Пояснительная записка к методической разработке
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»
Мирзаев Тимур Романович,
преподаватель
ГАПОУ СО «УКТП»,
Екатеринбург, 2025 г.
Аннотация: Работа предназначена для формирования и развития компетенций студентов 1 курса колледжа, обучающихся по специальности 36.02.01 Ветеринария. Работа выполняется согласно Раздела 1 “Общая характеристика мира” по теме “Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы” в ходе изучения дисциплины общеобразовательного цикла «География» (ООД 09.). Также работа направлена на повторение, закрепление, обобщение и проверку знаний.
Система обучения: среднее профессиональное образование (СПО)
Профессиональная область: сельское хозяйство, ветеринарно-санитарные и зоогигиенические мероприятия
Специальность: 36.02.01 Ветеринария
Курс: 1
Дисциплина: ООД.09 География
Раздел 1: Общая характеристика мира
Тема № 1.4: Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы. (5 часов)
Образовательные цели:
- Оценивание уровня усвоения студентами 1 курса колледжа основ географии непроизводственной сферы;
- Контроль знаний и корректировка формирования общих компетенций (далее ОК) согласно рабочей учебной программе, в области географии:
- ОК 01. — «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.»;
- ОК 02. — «Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.»;
- ОК 03. — «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.»;
- ОК 06. — «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.»;
- ОК 07. — «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.»
- Контроль знаний и корректировка формирования профессиональных компетенций (далее ПК) согласно рабочей учебной программе, в области биологии:
- ПК 1.1. — «Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов»;
- ПК 2.4. — «Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.»;
- ПК 2.5. — «Использовать компьютерные технологии при реализации санитарно-просветительского замысла.»;
- ПК 2.6. — «Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.».
- Развитие навыков самостоятельной учебной работы;
- Закрепление содержания изученной темы
- Формирование умения критически оценивать информацию географического содержания.
Задачи:
- Диагностика знаний: с помощью заданий различного типа определить уровень подготовленности группы, а также отдельных учащихся, готовящихся к олимпиадам и конкурсам по Географии, Биологии, Экологии, Экологическим основам природопользования;
- Выявление пробелов (дефицитов): выявить, какие аспекты были недопоняты или не проработаны;
- Получение обратной связи: получить информацию о том, что необходимо повторить и какие вопросы требуют дополнительного разъяснения;
- Улучшение учебного процесса: на основе проведённой практической работы скорректировать программу и подходы к обучению;
- Приобретение студентами опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (карты, схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).
- Повышению осведомлённости будущих ветеринаров по вопросам охраны окружающей среды.
Источники информации:
- Учебные материалы по дисциплине ООД. 09 География:
- Коломиец А.В., Сафонов А.А. География для колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458702.
- Гладкий, Ю. Н. География: 10-й класс: базовый и углублённый уровни: учебник / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. — 271 с. — ISBN 978-5-09-104480-5.
- Материалы лекций и практических занятий:
- Конспекты лекций преподавателя Мирзаева Т.Р.
- Отчеты по Практическим работам №1-8, выполненные группой В-107 и В-117.
- «Россия как система. Комплексный аналитический web-атлас (общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения)», — Электронный ресурс URL: [http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm].
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», — Электронный ресурс URL: [www.school-collection.edu.ru].
- «Большая карта Екатеринбурга пригодная для печати – на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб», — Электронный ресурс
URL: [https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g]. - Интернет-ресурс;
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Формат заданий:
Практическая работа по географии включает 3 блока различных заданий:
Задание 1 «Разработка экологического туристического маршрута», 1 задание выполняет функцию:
- Контроля знаний, умений и навыков работы с географическими картами;
- Контроля знаний основ туристской индустрии, как непроизводственной сферы мирового хозяйства;
- Развития ОК 01., ОК 02., ОК 07., ПК 1.1., ПК 2.4., ПК 2.5.
Задание 2 «Анализ полученной информации», 1 задание выполняет функцию:
- Контроля знаний, умений и навыков работы по анализу и интерпретации полученной информации;
- Контроль знаний, умений и навыков критического мышления;
- Развития ОК 06., ПК 2.4., ПК 2.6.
Задание 3 «Оформление выводов по проделанной работе», 1 задание выполняет функцию:
- Контроля знаний, умений и навыков работы по систематизации полученных данных и информации;
- Развития ОК 03., ПК 2.6.
Инструкция к заданиям:
Уважаемые студенты, Вам предстоит выполнить Практическую работу №9 «Разработка экологического туристического маршрута» по Теме №1.4 «Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы».
Работа состоит из трёх разных заданий. Время на выполнение работы 180 минут. Во время выполнения работы Вы можете консультироваться с преподавателем.
- При выполнении «Задания 1.», Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом;
- При выполнении «Задания 2.», Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом;
- При выполнении «Задания 3.2, Вам разрешается пользоваться только информацией, полученной при выполнении «Заданий 1-2.».
Критерии оценивания:
- За каждое правильно выполненное задание, вы получаете балл/баллы, максимально возможное количество баллов — 26.
- Максимально возможное количество баллов за «Задание 1.» — 10;
- Максимально возможное количество баллов за «Задание 2.» — 6;
- Максимально возможное количество баллов за «Задание 3.» — 10.
- от 20 до 26 набранных баллов: оценка «5» (отлично);
- от 13 до 19 набранных баллов: оценка «4» (хорошо);
- от 6 до 12 набранных баллов: оценка «3» (удовлетворительно);
- от 0 до 5 набранных баллов: оценка «2» (неудовлетворительно);
Общие рекомендации для выполнения практической работы:
- Внимательно прочитайте текст каждого задания;
- В первом блоке (Задание 1.) для составления экологического туристического маршрута используйте только те программы, которые указаны в карточке задания (они бесплатные и безопасные), рекомендую обратиться к сервисам под номером 4 и 5;
- Примените ваши теоретические знания, умения и навыки работы с источниками информации для выполнения второго блока (Задание 2).
- Используйте полученные данные и информацию для формулирования выводов по проделанной работе в «Задании 3.»;
- Выполняя практическую работу, помните о цифровой гигиене и безопасности.
- При использовании сторонних материалов — помните о соблюдении авторского права.
- При оформлении работы действуйте в рамках правовых и этических норм.
- В затруднительных ситуациях не стесняйтесь обращаться за консультацией к преподавателю.
Отчет по выполненной практической работе:
Выполненную практическую работу заархивируйте, название архива «Группа_Фамилия_ВетеринарЭМ» и загрузите нужный архив через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396 («Сбор Файлов» в Сферуме):
- Выполнив «Задание 1.» обязательно сохраните разработанный «Архитектурный маршрут» в формате .pdf;
- «Задание 2.» и «Задание 3.» в формате .doc / .docx;
Если архив будет большим, загрузите его на облачный сервис, ссылку сохраните в документе формата .doc / .docx., название документа «Группа_Фамилия_ВетеринарЭМ» и загрузите нужный архив через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396 («Сбор Файлов» в Сферуме).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА
1) Выберите шаблон цифровой карты города Екатеринбурга:
Скачайте «Большую карту Екатеринбурга пригодную для печати – на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб», — (ссылка Электронный ресурс
URL: https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g).
Также Вы можете самостоятельно выбрать цифровую карту Екатеринбурга с обозначением домов, улиц, общественного транспорта для дальнейшего редактирования, но помните о соблюдении авторского права.
Программы во втором пункте задания также могут предложить Вам готовую цифровую карту Екатеринбурга для редактирования.
2) Ознакомьтесь с одной из предложенных компьютерных программ для создания туристических маршрутов:
- Scribble Maps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.scribblemaps.com/ );
- ZeeMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.zeemaps.com/ );
- QuickMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );
- Конструктор карт Яндекс (ссылка Электронный ресурс URL: https://yandex.ru/map-constructor/ );
- Open Street Map (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );
3) Разработайте с помощью программы из Пункта №2 «Экологический туристический маршрут» на цифровой карте Екатеринбурга. Экологический маршрут составляется для ветеринаров, будущих ветеринаров, биологов, экологов, географов, краеведов, «защитников природы», «хранителей водоёмов» — для людей неравнодушных к состоянию окружающей среды. То есть важно спланировать маршрут так, чтобы он соответствовал желаниям, интересам и потребностям людей, интересующихся примечательными объектами в черте Городского округа Екатеринбург, которые находятся в природном окружении, нуждаются в защите, и с которыми в последствии можно проводить исследовательские работы.
