Роль шумового оркестра в формировании метроритмических и ладовых ощущений на уроке сольфеджио
Музыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста непременно сопряжено с игрой. Чем раньше мы запускаем процесс творческого развития ребенка, тем естественнее будет его погружение в мир музыки.
«Создание нового является делом не интеллекта, а влечение к игре, действующего по внутреннему понуждению» (1, с. 24). В игре дети усердно трудятся в поисках постичь окружающий их мир. Погружение ребенка в мир музыкальных впечатлений в момент активной игры в раннем возрасте создает прочный фундамент для формирования музыкальной личности в будущем. Говоря об игре, обратимся к педагогической системе известного композитора Карла Орфа. Она представляет собой живой, динамичный подход к обучению музыке и движению. Благодаря различным упражнениям, играм, танцам и песням «Шульверк» Карла Орфа может наполнить традиционный урок сольфеджио и ритмики большей живостью, непосредственностью и углубленным, построенным на природных ощущениях, постижением музыки.
Как известно, первое знакомство российских музыкантов с педагогической системой Карла Орфа состоялась в декабре 1967 года, когда делегация Министерства культуры СССР посетила институт Карла Орфа в Зальцбурге в Австрии. Результатом впечатлений от этой поездки стало создание работ о системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа, его «Шульверка» известного петербургского музыковеда и теоретика музыкальной педагогики Л.А. Баренбойма. Таким образом, постепенно, элементы системы К. Орфа, его подход все чаще и активнее применяется в музыкальном воспитании детей — на музыкальных занятиях в детских садах, на уроках сольфеджио и ритмики в детских музыкальных школах и школах искусств.
В рамках работы с детьми в младших классах на предмете сольфеджио элементы Орф-подхода вплетаются особенно органично.
В данном направлении я хочу рассказать о следующих формах музыкальной деятельности, которыми мы вдохновились из «Шульверка» Карла Орфа: элементарное музицирование (включает не только игру на инструментах, но и речь, вокал), звучащие жесты, элементы свободного пластического движения.
Элементарное музицирование стимулирует ребенка к активному освоению и осознанию элементов музыкального языка. Отмечу следующие важные направления в работе:
Во-первых, поговорим о формировании метроритмических понятий на уровне телесного присвоения.
Понятия пульса и метра строятся на природных ощущениях самого времени. Мы показываем, используя собственное тело в качестве музыкального инструмента, как течет время, его скорость, соотносим себя и окружающее пространство. Очень наглядным является освоение равномерной пульсации и соотнесение ее с сердцебиением человека. Ребенок осознает собственную пульсацию через озвучивание телесных жестов, На занятиях с первоклассниками мы выбираем звучащие жесты, отражающие наше сердцебиение, добавляем движение, озвучиваем жесты ритмослогами и, таким образом, можем работать с понятиями не только пульсации, но и сильной/слабой доли, темпа и динамики. На этапе графического отображения метра оставляем уже найденные жесты-ритмослоги и создаем на их основе ритмические партитуры. Вовлечение звучащего тела в понимание ритмической организации позволяет сохранить природную музыкальность ребенка, удержать его активное эмоциональное восприятие. Так, понятия пульса, метра, музыкального времени дети не воспринимают как чужой и новый материал, который нужно как-то заучивать в теории. Постепенно малыши на уровне ощущений понимают течение музыкального времени как продолжение себя, то, с чем они «играют с рождения».
Тесная взаимосвязь речи и жеста (движения) становится основополагающей в понимании первоосновы музыки, именно так это воспринимается детьми. Речевые упражнения являются основными в «Шульверке» Карла Орфа.
Практическое воплощение использования звучащих жестов на уроке солльфеджио может выглядеть следующим образом:
- Ритмическая импровизация в качестве разминки. Ритмическое эхо «педагог-ученики», «ученики-педагог», «ученик-ученик». Показ педагогом различных приемов звучащего жеста, вариативное изменение ритмического рисунка с дальнейшей передачей по кругу.
- Экспонирование педагогом выбранной потешки, стиха, разбор и анализ совместно ритмической организации стиха, выбор звучащего жеста.
- Проба различных вариантов ритмического исполнения потешки в звучащих жестах.
- Подбор инструментов шумового оркестра.
- Работа в группах: оркестр, звучащие жесты с обязательным проговариванием стиха.
Итогом урока является: проговаривание с учениками о вычленении характерных ритмических фигур стиха, его метрическая организация, работа со словом, осваивание приемов игры на безвысотной перкуссии.
Дальнейшая перспектива в работе в данном направлении направлена на сочинение мелодии на ритм, подбор мелодического и ритмического аккомпанемента на перкуссии, сочинение второго голоса.
Работа со звучащими жестами является лишь одной из многих составляющих в музыкальном воспитании ребенка. Так называемый «боди перкушен» находится в системе интегративного подхода, основанного на тесном взаимопроникновении музыки, слова, движения, элементарного музицирования и графического отображения.
Ритмическая организация музыка тесно взаимосвязана с ладогармонической основой.
Мелодическая природа речи снова отсылает нас к природе собственных ощущений ребенка. Совершенно естественным становится мелодизация речи — стиха, ритмослогов и прозы. Инструменты элементарного музицирования — металлофоны и ксилофоны — становятся первыми и главными помощниками в осознании и мелодизации ритмических партитур. Начиная наши занятия с простых детских песен с небольшим диапазоном, мы учимся очень важному навыку — вокальное транспонирование мелодий, подбор аккомпанемента к ним на высотных перкуссионных инструментах. Добавление подголосков, имитаций, выстраивание остинатных мелодико-ритмических фигур дают первые устойчивые представления о гармонии и полифонии. Также немаловажно понимание структуры мелодии, отраженной в оркестровке.
Из практики могу отметить особенно устойчивый интерес и большое желание детей самостоятельно музицировать на металлофонах, придумывать собственные остинатные ритмы, подбирать к ритмам мелодии и непременно исполнять их не только вокально, но на перкуссии. В процессе такой деятельности они прекрасно усваивают форму, динамику, направление движения мелодии и многие другие важные элементы музыкального языка.
Примечание:
- Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013. – 256 с.
- Забурдяева Е. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск III. – Санкт-Петербург: «Невская нота2, 2008. – 47 с.
- Забурдяева Е. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск II. – Санкт-Петербург: «Невская нота, 2010. – 55 с.