Самохвалова Людмила Николаевна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 181» г.о. Самара
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №190304
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации  «Инновационное обучение»
Наименование конкурсной работы: «Сенсорное развитие детей. Познаю мир через запахи»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №190304


Педагог- психолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №181»

г.о. Самара

Самохвалова Л.Н.

«Познаю мир через запахи.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

 

«Память воскрешает все, кроме запахов… 

Но зато ничто так не воскрешает прошлого, 

как запах связанный с ним…»

В. Набоков

 

Сенсорное развитие детей предполагает формирование правильного восприятия внешних свойств различных предметов- формы, цвета, размера, положения в пространстве, вкуса и запаха. Запах имеет прямое воздействие на психику человека, на его чувства и как следствие на его поведение и настроение. В журнале «Педиатрия. Приложение № 3»  за 2012 год в статье «Опыт использования ароматерапии для оздоровления детей в условиях ДОУ» был описан эксперимент по оздоровлению и профилактике некоторых вирусных заболеваний. В одном из детских садов Ярославля ежедневно проводили ароматерапевтический сеанс с применением ароматической смеси «Дыши», в ходе эксперимента осуществлялось также и психологическое тестирование детей. Заключение было следующим:

Ароматическая композиция обладает хорошей переносимостью, оказывает благотворное влияние на состояние дыхательной системы, гармонизирует психические функции и эмоциональный фон ребенка. 

Также доказано, что ароматерапия в системе коррекционной помощи помогает в работе с детьми с аутизмом. Результатом терапевтического воздействия является снижение и устранение симптомов тревожного беспокойства и появления чувства уверенности в себе, как следствие готовности к контакту с окружающим миром. Разные ароматы решают разные задачи, одни способны повышать концентрацию внимания у ребенка, другие направленны на снятие эмоционального напряжения. Но и  те и другие однозначно оказывают развитие сенсорной системы ребенка, его восприятия и памяти. Но, при проведении занятия с использованием тех, или иных ароматов и пахнущих материалов важно учитывать здоровье ребенка и отсутствие у него сезонной или хронической аллергии. 

 

 

Конспект занятия

«Познаю мир через запахи»

 

Цель: 

Развитие сенсорной сферы, 

Задачи:

-Упражнять детей в определении запахов, 

-Активизация и пополнение словарного запаса, 

-Развитие памяти и концентрация внимания, 

-Развитие творческой сферы и воображения.

Возрастная группа:

Дети старших и подготовительных групп в подгруппах по 3-5 чел. 

Необходимый инструментарий:

Бумажные картинки с изображением ( ель, сосна, апельсин, гвоздика, роза).

Стаканы с крышками в которых лежат кусочки следующих продуктов – лук репчатый, лимон, огурец, апельсин, зубная паста, мыло и т.д. Платок для повязки на глаза, мандарин. Видеоряд или следующие изображения: кухня, пляж, детский сад, Новый год, День Рождения. Цветы из картона в количестве 6 штук, с тремя видами запахов. Мешочки малые, в них соль ароматизированная следующими маслами- ель, сосна, роза, апельсин, гвоздика. 

Педагог говорит:

«Ребята, отгадайте загадку-

«Запах пирожков от роз,

Отличать умеет….( нос)! 

Но не все носы умеют чувствовать и тем более различать запахи? Например носик чайника может чувствовать запах? 

А нос корабля? Нос сапога? Нос самолета? 

Нос животного? Нос человека?

Правильно ребята, наш нос может узнавать до 4.000 запахов! А нос кошки или собаки до 10.000!

Есть прямые у нас носики, а есть носики – курносики!

Но очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

Главная способность нашего носика, то что мы через него дышим, а другая что умеем различать запахи! И можем поделить их не приятные и не приятные. Приятные, это те что нам очень нравятся.
Ребята, а какие вам запахи нравятся?»

( Звучат варианты ответа детей)

Далее педагог продолжает:

«Запахи ребята, могут быть не только приятные и неприятные, они могут быть ядовитыми, например – запах газа. Запах нас может предупреждать о надвигающейся опасности, например запах дыма. Другие запахи могут быть расслабляющими, успокаивающими, и даже могут вылечить больного человека. Сегодня мы с вами будем играть, говорить и слушать разные запахи. Ведь правильно говорить- слушать запахи…

 

Посмотрите, я накрыла стол, в стаканчиках лежат разные продукты, сейчас мы с вами послушаем, как они пахнут!»

Игра «Овощи- фрукты»

На столе по кол-ву детей стоят стаканы или любые емкости с крышкой, в которых лежат следующие продукты: Лук репчатый, чеснок, огурец, лимон, апельсин и т.д. Педагог по очереди дает детям послушать, как они пахнут. Потом просит запомнить эти запахи. И предлагает ребятам поиграть.

Игра с закрытыми глазами

Педагог подносит каждому ребенку по емкости с продуктом, а ребенок с завязанными глазами должен отгадать, чем пахнет и что за продукт в ней лежит.

Следующая игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог обращается к ребенку, например-

Педагог:

« Петя, подойти пожалуйста к столу и с завязанными глазами попробуй отгадать где овощи, а где фрукты. Овощи ты ставишь влево, ( педагог уточняет где левая сторона, а фрукты справа). 

Игра «Фрукт или овощ?»

Предлагается детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на овощи и фрукты.

Так по очереди проходят все дети. 

Далее педагог говорит: 

«Ребята, вы и ваши носики большие молодцы, как вы легко справились с заданием, но сейчас я вам немножко усложню задачу, в съедобные продукты я добавлю, стаканчики с тем, что кушать категорически нельзя! Ваша задача, послушать все стаканчики и показать мне те, в которых лежит что то несъедобное. 

Игра «Съедобное- несъедобное»

По разложенным в стаканы продуктам питания и не только, нужно определить по запаху съедобные продукты и несъедобные.

Материал: все тот же ( Лук репчатый, чеснок, огурец, лимон, апельсин) к ним добавилось- мыло и зубная паста. 

По окончанию игры педагог хвалит детей, и продолжает:

«Ребят, а скажите пожалуйста, что вам напоминает запах мандарина? А елки?»

Давайте вспомним и послушаем запах елочки…

Педагог выкладывает на стол мешочки, с запахами и раскладывает на столе картинки и говорит:

«Ребята, послушайте все мешочки и положите тот что пахнет елочкой на картинку с елочкой.

Игра «Запахи в мешочках»

 Далее каждый ребенок поочередно слушает один запах и соответствует этот мешочек с картинкой. 

 

Педагог говорит:

«Ребята, вы говорили что запах елочки вам напоминает праздник Новый Год!

Посмотрите пожалуйста на экран, какой на нем праздник? Выберите пожалуйста на следующей картинке тот запах который ему подходит!»

Игра «Чем пахнет?»

 На экране слайды – 1) Кухня, а следом изображения предметов и продуктов какие могут быть на кухне. Педагог спрашивает запах чего может быть на кухне? Далее по тому же примеру- Пляж, детский сад, зоопарк, Новый год, День Рождения. 

 Педагог:

«Конечно же ребята, День Рождения может пахнуть цветами…И не только он, что еще может пахнуть цветами? ( звучат варианты ответа- духи, мама, дача, полянка, клумба и т.д.) 

Педагог продолжает :

«Ребята, и  у нас с вами есть место, где цветут волшебные, ароматные цветы….Пойдемте на полянку, послушает их запах…»

Игра «Найди пару»

На полянке 6 цветов, с тремя разными запахами. Педагог предлагает послушать все цветы и сказать, запах какого цветка им больше всего понравился? А затем говорит- 

«У каждого цветка здесь есть пара…Вместе они пахнут одинаково, давайте найдем цветочки с одинаковым запахом!»

Далее педагог подводит итог, спрашивает  у детей, какие запахи у них самые любимые, а какие им не нравятся, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего. 

 

«Сенсорное развитие детей. Познаю мир через запахи»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram