Неустроева Сардана Степановна
ИП-С-ППДП-21
ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
КУРАТОР УЧАСТНИКА:
Николаев Егор Васильевич
Доцент, кандидат педагогических наук
ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191310
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс для студентов «Научно-исследовательский проект»
Наименование конкурсной работы: ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191310


ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

THE INFLUENCE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG ADOLESCENTS

Автор: Неустроева Сардана Степановна   Neustroeva Sardana Stepanovna  студентка 4 курса Института психологии Научный руководитель: Николаев Егор Васильевич доцент, к.п.н.  ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова». Якутск, Российская федерация

Аннотация: в статье речь идет о влиянии культурно-досуговой деятельности на формирование ценностных ориентаций у подростков. Такими авторами, как А.В.Каменец, С.Я.Ермолич, И.Ю.Исаева сделан анализ культурно-досуговой деятельности подростков, раскрыты содержания понятий ценностные ориентации, культурно-досуговая деятельность.

Ключевые слова: ценностные ориентации, культурно-досуговая деятельность, досуг. 

Annotation: the article deals with the influence of cultural and leisure activities on the formation of value orientations among adolescents. Authors such as A.V.Kamenets, S.Ya.Ermolich, I.Y.Isaeva analyzed the cultural and leisure activities of adolescents, revealed the contents of the concepts of value orientations, cultural and leisure activities.

Keywords: value orientations, cultural and leisure activities, leisure.

Подростковый возраст- это критический этап в развитии личности, когда закладываются основные ценности, установки и ориентиры, определяющие дальнейшее направление жизни. В этот период особое значение приобретает формирование ценностных ориентаций, которые влияют на выбор жизненного пути и межличностные отношения. Одним из ключевых факторов, способствующих развитию ценностных систем у подростков, является культурно-досуговая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно-значимого общения.

Культурно-досуговая деятельность обеспечивает необходимые возможности для социализации подростков. Культурно-досуговая деятельность создает благоприятное и комплексное физическое и духовное развитие личности подростка на основе занятий творчеством, освоения культурных ценностей, полноценного и интересного досуга.

По мнению А.В.Каменец, культурно-досуговая деятельность может способствовать развитию творческого потенциала личности, который становится особенно значимым в современных условиях, предоставляющих значительную свободу выбора социального поведения самореализации личности. Также А.В.Каменец выделяет среди приоритетных задач культурно-досуговой деятельности: нравственно-эстетическое воспитание и формирование гуманистического мировоззрения подрастающего поколения; социализацию и инкультурацию личности средствами любительских занятий и различных массовых досуговых программ. 

В работе С.Я.Ермолича говорится о том, что “ценностные ориентации являются педагогическим ядром социализации подростка. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует собственную иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе. Задержка на определённом уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Сформированная на определённом этапе структура ценностных ориентаций помогает подросткам адаптироваться к системе общественных требований”. 

И.Ю.Исаева отмечает, что наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе. 

Участие в творческих кружках, постановках позволяет подросткам раскрыть свой потенциал, развивать инициативу и стремление к самореализации. Это способствует формированию ценностей целеустремленности и эстетических ценностей.

Также И.Ю.Исаева считает, что коллективные творческие дела способствует развитию навыков коммуникации, командной работы и взаимного уважения. Совместное участие в культурно-досуговых мероприятиях формирует у подростков толерантные ценностные ориентации. 

Для эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков важно обеспечить доступность разнообразных культурно-досуговых мероприятий, стимулировать их участие и создавать условия для личностного развития. Родители и педагоги должны поощрять интерес к искусству и культуре, развивать творческие способности и создавать позитивную мотивацию к культурной активности.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность играет важную роль в формировании ценностных ориентаций у подростков. Она способствует развитию эстетического восприятия, ценностей целеустремленности, формирует навыки межличностного взаимодействия и ответственности. В условиях современного общества, насыщенного информацией и различными вызовами, поддержка культурной активности подростков становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы, способствующих гармоничному развитию личности и формированию ценностного мировоззрения.

 

Использованная литература

  1. Бурмистрова Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учеб. пособие для СПО / Е. В. Бурмистрова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 150 с. 
  2. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. 2011.  — 180 с.
  3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:ВЛАДОС, 2004. –  221 с.
  4. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с. 
  5. Каменец А.В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для вузов / А.В.Каменец, И.А.Урмина, Г.В.Заярская; под научной редакцией А.В.Каменца — М. : Юрайт, 2025.  — 158 с.

 

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram