Фокина Елена Константиновна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия «Авиатор»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191294
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы имен прилагательных»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191294


Фокина Елена Константиновна

УМК «Перспектива»

Тема «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы имен прилагательных»

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Ход урока

  1. Самоопределение.

На слайде: ая, яя,ый,ий,ой,ое,ее,ые,ие

– Посмотрите внимательно на слоги.

– Как вы думаете, с какой темой они связаны? 

– На слайде даны словосочетания вставьте пропущенные буквы, найдите прилагательные, спишите их (повторение словарных слов)

Высокая б..рёза, р..вная д…рога. Весенний в..тер, молодое р..стение.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

– Прочитайте поговорку.

«При солнышке тепло, а при матери добро».

– Как вы понимаете смысл этой поговорки? Какое добро мы получаем от мамы?

– Мы с вами будем исследовать слово «добро». 

– Давайте с вами определим, что же означает это слово. Какая книга нам может помочь в этом?

Работа с толковым словарем

– «Добро» – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

– Есть ли орфограмма в этом слове? Можно ли ее проверить? (Подбор проверочных слов)

– Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из другого языка? Давайте проверим.

Работа с этимологическим словарем.

– Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.

– Образуйте от слова «добро» однокоренные слова. (Доброта, добрый,  добряк, несдобровать, подобрел).

– Образуйте имя прилагательное от слова «добро».

– Прочитайте, пожалуйста, пословицу («Земля согревается солнцем, а душа человека добротой»). 

– Какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?

– Ребята, обратите внимание, как много можно рассказать всего лишь об одном слове.

  1. Постановка учебной задачи, целей урока.

– Сегодня на уроке вы будете исследователями, а объектом исследования будет имя прилагательное. На уроке будем выполнять упражнения на нахождение антонимов и синонимов.

  1. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

– От существительного «добро» вы образовали однокоренное слово другой части речи – «добрый». Назовите грамматические признаки данного слова. (Прилагательное, ед. числа, муж. рода).

– Для чего служат в нашей речи имена прилагательные?

– Посмотрите внимательно на доску. 

Перед дождем. После дождя.
________ ветер дует в лицо. ________ облака плывут над селом. Доносятся __________ раскаты грома. ______ветер дует в лицо. ________ облака плывут над селом. 

Доносятся __________ раскаты грома.

– Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные так, чтобы текст соответствовал теме.

– Какие изменения произошли в природе после дождя? С помощью каких слов это передается? Сравните имена прилагательные. Как называются такие слова? 

– Какие слова называются антонимами? 

– По каким признакам противопоставляются слова? ( По размеру, по вкусу, по настроению, по температуре и т.д.)

– Для чего служат антонимы, какую роль в предложении они играют? 

Физминутка.

  1. Реализация выбранного проекта.

– Подумайте, как по-другому можно сказать о добром человеке? Какой он? (Добрый, отзывчивый, благородный, добродушный, душевный, сердечный).

– Как мы называем такие слова? Какие слова называют синонимами? 

– Давайте поупражняемся в подборе прилагательных-синонимов.

– Подберите прилагательные-синонимы:

Бесстрашный летчик, пасмурная погода, правильный ответ, занимательный рассказ.

– Как вы думаете, для чего используют синонимы в речи? 

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Выполнение упражнений из учебника. 

  1. Этап рефлексии деятельности.

– Чему вы учились на уроке? Как можно достигнуть успеха в делах?

(На доске – картинки с изображением феи и колдуньи).

– Какая бывает Фея: Колдунья? 

– Злая Колдунья будет говорить, о каких мальчиках и девочках она мечтает, а вы поможете Фее справиться со злой Колдуньей и скажете, какими должны быть дети.

– Колдунья сказала, что хочет, чтобы дети были: 

Злыми, больными, слабыми, грустными, грязными, трусливыми, жадными.

– Подскажите доброй Фее, каким же должны быть дети? 

– Как вы думаете, что сильнее: добро или зло?

– Совершенно верно! Добро всегда побеждает зло!

 

Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы имен прилагательных»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram