Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы с ОНР
«Математическое путешествие»
Цель занятия: активизировать интерес детей старшего дошкольного возраста к математике посредством игровых методов, стимулирующих воображение и развитие способностей к решению элементарных арифметических задач.
Обучающие задачи:
Формировать представление о составе чисел первого десятка, знакомить с операциями сложения и вычитания.
Учить распознавать и называть формы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник).
Развивать навыки количественного счёта и сравнения величин («больше», «меньше»).
Воспитательные задачи:
Прививать детям положительное отношение к процессу познания и открытия новой информации.
Стимулировать желание помогать другим, проявляя внимание и заботу.
Поддерживать чувство коллективизма и сотрудничества между сверстниками.
Развивающие задачи:
Активизировать процессы восприятия, анализа и синтеза информации.
Способствовать формированию образного и логического мышления.
Улучшать память и развивать произвольность поведения.
Материалы:
Игровые наборы (игрушечная мебель, транспорт, посуда, мелкие животные).
Наборы карточек с цифрами и простыми фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Счётные палочки и раздаточные материалы (грибы, яблоки, орехи и др.).
Картонные пазлы, состоящие из разных частей.
Сказочные персонажи (колобок, зайчик, медведь), нарисованные на больших листах бумаги
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Настрой на занятие.
-Здравствуйте,ребята.
Дети:Здравствуйте.
-Я Вас всех рада видеть. Давайте подарим радостную улыбку каждому для хорошего настроения?
Дети:Хорошо.
-А теперь подойдите к свои столам и присаживайтесь.
На столах лежат игрушки.
-Ребята, сейчас я посмотрю, кто быстрее посчитает игрушки на своем столе?
Перед каждым ребёнком расставлены игрушки, которые он должен посчитать вслух. Дети начинают считать игрушки. После этого ребята делят свои впечатления друг с другом, рассказывая педагогу, каким способом считали, какое количество предметов получили и почему выбрали именно этот метод подсчёта.
-Молодцы.
Проблемная ситуация.
-Ребята,представьте, вчера вечером все наши любимые игрушки были здесь, но утром, когда я пришла в группу, оказалось, что они… исчезли! Как же нам их вернуть обратно?
Ребята начинают предлагать идеи, размышляя над возможными причинами случившегося и методами восстановления порядка.
- Основная часть.
- Актуализация полученных знаний.
-Ребята,давайте вспомним названия геометрических фигур,назовите их признаки и расположение элементов? Ответы детей.
-Молодцы.
-Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери фигуру»: дети собирают карточки с частями фигур, соединяя их вместе и называя получившиеся формы.
-Молодцы, ребята. У всех все получилось.
- Открытие детьми новых знаний.
После закрепления базовых понятий следует знакомство с новым материалом-операцией сложения.
Используя наглядные пособия (яблоки, грибы), воспитатель демонстрирует процесс сложения двух групп предметов.
-Что получится, если мы объединим две кучки грибов? Ответы детей.
Затем проводится аналогичная работа со счётом палочек.
-Правильно.
- Самостоятельное применение нового на практике.
Детям предлагаются игровые ситуации: решить простейшие задачи.
-У Колобка было пять пирожков, потом бабушка дала ещё один. Сколько пирожков стало у Колобка? Дети самостоятельно выполняют задания, используя различные предметы и собственные рисунки.
Предлагается игра-путешествие по сказке «Колобок», в которой дети помогают герою преодолеть препятствия, решив ряд задач (Помоги колобку попасть домой, правильно собрав кусочки дороги)
.6.Итоги НОД
Завершая занятие, педагог подводит итог проделанной работе, обращаясь к каждому ребёнку индивидуально:
-Ребята,что вам особенно запомнилось сегодня? Какие новые слова узнали? Расскажите о вашем любимом задании.
Каждый ребёнок рассказывает, что у него получилось и что нет.