Примерная структура
комплексно-тематического плана по развитию представлений о времени
Группа: старшая. Тема: «Как измерить время?»
Цель: формирование представлений о времени и способах его измерения с помощью общепринятых эталонов – единиц измерения.
Планируемый результат: дети знают части суток, дети называют дни недели, определяют, какой день был вчера, какой будет завтра, знают названия и последовательность дней недели; дети владеют чётким представлением о продолжительности минуты, знают, что можно сделать за этот промежуток времени.
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными, художественными школами, общеобразовательными учреждениями) | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
понедельник | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Д.и. «Узнаем, сколько и какие дни в неделе». Цель: формирование представлений о днях недели. | Игра «Назови соседей». Цель: закрепление знания названий и последовательности месяцев. | Беседа «Что делают дети утром». | Подбор иллюстраций картин И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И.Левитана «Золотая осень» | Познакомить родителей с художественной литературой по теме «Время». | |
Непосредственно образовательная деятельность | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. | Окружающий мир «Для чего человеку нужен календарь?» | |||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
Подвижная игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй». Цель: закрепление названий и последовательности дней недели. | Игра с мячом «Наоборот». | Наблюдение за признаками осени. | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Пальчиковая гимнастика «Старший братец Понедельник» | Решение задач о днях недели. | Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | ||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Психогимнастика «Часики» | Свободное рисование «Что я люблю делать днём». | Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года» | Н.п. игры «Подбери картинку», «Разрезные картинки». | |||
Прогулка. | Наблюдение на прогулке: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступление» вечера. | ||||||
Вторник | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. | Утренняя гимнастика «Минуту попрыгай, минуту постой» | Игра «Сравни». Цель: развитие представлений о временах года, умения составлять рассказ – сравнение признаков двух времён года с одновременной демонстрацией картинок. | Работа с календарём погоды: отметить и назвать день недели, часть суток, назвать месяц. | Подборка различных видов календарей: «Неделя», «Календарь погоды». | Познакомить родителей с играми по формированию представлений о времени, которые родители могут использовать в повседневной жизни. |
Непосредственно образовательная деятельность | ФЭМП – уточнение представлений о последовательности частей суток. | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «Лови, бросай, дни недели называй». | Игра «Назови скорей». | Д.и. «Угадай, о каком времени загадка?». | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Решение задач о днях недели. | Литературное чтение «В гостях у гнома часовщика» Т. Ерофеевой. | |||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Игра «Неделька, стройся» Цель: закрепление названий и последовательности дней недели. | Д.и. «Части суток» Цель: уточнение представлений о частях суток. | Просмотр мультфильма «Где спит солнышко?» | Н.п. игры «С какого дерева наряд?», «Когда это бывает?», «Дорисуй». | |||
Прогулка. | Наблюдение за продолжительностью дня. | ||||||
Среда | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. | Д.и. «Кто работает утром?» | Д.и. «Третий – лишний». Цель: развитие представлений о временах года, умения исключать «лишний» предмет из ряда, объяснять принцип исключения. | Беседа «Что такое время, и как его поймать». | Подборка иллюстраций и книг для книжного уголка по теме «Время». | Детско – родительское исследование «Время нашей дороги домой». |
Непосредственно образовательная деятельность | Рисование «Осень золотая». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «Лови, бросай, времена года называй». | Упражнение: сколько раз отобьёшь мяч об пол за 1 минуту. | Беседа, наблюдение «Приметы времени в природе». | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Решение задач о месяцах. | Литературное чтение: «Сказка про вчерашний день» Е. Ильина. | |||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Беседа с мед. сестрой «Что такое режим дня». | Свободное рисование «Что я люблю делать вечером». | Просмотр мультфильма «Паровозик Чух – Чух и дни недели» | Подбор репродукций картин с изображением разного времени суток. | |||
Прогулка. | П.и. «Перелёт гусей». | ||||||
Четверг | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Д.и. «Кто работает днём?». | Д.и. «Повтори, не ошибись» Цель: закрепление знания названий месяцев (по временам года). | Дискуссия «Сегодня и завтра». | Подбор картинок, изображающих виды деятельности, характерные для утра, дня, вечера, ночи. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие речи – составление рассказов на тему «Осень наступила». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. | П.и. «Лови, бросай, месяцы называй». | Беседа: «Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейчас день? Где находится солнце? Как оно светит? На что похоже небо?» | Наблюдение за ветром. | |||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Чтение отрывков из стихотворений, в которых описываются характерные для частей суток практические действия. | ||||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Чтение рассказа В.И. Даля «Старик – годовик», беседа по прочитанному. | Обсуждение и заучивание пословиц «Делу – время, потехе – час», «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». | Д.и. «Какое время года?» Цель: закрепление знаний о месяцах каждого времени года и основных признаков разных времён года. | Н.п. игра «Кто когда спит», лото «Времена года». | |||
Прогулка. | П.и. «Сбор урожая». | ||||||
Пятница | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. | Д.и. «Так у нас. А у вас?» | Д.и. «Нелепицы» Цель: закрепление представлений о временах года; развитие умения выделять неправильно представленные фрагменты. | Беседа с детьми «Роль времени в жизни человека». | Подборка картинок из серии «Наш день». | Совместная деятельность детей и родителей: составление «Дневника с распорядком моей жизни». |
Непосредственно образовательная деятельность | Аппликация «Краски осени». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. с мячом «Бывает – не бывает». Цель: закрепление представлений о признаках времён года. | Упражнение: сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту. | Наблюдение за солнцем. | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Игра «Так бывает или нет?» | Литературное чтение «Трусливый огурчик» Н. Подлесова. | |||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Д.и. «Письмо мальчику Почемучке». Цель: закрепление представлений об осеннем периоде времени. | Обсуждение пословиц и поговорок «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Всякому овощу – своё время». | Заучивание стихов о временных понятиях. | Н.п. игры « Разрезные картинки», «Подбери пару», «Четыре сезона». | |||
Прогулка. | П.и. «Лови, бросай, части суток называй». | ||||||
Понедельник | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. | Рассказ об истории возникновения часов. | Д.и. «В какое время года это бывает?» Цель: закрепление представлений о временах года и сезонных изменениях в природе. | Беседа «Чем запомнились выходные». | Подбор картинок, отражающих содержание жизни и труда людей в разное время суток. | Совместное с родителями создание мини – музея часов. |
Непосредственно образовательная деятельность | Окружающий мир «Знакомство с песочными часами». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд., индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «День – ночь». Цель: закрепление представлений о временах суток, изменении восприятия окружающего с заходом солнца. | Уборка на участке сломанных веточек, опавших листьев. | Упражнение «Что ты успеешь сделать за 1 минуту?». | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Литературное чтение «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака. | ||||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Д.и. «Найдём краски для времён года». Цель: закрепление знаний о временах года, их последовательности, изменениях в природе, выраженных в окраске растительного и животного мира, явлениях неживой природы. | Разучивание считалки «Семь дней недели». | Беседа «Придумай рассказ о времени и о себе». | Н.п. игры «Времена года», «Что сначала, что потом», «Вчера, сегодня, завтра». | |||
Прогулка. | П.и. на время: сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту, за сколько пробежишь. | ||||||
Вторник | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. | Д.и. «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе. |
Упражнение – выложить из палочек различные узоры за 1 минуту. | Дискуссия «День рождения». | Н.п. игры «Одень детей по сезону», «Цепочка времён года», «Мой режим дня». | Совместная деятельность родителей и детей: «Прошлое моей семьи». |
Непосредственно образовательная деятельность | ФЭМП – уточнение понимания значения слов вчера, сегодня, завтра. | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «Зайцы и волк». | Бег на время. | Наблюдение за облаками. | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Слушание муз. произведения «Пока часы двенадцать бьют». | ||||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Д.и. «Путешествие в ночное время – узнать, кто работает ночью». | Свободное рисование «Что я люблю делать утром» | Отгадывание загадок из цикла «Сутки» | Раскраски по теме «Сутки», «Изучаем календарь». | |||
Прогулка. | П.и. «Лиса в курятнике». | ||||||
Среда | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие. | Д.и. «Настоящее, прошедшее и будущее время». Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени. | Упражнение – снять с куклы одежду за одну минуту и рассказать, сколько вещей успели снять. | Дискуссия «В прошлом году». | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Рисование – «Идёт дождь». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «Охотник и зайцы». | Упражнение – одеться на прогулку за 1 минуту и подсчитать, сколько вещей успели надеть. | Наблюдение за облаками. | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Слушание муз. произведения «Часики». | ||||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Физкультурный досуг «По режиму мы живём». | Упражнение – одеть куклу за одну минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть. | Отгадывание загадок из цикла «Дни недели». | ||||
Прогулка. | П.и. «Братья месяцы». | ||||||
Четверг | Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Д.и. «Чья неделя быстрее соберётся». | Д.и. «Какое время суток?» с использованием репродукций картин художников. | Дискуссия «В будущем году». | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие речи – рассматривание сюжетной картины «Осенний день», составление рассказов по ней. | ||||||
И
Игры, подготовка к прогулке. Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, по
зна вательное развитие, художественно – эстетическое, речевое развитие. |
П.и. «Охотник и зайцы». | Упражнение «Сколько раз подпрыгнешь за 1 минуту?». | Наблюдение за изменением цвета листвы. | |||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Решение логических задач. | Литературное чтение: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». | |||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Д.и. «Поможем Незнайке». Цель: закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев в году. | Свободное рисование «Нарисуй себя в прошлом, настоящем, будущем». | Отгадывание загадок из цикла «Времена года». | ||||
Прогулка. | Игра с мячом «Большой экзамен». Цель: закрепление представлений о времени. | ||||||
Ятниц
Пятница |
Утро: игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утр. Гимнастика, КГН, завтрак, игры | Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художе
ственно – эстетическое развитие, речевое развитие. |
Словесная игра «Назови пропущенное слово» | Д.и. «Разноцветные часы». | Беседа о запомнившихся событиях прошедшей недели. | Совместная деятельность родителей и детей: сочинение «Сказки о времени». | |
Непосредственно образовательная деятельность | Лепка «Настенные часы». | ||||||
Игры, подготовка к прогулке.
Прогулка: Наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа |
П.и. «Охотник и зайцы». | Упражнение: сколько раз отобьёшь мяч об пол за 1 минуту. | Наблюдение за погодой в солнечный (пасмурный) день. | ||||
Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном | Игра – загадка «Когда это бывает». | Решение логических задач. | Литературное чтение: В.А. Каверин «Песочные часы». | ||||
Вечер: оздоровит. И закалив. Процедуры, КГН, полдник, игры самост. Деятельность детей, досуги, кружки инд. Работа | Игра «Путешествие в страну часов». | Конструирование «Башня с часами» | Отгадывание загадок из цикла «Часы». | ||||
Прогулка. | П.и. «Стоп». |
В соответствии с программными требованиями разработан комплексно – тематический план по развитию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Детей старшего дошкольного возраста знакомила с тем, что сутки имеют свои названия, что семь дней составляют неделю, а последовательность каждых семи дней одна и та же. В двухнедельной работе с детьми использовала наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения. Дети ежедневно определяли текущий день недели, называли прошедший и будущий. Для того, чтобы дети лучше усвоили названия дней недели, их последовательность, проводила дидактические игры «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Неделька, стройся». Овладение знаниями о смене дней недели, а затем о смене одной недели другой подвело детей к представлению о периодичности времени.
В соответствии с программными требованиями, знакомила детей с частями суток, используя как показатели, виды деятельности того или иного отрезка времени. Что помогло сформировать у детей представления не только о частях суток, но и об их продолжительности.
Кроме того, проводила работу по формированию у детей представлений о временах года.
На протяжении двух недель фиксировала внимание детей на длительности некоторых отрезков времени. В результате неоднократного проведения упражнения «За 1 минуту», дети получили чёткое представление о продолжительности минуты, имеют представление, что можно сделать за этот промежуток времени. Знакомство с песочными часами позволило детям наглядно убедиться в текучести времени, длительности его небольших отрезков. Знакомясь с часами, их работой, дети начали понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей сложились более реалистические представления о времени и его еденицах.
Таким образом, реализация комплексно – тематического плана «Как измерить время?» положило начало формированию «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста. У детей появилось понимание значения времени в жизни людей, необратимости и непрерывности времени.