Информационно-исследовательский проект
«Мы за раздельный сбор мусора!»
Авторы проекта: Бойцова Н.Н., Воробей О.Н. – воспитатели.
Участники проекта: воспитатели, дети (5-7 лет), семьи воспитанников, сотрудники ДОУ.
Место реализации проекта: МБДОУ №31 г. Апатиты.
Предварительный этап
Актуальность проекта:
В настоящее время тема загрязнения окружающей среды очень актуальна. Современные дети растут в обществе потребления, где постоянно увеличивается количество выбрасываемого мусора. Большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности, выбрасывая все отходы в мусоропровод.
Переработка отходов позволяет во много раз снизить загрязнение окружающей среды не только за счет того, что меньше мусора будет выбрасываться на полигоны, но и потому, что сократятся объемы промышленных отходов.
Данный проект позволяет довести до общественности, что отходы – дело каждого, а культура обращения с отходами – это то, что позволит нам, создать будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятна для жизни.
Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам начального и дополнительного образования. Методическая разработка направлена на развитие педагогической компетентности в области экологического воспитания подрастающего поколения и повышения экологической культуры детей.
Проблема:
- В настоящее время сортировка мусора – дело проблемное. Люди не знают, как правильно разделять мусор, для чего это делать.
- Потребитель ленив в вопросах сбора бытовых отходов: намного проще сбросить всё в один пакет и донести до любого ближайшего бака, чем тратить время на разделение отходов.
- Несмотря на готовность некоторых членов общества сортировать мусор, многие попросту не имеют возможности для реализации раздельного сбора мусора – в нашем городе нет контейнеров для раздельного сбора мусора.
Цель проекта: повышение экологической культуры детей, родителей через вовлечение в процесс раздельного сбора мусора.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Популяризировать идею раздельного сбора мусора для сдачи его на переработку.
- Формировать активную заинтересованность в сортировке мусора, в сдаче его на переработку, привлечь к участию в акциях сдачи вторсырья на переработку.
- Вовлечь родителей в процесс формирования позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задачи совместной деятельности с детьми:
Обучающие:
– расширять знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- расширять знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
- формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности.
Развивающие:
– развивать способствовать к умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
– развивать интерес к природоохранной, исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
– формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Основной этап
С семьями воспитанников:
Сбор информации:
- Поиск информации в интернете:
- «Разложение разных видов мусора»,
- «Принципы раздельного сбора мусора»,
- «Опыт России и других стран в переработке мусора»,
- «Поиск места раздельного сбора мусора в г. Апатиты»,
- «Предметы, изготовленные из вторсырья».
- Анкетирование родителей, сотрудников ДОУ «Раздельный сбор мусора».
- Акции: «Спасем ежика», «Раздельный сбор мусора».
С родителями:
– Консультации: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!», «Кто такие Эколята?».
- Родительские собрания: «Экологическое воспитание дошкольника», «Экологический проект в ДОУ»
– Мастер – классы: «Что можно сделать в домашних условиях из старой бумаги/макулатуры», «Целлофановый пакет».
С детьми:
- Беседы: «Что такое раздельный сбор мусора», «Жалобная книга природы», «Откуда пришёл пластик?».
- Опрос детей «Сортируете ли вы мусор?».
- Эксперименты:
- «Качества и свойства материалов, из которых сделаны предметы»,
- «Самодельная бумага», «Как ветер разносит мусор?»,
- «Если закопать в землю мусор, что произойдет?».
– Дидактические игры: Что из чего сделано», «Сортируем мусор правильно», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Собери картинку».
- Просмотр мультимедийных презентаций: «Изготовление бумаги», «Куда девается мусор?», «Кто такие Эколята».
– Просмотр мультфильмов на экологическую тематику.
- Проектная деятельность: детские исследовательские проекты:
- «Трубочкам для напитков скажем: НЕТ!»
- «Где растут губки?».
– Квест – игры: «Поможем белочке», «Поможем Эколятам».
- Проблемные ситуации «Задания от Эколят».
- Исследование «Какой мусор чаще всего образуется в нашей группе».
- Чтение художественной литературы
Создание агидбригады
Название: «ЭКОМ» (Экологический отряд «Мишутки»)
Участники: дети подготовительной группы.
Девиз: «Мусор на переработку сдавай – природу чистой сохраняй»
Задачи агитбригады:
- формирование у воспитанников активной гражданской позиции в вопросах охраны природы,
- углублять знания об использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды,
- привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
Деятельность агидбригады «ЭКОМ»:
– Участие в экологических акциях: «Чистый участок», «Раздельный сбор мусора», «Спасем ежика».
- Разработка памятки, буклета, стен-газеты.
- Просвещение родителей: «Зачем нужно разделять мусор», выступление агидбригады на родительских собраниях.
- Выступление на конкурсе экологических агидбригад.
Экологические акции
Названия: «Спасем ежика», «Раздельный сбор мусора».
Цель: способствовать вовлечению семей воспитанников в природоохранную деятельность, путем сокращения выбрасываемого мусора.
В акциях приняли участия более 90% семей воспитанников группы, сотрудники ДОУ. Что помогает обеспечить непрерывность экологического образования в системе ДОУ – семья. В ходе подготовки к проведению акций дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека.
Экологические акции помогают убедить детей, их родителей в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение.
Детские исследовательские проекты экологической направленности: «Где растут губки?», Пластиковым трубочкам для напитков скажем: НЕТ!»
Цель детских исследовательских проектов: найти экологичную замену предметам, которые используются в каждой семье: поролоновые губки для мытья посуды и пластиковые трубочки для напитков.
Вместе с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности:
- Нашли информацию об исследуемых предметах, истории их создания, производстве.
- Провели анкетирование взрослых, опрос детей.
- Проводили эксперименты.
- Ходили на экскурсии в магазины нашего городе.
- Узнали, какие предметы можно назвать экологичными.
- Нашли замену вредным для природы поролоновым губкам и
пластиковым трубочкам.
Выводы
В магазинах нашего города, в интернете можно приобрести эко-губки для мытья посуды, многоразовые биоразлагаемые трубочки для напитков.
Решили: Пользоваться поролоновыми губками и пластиковыми трубочками для напитков – не будем! Пластик будем сдавать на переработку!
Результат проекта:
– Привлечение внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов.
– Повышение уровня знаний о сортировке, переработке и вторичном использовании отходов для последующего изготовления полезных вещей.
– Активное включение родителей воспитанников в совместную деятельность с ДОУ, семьи воспитанников примут участие в акциях по сдаче на переработку вторсырья, в проектной деятельности.
– В дальнейшей жизни семьи воспитанников будут сортировать мусор, сдавать его на переработку
– Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
– Участие воспитанников в пропагандистско – просветительской деятельности.
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.