Просолупова Татьяна Васильевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 96, г. Ангарск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №190399
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «9 мая — Великая Победа», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Наименование конкурсной работы: Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Книга памяти» для детей 6-7 лет
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №190399


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 96

Конспект образовательной деятельности по 

нравственно-патриотическому развитию 

«Книга памяти» для детей 6-7 лет

  

Автор: Просолупова

Татьяна Васильевна,

 воспитатель высшей 

квалификационной категории.

г. Ангарск 

Цель: формировать у детей нравственно-патриотического сознания, творчества посредством художественной литературы.

Задачи: 

– формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

– закреплять знания детей дошкольного возраста о жанровых особенностях художественной литературы;

– воспитывать высокие патриотические и нравственные качества через художественную литературу и их иллюстрации;

-развивать связную речь, ее выразительности;

-воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней.

Словарная работа: 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: знакомство детей с русскими народными сказками, авторскими сказками, беседа об особенностях разных литературных жанров, чтение и просмотр былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, «Новгородские былины» (интернет- ресурсы).

Методы и приемы: беседа, художественное слово, просмотр слайдов.

Материалы и оборудование: проектор, экран, выставка книг «Сказки», «Стихи», «Рассказы», «Пословицы», детский рисунок «Моя семья».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Мы сегодня будем говорить о друге, а о каком, вы узнаете из стихотворения, которое прочитает нам Катя.

— У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берем ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Воспитатель: — О каком друге говорится в этом стихотворении? (о книге).

-А почему люди считают книгу своим другом? (ответы детей).

-Правильно! Книга о многом рассказывает, учит. Из книг мы узнаем много поучительного, увлекательного, интересного, фантастического и смешного.

(выставка книг разного жанра)

-Ребята! Посмотрите, какие разные книги передали нам ребята из младшей группы. Все книги разные, но в каждой из них, о чем — то рассказывается. Малыши попросили нас помочь им разобрать книги по жанрам. Вместе с книгами были вот такие значки – подсказки, ориентируясь на которые вы сможете правильно разложить книги. Игра «Найди дом для книги» (Дети берут книгу и кладут в соответствующую корзину: сказки, стихи, рассказы).

-Ребята, а вы знаете откуда пришла книга? (предположения детей).

-Послушайте, я расскажу:

В очень давние времена у людей не было книг. Но желание рассказать о каких-то событиях жизни, узнать что-то новое всегда было очень сильным. Как вы думаете, как можно описать что — то без букв? (предположения детей). Все дети — дошкольники, многие школьники и даже некоторые взрослые до сих пор пользуются этим способом.

Воспитатель показывает детский рисунок с и спрашивает: как вы думаете, о чем этот рисунок? О чем хотел рассказать ребенок? (Ответы детей). Вот и древние люди вначале пользовались рисунками, чтобы передать другим сообщение о том, что им было очень важно и дорого.

— Но как вам кажется, достаточно ли этого способа? Рисунок каждый может понять по — своему, да и стену пещеры или скалу невозможно перенести в другое место, передать из рук в руки. Шли годы и люди придумали …Какое же чудесное открытие помогло людям сохранять и передавать друг другу свои мысли, знания, даже не встречаясь лично? (книги).

— Верно. Самые первые книги люди писали от руки. Одну книгу писец мог писать много лет. Он сам или художник делал рисунки к своему повествованию. Были мастера, которые рисовали особые красивые заглавные буквы — буквицы. (Воспитатель показывает образец страницы старинной книги). Эти книги назывались летописями, их писали монахи — летописцы (историки) в монастырях. Из старинных книг мы узнаем о древних событиях нашей истории, о богатырях защищавших нашу Родину. 

-Каких богатырей мы с вами знаем? Произведения какого жанра рассказывают нам о богатырях. (ответы детей)

-Правильно, это былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые совершали подвиги. Они были сильными, стойкими и отважными. (показ иллюстраций)

– Ребята! А что такое Родина? (ответы детей)

– Верно. О Родине написано много произведений разного жанра. Давайте послушаем одно из произведений, которое прочитает нам Ангелина, а потом вы назовете к какому жанру относится это произведение.

Стихотворение Г. Ладонщиков «Наша Родина»

И красива, и богата, 

Наша Родина, ребята. 

Долго ехать от столицы,  

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: 

Горы, степи и леса: 

Рек сверканье голубое, 

Голубые небеса.

Каждый город Сердцу дорог, 

Дорог каждый сельский дом. 

Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!

– О следующем жанре загадает нам Даниил.

Сказка «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына».

– Еще один жанр загадает Алена.

Пословица «Жить — Родине служить»

– Я прочитаю небольшое произведение и тоже попрошу назвать к какому жанру оно относится. 

Рассказ. К. Ушинский «Наше отечество»

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное…

– Молодцы, ребята! Вы все жанры литературных произведений назвали правильно.

– Ребята, вспомните какой праздник совсем скоро будет отмечать вся наша страна. (ответ детей)

-Правильно, это День Победы. Это оно из главных событий в истории нашей страны, когда наши защитники и воины храбро сражались за нашу Родину. О событиях военных лет мы с вами узнаем из книг, от прадедушек и прабабушек. Сегодня мы с вами тоже можем создать свою книгу памяти, которая будет храниться в нашей группе. В книге мы соберем информацию о ваших бабушках, дедушках, родственниках, которые воевали в Великую Отечественную войну. 

Давайте вспомним из чего состоит книга. (ответы детей)

-Верно. У каждой книги есть обложка. На обложке написано название книги. И у нашей «Книги памяти» тоже будет обложка.  У каждой книги есть автор. Кто же будет автором нашей книги? (ответы детей)

– Так как книгу вы все вместе создаете, то и авторами вы будете все. Напишите свое имя на листочке, и мы приклеим его на отдельную страницу нашей книги.

Далее идет уже содержание, то, о чем говориться в книге. Я предлагаю вам взять фотографию ваших прадедушек и прабабушек, и оформить их на отдельных страничках. (дети приклеивают фотографии, георгиевские ленты на подготовленные для книги листы, затем книга «сшивается»)

– Ребята! Сегодня мы с вами создали книгу памяти об участниках Великой Отечественной войны. К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой. Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие.

А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).

-Наше занятие подошло к концу, и я благодарю вас за проделанную работу.

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Книга памяти» для детей 6-7 лет

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram