Бойцова Наталья Николаевна - воспитатель,
Воробей Оксана Николаевна - воспитатель
воспитатель
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №190440
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Информационно-исследовательский проект «Мы - за раздельный сбор мусора!»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №190440


Информационно-исследовательский проект

«Мы за раздельный сбор мусора!»

Авторы проекта: Бойцова Н.Н., Воробей О.Н. – воспитатели.

Участники проекта: воспитатели, дети (5-7 лет), семьи воспитанников, сотрудники ДОУ.

Место реализации проекта: МБДОУ №31 г. Апатиты.

Предварительный этап 

Актуальность проекта:

В настоящее время тема загрязнения окружающей среды очень актуальна.  Современные дети растут в обществе потребления, где постоянно увеличивается количество выбрасываемого мусора. Большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности, выбрасывая все отходы в мусоропровод.

Переработка отходов позволяет во много раз снизить загрязнение окружающей среды не только за счет того, что меньше мусора будет выбрасываться на полигоны, но и потому, что сократятся объемы промышленных отходов. 

Данный проект позволяет довести до общественности, что отходы – дело каждого, а  культура обращения с отходами – это то, что позволит нам, создать будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятна для жизни.

Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам начального и дополнительного образования. Методическая разработка направлена на развитие педагогической компетентности в области экологического воспитания подрастающего поколения и повышения экологической культуры детей. 

Проблема:

  • В настоящее время сортировка мусора – дело проблемное. Люди не знают, как правильно разделять мусор, для чего это делать. 
  • Потребитель ленив в вопросах сбора бытовых отходов: намного проще сбросить всё в один пакет и донести до любого ближайшего бака, чем тратить время на разделение отходов.
  • Несмотря на готовность  некоторых членов общества сортировать мусор, многие попросту не имеют возможности для реализации раздельного сбора мусора – в нашем городе нет контейнеров для раздельного сбора мусора. 

Цель проекта: повышение экологической культуры детей, родителей через  вовлечение в процесс раздельного сбора мусора.

 Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: 

  •   Популяризировать идею раздельного сбора мусора для сдачи его на переработку.
  •  Формировать активную заинтересованность в сортировке мусора, в сдаче его на переработку, привлечь к участию в акциях  сдачи вторсырья на переработку.
  •  Вовлечь родителей в процесс формирования позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. 

Задачи совместной деятельности с детьми:

Обучающие: 

–  расширять знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

  •  расширять знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
  •  формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности.

Развивающие: 

–  развивать способствовать к умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

– развивать интерес к природоохранной, исследовательской деятельности.

Воспитывающие: 

– формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

  •   воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
  •  формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды. 

Основной этап

С семьями воспитанников:

Сбор информации:

  •   Поиск информации в интернете:
  •  «Разложение разных видов мусора», 
  •  «Принципы раздельного сбора мусора»,
  •   «Опыт России и других стран в переработке мусора»,
  •  «Поиск места раздельного сбора мусора в г. Апатиты»,
  •   «Предметы, изготовленные из вторсырья».
  •  Анкетирование родителей, сотрудников ДОУ  «Раздельный сбор мусора».
  •   Акции: «Спасем ежика», «Раздельный сбор мусора».

С родителями:

Консультации: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!», «Кто такие Эколята?».

  •  Родительские собрания: «Экологическое воспитание дошкольника», «Экологический проект в ДОУ»

– Мастер – классы: «Что можно сделать в домашних условиях из старой бумаги/макулатуры», «Целлофановый пакет». 

С детьми:

  • Беседы: «Что такое раздельный сбор мусора»,  «Жалобная книга природы», «Откуда пришёл пластик?».
  • Опрос детей «Сортируете ли вы мусор?».
  •  Эксперименты
  • «Качества и свойства материалов, из которых сделаны предметы», 
  •  «Самодельная бумага»,  «Как ветер разносит мусор?»,
  • «Если закопать в землю мусор, что произойдет?».

–    Дидактические игры:  Что из чего сделано», «Сортируем мусор правильно», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Собери картинку».

  • Просмотр мультимедийных презентаций: «Изготовление бумаги», «Куда девается мусор?», «Кто такие Эколята».

–   Просмотр мультфильмов на экологическую тематику.

  • Проектная деятельность: детские исследовательские проекты:
  •  «Трубочкам для напитков скажем: НЕТ!»
  •  «Где растут губки?».

–   Квест – игры: «Поможем белочке»,  «Поможем Эколятам».

  •  Проблемные ситуации «Задания от Эколят».
  •  Исследование «Какой мусор чаще всего образуется в нашей группе».
  •  Чтение художественной литературы

Создание агидбригады 

Название: «ЭКОМ» (Экологический отряд «Мишутки»)

Участники: дети подготовительной группы.

Девиз: «Мусор на переработку сдавай – природу чистой сохраняй»

Задачи агитбригады: 

  •  формирование у воспитанников активной гражданской позиции в вопросах охраны природы, 
  •  углублять знания об использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды,
  •  привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

Деятельность агидбригады «ЭКОМ»:

 Участие в экологических акциях: «Чистый участок», «Раздельный сбор мусора», «Спасем ежика».

  •  Разработка памятки, буклета, стен-газеты.
  • Просвещение родителей: «Зачем нужно разделять мусор»,  выступление агидбригады на родительских собраниях. 
  •  Выступление на конкурсе экологических агидбригад. 

Экологические акции

Названия: «Спасем ежика», «Раздельный сбор мусора». 

Цель:  способствовать вовлечению семей воспитанников в природоохранную деятельность, путем сокращения выбрасываемого мусора. 

В акциях приняли участия более 90% семей воспитанников группы, сотрудники ДОУ.  Что помогает обеспечить непрерывность экологического образования в системе ДОУ – семья. В ходе подготовки к проведению акций дошкольники осознают ответственность за последствия действий  человека. 

Экологические акции помогают убедить детей, их родителей в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение.

Детские исследовательские проекты экологической направленности: «Где растут губки?», Пластиковым трубочкам для напитков скажем: НЕТ!» 

Цель детских исследовательских проектов: найти экологичную замену предметам, которые используются в каждой семье: поролоновые губки для мытья посуды и пластиковые трубочки для напитков.

Вместе с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности: 

  • Нашли информацию об исследуемых предметах, истории их создания, производстве.
  • Провели анкетирование взрослых, опрос детей.
  •  Проводили эксперименты. 
  •  Ходили на экскурсии в магазины нашего городе.
  •  Узнали, какие предметы можно назвать экологичными.
  •  Нашли замену вредным для природы поролоновым губкам и 

пластиковым трубочкам. 

Выводы 

В магазинах нашего города, в интернете можно приобрести эко-губки для мытья посуды, многоразовые биоразлагаемые трубочки для напитков. 

Решили: Пользоваться поролоновыми губками и пластиковыми трубочками для напитков – не будем! Пластик будем сдавать на переработку! 

Результат проекта:

– Привлечение внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов. 

– Повышение уровня знаний о сортировке, переработке и вторичном использовании отходов для последующего изготовления полезных вещей.

–  Активное включение родителей  воспитанников в совместную деятельность с ДОУ, семьи воспитанников примут участие в акциях по сдаче на переработку вторсырья, в проектной деятельности.

– В дальнейшей жизни семьи воспитанников будут сортировать мусор, сдавать его на переработку

 – Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

–  Участие воспитанников в пропагандистско – просветительской деятельности. 

Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, батарейки сдавать в пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, делать из бросового материала оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.

 

Информационно-исследовательский проект «Мы – за раздельный сбор мусора!»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram