Использование продуктивных методов и приемов обучения
на уроках литературного чтения в начальной школе
ФИО: Миллер Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области
Телефон: 89372424043
Электронный адрес: gormi74@mail.ru
Краткая аннотация статьи: комплексное решение на уроке задачи литературного образования младших школьников, в том числе, эмоционального, эстетического и литературного развития, нравственно – этического воспитания юного поколения
Чтение для ребенка – труд и творчество, новые открытия и удовольствие, самовоспитание и самопознание через образы героев, их поведение и анализ их поступков и действий. Поэтому, главенствующей задачей каждого педагога на этих уроках литературного чтения является создание таких благоприятных условий, в которых каждый слушатель – читатель «кожей» смог бы ощутить правильность выбора героев, понять мотивы его поведения, предостеречь его от проступков, поделиться своим путем выбора дилеммы и нашел бы своим догмам текстовое подкрепление.
Для этого словесник отбирает наиболее эффективные методы, приёмы и формы работы своего этического урока, дабы поэтапно выстроить анализ литературного произведения, а значит, достучаться до глубин души маленького гражданина, в надежде, заложить, тем самым, фундамент в нем большого будущего, как носителю современного общества.
Во сто крат усложняется решение этой задачи, когда современному педагогу предстоит сделать это в рамках урока систематизации и обобщения знаний, т. е. не промахнуться в богатом выборе тех самых средств обучения, которые заставят зазвенеть чуткими переливами самые нежные струны души, даже самого, казалось бы, равнодушного читателя – ученика.
Как известнo, ни oдин эффективный урoк, а скoрее даже, ни oдин егo этап, не мoжет сoстояться без использования продуктивных методов и приемов работы, т. е. игнорируя системно – деятельностный подход в обучении. Дабы он обеспечивает активную учебнo – пoзнавательную деятельнoсть, фoрмирует гoтовнoсть к самoреализации, oрганизует учебнoе сoтрудничествo сo взрoслыми и сверстниками в пoзнавательной деятельнoсти. Кроме того, львиную долю по достижению цели уроков литературного чтения, для себя, отвожу технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Светловской. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Цель этой технологии – формирование читательской деятельности обучающегося, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Мотивировать к участию к активной работе помогают приемы технологии теории развития критического мышления (ТРКМ), требующие от обучающихся постоянных доказательств высказанных ими суждений, ответственности за выбор собственного решения.
Творческая работа на уроках литературного чтения всегда способствует развитию умения интерпретировать художественное произведение. Детальному, глубокому прочтению развитию творческого воображения, умения передавать образ героя способствует работа по иллюстрации к тексту. Так, через нахождение кульминационного момента, через прием «фотографирование» и определение содержания по иллюстрации, фантазирование с опорой на иллюстрацию происходит понимание смысла художественного текста.
Одним из наиболее популярных, по значимости и эффективности, использую приём перечитывания текста. Это тот прием, где сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Именно перечитыванием, выборочным чтением ученик ищет подкрепление своим чувствам, мыслям, суждениям, совершенствуя при этом и навык чтения.
Работа с пословицами на уроках литературного чтения способствует развитию у детей образного мышления, речи, обогащению словарного запаса, культурному и нравственному воспитанию личности.
Словесные методы диалога, дискуссии, беседы по прочитанному имеют троякую цель – воспроизведение главнейших, наиболее понравившихся моментов в тексте, комментирование прочитанного, оценка явлений жизни, изображённых в произведениях, достоинств и недостатков поведения героев. Сопоставление поступков, характеров героев с жизненными ситуациями или своими собственными подводит обучающихся к возможности определения собственного отношения к действительности, используя свой же жизненный опыт, проецируя действия и характер героев на себя.
Прием создания лэпбука всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется он, как правило, при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой обучающиеся закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики – секретики, миникнижки – гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала.
На примере одного из уроков литературного чтения в третьем классе можно проследить приведённые продуктивные методы и приёмы работы с текстом.
Тема урока: Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Обобщение по разделу.
Цель: закрепление изученных способов действий в рамках всей изучаемой темы
Задачи:
Обучающие
– формировать навыки выразительного чтения, умения определять содержание и главную мысль произведения, находить структурные части произведений различных жанров
Развивающие
– способствовать развитию грамотной речи, памяти, логического мышления;
Воспитательные
– способствовать формированию положительного интереса к изучаемому предмету; гуманного отношения человека к животному миру; осмысления учащимися бездумного, жестокого отношения человека к природе.
Планируемые результаты:
Л: учатся осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
Р: учатся самостоятельно организовывать рабочее место, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, корректировать выполнение задания в группе, в парах
П: учатся прогнозировать тему урока, осуществлять поиск информации, ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; анализировать, сравнивать героев, их поступки, факты; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)
К: учатся участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
Этап урока | Форма работы | Используемые учителем методы и приемы | Цель используемого метода | Анализ деятельности обучающихся | |
1 | Самопределение
СЛАЙД 7 |
Фронтальная | Игра «Поймай слово» | Развитие познавательного интереса к предмету, логического мышления, мотивации к учению, создание ситуации успеха | Среди сплошного ряда букв находят спрятанные слова и формулируют тему урока |
2 | Актуализация знаний и фиксирование затруднений
8 |
Фронтальная | Практический
Работа с книгой, ее структурными элементами |
Применение полученных знаний на практике, развитие логического мышления, речи | Работают с содержанием (как 1 из структурных элементов книги) учебной книги ы |
3 | Постановка учебной задачи, целей урока
9 |
Фронтальная | Словесный | Целеполагание, настрой на конечный результат, планирование работы, саморегуляция | выдвигают гипотезы о предстоящей на уроке задаче работе: систематизировать полученные ранее знания по изученной теме, сравнить изученные по теме произведения друг с другом |
4 | Составление плана, стратегии по разрешению затруднения
10 |
Фронтальная | Наглядный
Словесный Лэпбук |
Развитие образного мышления, эстетического восприятия, развитие логического мышления, анализа | Анализируют
Высказывают мнения о признаках, по которым можно сравнить произведения (жанры, авторы, герои, темы); знакомятся с «закладками» лэпбуков |
5 | Реализация выбранного проекта | ||||
5.1 | Самостоятельная работа
11 |
Индивидуальная | Наглядный, игра «Заверши предложение» | Развитие литературоведческой терминологической речи,
взаимоконтроля, саморегуляции |
Слушают и читают определение литературоведческого понятия, самостоятельно завершая определение термином, который записывают в таблицу ответов (метафора, кульминация и т п ), актуальные на данном уроке.
Ведут взаимопроверку литературного диктанта по эталону Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» |
5.2 | Работа с портретом героя
12 |
Индивидуальная
Парная |
Словесный
Лэпбук Игра «Разгадай ребусы» |
развитие логического мышления, анализа
творческого воображения, грамотной речи |
Работая в парах разгадывают ребусы с именами героев изученных в разделе произведений, готовят словесный портрет героя, представляя его классу, остальные определяют по портрету имя героя
Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков «герои», добавляют в «компанию» главного героя произведения остальными Делают вывод об общности героев (люди и животные) Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» |
5.3 | Работа с заголовками произведений | Фронтальная | Репродуктивный
Лэпбук |
Анализ и систематизация знаний | Дают точные заголовки произведений с опорой на названных героев
Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков |
5.4 | Работа с биографией автора
13 |
Индивидуальная
Фронтальная |
Словесный
Игра «Назови, чья биография» |
Развитие способностей взаимодействовать с окружающими, слушать собеседника, вступать в диалог | Выступают перед аудиторией с сообщением об авторе, упоминая наиболее значимые знаковые события из его жизни
Слушатели называют автора, о котором шла речь в прослушанном сообщении Добавляют сведения биографии своими подготовленными важными фактами при необходимости Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков |
5.5 | Работа над жанровыми особенностями произведений и структурными особенностями жанров |
Индивидуальная Групповая |
Словесный
Иллюстративный Составление кластера |
Систематизация изученного материала | Оперируя литературоведческими понятиями формулируют ответы, доказывая свою правоту
Ведут дискуссию Выделяют главное Строят причинно – следственные связи Строят умозаключения
Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» Какое из произведений можно назвать сказкой? (спутать со сказкой можно «Лстопадничек», потому что…) – Остальные произведения- рассказы, потому что повествуют о событиях, эмоциях и переживаниях 1 героя – Если наши произведения рассказы, то какие структурные элементы должны в них быть? (завязка, развитие событий, кульминация, развязка) |
6 | Организована выставка иллюстраций «Вернисаж»
|
||||
6.1 | Самостоятельная работа с толковым словарем
14 |
Индивидуальная | Словесный
Практический Частично – поисковый |
ищут информацию
Развитие способностей взаимодействовать с окружающими, слушать собеседника, вступать в диалог |
Работают с толковым словарём В. Ожегова
Находят значение искомого слова Слушают сообщения одноклассников |
6.2 | Сообщение
14 |
Индивидуальная | Словесный
Диалогический |
Взаимодействие с аудиторией | Выступают перед аудиторией с самостоятельно подготовленной информацией
Совместно приходят к выводу о многозначности слова «вернисаж» |
6.3 | Работа с художественным текстом
15 |
Индивидуальная | Словесный
Иллюстративный Проблемный Выборочное чтение |
Активизация познавательных интересов
Развитие воображения Углубленное понимание смысла текста Развитие навыков чтения Овладевание пониманием авторского замысла |
Рассматривают иллюстрации к прочитанным произведениям
Ведут поиск запечатленного отрывка Доказывают верность выбранного отрывка, исходя из поставленных условий ( кульминация, завязка, научно – познавательная информация и т. п.) Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» |
6.4 | Работа с деформированной пословицей
16 |
Групповая | Словесный
Практический Иллюстративный |
Развитие образного мышления речи обогащение словарного запаса обучающихся
Формирование умения выстраивать связанное высказывание |
Восстанавливают текст деформированной пословицы в группах
Соотносят собранную пословицу с произведением Доказывают правильность своего выбора через объяснение смысла пословицы и определения главной мысли произведения Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков |
6.5 | Работа с аннотацией и отзывом
17 |
Малые группы | Словесный
Практический |
Формирование умения выстраивать связанное высказывание
Дифференциация особенностей аннотации, отзыва |
Читают готовые тексты аннотаций и отзывов к разным произведениям из раздела, анализируют прочитанное, записывают заголовок к прочитанному, используя в них слова «Аннотация к произведению….» или «Отзыв на произведение…»
Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков |
6.6 | Работа над уровнем начитанности, расширения читательского круга
18 |
Индивидуальная | Словесный
Практический Работа с читательским дневником |
Формирование навыка оформлять список произведений | Оформляют (алфавитный) список произведений изученного раздела
Определяют тему самостоятельно прочитанных произведений, включая их в список произведений раздела, доказывая правильность выбора Проводят самооценку выполнения задания с помощью «дерева успеха» |
7 | Рефлексия деятельности «Дерево успеха» | Индивидуальная | Проводят самооценку работы на уроке с помощью «дерева успеха»
Продолжают наполнять содержимое «закладок» лэпбуков |
Литература:
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа до и после. / [Электронный ресурс] www.school2100.ru
- Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь. // «Начальная школа» №1/2007 год.
- Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника [Текст] / С. Г. Макеева // Начальная школа. – 1999. -№ 4.
- Макеева С. Г. Мельникова, И. И. Особенности языковой подготовки будущих учителей начальных классов [Текст] / С. Г. Макеева, И. И. Мельникова // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 83-87.
- Наволенко Г.Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко // Начальная школа до и после №8 2012, с.25
- Первова Г.М. Литературоведческая пропедевтика в 3 – 4 классах. Журнал «Начальная школа» №4/2007 год.
- Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.