Мифтахова Флорида Фасхитдиновна
учитель труда (технологии)
МБОУ «Апастовская СОШ» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191166
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «Творческая лепка»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191166


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Апастовская средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов» 

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

              

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа

технического  направления «Творческая лепка»

                                                            

                                                                         Возраст обучающихся: 7-9лет 

                                                              Срок реализации: 1 год

                                                                       Составитель: учитель труда    

                                                                                                  Мифтахова Ф.Ф.

пгт Апастово, 2024   

                                                                                                                                                                                                                               

      Пояснительная записка.

    

     Рабочая  программа  дополнительного образования   «Творческая лепка» составлена   на основе:

   –  Образовательной программы дополнительного  образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского   муниципального района  Республики Татарстан на 2022 – 2023 учебный год;

   –  Учебного плана дополнительного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»  Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2022-2023 учебный год (утвержденного решением педагогического совета, протокол №1,  от 29 августа  2022 года).

     Программа дополнительного образования  разработана для занятий  с обучающимися 5-х  классов во второй половине дня. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, 35 часов  в год. Число обучающихся в группе – не более 15 чел. 

     Направление –  техническое.

 

Цели программы:

1.Создание  благоприятных условий для развития природной любознательности детей.

2.Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха. 

3.Выявление и развитие познавательно-творческих способностей.

4.Знакомство детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

  1. Совершенствование изобразительных умений и навыков детей через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приёмов работы с пластилином.

4.Занятие досуга.

 

Задачи программы:

  1. Расширить представления об изобразительном  искусстве.
  2. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
  3. Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения нетрадиционных приемов- так называемой-«Азбуки рисования».
  4. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление. 
  5. Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
  6. Способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы  по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости – вносить коррективы в первоначальный замысел.

 

Актуальность программы.

      Новые жизненные условия (введение ФГОС), в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными  на лучшие результаты.

      Реализация этих требований предполагает человека с творческими возможностями. Ребенок с творческими возможностями – активный,  пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное, у него свой взгляд на красоту, он способен создавать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности – все то, что в совокупности составляет творческие способности.

     Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.  Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого слова. Без творческой фантазии нет развития ни в одной области человеческой деятельности.

       Для развития творческих способностей обучающихся  особое место занимает работа с пластилином.

       Пластилин – удивительный материал. Пластилин представляет – кладовую для фантазии и воображения. Дает возможность реализовать свой творческий потенциал. Помогает сформировать эстетический вкус,  учит жить в гармонии с природой. Способствует самовыражению посредством воплощения своих идей и фантазий в законченный результат творческого процесса.

       Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Способствует воспитанию нравственных качеств: дисциплинированности, трудолюбия, воли,  желания трудиться. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают  эстетический вкус.

 

Новизна программы.

     Особая ценность  этой методики состоит в том, что здесь пластилин используется в виде “краски”, как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается  кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

 

Практическая значимость.

     Федеральный государственный образовательный стандарт  позиционирует изобразительное искусство, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметами – с математикой, русским языком, литературой и технологией.

     Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Условия эффективности и результативности:

Основной вид занятий – практический.Для достижения целей кружка по работе с пластилином используются различные методы:

  • Игровые приёмы. Создают непринуждённую атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
  • Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом, выполнения поделок.
  • Практические упражнения. Используются для закрепления полученных умений по ручному труду.
  • Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путём побуждают ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
  • Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и помогает воспитателю обогатить представления детей.
  • Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребёнка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
  • Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
  • Работа со схемами. Дети учатся «читать» схемы и в соответствии с ними выполнять работу в определённой последовательности.
  • Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
  • Презентация и анализ изготовленных поделок. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.

     Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.  

       При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений.

      Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия с использованием классических и интерактивных приемов),  экскурсии, игра, выставка, творческий конкурс, наблюдение, оценивание процесса выполнения, свободное творчество при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ, проектная и исследовательская деятельность.

Выпускник научится:

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с пластилином, как художественным материалом;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из  пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

Содержание курса:  

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы для рисования пластилином.
Что такое пластилин. Основные приемы: раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, прищипывание, сплющивание
Подготовка пластилина к работе. Способы  смешивания пластилина, подбор цвета, пропорции. Контрастность и сочетание цветов.
Способы прикрепления деталей  к основе. Композиция «Краски Осени».
Цвет: хроматические, ахроматические, основные и дополнительные. Фон. композиция, пропорции. «Осенний букет». 
Форматы  картин.  Пропорции. «Обитатели леса».
Поля картины. Способы хранения картин из пластилина. «Забавные домашние питомцы». 
Детализация отдельных элементов. Панно «Яркие птицы». Коллективная работа.
Разработка собственной манеры рисования пластилином. «Удивительный мир цветов». 
«Необыкновенные бабочки». Работа в малых группах. 
«Кудрявые ёжики». 
Панно «Первый снег».  Коллективная работа.
Цирковые животные. 
Иллюстрация к любимой детской сказки. 
Любимый сказочный герой. 
«Мультик – радость детства». 
Фантастическая картина. 
«Птица Счастья» 
Необыкновенное чудо. 
«Букет для мамы!» 
Панно «Птичий двор». Коллективная работа.
Панно «Птичья столовая». Коллективная работа.
«Безграничное пространство космоса» 
«Весеннее солнышко» 
Панно «Весенние проталины» Коллективная работа.
Панно к празднику День победы. 
Панно «Первоцветы» 
Панно «Ромашковое поле» Коллективная работа.
Панно «Маки». 
Пластилиновая сказка.  Коллективная работа. 
«Рисование» жгутиками из пластилина.
Свободное рисование.
Проект «Поздравительная открытка.
Подготовка и выставка творческих работ.

 

Календарно-тематическое планирование занятий

 

Тема Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1. Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы для рисования пластилином. 1
2. Что такое пластилин. Основные приемы: раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, прищипывание, сплющивание 1
3. Подготовка пластилина к работе. Способы  смешивания пластилина, подбор цвета, пропорции. Контрастность и сочетание цветов. 1
4. Способы прикрепления деталей  к основе. Композиция «Краски Осени». 1
5. Цвет: хроматические, ахроматические, основные и дополнительные. Фон. композиция, пропорции. «Осенний букет».  1
6. Форматы  картин.  Пропорции. «Обитатели леса». 1
7. Поля картины. Способы хранения картин из пластилина. «Забавные домашние питомцы».  1
8. Детализация отдельных элементов. Панно «Яркие птицы». Коллективная работа. 1
9. Разработка собственной манеры рисования пластилином. «Удивительный мир цветов».  1
10. «Необыкновенные бабочки». Работа в малых группах.  1
11. «Кудрявые ёжики».  1
12. Панно «Первый снег».  Коллективная работа. 1
13. Цирковые животные.  1
14. Иллюстрация к любимой детской сказки.  1
15. Любимый сказочный герой.  1
16. «Мультик – радость детства».  1
17. Фантастическая картина.  1
18. «Птица Счастья»  1
19. Необыкновенное чудо.  1
20. «Букет для мамы!»  1
21. Панно «Птичий двор». Коллективная работа. 1
22. Панно «Птичья столовая». Коллективная работа. 1
23. «Безграничное пространство космоса»  1
24. «Весеннее солнышко»  1
25. Панно «Весенние проталины» Коллективная работа. 1
26. Панно к празднику День победы.  1
27. Панно «Первоцветы»  1
28. Панно «Ромашковое поле» Коллективная работа. 1
29. Панно «Маки».  1
30. Пластилиновая сказка.  Коллективная работа.  1
31. «Рисование» жгутиками из пластилина. 1
32. Свободное рисование. 1
33. Проект «Поздравительная открытка. 1
34. Подготовка к выставке творческих работ. 1
35. Выставка детских творческих работ. 1

 

Формы контроля 

     Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через организацию персональных и коллективных выставок, участие в конкурсах и фестивалях  различного уровня, массовых мероприятиях,  посещение выставок декоративно-прикладного искусства, посещение музеев, выполнение  образовательных индивидуальных и коллективных  проектов, презентаций, работа в парах, малых группах, индивидуальные работы, коллективные игры,  активность и самостоятельность обучающихся.

     Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки:

однодневные  – проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные  – проводятся в помещении, где работают дети;

тематические  – по итогом изучения разделов, тем;

итоговые  – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,

организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

     На занятиях  используются разные виды контроля

-Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;

– Промежуточный – школьные конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.

– Итоговый – выставка  работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Участие во всероссийских дистанционных конкурсах детского творчества.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Основное оборудование Дополнительное оборудование Демонстрационные пособия
нож (стек),

материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением

заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы;

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентации с пошаговой инструкцией.

основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

 

Использованная литература:

 

1.Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. – 110 с.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. – 94 с.

3.Козлова И.С., В.С.Тундалева. Фигурки из пластилина. Красивые вещи своими руками. –     Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012.

4.Московка О.С. “Я леплю из пластилина”, изд.”Карапуз”,М. 2013г.

5.Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008. 112 стр.

  1. Шкицкая И.О. “Аппликация  из пластилина”,изд.”Феникс,Ростов-на-Дону,2010 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «Творческая лепка»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram