Саввинова Милена Николаевна
ППДП-21
Института психологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Российская Федерация
КУРАТОР УЧАСТНИКА:
Николаев Егор Васильевич
доцент, кандидат педагогических наук маннык да
Института психологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Российская Федерация
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191295
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс для студентов «Научно-исследовательский проект»
Наименование конкурсной работы: РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191295


РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Саввинова Милена Николаевна

студентка,

Института психологии,

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

Якутск, Российская Федерация

Научный руководитель: Николаев Егор Васильевич

доцент, кандидат педагогических наук

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

Якутск, Российская Федерация

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN 

 

Savvinova Milena Nikolaevna

Student

Institute of Psychology

FGAOU VO «Ammosov North-Eastern Federal University »

Yakutsk, Russian Federation

Scientific adviser: Nikolaev Egor Vasilyevich,

docent, candidate of Pedagogic Sciences,

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education « North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov»  

Yakutsk, Russian Federation

 

Аннотация. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных социальных института, которые изначально призваны и пополнять друг друга и взаимодействовать. Эффективное взаимодействие школы и семьи вносит существенный вклад в формирование личности каждого ребенка, где одной из важных задач является воспитание нравственности. В статье речь идет о совместной деятельности школы и семьи в профилактике девиантного поведения школьников.

Содержание статьи основано на опыте МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа с агротехнологическим профилем имени Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

 

Abstract. School and family are two of the most important educational and educational social institutions, which are initially designed to complement each other and interact. Effective interaction between the school and family makes a significant contribution to the formation of each child’s personality, where one of the important tasks is education of morality. The article deals with the joint activities of the and family in the prevention of prevention of deviant behavior of schoolchildren. 

The content of the article is based on the experience of MBOU «Kyundyainskaya secondary school with an agrotechnological profile named after B.N. Egorov» MR «Suntarsky ulus district» of the Republic of Sakha (Yakutia).

 

Ключевые слова: школа, семья, воспитание, профилактика девиантного поведения.

Keywords: school, family, education, prevention of deviant behavior.

 

В условиях современного общества образование становится сферой деятельности, открытой для общества и необходимой для повышения качества человеческого капитала. На государственном уровне оно определено главным средством совершенствования человека. Из этого следует, что основой образования является воспитание, и от нас требуется переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета, как в образовании, так и в обществе.  Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Эти слова воспринимаются нами как новые социальные требования к образованию. Какой тип личности будет наиболее органичен сегодняшнему  и завтрашнему дню в нашем обществе, человек какого склада, какого поведения, каких нравственных устоев востребован в современном обществе – эти вопросы являются актуальными в любое время и в любой стране. Исходя из устремленности нашей страны, тенденций общечеловеческого развития мы приходим к выводу, что,  с одной стороны, это, прежде всего, личность свободная, инициативная, творческая, а с другой – ответственная перед собой, своей семьей, обществом и государством.

Сегодня существенно изменились воспитательные методики и технологии. Приобретают все большую популярность диалоговые методы, методы опосредованного воздействия, воспитание отношениями, метод педагогической ситуации, например, ситуации авансированного доверия, или добротворчества , или сострадания и т.д. Многие коллективы успешно работают с семьями, так как именно в семье закладываются основы личности, ребенок получает первый жизненный опыт и учится вести себя в различных ситуациях.

В свете этого МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа с агротехнологическим профилем имени Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) проводит целенаправленную работу в тесном взаимодействии с родителями школьников. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивается посредством реализации совместного проекта «Островок надежды», направленную на профилактику девиантного поведения детей школьного возраста. 

Цель проекта: Создание условий профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через организацию сообщества родителей «Островок надежды».

Актуальность проекта: Современная семья переживает сложный этап – переход от традиционной модели к модели новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим укрытием, помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Материнство и отцовство являются базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Благополучная, успешная семья выступает проводником между поколениями для сохранения культурного наследия, семейных традиций и ценностей. Основная задача семьи: воспитание физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению, внутренне гармоничной, толерантной друг к другу и в то же время человека, уважительно относящегося к традициям, составляющим сердцевину своего этноса. В связи с этим повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей и совершенствования семейного воспитания.

В 2024-2025 учебном году сообщество родителей «Островок надежды» составило график деятельности родителей по следующей схеме:

Месяцы  1 направление «Семья – источник духовного становления человека» 2 направление «Развитие интеллектуально-познавательной ев семье» 3 направление «Формирование коммуникативной культуры семьи с использованием Интернет-ресурсов» 4 направление Творческая мастерская для родителей «Думаю, мастерю, творю для семьи» Исполнители
Сентябрь «Вперед, к вершинам знаний» Родители 1-11 классов
Октябрь 

«Учение есть нескончаемое богатство»

Родители 5-6 классов
Ноябрь 

«В здоровом теле – здоровый дух»

Родители 7 класса
Декабрь 

«Люби свою родину, защищай свой народ»

Родители 8  класса
Январь

«Будь патриотом»

Родители 9 класса
Февраль

«Родник родного языка»

Родители 10 класса
Март

«Твое будущее – в твоих руках»

Родители 11 класса
Апрель

«Твои корни – в земле»

Родители 1-2 классов
Май

«Школа славится трудом»

Родители 3-4 классов

 

Родители каждого класса имели свою программу со своими целями и задачами, формы и методы реализации программы, свой мониторинг. распределили обязанности. 

В результате:

  1. Создание и работа «Школы родителя» как открытой социальной системы стало обеспечивать педагогизацию населения в сельском социуме;
  2. Взаимное доверие, искренность, уважение друг к другу создали эмоционально-комфортную среду для достижения цели в сельском социуме;
  3. Школа стала местом, где обеспечивается социальный заказ родителей;
  4. Превращение социума в единый комплекс, где интересно жить и трудиться.

Таким образом, самобытная по содержанию и национальная по форме материальная и духовная культура берет свои истоки именно в семье. В сознании детей с ранних лет должны твердо формироваться чувства национального достоинства, гордости за свой народ и убежденности в том, что в единстве и дружбе всех народов – наша сила дальнейшего процветания в мировом сообществе. Так ненавязчиво, но эффективно проводится профилактика девиантного поведения детей и подростков.

 

Список литературы:

  1. Айтматов, Ч.Т. И дольше века длится день («Буранный полустанок»)…  – / Ч.Т. Айтматов [предисловие Г. Гатчева]. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 474 с.
  2. Воспитание – основа качественного образования. Выступление министра образования РС (Я) Михайловой Е.И. 25 октября 2001 г. на республиканском семинаре-совещании директоров общеобразовательных школ//«Народное образование Якутии». – 2002. №1, с.152-155.
  3. Иванова, М.Н. Там, где купается солнце  / М.Н. Иванова. – Якутск, Сахабэчээт, 2019. – 336 с.
  4. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – 3-е изд., с испр .и доп. – М: Педагогика, 1989. – 560 с.
  5. Попов, Б.Н. Принадлежность человека к семейной и народной педагогике / Б.Н. Попов//«Народное образование Якутии» –  2006. №1, с.36-39.
  6. Степанова, В.П. Мудрые заповеди народной педагогики
    В.П. Степанова//«Народное образование Якутии» –  2003. №3, с.137-140.
  7. Устинова, М. Ак.-О. Семья – источник народного воспитания// – «Народное образование Якутии». 2002. №1, с.152-155.
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram