ПК 2.5. 

Задание 2 «Анализ полученной информации», 1 задание выполняет функцию: 

  • Контроля знаний, умений и навыков работы по анализу и интерпретации полученной информации;
  • Контроль знаний, умений и навыков критического мышления;
  • Развития ОК 06., ПК 2.4., ПК 2.6.

Задание 3 «Оформление выводов по проделанной работе», 1 задание выполняет функцию: 

  • Контроля знаний, умений и навыков работы по систематизации полученных данных и информации;
  • Развития ОК 03., ПК 2.6.

Инструкция к заданиям:

Уважаемые студенты, Вам предстоит выполнить Практическую работу №9 «Разработка экологического туристического маршрута» по Теме №1.4 «Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы».

Работа состоит из трёх разных заданий. Время на выполнение работы 180 минут. Во время выполнения работы Вы можете консультироваться с преподавателем.

  1. При выполнении «Задания 1.», Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом;
  2. При выполнении «Задания 2.», Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом; 
  3. При выполнении «Задания 3.2, Вам разрешается пользоваться только информацией, полученной при выполнении «Заданий 1-2.».

Критерии оценивания:

  • За каждое правильно выполненное задание, вы получаете балл/баллы, максимально возможное количество баллов — 26.
  • Максимально возможное количество баллов за «Задание 1.» — 10;
  • Максимально возможное количество баллов за «Задание 2.» — 6;
  • Максимально возможное количество баллов за «Задание 3.» — 10. 
  • от 20 до 26 набранных баллов: оценка «5» (отлично);
  • от 13 до 19 набранных баллов: оценка «4» (хорошо);
  • от 6 до 12 набранных баллов: оценка «3» (удовлетворительно);
  • от 0 до 5 набранных баллов: оценка «2» (неудовлетворительно); 

Общие рекомендации для выполнения практической работы:

  1. Внимательно прочитайте текст каждого задания;
  2. В первом блоке (Задание 1.) для составления экологического туристического маршрута используйте только те программы, которые указаны в карточке задания (они бесплатные и безопасные), рекомендую обратиться к сервисам под номером 4 и 5;
  3. Примените ваши теоретические знания, умения и навыки работы с источниками информации для выполнения второго блока (Задание 2).
  4. Используйте полученные данные и информацию для формулирования выводов по проделанной работе в «Задании 3.»;
  5. Выполняя практическую работу, помните о цифровой гигиене и безопасности.
  6. При использовании сторонних материалов — помните о соблюдении авторского права.
  7. При оформлении работы действуйте в рамках правовых и этических норм.
  8. В затруднительных ситуациях не стесняйтесь обращаться за консультацией к преподавателю.

Отчет по выполненной практической работе:

Выполненную практическую работу заархивируйте, название архива «Группа_Фамилия_ВетеринарЭМ» и загрузите нужный архив через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396  («Сбор Файлов» в Сферуме):

  • Выполнив «Задание 1.» обязательно сохраните разработанный «Архитектурный маршрут» в формате .pdf;
  • «Задание 2.» и «Задание 3.» в формате .doc / .docx;

Если архив будет большим, загрузите его на облачный сервис, ссылку сохраните в документе формата .doc / .docx., название документа «Группа_Фамилия_ВетеринарЭМ» и загрузите нужный архив через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396   («Сбор Файлов» в Сферуме).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА

1)       Выберите шаблон цифровой карты города Екатеринбурга: 

Скачайте «Большую карту Екатеринбурга пригодную для печати – на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб», — (ссылка Электронный ресурс
URL: https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g). 

Также Вы можете самостоятельно выбрать цифровую карту Екатеринбурга с обозначением домов, улиц, общественного транспорта для дальнейшего редактирования, но помните о соблюдении авторского права.

Программы во втором пункте задания также могут предложить Вам готовую цифровую карту Екатеринбурга для редактирования.

2)  Ознакомьтесь с одной из предложенных компьютерных программ для создания туристических маршрутов:

  1. Scribble Maps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.scribblemaps.com/ );
  2. ZeeMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.zeemaps.com/ );
  3. QuickMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );
  4. Конструктор карт Яндекс (ссылка Электронный ресурс URL: https://yandex.ru/map-constructor/  );
  5. Open Street Map (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );

3)  Разработайте с помощью программы из Пункта №2 «Экологический туристический маршрут» на цифровой карте Екатеринбурга. Экологический маршрут составляется для ветеринаров, будущих ветеринаров, биологов, экологов, географов, краеведов, «защитников природы», «хранителей водоёмов» — для людей неравнодушных к состоянию окружающей среды. То есть важно спланировать маршрут так, чтобы он соответствовал желаниям, интересам и потребностям людей, интересующихся примечательными объектами в черте Городского округа Екатеринбург, которые находятся в природном окружении, нуждаются в защите, и с которыми в последствии можно проводить исследовательские работы.

Также вы можете составить маршрут по экологическим «хот-спотам», которые по вашему мнению представляют значимость для Вас или ваших одногруппников / «соратников», как для будущих ветеринарных фельдшеров. 

Общая рекомендация: соблюдайте баланс. Одна из сложных задач для современного профессионала при проектировании творческой работы— не переборщить с активностями, но при этом «собрать» интересный, небанальный продукт, в вашем случае маршрут!

Минимальные требования для разработанного маршрута

На карте маршрута должны быть обозначения и информация:

  1. Название и цель маршрута. 
  2. Основные пункты маршрута. Это начальный и конечный пункты, а также промежуточные точки. При разработке маршрута важно учитывать, что у него должен быть сюжет: завязка, кульминация и развязка. Также нужно учитывать, что люди хорошо запоминают начало и конец поездки, поэтому объекты на маршруте лучше расставлять по нарастающей. Минимальное количество достопримечательностей/точек/«хот-спотов» на маршруте — 5 штук. 
  3. Вид маршрута. Пеший или указывается основной вид транспорта. Если используется автобус, то отмечается, собственный это транспорт или арендованный. 
  4. Протяжённость маршрута. Указывается общий километраж на автобусном, пешеходном и других подобных маршрутах. 
  5. Продолжительность маршрута. Соответствует количеству часов или минут, указанных в графике движения по маршруту.

Разработанный маршрут в перспективе должен помочь Вам в будущем при освоении дисциплины естественно-научного цикла «Экологические основы природопользования». В данной дисциплине есть темы «Особо-охраняемые природные территории», «Загрязнение окружающей среды», «Охрана водных ресурсов», «Охрана почвенных ресурсов», «Охрана атмосферы» и т.д. В связи с вышесказанным постарайтесь сделать экомаршрут не просто туристическим, но также с небольшой долей уклона в научную сферу, например, маршрут будет состоят из посещения водоемов Екатеринбурга в которых можно будет взять воду для анализа или организовать экологический мониторинг.

При создании продукта (карты) соблюдайте правовые и этические нормы!

ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

На основе теоретического анализа, разработанного экологического туристического маршрута, сформулируйте три тезиса относительно точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте (объем текста: примерно 150-200 знаков без пробелов):

  1. О политико-географической значимости данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте
  2. О социально-экономической (хозяйственной) значимости данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте
  3. О роли данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании граждан России.

ЗАДАНИЕ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

По итогам проделанной работы, проведите системный анализ вашей работы —  оформите пять выводов по предложенным вопросам:

  1. Можно ли с помощью экологических маршрутов проверять влияние здоровья животных на окружающую среду.
  2. Расскажите о теоретической и практической значимости вашего продукта (экологический туристический маршрут).
  3. Какие положительные эффекты/эффект может оказать данная практическая работа на ваше дальнейшее обучение?
  4. Какие негативные или позитивные риски/риск может нести в себе данная практическая работа?
  5. Предложите пути/путь преодоления недостатков/недостатка (дефицитов) данной практической работы.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Минимальные требования для допуска отчета по практической работе к процедуре оценивания:

  • выполненное Задание 1:
  • работа выполнена в разрешенной программе
  • тематика и сценарий маршрута соответствует содержанию практической работы.
  • соблюдение этических норм;
  • работа не должна содержать:
  • текст, сюжеты, действия сценических лиц и персонажей, противоречащие законодательству РФ, в том числе нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • нецензурную (ненормативную) лексику, слова и фразы, унижающие человеческое достоинство, экспрессивные и жаргонные выражения, скрытую рекламу, демонстрацию курения, огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, процесса изготовления взрывных устройств, употребления алкогольных и наркотических средств, других психотропных веществ;
  • указания реальных адресов и телефонов, информации о религиозных движениях, в том числе религиозной символики, названий и упоминания о существующих марках товаров, товарных знаках, знаках обслуживания, о физических и юридических лицах;
  • изображений фашистской атрибутики (свастики), сцен насилия, любого вида дискриминации, вандализма, крови, отражающих телесные страдания людей и животных, интимных сцен, иной информации, в любой форме унижающей достоинство человека или группы людей, а также информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей. Не допускается использование чужих текстов, видео- и аудиоматериалов (плагиат), за исключением случаев цитирования произведений в допустимое законодательство об авторском праве пределах.
  •  материалы, пропагандирующие нетрадиционные отношения.

Полный правильный ответ на «Задание 1.» оценивается 10 баллами. Каждое правильно выполненное минимальное требование оценивается 2 баллами. Если в одном минимальном требовании допущена ошибка — за него ставится 0 баллов; если в одном минимальном требовании допущена погрешность — за него ставится 1 балл. За невыполненное минимальное требование — 0 баллов. 

Полный правильный ответ на «Задание 2.» оценивается 6 баллами. За правильный ответ на 1 пункт в «Задании 2.» ставится 2 балла. Если в ответе на 1 пункт допущена ошибка, то за него ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. Если не выполнен 1 пункт «Задания 2.», то за него ставится 0 баллов.

Полный правильный ответ на «Задание 3.» оценивается 10 баллами. За правильный ответ на 1 пункт «Задания 3.» ставится 2 балл. Если в ответе на один пункт допущена ошибка, то за него ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. Если не выполнен 1 пункт «Задания 3.», то за него ставится 0 баллов.

Задание 1

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Баллы
Правильно выполнены все 5 требований:

  1. Есть название и цель маршрута
  2. Обозначены минимум три точки маршрута (достопримечательности / хот-споты)
  3. Указан вид маршрута
  4. Установлена протяжённость маршрута
  5. Отмечена продолжительность маршрута
10
Выполнены все 5 требований, но в одном есть погрешность 9
Правильно выполнены 4 требования

<или>

Правильно выполнены 3 требования и 2 с погрешностью

8
Правильно выполнены 3 требования и в 1 есть погрешность

<или>

Правильно выполнены 2 требования и 3 с погрешностью

7
Правильно выполнены 3 требования

<или>

Правильно выполнены 2 требования и 2 с погрешностью

<или>

Правильно выполнены 1 требование и 4 с погрешностью

6
Правильно выполнены 2 требования и в 1 есть погрешность

<или>

Правильно выполнены 1 требование и 3 с погрешностью

5
Правильно выполнены 2 требования

<или>

Правильно выполнены 1 требование и 2 с погрешностью

<или>

Выполнено 4 требования с погрешностью

4
Правильно выполнены 1 требование и 1 погрешностью

<или>

Выполнено 3 требования с погрешностью

3
Правильно выполнены 1 требование

<или>

Выполнено 2 требования с погрешностью

2
Выполнено всего 1 требование, но с погрешностью 1
Не выполнено ни одно требование 0

Задание 2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Баллы
1. Правильно сформулирован Тезис №1;

2. Правильно сформулирован Тезис №2;

3. Правильно сформулирован Тезис №3.

6
Правильно сформулированы 2 тезиса и 1 с погрешностью 5
Правильно сформулирован 1 тезис и 2 с погрешностью 4
Правильно сформулирован 1 тезис и 1 с погрешностью

<или>

Сформулированы 3 тезиса с погрешностью

3
Правильно сформулирован 1 тезис

<или>

Сформулированы 2 тезиса с погрешностью

2
Сформулирован 1 тезис с погрешностью 1
Не сформулирован ни один тезис 0

Задание 3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Баллы
  1. Правильно сформулирован Вывод №1;
  2. Правильно сформулирован Вывод №2;
  3. Правильно сформулирован Вывод №3;
  4. Правильно сформулирован Вывод №4;
  5. Правильно сформулирован Вывод №5.
10
Правильно сформулированы 4 вывода и 1 с погрешностью 9
Правильно сформулированы 4 вывода

<или>

Правильно сформулированы 3 вывода и 2 с погрешностью

8
Правильно сформулированы 3 вывода и 1 с погрешностью

<или>

Правильно сформулированы 2 вывода и 3 с погрешностью

7
Правильно сформулированы 3 вывода

<или>

Правильно сформулированы 2 вывода и 2 с погрешностью

<или>

Правильно сформулированы 1 вывод и 4 с погрешностью

6
Правильно сформулированы 2 вывода и 1 с погрешностью

<или>

Правильно сформулированы 1 вывода и 3 с погрешностью

<или>

Сформулированы 5 выводов с погрешностью

5
Правильно сформулированы 2 вывода

<или>

Правильно сформулированы 1 вывода и 3 с погрешностью

<или>

Сформулированы 4 вывода с погрешностью

4
Правильно сформулирован 1 вывод и 1 с погрешностью

<или>

Сформулированы 3 вывода с погрешностью

3
Правильно сформулирован 1 вывод

<или>

Сформулированы 2 вывода с погрешностью

2
Сформулирован 1 вывод с погрешностью 1
Не сформулирован ни один вывод 0

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 22

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0-5 6-12 13-19 20-26

 

Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram