Коротких Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
АНО СОШ «Академическая гимназия» г. Москва
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №190355
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Нестандартные уроки в начальной школе
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №190355


«Нестандартные уроки в начальной школе»

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления информации, технологий и коммуникаций. В связи с этим актуальным для системы образования является формирование у обучающихся «умения учиться», умения познавать и преобразовывать различные аспекты жизни, ставить проблемы, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать.   

Новые Стандарты Образования требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания младших школьников в наше время – явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию инновационных форм обучения и воспитания. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, неповторимостью  их проведения. 

Нестандартные уроки становятся все более популярными в начальной школе, так как они помогают сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. В отличие от традиционных методов, которые часто могут быть скучными для детей,  нестандартные подходы способствуют активному вовлечению учеников и развитию их креативности. Инновационные  технологии соответствуют принципам развивающего обучения, обеспечивают деятельностный подход , необходимость которых продиктована современными требованиями к образовательному процессу в соответствии с новыми  ФГОС НОО, а так же с различными преобразованиями в обществе. 

К инновационным нестандартным формам проведения уроков относятся урок-экскурсия, урок-сказка, урок-путешествие, видеоурок, урок-интервью, интегрированный урок, урок-соревнование, урок-конкурс, проектная деятельность и многие другие. Такие уроки в начальной школе содержат игровые моменты, оригинальную нестандартную подачу научного материала, вовлечённость  учащихся  при подготовке и проведения уроков. Для нетрадиционных форм проведения уроков характерны коммуникации и продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей, атмосфера творческого поиска и прочное усвоение учебного материала. 

Среди таких форм обучения  особое место занимает метод проектов, который в полной мере реализует деятельностный подход. Ведь именно проектная деятельность предполагает развитие познавательных процессов личности, возможность эффективно сотрудничать, проявлять инициативу и ориентироваться в информационном пространстве.  Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.  

Проекты могут классифицироваться по составу участников, по срокам реализации, по типу деятельности, по предметно-содержательной линии. Организация и содержание проекта проходит несколько этапов:

  1. Погружение в проект
  2. Аналитический этап (планирование деятельности)
  3. Практический этап (действия по реализации проекта)
  4. Презентационный этап (оформление результатов, проведение презентации проекта)
  5. Рефлексия

В начальной  школе учащиеся только учатся проектной деятельности, погружаются в этот процесс с помощью взрослых. Однако это умение следует формировать с младшего школьного возраста. 

В АНО СОШ «Академическая гимназия» г. Москвы в рамках реализации программы гимназического компонента обучающиеся принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности. Формат проектов может быть различным. Это могут быть мини-исследования в рамках одной учебной темы, краткосрочные монопроекты, а могут быть долгосрочные межпредметные проекты. 

Приведу пример творческого мини-проекта, который был реализован на уроке математики в 4 классе. При изучении темы «Задачи на движение» ребята составили «банк» задач, которые потом решали. Этот нестандартный прием вызвал огромный интерес у школьников. Ведь так интересно решить задачу не из учебника, а ту, которую придумали твои друзья!  

Такие нестандартные приемы имеют огромное  значение для развития познавательных процессов обучающихся, способствуют лучшему усвоению учебного материала, создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции детей.  

 Технологическая карта урока

 

Учебный предмет  Математика
Учитель  Коротких Ирина Владимировна
Школа, класс АНО СОШ «Академическая гимназия» г. Москва, 4 класс
Тема урока Задачи на движение
Тип урока Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Цель  Научить учащихся решать задачи на движение, используя формулы
Планируемые результаты: Личностные  Метапредметные (УУД) Предметные 
  

-формировать способность применять и оценивать собственные математические знания и умения;

-уметь осуществлять деятельность, сверять с эталоном;

-проявлять интерес к новому;

-планировать и осуществлять учебное сотрудничество, вести конструктивный диалог

Регулятивные: 

-планировать этапы работы, определять последовательность действий; 

-удерживать учебную задачу;

-выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль процесса и результата действия.

Познавательные: 

-умение преобразовывать  информацию из одной формы в другую;

– умение  применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, классификацию, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;  

Коммуникативные:

-проявлять интерес к новому;

-планировать и осуществлять учебное сотрудничество, вести конструктивный диалог в достижении учебной задачи;

-учиться связной логически целесообразной форме речи; 

-овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами; 

-формирование умений вычислять значения числовых выражений с многозначными числами;

– решать текстовые задачи, применяя известные формулы.

Материально-техническое обеспечение урока: Ноутбук, мультимедийная доска
Учебно-методическая литература: 

-учебник «Математика»,  В 2 частях – Моро М.И., Бантова М.А. и др., 2024

ЦОР: презентация к уроку
Ход урока
  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий
Содержание

Приветствие.

Эмоциональный настрой на работу.

Деятельность учителя

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок математики.

– Я приготовила для вас загадку. Попробуйте её отгадать и в самой загадке услышать что-то связанное с математикой. 

Без ног, без крыльев оно.

Быстро летает, не догонишь его.