Также вы можете составить маршрут по экологическим «хот-спотам», которые по вашему мнению представляют значимость для Вас или ваших одногруппников / «соратников», как для будущих ветеринарных фельдшеров.
Общая рекомендация: соблюдайте баланс. Одна из сложных задач для современного профессионала при проектировании творческой работы— не переборщить с активностями, но при этом «собрать» интересный, небанальный продукт, в вашем случае маршрут!
Минимальные требования для разработанного маршрута
На карте маршрута должны быть обозначения и информация:
- Название и цель маршрута.
- Основные пункты маршрута. Это начальный и конечный пункты, а также промежуточные точки. При разработке маршрута важно учитывать, что у него должен быть сюжет: завязка, кульминация и развязка. Также нужно учитывать, что люди хорошо запоминают начало и конец поездки, поэтому объекты на маршруте лучше расставлять по нарастающей. Минимальное количество достопримечательностей/точек/«хот-спотов» на маршруте — 5 штук.
- Вид маршрута. Пеший или указывается основной вид транспорта. Если используется автобус, то отмечается, собственный это транспорт или арендованный.
- Протяжённость маршрута. Указывается общий километраж на автобусном, пешеходном и других подобных маршрутах.
- Продолжительность маршрута. Соответствует количеству часов или минут, указанных в графике движения по маршруту.
Разработанный маршрут в перспективе должен помочь Вам в будущем при освоении дисциплины естественно-научного цикла «Экологические основы природопользования». В данной дисциплине есть темы «Особо-охраняемые природные территории», «Загрязнение окружающей среды», «Охрана водных ресурсов», «Охрана почвенных ресурсов», «Охрана атмосферы» и т.д. В связи с вышесказанным постарайтесь сделать экомаршрут не просто туристическим, но также с небольшой долей уклона в научную сферу, например, маршрут будет состоят из посещения водоемов Екатеринбурга в которых можно будет взять воду для анализа или организовать экологический мониторинг.
При создании продукта (карты) соблюдайте правовые и этические нормы!
ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
На основе теоретического анализа, разработанного экологического туристического маршрута, сформулируйте три тезиса относительно точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте (объем текста: примерно 150-200 знаков без пробелов):
- О политико-географической значимости данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте
- О социально-экономической (хозяйственной) значимости данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте
- О роли данных маршрутных точек или дополнительных пунктов, или «хот-спотов», или природных достопримечательностей на вашей карте в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании граждан России.
ЗАДАНИЕ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
По итогам проделанной работы, проведите системный анализ вашей работы — оформите пять выводов по предложенным вопросам:
- Можно ли с помощью экологических маршрутов проверять влияние здоровья животных на окружающую среду.
- Расскажите о теоретической и практической значимости вашего продукта (экологический туристический маршрут).
- Какие положительные эффекты/эффект может оказать данная практическая работа на ваше дальнейшее обучение?
- Какие негативные или позитивные риски/риск может нести в себе данная практическая работа?
- Предложите пути/путь преодоления недостатков/недостатка (дефицитов) данной практической работы.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Минимальные требования для допуска отчета по практической работе к процедуре оценивания:
- выполненное Задание 1:
- работа выполнена в разрешенной программе;
- тематика и сценарий маршрута соответствует содержанию практической работы.
- соблюдение этических норм;
- работа не должна содержать:
- текст, сюжеты, действия сценических лиц и персонажей, противоречащие законодательству РФ, в том числе нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
- нецензурную (ненормативную) лексику, слова и фразы, унижающие человеческое достоинство, экспрессивные и жаргонные выражения, скрытую рекламу, демонстрацию курения, огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, процесса изготовления взрывных устройств, употребления алкогольных и наркотических средств, других психотропных веществ;
- указания реальных адресов и телефонов, информации о религиозных движениях, в том числе религиозной символики, названий и упоминания о существующих марках товаров, товарных знаках, знаках обслуживания, о физических и юридических лицах;
- изображений фашистской атрибутики (свастики), сцен насилия, любого вида дискриминации, вандализма, крови, отражающих телесные страдания людей и животных, интимных сцен, иной информации, в любой форме унижающей достоинство человека или группы людей, а также информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей. Не допускается использование чужих текстов, видео- и аудиоматериалов (плагиат), за исключением случаев цитирования произведений в допустимое законодательство об авторском праве пределах.
- материалы, пропагандирующие нетрадиционные отношения.
Полный правильный ответ на «Задание 1.» оценивается 10 баллами. Каждое правильно выполненное минимальное требование оценивается 2 баллами. Если в одном минимальном требовании допущена ошибка — за него ставится 0 баллов; если в одном минимальном требовании допущена погрешность — за него ставится 1 балл. За невыполненное минимальное требование — 0 баллов.
Полный правильный ответ на «Задание 2.» оценивается 6 баллами. За правильный ответ на 1 пункт в «Задании 2.» ставится 2 балла. Если в ответе на 1 пункт допущена ошибка, то за него ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. Если не выполнен 1 пункт «Задания 2.», то за него ставится 0 баллов.
Полный правильный ответ на «Задание 3.» оценивается 10 баллами. За правильный ответ на 1 пункт «Задания 3.» ставится 2 балл. Если в ответе на один пункт допущена ошибка, то за него ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. Если не выполнен 1 пункт «Задания 3.», то за него ставится 0 баллов.
Задание 1
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
Правильно выполнены все 5 требований:
|
10 |
Выполнены все 5 требований, но в одном есть погрешность | 9 |
Правильно выполнены 4 требования
<или> Правильно выполнены 3 требования и 2 с погрешностью |
8 |
Правильно выполнены 3 требования и в 1 есть погрешность
<или> Правильно выполнены 2 требования и 3 с погрешностью |
7 |
Правильно выполнены 3 требования
<или> Правильно выполнены 2 требования и 2 с погрешностью <или> Правильно выполнены 1 требование и 4 с погрешностью |
6 |
Правильно выполнены 2 требования и в 1 есть погрешность
<или> Правильно выполнены 1 требование и 3 с погрешностью |
5 |
Правильно выполнены 2 требования
<или> Правильно выполнены 1 требование и 2 с погрешностью <или> Выполнено 4 требования с погрешностью |
4 |
Правильно выполнены 1 требование и 1 погрешностью
<или> Выполнено 3 требования с погрешностью |
3 |
Правильно выполнены 1 требование
<или> Выполнено 2 требования с погрешностью |
2 |
Выполнено всего 1 требование, но с погрешностью | 1 |
Не выполнено ни одно требование | 0 |
Задание 2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
1. Правильно сформулирован Тезис №1;
2. Правильно сформулирован Тезис №2; 3. Правильно сформулирован Тезис №3. |
6 |
Правильно сформулированы 2 тезиса и 1 с погрешностью | 5 |
Правильно сформулирован 1 тезис и 2 с погрешностью | 4 |
Правильно сформулирован 1 тезис и 1 с погрешностью
<или> Сформулированы 3 тезиса с погрешностью |
3 |
Правильно сформулирован 1 тезис
<или> Сформулированы 2 тезиса с погрешностью |
2 |
Сформулирован 1 тезис с погрешностью | 1 |
Не сформулирован ни один тезис | 0 |
Задание 3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
|
10 |
Правильно сформулированы 4 вывода и 1 с погрешностью | 9 |
Правильно сформулированы 4 вывода
<или> Правильно сформулированы 3 вывода и 2 с погрешностью |
8 |
Правильно сформулированы 3 вывода и 1 с погрешностью
<или> Правильно сформулированы 2 вывода и 3 с погрешностью |
7 |
Правильно сформулированы 3 вывода
<или> Правильно сформулированы 2 вывода и 2 с погрешностью <или> Правильно сформулированы 1 вывод и 4 с погрешностью |
6 |
Правильно сформулированы 2 вывода и 1 с погрешностью
<или> Правильно сформулированы 1 вывода и 3 с погрешностью <или> Сформулированы 5 выводов с погрешностью |
5 |
Правильно сформулированы 2 вывода
<или> Правильно сформулированы 1 вывода и 3 с погрешностью <или> Сформулированы 4 вывода с погрешностью |
4 |
Правильно сформулирован 1 вывод и 1 с погрешностью
<или> Сформулированы 3 вывода с погрешностью |
3 |
Правильно сформулирован 1 вывод
<или> Сформулированы 2 вывода с погрешностью |
2 |
Сформулирован 1 вывод с погрешностью | 1 |
Не сформулирован ни один вывод | 0 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 22
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 |