Мастер-класс
«Использование игровых технологий
для развития коммуникативных навыков
у детей с расстройством аутистического спектра»
Наталья Леонидовна Моргун,
педагог-психолог филиала МОУ «СОШ № 1 г. Карталы» –
«Специальная (коррекционная) школа для учащихся с ОВЗ»
Цель мастер-класса: формирование психолого-педагогической компетентности у педагогов в развитии коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Постановка цели обуславливает решение следующих задач:
– определить сущность понятий «коммуникативные навыки», «игровые технологии»;
– рассмотреть особенности коммуникативных навыков у детей с РАС;
– рассмотреть специфику использования игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с РАС
Материал и оборудование:
– стол, стулья по количеству участников
– атрибуты, материалы для игр
– проектор, экран, аудиоаппаратура.
Участники: педагоги образовательных учреждений.
Длительность встречи: 60 минут.
Количество участников: 18- 20 человек.
Ход мастер-класса
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Позвольте Вам представиться Наталья Леонидовна Моргун, педагог-психолог коррекционной школы, муниципальной Службы по оказанию ППМС- помощи.
Прошу обратить ваше внимание на экран.
Со 2-го слайда по 6-й слайд (Показ рисунков художников с аутизмом)
Скажите, как Вы думаете, что объединяет эти картины?
Эти картины написаны художниками с РАС. У них, как и у других людей с аутизмом особое восприятие мира, которое они отражают в своих картинах.
На сегодняшний день достаточно много книг, авторами которых являются также люди с РАС, которые описали свои ощущения и своё восприятие окружающей действительности. В каждой из этих книг основная мысль заключается в том, что для людей с аутизмом также как и для всех остальных людей, очень важно иметь возможность:
- быть услышанным,
- быть понятым и
- принятым. Принятым окружающим его обществом.
На протяжении последних лет наблюдается стремительный рост рождения детей с аутизмом, причём во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
При таком развитии ситуации задача общества, в том числе педагогического как раз заключается в том, чтобы максимально помочь детям с РАС адаптироваться и социализироваться в обществе.
Слайд 7
Тема моего мастер класса «Использование игровых технологий для развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра»
Слайд 8
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, которая включает в себя пять нозологических единиц.
Слайд 9
Дети, попадающие в спектр аутистических расстройств, как правило, объединены общими признаками, но основной признак – это нарушение общения ребёнка с окружающим миром.
Поэтому развитие коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции.
Что собственно включают в себя коммуникативные навыки?
1.Базовые коммуникативные функции:
-умение попросить поесть/попить, о помощи, повторить понравившееся действие.
– умение откликнуться на своё имя, ответить на приветствие, выразить согласие или отказ от предложенного предмета, действия.
– умение комментировать, называть различные предметы, персонажи книг, мультфильмов, называть знакомых людей, свойства предметов, собственные действия.
– умение задавать и отвечать на вопросы.
- Социоэмоциональные навыки:
– умение выражать эмоции, осознавать их и сообщать о своих чувствах.
3.Диалоговые навыки:
-умение инициировать диалог, обращаясь по имени,
– поддерживать диалог;
– умение завершить.
Слайд 10
Игра – это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, но элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни. Человек играет практически всю свою жизнь. Игры полезны независимо от возраста.
Слайд 11
Если у нормотипичных детей развитие игры происходит в 5 этапов от ознакомительной игры до ролевой, то дети с РАС застревают на первых двух этапа развития игры – это ознакомительная и отобразительная игры, направленные на изучения предметного мира, его свойств и манипуляций с предметами. В данных играх партнёр по общению им не нужен.
В соответствии с этим использование игровых технологий, направленные на формирование коммуникативных навыков, было выбрано мной не случайно, так как очень важно детей с РАС:
-
- учить играть,
- учить играть вместе и
- в игре развивать коммуникативные навыки.
Слайд 12
Состав детей с РАС крайне неоднороден. Существует четыре основных группы. Наши обучающиеся класса РАС относятся к первым двум группам, самым тяжёлым. У них РАС, осложненное умеренной умственной отсталостью.
Слайд 13
Исходя из уровня развития детей, развития у них игровых и коммуникативных навыков нами были определены цели психолого-педагогической коррекции.
- Создание в классе педагогических условий, направленных на развитие интереса у детей к общению со сверстниками, создание и поддержание контактов между ними.
- Развитие диалогического общения, опираясь на возможности детей, их предпочтения, степень вовлеченности в процесс общения.
Слайд 14
Подбирая игры, направленные на развитие коммуникативных навыков мы также опирались на игры, как говорилось ранее направленные на развитие игровых навыков.
На слайде вы можете увидеть список игр, которые мы используем в своей работе:
- игры-приветствия/игры-прощания,
- игры в кругу, направленные на запоминание имён,
- хороводные игры,
- речедвигательные игры,
- подвижные игры,
- пальчиковые игры,
- сенсорные игры,
- настольные игры.
Слайд 15 «Игры -приветствия»
Начинать целесообразно с простых игр и упражнений, направленных на умение следовать общепринятым нормам, в частности приветствовать при встрече, обращаться по имени, смотреть на собеседника.
Поэтому начали с игр-приветствий, которые всегда проводятся в кругу. На первом этапе главную роль беру я, подхожу к каждому ребёнку, здороваюсь с ним ладошками.
Предлагаю вам посмотреть видео, как у нас происходит данное приветствие.
Включить видео игры с детьми «Здравствуй»
Затем, когда дети научатся становится в круг самостоятельно и браться за руки Игры-приветствия можно немного усложнять
Прошу внимание на экран.
Включить видео игры с детьми «Собрались ребята в круг»
Очень положительный эмоциональный отклик у наших детей вызывают музыкальные приветствия.
Слайд 16
Предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга в игре «В нашем зале все друзья».
Включить музыку. Проиграть с педагогами.
Спасибо, присаживайтесь на места.
Слайд 17
Следующий вид игр – это игры-знакомства
Первые занятия делается акцент на именах детей для того, чтобы дети их запомнили.
Предлагаю вашему вниманию одну из этих игр.
Включить видео игры с детьми «У меня в руках колокольчик»
Слайд 18
Предлагаю и нам с вами познакомимся ближе с помощью игры «Снежок», приглашаю всех в круг.
Встали дети в кружок,
Увидали снежок:
– Кому дать? Кому дать?
Кому снежок передать?
Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребёнка, например: «На Саша». Сначала можно передавать по кругу, а затем кто кому захочет.
Слайд 19
Следующий вид игры -хороводные игры. Хороводные игры сложно переоценить. Помимо того, что дети в них учатся становится в круг, браться за руки и двигаться по кругу, они учатся совместно выполнять движения, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, помогают поддерживать в классе атмосферу радости и веселья.
Хороводных игр огромное количество. Они знакомы всем присутствующим здесь педагогам.
Начинаем с самых простых, постепенно усложняем, вводим водящего, двигаемся по кругу в разных направлениях, бегать по всему залу в разных направлениях.
Предлагаю вашему вниманию игру «Ровным кругом друг за другом»
Включить видео «Ровным кругом друг за другом»
Слайд 20
А сейчас предлагаю вам поиграть в другой вариант хороводной игры, которая называется «Змейка».
«Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу,
Хочешь стать моим хвостом?
Да, конечно же, хочу!»
Слайд 21
Очень полезны для развития коммуникативных навыков речедвигательные игры. Главное отличие данных игр в том, что они эмоционально окрашены и направлены на развитие выразительности движений, имитации образов героев потешек, стихотворений.
В проведении данных игр очень важно педагогу быть эмоционально заразительным, выразительным в мимике и движениях. Это вызовет у детей непроизвольное подражание.
Предлагаю посмотреть, как это делаем мы
Включить видео игры с детьми «Как живёшь?»
Слайд 22
Следующий вид игр, используемый нами – это подвижные игры, а именно элементарные сюжетные подвижные игры с правилами. Данные игры объедены общим сюжетом, доступны нашим детям. Подбираем игры с постепенным усложнением.
Предлагаю посмотреть как мы играем в игру «У медведя во бору»
Коллеги, сейчас мне нужна будет фокус-группа из 4-х человек.
Слайд 23
Применение пальчиковых игр и упражнений позволяет
-активизировать моторику рук,
– желание повторять движения,
договаривать и повторять фразы,
– вызывает желание тактильно контактировать с педагогом и одноклассниками.
-развивать эмоциональное общения.
Считаю, что наиболее интересным и эффективным в проведении пальчиковых игр будет использование каких-либо атрибутов, например вот-такие шапочки.
Слайд 24
Предлагаю педагогам за столом достать цветные пальчики и поиграть в игру «Разноцветные шапочки»
С шапочками
1.Знаю я одну игру, да-да-да,
Вам ребята покажу, все сюда.
Шапочка-лапочка есть у меня,
И надевает её ребятня.
Первый наденет палец её.
Толстый, большой закричит: “Не моё!”
Шапочка-желтая есть у меня,
И надевает её ребятня.
На указательный палец, примерь.
“Нет, не моя она, братец поверь”.
Шапка- зелёная есть у меня,
И надевает её ребятня.
Средний надел, говорит: “Хороша,
Только она не моя, мне чужа.
голубая шапочка есть у меня,
И надевает её ребятня.
И безымянный палец берет,
Тоже надел, но она не идёт!
Шапочка-розовая есть у меня,
И надевает её ребятня.
Самый последний мизинец хорош,
Ты постройнее его не найдешь.
оранжевая шапочка -это моя
И надевает её ребятня.
Вот и закончим наш модный показ,
каждому пальчику, шапки как раз.
Слайд 25
Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры с использованием пособия «Веселые Гонзики».
Необходимо надеть перчатки и глаза
(Педагоги надевают перчатки и глазки-гонзики)
Жили –были «Гонзики»,
Добрые, смешные.
Лапки разноцветные,
Глазоньки большие.
Мы шагали, мы шагали,
К верху лапки поднимали.
Головою повертели,
Оттолкнулись, полетели
Жи- жи- жи,жи-жи-жи,
Полетали, полетали,
А потом все постояли,
Лапки смело зашагали.
Одну лапку- раз, два, три,
Вторую лапку-раз, два, три,
Третью лапку –раз, два, три,
А четвёртой помаши.
Головою покрутили,
Поклониться не забыли.
Вместе вправо побежали ,
И обратно прибежали.
Прилегли все, ох устали
Слайд 26
С целью развития взаимодействия и навыков сотрудничества мы используем сенсорные игры. Важно, чтобы дети в них играли в парах, используя общий материал, это позволяет им устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, взаимодействовать в процессе игры.
Используем сенсорные игры с крупами.
Слайд 27
Сенсорные игры с песком, природным материалом. Если ребёнок испытывает сложности в игре со сверстниками, то сначала партнёром по общению должен быть педагог.
Слайд 28
С целью обучения детей играть по правилам, соблюдать очерёдность мы используем настольно-дидактические игры:
-«Лото»,
– «Домино»,
– «Бродилки»,
– «Пазлы».
Слайд 29
С этой же целью мы используем дидактические игры, адаптируя их под решение наших целей развития коммуникативных навыков.
Предлагаю фокус-группе поиграть в игру «Бусы»
Все игры, представленные на слайде, проводятся по такому же принципу, каждый ребёнок вносит свой элемент. Затем пробуем играть тройками, затем всей группой.
Слайд 30
Большое внимание уделяем играм на развитие способности распознавать эмоциональные состояния, определять внешние проявления эмоций.
За основу мы взяли 4 базовых эмоций: злость, радость, грусть, страх. Набор карточек у педагога и каждого ребёнка и этими карточками мы проводим множество игр
Игра «Что за эмоция?», «Покажи мальчика с грустным настроением» и тд. «Как называется эмоция?» и т.д
Слайд 31
Игра «Пиктограммы»
Затем эти же игры проводим с опорой на пиктограммы. У нас их несколько видов. На экране вы видите плоскостные пиктограммы
Слайд 32
Игра «Объёмные пиктограммы эмоций»
А это объёмные пиктограммы, т.к. для детей с РАС очень важно тактильно прочувствовать воспринимаемую информацию.
Слайд 33
Нашим ученикам сложно самостоятельно изобразить эмоцию, поэтому мы используем вот такие штампы эмоций.
Слайд 34
В работе над развитием эмоциональной мимики мы используем зеркала и всевозможные игры с ними
Игры с зеркалами «Покажи эмоцию», «Рожицы», «Загадай эмоцию»
Слайд 35
Игра «Покажи такую же эмоцию» тоже многофункциональная, «Покажи эмоцию», которую испытывает…… какой-либо герой сказки, детской иллюстрации.
Слайд 36
Для закрепления образа эмоций проводим следующих игры
Игра «Обведи эмоции»
Слайд 37
Игра «Выложи эмоцию» (с любым природным, либо бросовым материалом)
Слайд 38
Для закрепления целостности образа эмоции можно использовать игру «Собери эмоцию»,
Слайд 39
Либо деревянные пазлы «Изучаем эмоции»
Слайд 40
Очень важно научить детей понимать причины появления чувств. С этой целью я использую «Азбука эмоций» И.В. Ковалец – практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Эта книга наиболее доступна для наших детей.
Слайд 41
С этой целью можно использовать детскую художественную литературу и иллюстрации детских книг. Предлагаю использовать мультфильм – игры «Развиваем эмоциональный интеллект у малышей».
Предлагаю педагогам посмотреть фрагмент из него.
Слайд 42
Конечно, мы только в начале нашего пути, пути развития коммуникативных навыков, но уже видны первые результаты и нас они вдохновляет на дальнейшую работу. Все игры, представленные сегодня можно использовать с детьми с РАС, не осложненные умеренной умственной отсталостью в более раннем возрасте.
“Если вы знаете одного человека с аутизмом,
то вы знаете одного человека с аутизмом”
Стивен Шор,
профессор Университета Адельфи (США),
имеет диагноз «аутизм»
Поэтому стараемся в своей работе опираться на реальные возможности каждого ребёнка, стараемся найти индивидуальный подход к каждому из них.