Деятельность ученика

Приветствуют учителя

Слушают загадку, находят действия, связанные с математикой, отгадывают загадку.

Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

К: использование личного опыта 

Р: принятие учебной задачи

  1. Актуализация учебной деятельности
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Беседа.

Целеполагание

Постановка темы урока

-Отгадайте загадку.

-Верно, это время. 

(Если возникают затруднения, помогает)

-А где же здесь математика?

-Часто про время мы говорим  «летит», «бежит»,иногда «тянется». Всё это предполагает ДВИЖЕНИЕ.А движение мы с вами изучаем на уроках математики. 

-Ребята, а почему движение мы изучаем на математике?

– Какая же у нас тема урока?

(На доске появляется тема урока «Задачи на движение»)

-Какую цель мы себе ставим?

(Научиться решать задачи на движение)

-Как это можно добиться? Что нам поможет научиться решать задачи?

(Знание формул, которые выучили на прошлом уроке)

 

Высказывают свои предположения. 

(Если дети затрудняются, учитель помогает). 

Потому, что при движении есть скорость, время, расстояние, которые можно вычислить, посчитать. А это выполняет наука «математика»

Движение, вычисление результатов движения, задачи на движение.

Учащиеся ставят цель(это достаточно просто)

Помогут решать задачи формулы.

К: умение высказывать мнение на основе имеющихся знаний

Р: принятие учебной задачи, целеполагание и планирование учебной деятельности

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Беседа

Повторение изученных формул

Мотивация

Игра «Блиц-турнир»

Письменная работа в тетради.

Самопроверка. Самооценка.

Постановка проблемной ситуации

Самостоятельная работа по решению простых задач на движение в печатной рабоче тетради.

*Для хорошо успевающих детей – работа с задачей по чертему

-Какие понятия связаны с движением? 

-В чем измеряется скорость? (время, расстояние). Запишите единицы измерения  тетрадь. 

-Давайте повторим формулы, которые вы выучили дома. 

Если есть сомнения, то можно это задание выполнить в рабочей тетради стр. 31 № 103 – выбрать верную формулу.

-Зачем нам изучать движение, знать формулы, уметь решать задачи? Разве это встречается в нашей жизни?

-Я вам сейчас докажу, что в жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием движения и решаем такие задачи. 

Выполним небольшой БЛИЦ-ТУРНИР

Если высказывание верное, ставим в тетради +, если неверное -, если можно вычислить,пишем ответ

1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.

2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.

3. После школы я поеду к другу на машине с папой со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние мы проедем за 2 часа?

4. Зелёный сигнал светофора означает: движение разрешено.

5. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.

6. Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра. С какой скоростью он бежит?

7. На каникулах мы полетим в Москву. Скорость самолета 800 км/ч. От нас до Москвы 1600км. Через какое время после взлёта мы приземлимся?

-Теперь давайте проверим. Сверим свои ответы с эталоном.

-Какие формулы помогли в решении?

-Какая из формул на ваш взгляд отличается от других?

-Почему?

-А почему расстояние мы находим умножением, а скорость и время – делением?

(Расстояние – это «математическое» – значение произведения, о скорость и время – это множители. ) В дальнейшем это поможет быстро вспоминать формулы и выбирать нужное действие для решения задачи.

-Давайте убедимся в этом, заполняя таблицы с задачами. Рабочая тетрадь стр. 30 № 101.

*Для тех, кто успеет сделать это раньше других – № 102 стр. 31 – работа с чертежом.

Скорость, время, расстояние

Называют и записывают единицы измерения.

Учащиеся записывают формулы в тетрадь либо выбирают их в рабочей тетради (С.31 № 103)

Да. Наша жизнь связана с движением.

Самостоятельная работа.

Дети пишут в тетрадях ответы.

Дети сверяют свои ответы с верной моделью. Производят самооценку.

+  –  120км/ч  –  –  7м/с  2ч

Вспоминают и повторяют формулы.

Находят «лишнюю» формулу_ это формула нахождения расстояния.

Расстояние находится умножением, а остальные делением.

Высказывают свои предположения

Выполняют самостоятельно № 101 на стр. 30 в рабочей тетради.

(стр. 31 № 102)

П:умение применять известные формулы, знания

Р: умение планировать, удерживать задачу

П: применение анализа и сравнения для достижения результата учебной задачи

К: использовать имеющиеся знания и личный опыт для достижения результата

Предметные:формирование умений вычислять значения числовых выражений с многозначными числами;

решать текстовые задачи, применяя известные формулы.

Р: выполнение самопроверки и самоконтроля

Л: расширение круга познания;

уметь осуществлять деятельность, сверять с эталоном

П: решение проблемной ситуации

Р: принятие учебной задачи, самоконтроль и самооценка.

*К: использовать имеющиеся знания и личный опыт для достижения результата

Предметные:формирование умений вычислять значения числовых выражений с многозначными числами;

решать текстовые задачи, применяя известные формулы.

  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Актуализация знаний.

Реализация мини-проекта.

Работа в парах. Расширение знаний по теме.

-Ребята, посмотрю, какая у вас отличная память. Какие транспортные средства встречались на сейчас в нашем блиц-турнире?

-Выберите, какая скорость соответствует каждому из них? Это непростое задание. «Один ум – хорошо, а два ума – лучше». Поэтому, давайте обсудим это и поработаем в парах.

900км/ч 120 км/ч  15 км/ч  100км/мин  10000м/ч  200м/мин

(Слушаем мнение нескольких пар. Если есть расхождения, обсуждаем, доказываем). 

-Давайте проверим- сверим с эталоном. Кто был прав? Молодцы.

Ну а сейчас – самое интересное! Используя эти данные нужно составить простые задачи на движение. Создадим «банк» задач, которые потом будем решать.

Автомобиль, велосипед, самолет.

Дети обсуждают в парах. В тетрадях выполняют необходимые вычисления, преобразования.

Далее поднимают руки  «домиком» те пары, которые готовы ответить и доказать свои выводы.

Идет работа в парах по реализации проекта. Проговариваются этапы работы, распределяются роли. Дети придумывают и записывают свои задачи. 

Р: Принятие учебной задачи, планирование деятельности

Предметные: решать текстовые задачи, применяя известные формулы.

Л:проявлять интерес к новому;

планировать и осуществлять учебное сотрудничество, вести конструктивный диалог

Р:планировать этапы работы, определять последовательность действий, удерживать учебную задачу,выбирать способы действий

П:использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности

   

 

  1. Выполнение пробного учебного действия
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Физминутка (связана с движением)

Выполнение учебного действия

– Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

– Наша физминутка тоже связана с движением)

Качу, лечу во весь опор.(ходьба на месте)

Я – сам шофёр (имитируют управление рулём)

Я – сам мотор( круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (имитируют нажатие)

И машина мчится вдаль! (бег на месте)

-Мы сейчас с вами выяснили (и запомнили для себя) с какой скоростью могут двигаться различные транспортные средства. 

-Где нам это может пригодится? 

-Сейчас вы должны выбрать задачу, которую придумали одноклассники, чтобы решить ее. Сначала давайте вспомним алгоритм решения задач.

Алгоритм появляется перед детьми и остается перед глазами 

  1. Прочитай задачу (представь эту историю в жизни)
  2. Выдели условие и вопрос
  3. Запиши в таблицу (или сделай чертёж, схему)
  4. Проанализируй задачу, составь план решения
  5. Выполни решение
  6. Проверь себя
  7. Запиши ответ

– Решаем задачу. Если есть вопросы, то я помогу.

Если ребёнок решил  выбранную задачу, то может решить другую. Таких ребят поощряю дополнительной отметкой и возможностью помочь и проверить у других одноклассников.  

Ребята выполняют движения.

Пары обмениваются задачами, выбирают задачи для решения и решают их. 

Далее происходит взаимопроверка.

Самостоятельно решают задачу. При необходимости просят помощи учителя (или ученика, который уже решил )

К:использовать личный опыт и имеющиеся знания

Предметные:формирование умений вычислять значения числовых выражений с многозначными числами; решать текстовые задачи, применяя известные формулы.

Р: планировать этапы работы, определять последовательность действий; удерживать учебную задачу;

выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль процесса и результата действия.

П:применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, классификацию, обобщение, анализ, доказательства и др.)

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий 
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Мини-проект (продолжение работы)

Взаимопроверка

Работа в группах.

-Ребята, теперь давайте проверим наши задачи. Объединитесь в группы: кто какую задачу решал. (Дети двигаются по классу, объединяются в группы).

-Сначала сверьте ответы. 

-Теперь решения.

-Есть ли расхождения, обсудите их. 

-Нужен ли какой-нибудь группе эксперт ? (Это может быть учитель или хорошо подготовленный ученик, у которого эта задача уже проверена)

-Молодцы! 

Объединяются в группы.

Обсуждают ответы, и способы решения. Идет взаимопроверка

Р: принятие учебной задачи, выполнение самопроверки и самоконтроля

Л: формировать способность применять и оценивать собственные математические знания и умения;

К: умение сотрудничать, вести диалог

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты 

(формируемые УУД)

Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание

Молодцы! Мы прибываем к финишу. Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

-Вспомните, с какой загадки мы начали урок?

-Время действительно летит?

-Какую цель ставили на уроке? 

-Нам удалось её достичь?

-Решение каких задач мы с вами закрепили?

-Как взаимосвязаны между собой скорость, время, расстояние? 

-Что сегодня для вас было нового?

-Что расскажете дома про наш урок?

Всем спасибо! Мы молодцы!

Дети отвечают на вопросы, подводят итоги. Высказывают своё мнение.

Получают разъяснения к выполнению домашнего задания. Обдумывают. Задают вопросы, если они есть.

Записывают домашнее задание в дневники.

Р:планировать этапы работы, определять последовательность действий, удерживать учебную задачу,выбирать способы действий

П:использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности

   

К: учиться связной логически целесообразной форме речи

Р: самоконтроль и самооценка

 

Нестандартные уроки в начальной школе

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram