Журавлева Ирина Алексеевна
1 курс «Сольное и хоровое народное пение»
Пермский краевой колледж искусств и культуры
КУРАТОР УЧАСТНИКА:
Носкова Елена Андреевна
преподаватель
Пермский краевой колледж искусств и культуры
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №189499
Наименование конкурса: Всероссийский нравственно-патриотический конкурс для студентов «Огонь Победы»
Наименование конкурсной работы: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №189499


автор: Журавлева Ирина Алексеевна
1 курс «Сольное и хоровое народное пение»
Пермский краевой колледж искусств и культуры

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»

Министерство культуры Пермского края

 ГБПОУ «Пермский краевой колледж искусств и культуры»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

«Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»

      Работу выполнила:

       студентка 1 курса, специальности 53.02.05

       «Сольное и хоровое народное пение» 

       очной формы получения образования  

       Журавлева Ирина Алексеевна

       Руководитель: Носкова Елена Андреевна 

Пермь, 2025

Содержание

Введение 3

  1. Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья 6

1.1 Проводы в солдаты и рекрутская обрядовая поэзия 7

1.2 Песни Великой отечественной войны 10

  1. «Забытые песни Прикамья о незабытой войне» 14

2.1  Разработка концертной программы. Виды концертной программы 14

2.2  Разработка тематической концертной программы «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…» 16

2.3 Календарный план реализации проекта. Ожидаемые результаты проекты…………………………………………………………………………16 

Заключение 18

Список использованных источников 19

Приложение №1 Сценарий концертной  программы  «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»……………………………………………20

 Приложение №2.  Стихи Пермских поэтов о войне ………………………….24                                                                                               Приложение №3 Военные песни Прикамья……………………………. ……. 26

 

Введение

   Актуальность проекта, посвящённого песням военных лет  забытым песням Прикамья, обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается недостаток знаний о значении и контексте этих произведений, особенно среди молодёжи. В условиях глобализации и стремительного развития технологий важно сохранить и передать это наследие будущим поколениям. В этом году вся страна отмечает знаменательную дату – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это не просто очередная годовщина, это священный праздник, который останется навсегда в наших сердцах.

Социальная значимость проекта заключается в том, что песни военных лет способствуют сохранению исторической памяти. Они являются важным элементом культурного наследия русского народа и напоминают о героическом подвиге, проявленном во время войны; помогают воспитывать молодёжь; помогают формировать патриотические чувства, развивают гордость за свою страну и вдохновляют на бережное отношение к истории и наследию предков. 

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: популярность военной фольклорной песни в жизни общества во все времена 

Предмет исследования:  военная фольклорная песня Прикамья в годы ВОВ

Цель:   изучить и систематизировать музыкально –поэтический материал по военным народным  песням Прикамья.  

Задачи:                                                                                                                               1. Изучить историю военных народных  песен Прикамья; 

  1. Собрать материал о песнях Великой Отечественной войне Прикамья;
  2. Познакомиться  с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата   
  3. Воспитывать чувство глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945г;
  4. Провести обработку и анализ полученной информации;
  5. Разработать концертную программу «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»
  6. Создать и реализовать творческий проект.

Гипотеза: если фольклорные песни Прикамья существуют, то они имеют недолгий жизненный путь и со временем и интерес к ним угасает 

Перспектива развития проекта:  проведение концерта «Нас не люди разлучили, разлучила нас война»студентами 1 курса специальности «Сольное хоровое и народное пение»(СХНП)

Тип проекта:  творческий 

 Значимость проекта:  популизировать  и возобновить песни военных лет,  забытые песни Прикамья

Команда  проекта: студенты колледжа ПККИК,  студенты 1 курса специальности  «СХНП» – ансамбль народной  песни «Ромода»

Целевая группа проекта: Дети,  подростки  образовательных  организаций и дополнительного образования  от 7 до 18 лет. Ветераны, участники войны, труженикитыла,проживающие на территории  г. Перми и  Пермского края

Практическая значимость данного материала будет интересна для педагогов и студентов, так как из этого можно реализовать концертную программу.

        География проекта: г. Пермь,  Пермский край

 Методы исследования:  накопление изученного материала поданной теме, наблюдение, анализ 

Перспектива проекта: организация выездных концертов по  г. Пермь и Пермскому  краю.

  1.  Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья

Более ранние записи фольклора Прикамья показывают, что на территории края всегда были популярны песни о походе Ермака, о взятии Сибири, взятии Казани. Еще в записях в. Серебренникова отмечены исторические песни о войне за “Царя белого – Петра Великого”, разнообразные варианты песен о войне с Наполеоном, песни о взятии Шипки.

Один из первых конфликтов, который находит отражение в прикамских военных песнях конца XIX века,- Отечественная война 1812 г. Песня “Был-де я на горе” воссоздает образ Наполеона, образ вражьей силы, которая “не спала да не дремала, выходила сила на луга”. Угадываются в песнях Крымская война, русско-турецкие войны, русско-японская война. Следует заметить, что, поскольку в песнях часто нет описаний конкретных событий, а важно само событие – война сама по себе, неважно какая, одни и те же песни пели и в годы русско-турецких войн, и в первую мировую. После войны солдаты приносили с собой рассказы про войну, про врагов, с которыми воевали, и именно от солдат слушались и запоминались “перенимались” солдатские песни.

Крайне популярны в народе военные казацкие песни. Казачество – особое военное сословие в России в XVIII – начале XX вв. С XIV века военную службу в пограничных районах по найму несли вольные люди – на Днепре, Дону, Волге, Урале и Тереке. Именно здесь постепенно возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков. Царское правительство превратило их в привилегированное военное сословие, в начале ХХ в. существовало I I казачьих войск. В первую мировую войну казачество выставило в действующую армию около 300 тыс. человек. В 1920 г. казачество как сословие упразднено. В 1936 г. были созданы донские, кубанские и терские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

На Урале казаки появляются в конце XVI в., когда ватаги-станицы волжских вольных казаков под напором царских войск покидают Волгу и переселяются на реку Яик (Урал), где формируется Яицкое (Уральское) казачье войско, здесь возникает самая близкая к Пермскому краю территория с постоянным казачьим населением Уфимская казачья станица. Численность казаков Уфимской станицы в начале XIX в. составляла около 1000 казаков. В Прикамье “вольные” казаки появились в 1582 г. когда по призыву Строгановых в их владения прибывает атаман Ермак, а с ним пять сотен казаков. В XVIII в. казаки стали направляться в прикамские города для несения караульной службы при почте и при губернаторе, с 1805 г. в Пермскую губернию ежегодно посылались оренбургские казаки для сопровождения колодников и военных арестантов по Сибирскому тракту, В 1905-1907 гг. на борьбу с беспорядками в Пермскую губернию прибыли сотни 7-го и 8-го Уральского, 17-го Оренбургского и 11-го Донского казачьих полков.

В годы гражданской войны, летом 1918 г., при пермском губернском военкомате была сформирована 1-я Пермская Уральская казачья сотня. После занятия Перми Колчаком в городе размещались 11-й и 17-й Оренбургские полки, сведенные в Оренбургскую отдельную казачью бригаду.

1.1 Проводы в солдаты и рекрутская обрядовая поэзия

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с религиозными представлениями и с бытовой традицией. Обряд исполнялся в переломные, важные моменты и оказывал воздействие на самочувствие и самосознание человека, а также передавал от поколения к поколению накопленный социальный опыт.

Обряды рекрутские – это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа “О рекрутской повинности. Предшественниками рекрутов были в истории России так называемые “даточные люди”. Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов (“некруты”) жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены. Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потушит именную – идти в армию), по караваю хлеба с запеченным в него нательным крестом (упадет за порог – к службе), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.

После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 – 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекруты состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год – то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.

После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами “Сон пресвятой Богородицы” или “Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы.

У причитаний имеется своя область идейных и художественных интересов, своя сфера эмоционального воздействия. Своеобразие причитаний состоит в том, что общественная и социальная тема в них редко выступает открыто, чаще протест против существующей действительности находит выражение в обострении личных трагических переживаний. Часто причитания (свадебные, похоронные, рекрутские) исполняли особые исполнительницы: «плакуши», «плачеи», «вопленицы». Исполнение причитаний облегчает то, что в них огромную роль играет поэтическая традиция, выработавшая в течение веков ряд устойчивых формул, образов, композиционных приемов, что облегчало запоминание отрывков плача и импровизацию в пределах установленного стиля, импровизацию, часто заключавшуюся лишь в более или менее свободном комбинировании традиционных формул.

 

1.2 Песни Великой отечественной войны

В песнях ВОВ достаточно ощутимо  “литературное”,  авторское начало. Наглядно проявляется оно в народном обращении к текстам профессиональных авторов.  Достаточно большое количество песен о войне это  народные переделки песен о Катюше, “Синеньком платочке” песен, опирающихся на такие тексты, как “Раскинулось море широко”. В Перми исполнялись не  только песни, освещающие исторические события Великой Отечественной войны (основные сражения, партизанское движение), но и песни, генетически восходящие к первой мировой и гражданской войнам (понятно, что они перестраивались изменялись, в них вносились реалии новой войны). Недаром в народе и первая мировая, и Великая Отечественная именовались одинаково – германские). Разнообразна тематика военных песен. Это песни танкистов и летчиков, моряков и подводников, артиллеристов, пограничников и партизан. Немало песен на нашу родную уральскую тематику, песен, в которых война выступает как жестокое испытание для любимых.

В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности.            

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь,  и своя судьба. 

По своему эмоционально-духовному наполнению  песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать – это были народные песни, заслужившие в боях право на существование.

Многие из военных песен предназначались специально для различных родов войск. Нередко они были написаны непосредственно по заданию военного командования, а также при прохождении композиторами и поэтами воинской службы в рядах армии и флота, во время фронтовых командировок.

Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

В богатом песенном творчестве советского народа видное и почётное место занимают песни Великой Отечественной войны. Эти песни воскрешают в нашей памяти героические и трагические события войны. Песни на фронтовых рубежах обладали большой и властной силой. Они помогали советском народу в борьбе с немецкими захватчиками как на фронте, так и в тылу врага. Песня поднимала дух бойцов, сражавшихся на поле битвы, песня была способна в момент ожесточённого огня противника поднять нашего бойца с земли и повести его в атаку. Песня поднимала дух тружеников тыла, ковавших победу над врагом на фабриках, заводах, колхозных полях – на любых трудовых постах народного хозяйства. Таких фактов немало в героической летописи Великой Отечественной войны. Но, помимо этого, песни военных лет дороги нам своей богатой, а нередко легендарной биографией. Рождение многих из них связано с каким-нибудь памятным событием. Роль песни невозможно переоценить, как и труд творцов песни – поэтов, композиторов и исполнителей.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Помимо военных песен к творчеству в период ВОВ относят частушки. Считается, что частушки передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Во многих из них нашли отражение названия местных населённых пунктов, прикамская природа и местный говор. Есть информация о некоторых периодах, связанных с творчеством в жанре частушек: Начало XX века. Первые записи коми-пермяцких частушек были сделаны в этот период.  20–60-е годы XX века. Расцвет частушечного творчества. К этому времени относятся первые специальные публикации частушек: сборник, подготовленный поэтами Н. Поповым и С. И. Караваевым, и сборник коми-пермяцкого фольклора, подготовленный писателем В. В. Климовым. 

Конец 40-х годов. Первая отдельная публикация частушек. В сборник вошли народные записи и авторские произведения, например, созданные М. П. Лихачёвым. Почти все частушки Лихачёва вошли в репертуар коллективного народного творчества и, потеряв авторство, стали достоянием народа. 

Также известно, что в 1990 году при Дворце культуры п. Майский Пермской области был создан профессиональный ансамбль песни и танца народов Урала «Прикамье». Изначально концертная программа коллектива включала в себя сольное исполнение частушек, танцев, наигрышей и уральских песен.  

II. «Забытые песни Прикамья о незабытой войне»

2.1  Разработка концертной программы. Виды концертной программы

Концертная программа — это перечень произведений и композиций, заявляемый исполнителями и организаторами мероприятия на определённый концерт.

Концерт — это публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и других номеров по определённой программе.  

Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.

Официально-торжественный. Организуется с целью отметить особый праздник, достижение или важное событие с официальным характером.

Моно-концерт. Музыкальное выступление, в рамках которого выступает только один исполнитель или музыкальная группа.

На основе источников, возможны неточности
Да, концертную программу часто строят по тематическим блокам. Обычно в одном блоке от 3 до 6 номеров, при этом важно чередовать произведения по сложности, чтобы голос успевал отдыхать.
Некоторые примеры блоков концертной программы:
Фольклорный блок – выступление фольклорных коллективов и солистов.
Вокально-инструментальный блок выступление вокальных коллективов и солистов под инструментальный аккомпанемент.
Эстрадный блок – выступление эстрадных и хореографических коллективов.
При составлении концертной программы также учитывают, что концерт должен идти по нарастающей: произведения, которые вызывают бурную реакцию слушателей, исполняют ближе к концу программы.
Порядок построения номеров определяется режиссёрским замыслом. Количество номеров не должно нарушать единство темы, замысла и целевой задачи. 

  1. Сольная концертная программа любительского вокально-хорового коллектива не должна превышать 1 часа 15 минут. В этой фразе заключенокак требование к сольной концертной программе, так и решение проблемы выносливости голоса. По требованиям к концертной программе на

присвоение/подтверждение званий “народный/образцовый коллектив” продолжительность концерта должна быть не менее часа. Больше 1 часа

15 минут воспринимать только вокально-хоровоеисполнение на сцене будет сложно зрителю.Соответственно у руководителя коллектива есть

временной диапазон, в котором он можетвыстраивать сольную концертную программу: от 1часа до 1 часа 15 минут.

  1. Программу сольного концерта хора облегчают дляисполнения отдельные номера солистов, вокальныхгрупп, концертмейстера, коллектива спутника, еслитаковой имеется, а также 2-3 номера в исполнениипривлеченных коллективов других жанров (чтецы,хореографические коллективы). Одно но: выступления привлеченных коллективов должныбыть оправданы с точки зрения единой концепцииконцерта, не выбиваться из единой канвы.
  2. Сложные с исполнительской точки зрения номералучше исполнять в первой части концерта, а вближе к концу концерта номера попроще, которыевсегда хорошо принимаются залом. Конечнопервым номером самые сложные произведения нестоит ставить, за первые два-три номера коллективпривыкает к сцене и зрителю.
  3. Концертную программу следует строить потематическим блокам от 3 до 6 номеров, чередуяпроизведения по сложности между собой так,чтобы голос успевал отдыхать: где-то с запевалойможно включить номера, где-то в исполнениивокальной группы. Больше 4 номеров в одном блокев исполнении полного состава хора делать не стоит,коллектив будет уставать.Это лишь несколько секретов, как построитьсольную концертную программу таким образом,чтобы участникам коллектива было легко ееисполнять. 

2.2  Разработка концертной программы «Нас не люди разлучили, разлучила нас война

Концертная  программ ансамбля народной песни  «Ромода»  рассчитан на 1 час. Она  состоит из 3  тематических блоков: «Как родная моя мать провожала…»,  «Солдаты далекой войны»,«Ехали солдаты со службы домой». В каждом блоке будут звучать 3-4 народные песни,  которые будут исполнятся как  сольно, так и ансамблем. Песни, составляющие репертуар, могут исполняться как  в сопровождении народных инструментов (баян, трещотки, свистульки), так и без музыкального сопровождения. Для написания сценария концертной программы был использован, как документальный материал (о годах Прикамья во время ВОВ), так и  художественный  (стихи Пермских поэтов Б. В Ширшов и  А.Л Решетов).  Кроме этогов  концертной программе будут исполнятьсястудентами специальности «Хореографическое творчество» такие    танцевальные номера как  «Военная пляска» в середине программы и в финале  хореографический номер «Дыхание весны» 

2.3 Календарный план реализации проекта

№1 Наименование  Сроки 
Разработка концепции проекта Декабрь-январь
2.  Разработка идейно-тематического замысла сценария Январь
3 Поиск художественного и документального материала Февраль
4.  Работа с документальным и художественным материалом  Март
5.  Написание сценария программы концерта Апрель
6.  Репетиционный процесс (разучивание песен, работа с ведущими) Апрель-май
7.  Генеральная репетиция  Апрель-май
8.  Показ концертной программы  8-9 Мая
9.  Анализ о проделанной работе  Май

Ожидаемые результаты :

На уровне зрителей (публики)

Расширится представление зрителей концерта  о  подвигах советского народа, о защитниках отечества  и героях ВОВ 

Проявится чувство гордости за своих земляков за их стойкость и самоотверженность  в период  Великой Отечественной войны 

Сформируется  чувства патриотизма и сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны

Сформируется внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям

На уровне руководителя творческого коллектива 

Повысится уровень самосовершенствования профессионального мастерства включенного в новую деятельность и введение его в практику работы в творческом коллективе 

Анализ реализации проекта проводится на основании общего анализа мероприятий.

Заключение

      2025 год отмечает 80- летие Победы в Великой Отечественной войне! За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след.  Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали подвиг. Они шли на смерть при наступлениях на врага, уходили партизанить в леса, рыли окопы, организовывали полевые госпитали и работали в тылу. Дело находилось для каждого.  Наша задача — сохранить память о подвиге народа.

      В рамках проекта концертной программы песен военных лет Прикамья мы смогли не только познакомить зрителей с историческим и культурным наследием региона, но и создать эмоциональную связь с героями прошлого. Программа включала подборку самых значимых и трогательных произведений, которые передают дух той эпохи.

       Выступления артистов вызвали глубокий отклик у аудитории, способствуя укреплению патриотических чувств и памяти о подвигах предков. Благодаря музыкальному сопровождению и тематическому оформлению концерта, события военных лет Прикамья предстали в ярких красках.

       Таким образом, концертная программа стала важным этапом в сохранении и популяризации музыкальных традиций Прикамья, помогая молодежи лучше понять историческое значение песен военных лет и ценить культурное наследие региона.

 

Список использованных источников

  1. Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской. Прикамье с древнейших времен до начала XVIII в. Пермь: Изд-во “Книжный мир”, 1995.
  2. Белавин А.М., Подюков И.А., Черных А.В., Шумов К.Э. Война и песня: Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья. – Пермь, 2005-200с.; илл
  3. Гладышев В.Ф. Перми старинное зерцало. История Перми в зеркале некрополя: Научно-популярное издание. Пермь: Изд-во ООО “Раритет-Пермь”, 2001.
  4. Пермский край в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: энциклопедия / Авт.-сост.: Т. С. Волкова, В. И. Тетерин, А. В. Хованская, Ю. Б. Шувалова, О. В. Ярома; Администрация губернатора Пермского края, Агентство по делам архивов Пермского края, Пермский государственный архив социально-политической истории. — Пермь: Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ), 2020. — 799 с. : ил., портр. ; 27 см.. — Библиогр.: с. 730-799 и в подстроч. примеч.. — Указ.: с. 681-726.— 500 экз
  5. Победители – потомкам. Прикамье в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 2000.
  6. Страницы истории Земли Пермской. Пермь: Изд-во “Книжный мир”, 1997

 

Приложение №1 

Сценарий концертной  программы  «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»

(На сцену выходит ведущий, в одежде в стиле 1940-х годов)

Ведущий1:  Добрый вечер, дорогие друзья! 

Ведущий2: Мы рады приветствовать вас на нашей концертной программе «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»

Ведущий1: Сегодня мы вспомним тех, кто в тяжелые времена Великой Отечественной войны отдал свои силы и жизнь за мирное небо над нами. 80 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики.  

Ведущий2: В стране осталось одно предприятие, где делались солдатские каски, — Лысьвенский металлургический завод. В период войны объём производства касок составил 10 миллионов.

Ведущий1: Многие пермские предприятия, которые выпускали различную продукцию для гражданских нужд, в годы Великой Отечественной войны стали работать для фронта.

 Ведущий 2: Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. “. 

Ведущий1: День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

Ведущий2: Прежде чем мы начнем, давайте вспомним минуту молчания тех, кто не вернулся с полей сражений…

(Минута молчания)

Ведущий1: Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевывал Победу на фронте и в тылу. Наше мероприятие мы дарим всем ветеранам, всем представителям старшего поколения

Ведущий2: Сейчас студентка 1 курса «Социально-культурной деятельности»  Валерия Шолохова прочитает стихотворение «Память», которое написал  наш земляк-  поэт А. Л. Решетов.

«Память»

(исполняет   студентка1  СКД В Шолохова)

         1 тематический блок «Как родная моя мать провожала…»

Ведущий 1:Вторжение немецких войск на территорию СССР произошло в четыре утра 22 июня 1941 года. Это было воскресенье.

Ведущий 2: Многие жители Молотовской области не сразу узнали о случившемся — об этом свидетельствуют документы и фотографии, которые хранятся в Государственном архиве Пермского края.

Ведущий1 «В воскресенье я с Петром Михайловичем Николаевым весь день был на Чусовой. Мы рыбачили. День был замечательный, солнечный, теплый прекрасный и мы любовались волшебной прелестью Чусовой. 

Мы сидели на берегу у костра, ели чудеснейшую уху, загорали и не знали о том, что началась война», — такая запись есть в фотоальбоме М. Колпакова.

Ведущий 2: Грозный сорок первый: Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, оборвал жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты семнадцатилетних, которые прямо «из детства» ушли на войну.

Ведущий 1  На сцену приглашается ансамбль Ромода   

«Уральская походная»

«Провожала я милого, провожала»

«Девушка на Каме»

(исполняет ансамбль Ромода)

2 тематический  блок   « Солдаты далекой войны»

Ведущий1: Они хотели вернуться в родные дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но… бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу. 

«По полю танки грохотали»

 (исполнит студентка 1 СХНП Бояндина Полина)

«Рано-раненько на зорьке ледоход»

 (исполнит студентка 1 СХНП Бабушкина Василиса)

Хореографический номер «Военная пляска»

 (исполнит хореографический Ансамбль «1-смена»)

«Дул холодный порывистый ветер» 

(исполнит студентка 1 СХНП Суханова Ксения)

Частушки «Кабы, кабы не война»

( исполнят студентки 1 СХНП Еремеева Полина и Журавлева Ирина)

Ведущий 1: И он пришел этот день – 9мая 1945 года. День Победы! С каким нетерпеньем его ждал народ! 

Ведущий 2:В Перми ранним утром люди пошли на заводы, где работали для фронта все годы войны.

Ведущий 1: Праздничные митинги состоялись у железнодорожников, на заводе им. Сталина (ныне Пермский моторостроительный комплекс), на заводе им. Молотова и ещё на одном предприятии.  

Ведущий 2:Весь день люди праздновали победу. На площадях и в садах играли оркестры, стройным маршем проходили курсанты военных училищ. На улицах, в домах, возле предприятий и учреждений на каждой свободной площадке танцевали молодёжь, старики и даже дети.  

На заборах и киосках, на дверях домов мелом было выведено «Ура! Победа!». 

3 тематический блок «Ехали солдаты со службы домой»

Ведущий 2:  На сцену приглашаем ансамбль Ромода  

«Ехали солдаты со службы домой»                                                                              Ой, туманы мои, растуманы»

«Вспомни товарищ, как в бой мы ходили»

(исполняет ансамбль Ромода)

Ведущий 1 Сейчас студентка 4 курса Ж.Калинина по специальности «Театральное творчество», прочитает стихотворение «Осколки», которое написал  еще один пермский поэт  Борис Ширшов.

«Осколки» 

      (исполняет студентка 4 ТТ  Ж. Калинина)

Ведущий1: На сегодняшний день в Пермском крае проживают 107 участников Великой Отечественной войны. в Прикамье осталось 4224 ветерана Великой Отечественной войны, среди которых всего 107 человек непосредственных её участников. 66 человек — это жители блокадного Ленинграда, 155 — бывшие несовершеннолетние узники фашизма, 3456 — труженики тыла, 649 — вдовы умерших участников Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: В этом году в рамках юбилея Победы  3773 ветерана получили юбилейную медаль «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ведущий1: Спасибо вам за то, что вы пришли и разделили с нами этот вечер! Давайте не забывать о подвиге наших предков и передавать их историю следующемупоколению. С праздником победы!

Застольная-заздравная

(исполняет ансамбль «Ромода»)

Хореографический номер «Дыхание весны»

(исполнит хореографический Ансамбль «1-смена»)

 

Приложение № 2 

Стихотворение «Память»,   поэт А. Л. Решетов.

 Горите, флаги красные, горите!
Я с детства помню слёзы ранних вдов,
Заиндевевший громкоговоритель
И снег в морщинах сбившихся платков.
Я помню, как сирена завывала,
Я помню хруст оконного стекла.
Гремели взрывы. В печках застывала
Зола позавчерашнего тепла.
И умещались двести хлебных граммов
На сводке с фронта в двадцать строгих строк.
И первоклассник худенький упрямо:
– Мы не рабы! – заучивал урок.

Стихотворение «Осколки», которое написал  еще один пермский поэт  Борис Ширшов.

Металла ржавые осколки

Ложатся тяжко на ладонь.

Они грубы, остры и колки.

Их разметал войны огонь.

Крупицы злого урагана,

Они бойцом привезены

С твердынь Мамаева кургана,

С далекой волжской стороны.

Кому они неслись навстречу,

Когда земной развёрзся ад?

Кто ими в битве был посечен,

Враг, друг иль мой сражённый брат?

На том кургане знаменитом

Металл вскипал и снова стыл.

Когда бы небу стать магнитом,

К нему курган бы воспарил.

Но кровь людская тяжелее

Железа, стали, чугуна.

И, застывая и густея,

Насквозь курган прошла она.

И освятила славой русской

Приволжский город на века…

Нет, не металл, а крови сгустки

Беру. И дрогнула рука.

 

          

 

  Приложение №3  «Военные песни Прикамья»

Уральская походная

Тают, тают струйки дыма над чудесною рекой.

 До свиданья, наш Урал любимый, До свиданья, наш дом родной. 

Мы вернемся, мы вернемся, снова встретимся с тобой 

Возле Камы, возле Камы, возле Камы голубой. 

До свиданья, наш Урал любимый, До свиданья, наш дом родной.

 Мчатся танки грозовые, словно ветер голубой. 

До свиданья, наш Урал любимый, До свиданья, наш дом родной

. Грозной битвою победной возвратимся мы домой.

 До свиданья, наш Урал любимый, До свиданья, наш дом родной

 Провожала я милого, провожала

Провожала я милого, провожала,

Провожала я милого на войну,

Не забыть, как платочком махала,

Не забыть мне ту разлучницу-весну.

Обнялись мы крепко с милым на прощанье

У садочка возле вишни молодой.

И дала ему я слово-обещанье,

Что работать буду в поле за двоих.

Слово с делом никогда не разойдется,

Если слово полюбовное даешь.

И созрела небывалая пшеница,

И родилася невиданная рожь.

Девушка на Каме 

Мы с тобой расстанемся, милый, на перроне

, Ветерочек спутает завитки волос. 

Ветерочек быстрый, он тебя догонит,

 Он обгонит поезд, что тебя увез.

 Залетит в окошко, заиграет шторою, 

Острым ветром щеки освежит.

 Может, ты забыл уж наши разговоры,

 Берега за Камою, васильки во ржи. 

Парусную лодочку, тот зеленый остров, 

– Помнишь, мчались птички, щебеча? 

Ты пойми, хороший, что не так-то просто 

Девушке на Каме позабыть тебя.

 Ты уехал в армию, только не навечно, 

Мы с тобою встретимся непременно вновь.

 Нет на свете чувства, чувства человечней,

 Чем любовь и дружба, дружба и любовь.

Частушки  “Кабы, кабы не война…”

Кабы, кабы не война…

” Началася война,

 Сразу три набора

: Взяли брата и отца, 

Взяли ухажера.

 Говорят, платки – разлука,

 Я милому два дала.

 Не платки нас разлучили,

 А проклятая война

. Кабы, кабы не война, 

Кабы не войнушечка

, Я во нонешном год

у Была бы молодушечка.

 Кабы, кабы не ухабы,

Далеко катилась бы.

 Кабы с немцем не война,

 С милым не рассталась бы.

 Кабы-кабы не война,

Кабы не позиция, 

Увез бы миленький меня,

 Увез бы круглолицую.

 

Ой, туманы мои, растуманы

 Ой, туманы мои, растуманы,

 ой, родные леса и луга. Уходили в поход партизаны,

 уходили в поход на врага. 

На прощанье сказали герои: “Ожидайте хороших вестей”

. И по старой смоленской дороге повстречали незваных гостей. 

Повстречали, огнем угощали, навсегда уложили в лесу. 

За великие наши печали, за горячую нашу слезу. 

С той поры да по всей по округе потеряли злодеи покой.

 День и ночь партизанские вьюги над разбойной гудят головой. 

Не уйдет чужеземец незваный, своего не увидит жилья.

 Ой, туманы мои, растуманы, ой, родная сторонка 

Застольная-заздравная

Собрались мы сегодня день отпраздновать славный. 

Почему бы не спеть нам этой песни заздравной? 

Мы споем ее с вами задушевно, открыто. 

И попробуем, кстати, что в бокалах налито. 

Выпьем первую чару за былые походы

За родную державу, за счастливые годы. 

А еще мы не пили, а еще позабыл и,

– Чтобы девушки наши всех красивее были

 Наше первое слово, наше слово второе,

– Чтобы в каждой семье вырастали герои, 

Чтобы плавали дальше, чтобы выше летали, 

Чтобы наши герои с неба звезды снимали.

 Чтобы люди планеты не имели бы злости, 

Чтобы чаще бывали к нам желанные гости.

 Пусть растет наша сила, пусть работают руки, 

Пусть у нас молодеют старики и старухи!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нас не люди разлучили, разлучила нас война…»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram