Водина Галина Васильевна
учитель-логопед
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Раздольненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191289
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта логопедического занятия «Звук и буква Д». Презентация к занятию.
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191289


Технологическая карта логопедического занятия «Звук и буква Д»

Ф.И.О.
учителя-логопеда
Водина Галина Васильевна. КГОБУ Раздольненская КШИ.
Группа (класс,
логопедическое заключение)
1 класс, фронтальное (групповое) занятие.
Логопедическое заключение: системное нарушение речи легкой степени.
Тема занятия Звук и буква Д.
Тип занятия Знакомство со звуком и буквой. 
Используемые технологии
  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.
  4. Игровые технологии.
Цель занятия Формировать умение произносить и различать в устной речи звуки [д], в письменной речи – букву д.
Задачи Образовательные Коррекционно-развивающие Воспитательные
– знакомство с новым звуком и буквой; 

– учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; 

 

– развитие фонематических процессов;

– развитие оптико-пространственного представления, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.

. – формировать положительную учебную мотивацию

– повышать речевую активность;

-воспитывать культуру речевого общения;

-воспитание навыков работы в группе.

– воспитывать личностные качества, контроль над собственной деятельностью;

Универсальные
учебные действия
Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
формирование интереса к новому, контроль над собственной деятельностью. 
 
самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка; способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь;
 
 
поиск и выделение информации,  анализ, синтез, обобщение;
Ресурсы занятия Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Презентация «Звук и буква Д».
Индивидуальные зеркала, цветные геометрические фигуры и ладошки, рабочие листы, цветные карандаши, материал для звуко-буквенного анализа.
Ход занятия
Этап урока Содержание деятельности учителя Виды деятельности обучающихся
I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Игра «Цветные ладошки».

1 Приветствие. Эстафета хорошего настроения.

Начинает логопед: «Я передам вам свое хорошее настроение, и оно идет от меня к Маше, от Маши к Макару и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что хорошее настроение у всех, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает до вечера».

2. А сейчас нам нужно настроиться на работу и сесть за парты. За парту сядет тот, кто выполнит простое упражнение. Назовите геометрические фигуры, их цвет. Двумя пальчиками касаемся фигуры, а затем находим такого же цвета ладошки.

Берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. 

Учащиеся по очереди подходят к доске, называют и касаются геометрическую фигуру. Затем находят ладошки такого же цвета, накладывают свои, соблюдая правую и левую руку и садятся на свои места.

II. Актуализация необходимых знаний.

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Артикуляционная гимнастика.

Улыбочка.

Трубочка.

Заборчик.

Окошко.

Лопатка.

Часики.

Накажем язычок.

Гармошка.

Пулемет.

– Какой звук произносим, когда выполняем упражнение «Пулемет»?

– Правильно, звук Т.

– Вспомним артикуляцию звука Т

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • Голосовой моторчик не работает.

– А теперь включим голосовой моторчик. Какой звук получился? 

– Правильно, звук Д.

Слушают и выполняют упражнения с элементами биоэнергопластики.

Осуществляют контроль через индивидуальные зеркала.

Произносят звук Т.

Показывают артикуляцию звука Т.

Подключают голос

Произносят звук Д

III Сообщение темы занятия.

IV.Знакомство со звуком Д.

1. Артикуляция и характеристика звука Д. 

2. Дидактическая игра «Найди картинки, в названии которых есть звук Д. 

Физминутка.

V. Знакомство с буквой Д.

Гимнастика для глаз «Послушные глазки».

VI. Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

– Сегодня на занятии мы будем работать над звуком Д.  Научимся правильно произносить звук, находить слова с этим звуком. Познакомимся с буквой Д. Будем читать слоги с буквой Д.

Логопед загадывает загадку. Слайд 2.

Не паровоз, не пароход

А из трубы дымок идет,

Из бруса деревянный,

Уютный, теплый, славный.

– Правильно, это дом.

– Назовите первый звук в слове дом.

– как мы произносим звук Д

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной; звук не поется и не тянется – значит звук какой? (согласный).
  • голосовой моторчик работает – значит звук какой? (звонкий).

– Рассмотрите картинку и назовите только картинки, в названии которых есть звук Д. 

Слайд 3.

– А сейчас возьмите рабочие листы, найдите задание под номером 1. Картинки со звуком Д обведите, а картинки в названии которых нет Д зачеркните.

– Я загадаю загадку, а отгадку вы найдете на картинках из предыдущего задания.

Хоть я не молоток –

По дереву стучу.

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в красной шапке

И акробат прекрасный.

– Немного отдохнем, сделаем зарядку.

Дятел на суку сидит 

И долбит, долбит, долбит 

Он деревьям помогает          

От жучков он их спасает.   

– Каждый звук обозначается букой. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем. Слайд 4.    

1) – Буква Д, как будто дом, но всего с одним окном.

– На что похожа буква д.

– Есть буква Д большая. В каких словах будем писать большую букву Д?

– А есть буква д маленькая.

 2) – Давайте соберем букву из палочек.

3) – Возьмите рабочие листы. В задании 2 найдите и раскрасьте букву Д.

4) Печатание буквы Д. Логопед показывает образец печатания буквы.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо – влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

5) Чтение слогов.  Слайд 5.

6) Звуко-буквенный анализ слова дом.

– Прочитайте последний слог в таблице: до

– сколько звуков в слоге?

– Какой первый звук? Он гласный или согласный?

– Какой второй звук? Он гласный или согласный?

– Что нужно сделать что бы получилось слово дом?

– Звук М согласный или гласный?

– Сколько слогов в слове дом?

1) Изменение слов. Слайды 6-10.

Жил да был веселый гном

Он в лесу построил …. дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом построил …. до-мик

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ….. до-миш-ко.

Самый старый гном-гномище

Выстроил большой ….. до-ми-ще.

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда – дома,

Всех встречал радушный гном, 

Все любили этот дом.

– Давайте вспомним как изменялось слово ДОМ. Слайд 11.

2) Работа над предложением. Слайд 12.

– Найдите предметы в названии которых есть звук Д.

– Составьте с этими словами предложения.

Слушают.

Отгадывают загадку.

Выделяют первый звук в слове.

Рассказывают артикуляцию и выполняют движение.

Дают характеристику звука.

Называют слова со звуком Д.

Выполняют задание. Делают взаимопроверку.

Отгадывают.

Встают и выполняют упражнения.

– руки вытянуты вперед и скрещены, махи.

– левая рука согнута в локте, ладошка выпрямлена, Пальцы правой руки поочередно стучат по левой ладони.

– руки согнуты в локтях и скрещены, махи пальцами

– каждым пальчиком щипать ладонь.

Рассматривают слайд. Отвечают на вопросы.

Выполняют задание. 

Рассматривают элементы буквы. Собирают из палочек. Пишут букву в воздухе. Печатают на рабочих листах.

Выполняют движения.

закрывают оба глаза

продолжают стоять с закрытыми глазами

открывают глаза, взглядом рисуют мост глазами рисуют букву О глаза поднимаются вверх, опускаются вниз

глаза смотрят влево-вправо

Читают слоги: хоровое чтение вслед за логопедом, жужжащее чтение, громкое чтение.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Слушают и дополняют предложение.

Вспоминают и читают слова

Рассматривают сюжетную картинку. Называют слова.

Составляют предложения.

IV. Рефлексивно-оценочный этап. – С каким звуком и буквой сегодня познакомились.

– Похлопайте в ладоши, если узнали что-то новое на занятии.

– Похлопайте в ладоши, если было интересно на занятии.

– Потопайте ногами, если занятие было для вас не интересным.

Отвечают на вопросы.

Рефлексируют.

 

Технологическая карта логопедического занятия «Звук и буква Д». Презентация к занятию.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram