Салтыкова Оксана Николаевна
Воспитатель
МАДОУ «Радость» ст. - п. детский сад № 168
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №190337
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ», в рамках реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Комплексно - тематический план по развитию представлений о времени. Тема: «Как измерить время?»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №190337


Примерная структура 

комплексно-тематического плана по развитию представлений о времени

 

Группа: старшая.  Тема: «Как измерить время?»

Цель: формирование представлений о времени и способах его измерения с помощью общепринятых эталонов – единиц измерения.

Планируемый результат: дети знают части суток, дети называют дни недели, определяют, какой день был вчера, какой будет завтра, знают названия и последовательность дней недели; дети владеют чётким представлением о продолжительности минуты, знают, что можно сделать за этот промежуток времени.

 

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными, художественными школами, общеобразовательными учреждениями)
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7
понедельник Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Д.и. «Узнаем, сколько и какие дни в  неделе». Цель: формирование представлений о днях недели.  Игра «Назови соседей». Цель: закрепление знания названий и последовательности месяцев. Беседа «Что делают дети утром». Подбор иллюстраций картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И.Левитана «Золотая осень» Познакомить родителей с художественной литературой по теме «Время».
Непосредственно образовательная деятельность Социально – коммуникативное развитие, познавательное  развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое  развитие. Окружающий мир «Для чего человеку нужен календарь?»
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

Подвижная игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй». Цель: закрепление названий и последовательности дней недели. Игра с мячом «Наоборот». Наблюдение за признаками осени.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Пальчиковая гимнастика «Старший братец Понедельник» Решение задач о днях недели. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Психогимнастика «Часики» Свободное рисование «Что я люблю делать днём». Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года» Н.п. игры «Подбери картинку», «Разрезные картинки».
Прогулка. Наблюдение на прогулке: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступление» вечера.
Вторник Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие, речевое  развитие, художественно – эстетическое развитие. Утренняя гимнастика «Минуту попрыгай, минуту постой» Игра «Сравни». Цель: развитие представлений о временах года, умения составлять рассказ – сравнение признаков двух времён года с одновременной демонстрацией картинок. Работа с календарём погоды: отметить и назвать день недели, часть суток, назвать месяц.  Подборка различных видов календарей: «Неделя», «Календарь погоды». Познакомить родителей с играми по формированию представлений о времени, которые родители могут использовать в повседневной жизни.
Непосредственно образовательная деятельность ФЭМП – уточнение представлений о последовательности частей суток.
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «Лови, бросай, дни недели называй». Игра «Назови скорей». Д.и. «Угадай, о каком времени загадка?».
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Решение задач о днях недели.   Литературное чтение «В гостях у гнома часовщика» Т. Ерофеевой.
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Игра «Неделька, стройся» Цель: закрепление названий и последовательности дней недели. Д.и. «Части суток» Цель: уточнение представлений о частях суток. Просмотр мультфильма «Где спит солнышко?» Н.п. игры «С какого дерева наряд?», «Когда это бывает?», «Дорисуй».
Прогулка. Наблюдение за продолжительностью дня.
Среда Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие,  художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. Д.и. «Кто работает утром?» Д.и. «Третий – лишний». Цель: развитие представлений о временах года, умения исключать «лишний» предмет из ряда, объяснять принцип исключения. Беседа «Что такое время, и как его поймать». Подборка иллюстраций и книг для книжного уголка по теме «Время». Детско – родительское исследование «Время нашей дороги домой».
Непосредственно образовательная деятельность Рисование «Осень золотая».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «Лови, бросай, времена года называй». Упражнение: сколько раз отобьёшь мяч об пол за 1 минуту. Беседа, наблюдение «Приметы времени в природе».
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Решение задач о месяцах. Литературное чтение: «Сказка про вчерашний день» Е. Ильина.
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Беседа с мед. сестрой «Что такое режим дня». Свободное рисование «Что я люблю делать вечером». Просмотр мультфильма «Паровозик Чух – Чух и дни недели» Подбор репродукций картин с изображением разного времени суток.
Прогулка. П.и. «Перелёт гусей».
Четверг Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Д.и. «Кто работает днём?». Д.и. «Повтори, не ошибись» Цель: закрепление знания названий месяцев (по временам года). Дискуссия «Сегодня и завтра». Подбор картинок, изображающих виды деятельности, характерные для утра, дня, вечера, ночи.
Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи – составление рассказов на тему «Осень наступила».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. П.и. «Лови, бросай, месяцы называй». Беседа: «Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейчас день? Где находится солнце? Как оно светит? На что похоже небо?» Наблюдение за ветром.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Чтение отрывков из стихотворений, в которых описываются характерные для частей суток практические действия. 
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Чтение рассказа В.И. Даля «Старик – годовик»,  беседа по прочитанному. Обсуждение и заучивание пословиц «Делу – время, потехе – час», «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Д.и. «Какое время года?» Цель: закрепление знаний о месяцах каждого времени года и основных признаков разных времён года. Н.п. игра «Кто когда спит», лото «Времена года».
Прогулка. П.и. «Сбор урожая».
Пятница Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. Д.и. «Так у нас. А у вас?»  Д.и. «Нелепицы» Цель: закрепление представлений о временах года; развитие умения выделять неправильно представленные фрагменты. Беседа с детьми «Роль времени в жизни человека». Подборка картинок из серии  «Наш день». Совместная деятельность детей и родителей: составление «Дневника с распорядком моей жизни».
Непосредственно образовательная деятельность Аппликация «Краски осени».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. с мячом «Бывает – не бывает». Цель: закрепление представлений о признаках времён года. Упражнение: сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту. Наблюдение за солнцем.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Игра «Так бывает или нет?» Литературное чтение «Трусливый огурчик» Н. Подлесова.
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Д.и. «Письмо мальчику Почемучке». Цель: закрепление представлений об осеннем периоде времени. Обсуждение пословиц и поговорок «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Всякому овощу – своё время». Заучивание стихов о временных понятиях. Н.п. игры « Разрезные картинки», «Подбери пару», «Четыре сезона».
Прогулка. П.и. «Лови, бросай, части суток называй».
Понедельник Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Рассказ об истории возникновения часов. Д.и. «В какое время года это бывает?» Цель: закрепление представлений о временах года и сезонных изменениях в природе. Беседа «Чем запомнились выходные». Подбор картинок, отражающих содержание жизни и труда людей в разное время суток. Совместное с родителями создание мини – музея часов.
Непосредственно образовательная деятельность Окружающий мир «Знакомство с песочными часами».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд., индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «День – ночь». Цель: закрепление представлений о временах суток, изменении восприятия окружающего с заходом солнца. Уборка на участке сломанных веточек, опавших листьев. Упражнение «Что ты успеешь сделать за 1 минуту?».
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Литературное чтение «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака.
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Д.и. «Найдём краски для времён года». Цель: закрепление знаний о временах года, их последовательности, изменениях в природе, выраженных в окраске растительного и животного мира, явлениях неживой природы. Разучивание считалки «Семь дней недели». Беседа «Придумай рассказ о времени и о себе». Н.п. игры «Времена года», «Что сначала, что потом», «Вчера, сегодня, завтра». 
Прогулка. П.и. на время: сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту, за сколько пробежишь.
Вторник Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие,  физическое развитие, познавательное развитие,  речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие. Д.и. «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.

Упражнение – выложить из палочек различные узоры за 1 минуту. Дискуссия «День рождения». Н.п. игры «Одень детей по сезону», «Цепочка времён года», «Мой режим дня». Совместная деятельность родителей и детей: «Прошлое моей семьи».
Непосредственно образовательная деятельность ФЭМП – уточнение понимания значения слов вчера, сегодня, завтра.
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «Зайцы и волк». Бег на время. Наблюдение за облаками.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Слушание муз. произведения «Пока часы двенадцать бьют».
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Д.и. «Путешествие в ночное время – узнать, кто работает ночью». Свободное рисование «Что я люблю делать утром» Отгадывание загадок из цикла «Сутки» Раскраски по теме «Сутки», «Изучаем календарь».
Прогулка. П.и. «Лиса в курятнике».
Среда Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,  познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. Д.и. «Настоящее, прошедшее и будущее время». Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени. Упражнение – снять с куклы одежду за одну минуту и рассказать, сколько вещей успели снять. Дискуссия «В прошлом году».
Непосредственно образовательная деятельность Рисование – «Идёт дождь».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «Охотник и зайцы». Упражнение – одеться на прогулку за 1 минуту и подсчитать, сколько вещей успели надеть. Наблюдение за облаками.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Слушание муз. произведения «Часики».
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Физкультурный досуг «По режиму мы живём». Упражнение – одеть куклу за одну минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть. Отгадывание загадок из цикла «Дни недели».
Прогулка. П.и. «Братья месяцы».
Четверг Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Д.и. «Чья неделя быстрее соберётся». Д.и. «Какое время суток?» с использованием репродукций картин художников. Дискуссия «В будущем году».
Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи – рассматривание сюжетной картины «Осенний день», составление рассказов по ней.
И

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

Социально – коммуникативное развитие,  физическое развитие, по

зна

вательное развитие, художественно – эстетическое, речевое развитие.

П.и. «Охотник и зайцы». Упражнение «Сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту?». Наблюдение за изменением цвета листвы.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Решение логических задач. Литературное чтение: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Д.и. «Поможем Незнайке». Цель: закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев в году. Свободное рисование «Нарисуй себя в прошлом, настоящем, будущем». Отгадывание загадок из цикла «Времена года».
Прогулка. Игра с мячом «Большой экзамен». Цель: закрепление представлений о времени.
Ятниц

Пятница

Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художе

ственно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Словесная игра «Назови пропущенное слово» Д.и. «Разноцветные часы». Беседа о запомнившихся событиях прошедшей недели. Совместная деятельность родителей и детей: сочинение «Сказки о времени».
Непосредственно образовательная деятельность Лепка «Настенные часы».
Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа

П.и. «Охотник и зайцы». Упражнение: сколько раз отобьёшь мяч об пол за 1 минуту. Наблюдение за погодой в солнечный (пасмурный) день.
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Игра – загадка «Когда это бывает». Решение логических задач. Литературное чтение: В.А. Каверин «Песочные часы».
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа Игра «Путешествие в страну часов». Конструирование «Башня с часами» Отгадывание загадок из цикла «Часы».
Прогулка. П.и. «Стоп».


      В соответствии с программными требованиями разработан комплексно – тематический план по развитию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

      Детей старшего дошкольного возраста знакомила с тем, что сутки имеют свои названия, что семь дней составляют неделю, а последовательность каждых семи дней одна и та же. В двухнедельной работе с детьми использовала наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения. Дети ежедневно определяли текущий день недели, называли прошедший и будущий. Для того, чтобы дети лучше усвоили названия дней недели, их последовательность, проводила дидактические игры «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Неделька, стройся». Овладение знаниями о смене дней недели, а затем о смене одной недели другой подвело детей к представлению о периодичности времени.

      В соответствии с программными требованиями, знакомила детей с частями суток, используя как показатели, виды деятельности того или иного отрезка времени. Что помогло сформировать у детей представления не только о частях суток, но и об их продолжительности. 

Кроме того, проводила работу по формированию у детей представлений о временах года.

На протяжении двух недель фиксировала внимание детей на длительности некоторых отрезков времени. В результате неоднократного проведения упражнения «За 1 минуту», дети получили чёткое представление о продолжительности минуты, имеют представление, что можно сделать за этот промежуток времени. Знакомство с песочными часами позволило детям наглядно убедиться в текучести времени, длительности его небольших отрезков. Знакомясь с часами, их работой, дети начали понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей сложились более реалистические представления о времени и его еденицах.

Таким образом, реализация комплексно – тематического плана «Как измерить время?» положило начало формированию «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста. У детей появилось понимание значения времени в жизни людей, необратимости и непрерывности времени.

Комплексно – тематический план по развитию представлений о времени. Тема: «Как измерить время?»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram