Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Муниципального образования город Ноябрьск
Проектная работа
Тема: «Роль живописи в жизни человека»
Выполнила ученица 9 «В» класса
Марченко Василина Андреевна
Руководитель: Эрендженова Гиляна Дордж-Ляриевна
2025 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.Тема проекта: Роль живописи в жизни человека.
- Цель проекта: Узнать о роли живописи в жизни человека.
3.Задачи проекта:
- Узнать, что такое живопись.
- Выяснить какие бывают жанры живописи.
- Узнать о роли живописи в жизни человека.
- Актуальность выбранной темы: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой.
- Тип проекта: Информационный.
- ФИО руководителя проекта: Эрендженова Гиляна Дордж-Ляриевна
- Методы и средства реализации проекта: литература по теме, поиск информации в Интернете.
- Список источников информации: Литература, интернет-ресурсы.
- Описание конечного продукта: презентация, моя работа (рисунок).
- Самоанализ и самооценка (Что нового узнали? Мои впечатления от работы над проектом).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………4
- Живопись и её виды…………………………………………………………5-6
- Жанры живописи……………………………………………………………..7
- Роль живописи в жизни человека………………………………………..8-10
- Мои работы. Самооценка.………………………………………………….11
- Заключение……………………………………………………………….11-12
- Литература и интернет источники ………………………………………..12
Введение
Цель исследования: Узнать о роли живописи в жизни человека.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое живопись.
- Выяснить какие бывают жанры живописи.
- Узнать о роли живописи в жизни человека.
Объект исследования – картины живописцев и их влияние на человека.
Актуальность темы: Большое разнообразие и полнота явлений, впечатлений, эффектов, которые способна воплощать живопись. Живописи доступен весь мир чувств, характеров, взаимоотношений, переживаний. Ей доступны самые тонкие наблюдения натуры, вечные идеи, впечатления, тонкие оттенки настроений. Задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах».
Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, – объясняет Даль, – изображать верно, и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно, означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно, передать их удавалось графическими средствами – линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись – один из видов изобразительного искусства.
Произведения живописи приносят этетическое удовольствие и оказывают огромное влияние на человека. Картины, написанные маслом на холсте, улучшают психоэмоциональное состояние человека. Эмоции от картин избавляют нас от тревоги, стресса и депрессии. Художники вкладывают в картины мысли, чувства, настроение, любовь, доброту, искренность и все эти эмоции дарят окружающим. Создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, развивает эстетическое чутье, способность к сопереживанию. Помогает развить свои лучшие стороны. Закладывает стремление к прекрасному.
- ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ВИДЫ
Живопись – это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии.
Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.
- Монументальная живопись – это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.
- Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.
- Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
- Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.
- Станковая живопись, выполняемая на станке – мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю – словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.
- ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
Сюжеты живописи разнообразны, поэтому она может быть представлена различными жанрами. Их различают по изображенному на полотне сюжету:
- Пейзаж – изображение живой природы.
- Портрет – для рисования одного или нескольких человек с детальной точностью.
- Бытовой. Задача направления показать особенности личной и общественной жизни человека, социальные проблемы, быт.
- Натюрморт – для изображения неживых предметов. На полотнах рисуют фрукты, цветы, посуду и другие предметы обихода.
- Исторический. На холсте пишут события, которые происходят в настоящем или были в прошлом и имеют социальную значимость.
- Батальный. Позволяет запечатлеть на полотне сражения на суше или в море.
- Архитектурный. Жанр используют для изображения архитектуры (городские пейзажи, отдельные здания и сооружения, интерьеры дворцов).
- Анималистика. Основные герои полотен – домашние или дикие животные, птицы, ящерицы, насекомые.
Русские художники-живописцы:
Васнецов Виктор Михайлович
Русский художник–живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Картины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Иван-царевич на сером волке»
Исаак Ильич Левитан
Русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ.
Картины: «Лето», «Весна, большая вода», «Белая ночь», «Лето на озере».
Шишкин Иван Иванович
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосновы бор», «Сосновый лес».
- РОЛЬ ЖИВОПИСИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Изобразительное искусство всегда являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мы все сталкиваемся с различными произведениями в повседневности. Цель изобразительного искусства — находить необычные сюжеты в обыденных для нас вещах. Обучение искусству живописи развивает творческие способности людей, прививает интерес и увлеченность, развивает эмоциональную сферу, чувства личности. Живопись как один из видов изобразительного искусства призвана развивать и помогать способностям человека. Думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, которого стремится воспитать живопись. Именно живопись помогает видеть богатство и разнообразие мира в его многокрасочности. Живопись — наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет. Особенность живописи заключается возможности с помощью красок передать всю красоту этого мира, используя творческое воображение художника.
Живопись и музыка настолько же далеки друг от друга, насколько близки. Стремясь передать “музыкальность” ситуации или “звучание” определённых сочинений, художники часто изображали музицирующих людей с инструментами, а композиторы изобрели специальный жанр — симфонические картины. Но родство музыки и живописи глубже, ему во все века в обоих искусствах подчиняется композиция, ритм, колорит. Некоторые художники и картины «звучат» особенно ярко.
Вспомним работы знаменитых художников, которые вдохновили не менее знаменитых композиторов на создание прекрасной музыки:
– “Битва Гуннов” симфоническая поэма венгерского композитора-романтика Ференца Листа, созданная по мотивам исторической картины Вильгельма фон Каульбаха. Творчество Каульбаха так увлекло Листа, что он планировал сделать целый цикл симфонических поэм по работам этого художника.
– “Рафаэль” опера композитора Антона Аренского, главным героем которой стал гений Высокого Возрождения. Опера была написана по случаю Первого всероссийского съезда художников (1894 г.), в ее основу легла легенда о любви Рафаэля к его натурщице Форнарине. Одним из самых известных фрагментов этого сочинения Аренского является “Песня певца за сценой”.
– “Остров мертвых” симфоническая поэма Сергея Рахманинова. Толчком к созданию этого произведения для Рахманинова послужила черно-белая репродукция картины Арнольда Бёклина “Остров мертвых”.
– “Картинки с выставки” фортепианная сюита Модеста Мусоргского, созданная в 1874 г. под впечатлением от посмертной выставки работ друга композитора художника В. Гартмана.
Однако и прекрасная музыка вдохновляла знаменитых художников на создание не менее прекрасных картин:
– М. Врубель “Царевна лебедь”/ Н. А. Римский-Корсаков “Сказка о царе Салтане”. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее – в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
– И. Репин “Иван Грозный и сын его Иван”/ Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита “Антар” (2 часть, “Месть”). Великий Репин любил музыку и людей, которые её создают, и написал портреты чуть ли не всех великих русских композиторов, своих современников. Он ходил на концерты в Петербурге, дружил со всеми выдающимися музыкантами своей эпохи и писал картины, вдохновляясь музыкой.
– П. Корин “Александр Невский”/ С. Прокофьев кантата “Александр Невский”. Триптих Павла Дмитриевича Корина “Александр Невский” невидимыми нитями связан с одноимённой кантатой Сергея Сергеевича Прокофьева. Над центральным полотном триптиха Корин работал в 1942 году. Боковые полотна были закончены в 1943 году. Работая над этим монументальным, поразительным по силе и мастерству полотну, художник говорил, что хочет воплотить в ней “непокорный дух русского народа”.
– М. Шагал. Роспись потолочного плафона Парижской оперы Какая картина может «звучать» богаче, чем холст Марка Шагала площадью в 220 квадратных метров, поднятый над партером парижской Гранд опера. Шагала, на картинах которого люди и животные превращаются в скрипки и виолончели и молятся за весь мир, музицируя на небесах. Все, что нарисовано на шагаловском плафоне, выражает почтение к авторам опер и балетов XVIII—XX веков. Центр посвящен Бетховену, Верди, Глюку и Бизе — конечно же, его «Кармен». Белая и зелёная части — оперные: «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Тристан и Изольда» Вагнера с «Ромео и Джульеттой» Берлиоза. Далее — синяя часть с моцартовской «Волшебной флейтой» и «Борисом Годуновым» Мусоргского. Затем балеты: классические — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана — в желтой части, а новаторские — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля — в красной. Для меломанов эта последовательность полна сюжетных и музыкальных связей.
Хорошие стихи, как и хорошие живописные полотна, западают в наши души. Многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись прекрасными полотнами.
Под впечатлением от картин известных художников русские писатели и поэты, такие как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, создали собственные гениальные произведения.
Благополучное развитие общества зависит не только от уровня нравственности, материального состояния людей, взаимоотношений между друг другом, но и от уровня культуры. Роль искусства в формировании личности очень велико. И особое место в этом занимает живопись.
Искусство имеет особенность пронизывать все области жизни человека. Оно самым непосредственным образом связано с воспитанием, трудом и наукой. Живопись способна побуждать человека к самообразованию, как ничто лучше развивает его творческие способности и раскрывает потенциал.
- Мои работы. Самооценка.
Моя жизнь на протяжении 9 лет напрямую связана с живописью. Я обучаюсь в 7 классе художественного отделения Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств имени П. И. Чайковского» муниципального образования город Ноябрьск. Осваиваю восьмилетний курс дополнительной профессиональной программы «Живопись» и имею отличные показатели в учебе по всем предметам.
С особым интересом изучаю рисунок и живопись. Мне нравится уделять рисованию много времени, ведь достойный результат дается нелегко. В ноябре 2023 я стала обладателем стипендии благотворительного фонда «Новые имена», а в 2022 году за высокие творческие достижения мне назначена Губернаторская стипендия.
Я хочу показать Вам маленькую часть моих работ, чтобы, возможно, кого- то подтолкнуть к созданию собственных картин!
Заключение
В заключение обобщим вышесказанное:
Изобразительное искусство всегда являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мы все сталкиваемся с различными произведениями в повседневности. Цель изобразительного искусства — находить необычные сюжеты в обыденных для нас вещах. Обучение искусству живописи развивает творческие способности людей, прививает интерес и увлеченность, развивает эмоциональную сферу, чувства личности. Живопись как один из видов изобразительного искусства призвана развивать и помогать способностям человека. Думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, которого стремится воспитать живопись.
Благополучное развитие общества зависит не только от уровня нравственности, материального состояния людей, взаимоотношений между друг другом, но и от уровня культуры. Роль искусства в формировании личности очень велико. И особое место в этом занимает живопись.
В ходе исследования были рассмотрены следующие задачи:
- Разобрали, что же такое живопись.
- Выяснили, какие бывают жанры, виды живописи.
- Рассмотрели роль живописи в жизни человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данном проекте, выполнены. Проект имеет теоретическую и практическую значимость. Проект можно показывать на уроках ИЗО.