Использование инновационных технологий на уроках биологии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Вирусы»
(9 класс)
ВЫПОЛНИЛ: Полищук Татьяна Алексеевна, учитель биологии
МБОУ « Лицей №21» г . Курска
Технологическая карта урока биологии
Тема урока: Вирусы
Класс : 9
Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о вирусах. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспитывающие : формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия: предметные: знать – особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; особенности строения и жизнедеятельности, размножения вирусов; об опасности вирусных инфекций (СПИД, грипп, и т.д.) и о профилактике заболеваний.
уметь – раскрывать механизм проникновения вирусов в клетку.
Метапредметные: познавательные: умения извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение. регулятивные: умения ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, оценка.
коммуникативные: умения непосредственного общения в группе, умения приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения. задавать вопросы. личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Методы.
Словесный: рассказ учителя, дискуссия, чтение текстов слайдов и учебника, работа с таблицами.
Наглядный: кроссенс, работа со слайдами, работа с картинками, таблицами.
Частично-поисковый: нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, работа по заполнению схем, таблиц, составление синквейна.
Используемые технологии: скетчбук, ИКТ, проблемное обучение.
Средства обучения: учебник, скетчбук, компьютер, проектор , презентация к уроку «Вирусы»
Этапы урока | Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
УУД |
Организационный
момент |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку. | Приветствие учителя. | Регулятивные Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Этап Актуализация
знаний |
Учитель задает вопросы учащимся:
1.Какие живые организмы вы знаете? 2.Чем живые организмы отличаются от неживых? 3. Какие свойства живого вам известны? 4.Какие уровни организации живой материи вы знаете? 5. Какие процессы исследуют ученые на молекулярном уровне? 6.ФункцииДНК и РНК. |
Слушают и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД. Уметь синтезировать имеющиеся знания ,применять их для сравнения, приводить доказательства фактов.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать собеседника, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы. |
Этап. Целеполагание | Ребята! Чтобы определить о чем сегодня на уроке пойдет речь, я попрошу вас обратить внимание на экран ,где изображен кроссенс . Скажите каким словом объединены данные рисунки?
Итак тема нашего урока: « Вирусы» |
Смотрят на экран.
Отвечают на вопрос. Формулируют предполагаемую тему урока. Все рисунки объединены словом вирусы. |
Познавательные УУД. Уметь синтезировать имеющиеся знания ,применять их для сравнения, приводить доказательства фактов.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Выделять общую точку в дискуссии |
Этап. Создание проблемной ситуации. | Задает вопрос.
Ребята ! Как вы думаете почему каждый год у нас в стране проходит компания по вакцинации против гриппа ? Итак у нас появился главный вопрос на который мы должны ответить на уроке. Проблемный вопрос: « Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?» |
Слушают учителя . Вступают в диалог.
Формируют проблемный вопрос |
Познавательные УУД. Уметь синтезировать имеющиеся знания ,применять их для сравнения, приводить доказательства фактов.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Выделять общую точку в дискуссии |
Этап Планирование. | Задает вопрос
Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос.? Предлагает спланировать работу урока. |
Формируют цель урока.
ЦЕЛЬ : познакомится с особенностью строения вирусов, особенностью их жизнедеятельности, узнать Какие заболевания вызывают вирусы. Планируют свою работу на уроке |
Познавательные УУД. Уметь синтезировать имеющиеся знания ,применять их для сравнения, приводить доказательства фактов.
Регуляторные УУД. Умение ставить цель, планировать деятельность Коммуникативные УУД. Умение слушать собеседника ,адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью. |
Этап. «Открытие» нового знания
|
Организует деятельность учащихся.
Урок сегодня будет необычный Работа будет проходить в группах . Используя дополнительную информацию и содержание параграфа 12 вы должны будете заполнить скетч бук.(Приложение 1.) Раздает детям скетчбуки. Учитель выполняет роль консультанта. Отвечает на вопросы учеников по работе со скетчбуком. . |
Слушают учителя
Работают с скетчбуками, задают вопросы учителю . Учащиеся меняются бланками ответов и осуществляют взаимопроверку |
Познавательные УУД.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с информацией: структурирование. смысловое чтение, преобразовывание информации одного вида в другой. Выполнение работы по алгоритму. Коммуникативные УУД. умения непосредственного общения в группе, умения приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения. задавать вопросы. Регуляторные УУД. Умение планировать свою деятельность |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | В ходе работы учитель задает вопросы со страниц скетчбука
1.Формы вирусов 2.Строение вирусов 3.Сходство вирусов с живыми организмами 4. Отличие вирусов от живых организмов 5.Особенности строения вирусов. 6.Как размножаются вирусы? 6.Какие вирусные заболевания вы знаете, о каких узнали впервые? Задает проблемный вопрос: « Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить невозможно ?» |
Слушают учителя ,отвечают на вопросы , оценивают правильность ответа учащихся.
Отвечают на проблемный вопрос. 1. Вирусы имеют маленькие размеры; 2.Быстро приспосабливаются; 3.Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса); 4.Изменчивы, быстро меняются, мутируют. |
Познавательные УУД. Умения ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста, объединять явления в группы по определенным признакам.
умения извлекать информацию анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме ,выделять общую точку зрения в дискуссии. Умения слушать собеседника. Регуляторные УУД .Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Этап включения в систему знаний и повторений | Ребята, прослушав информацию об удивительных организмах невидимого мира – вирусах, сделайте вывод в форме синквейна. Оформите синквейн на листах скетчбука.
Работаете 3 минуты. Учитель слушает учащихся. |
Дети составляют синквейны .
Озвучивают их. |
Познавательные УУД.Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД. Умение осуществлять контроль и коррекцию своейдеятельности. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.(общение), владение устной и письменной речью. |
Информация о домашнем задании | Объясняет домашнее задание.
1.Выучить параграф 12. 2.Закончить работу в скетчбуке. 3. Подготовить сообщения: а)о современных достижениях вирусологии б) гипотезы возникновения вирусов.. 4)подготовить минипрезентацию о вирусах СПИД, эбола и др |
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. | Познавательные УУД. Выделять существенную информацию.
Коммуникативные УУД. Получать необходимую информацию. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Организует рефлексию: 1.Раздаетучащимся лист самооценки для заполнения. (Приложение2)
2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. |
Заполняют лист самооценки , объявляют оценку, задают вопросы учителю. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме ,задавать вопросы.
Регуляторные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Приложение 1.
СКЕТЧБУК
«Вирусы»
Приложение 1.
- АВТОРЫ
Наш капитан
- Строение вируса
+
- «Заскетчбуч» облако слов по теме вирусы
Заполните таблицу
Сходства вирусов с живыми организмами | Отличия вирусов от живых организмов | Специфические черты, характерные только для вирусов. |
Вирусные заболевания
Заболевание | Причина | Симптом | Профилактика |
1. Грипп | |||
2. Корь | |||
3. |
Составьте синквейн по теме «Вирусы»
2.
3.
4.
5.
.
Подсказка.
Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет сделать вывод. Данную работу ребята могут выполнить в парах или индивидуально, можно художественно оформить лист с синквейном. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
1. название синквейна – тема, обычно одно слово (существительное, что?)
2. описание темы в двух словах (прилагательное, прилагательное (какой?))
3. описание действия в рамках темы тремя словами (глагол, глагол, глагол (что делает?))
4. фраза, показывающая отношение к теме, «крылатая фраза» на тему синквейна
5. слово, которое повторяет суть темы (существительное)
Приложение2
Лист самооценки.
1 Какова была цель урока?___________________________________________
2.Удалось получит результат ( решение,ответ)?__________________________
3.Правильно или с ошибкой?_________________________________________
- Самостоятельно или с чьей-то помощью?_____________________________
5.Какую оценку ты себе поставил?_______________________________________