Фокина Елена Константиновна
УМК «Перспектива»
Тема «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы имен прилагательных»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний
Ход урока
- Самоопределение.
На слайде: ая, яя,ый,ий,ой,ое,ее,ые,ие
– Посмотрите внимательно на слоги.
– Как вы думаете, с какой темой они связаны?
– На слайде даны словосочетания вставьте пропущенные буквы, найдите прилагательные, спишите их (повторение словарных слов)
Высокая б..рёза, р..вная д…рога. Весенний в..тер, молодое р..стение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
– Прочитайте поговорку.
«При солнышке тепло, а при матери добро».
– Как вы понимаете смысл этой поговорки? Какое добро мы получаем от мамы?
– Мы с вами будем исследовать слово «добро».
– Давайте с вами определим, что же означает это слово. Какая книга нам может помочь в этом?
Работа с толковым словарем
– «Добро» – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
– Есть ли орфограмма в этом слове? Можно ли ее проверить? (Подбор проверочных слов)
– Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из другого языка? Давайте проверим.
Работа с этимологическим словарем.
– Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
– Образуйте от слова «добро» однокоренные слова. (Доброта, добрый, добряк, несдобровать, подобрел).
– Образуйте имя прилагательное от слова «добро».
– Прочитайте, пожалуйста, пословицу («Земля согревается солнцем, а душа человека добротой»).
– Какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?
– Ребята, обратите внимание, как много можно рассказать всего лишь об одном слове.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
– Сегодня на уроке вы будете исследователями, а объектом исследования будет имя прилагательное. На уроке будем выполнять упражнения на нахождение антонимов и синонимов.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
– От существительного «добро» вы образовали однокоренное слово другой части речи – «добрый». Назовите грамматические признаки данного слова. (Прилагательное, ед. числа, муж. рода).
– Для чего служат в нашей речи имена прилагательные?
– Посмотрите внимательно на доску.
Перед дождем. | После дождя. |
________ ветер дует в лицо. ________ облака плывут над селом. Доносятся __________ раскаты грома. | ______ветер дует в лицо. ________ облака плывут над селом.
Доносятся __________ раскаты грома. |
– Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные так, чтобы текст соответствовал теме.
– Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Сравните имена прилагательные. Как называются такие слова?
– Какие слова называются антонимами?
– По каким признакам противопоставляются слова? ( По размеру, по вкусу, по настроению, по температуре и т.д.)
– Для чего служат антонимы, какую роль в предложении они играют?
Физминутка.
- Реализация выбранного проекта.
– Подумайте, как по-другому можно сказать о добром человеке? Какой он? (Добрый, отзывчивый, благородный, добродушный, душевный, сердечный).
– Как мы называем такие слова? Какие слова называют синонимами?
– Давайте поупражняемся в подборе прилагательных-синонимов.
– Подберите прилагательные-синонимы:
Бесстрашный летчик, пасмурная погода, правильный ответ, занимательный рассказ.
– Как вы думаете, для чего используют синонимы в речи?
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Выполнение упражнений из учебника.
- Этап рефлексии деятельности.
– Чему вы учились на уроке? Как можно достигнуть успеха в делах?
(На доске – картинки с изображением феи и колдуньи).
– Какая бывает Фея: Колдунья?
– Злая Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы поможете Фее справиться со злой Колдуньей и скажете, какими должны быть дети.
– Колдунья сказала, что хочет, чтобы дети были:
Злыми, больными, слабыми, грустными, грязными, трусливыми, жадными.
– Подскажите доброй Фее, каким же должны быть дети?
– Как вы думаете, что сильнее: добро или зло?
– Совершенно верно! Добро всегда побеждает зло!