Бурлакова Наталия Юрьевна

МБОУ гимназия №3 г. Грязи Липецкой области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191342
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Внеурочное мероприятие «Хлеб - всему голова!»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191342


 

 «Хлеб – всему голова»

Цели:

  • формирование бережного отношения к главному достоянию человечества;
  • заставить задуматься об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий;
  • показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
  • воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

Оформление: на центральной стене плакат с изображением каравая, колосья;

на столе, накрытом скатертью, каравай, солонка, изделия из муки.

Оборудование: проектор, презентация, каравай, выпечка.

Ход праздника:

Ведущие 1 и 2:           – И снова ОСЕНЬ!!!

Ведущий 1: По традиции, сегодня  мы дружным коллективом провожаем  волшебницу – осень!

 Ведущий 2: Благодарим её за удивительные чудные картины природы и богатый урожай!

Текст песни   “Осенние дорожки”

1.
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожке, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Припев: 
Осенние дорожки,
Остывает синева,
Трёт ладошкой о ладошку
Тополиная листва.

2.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

Припев.

 

Учитель:

– Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля.                                                  (Слайд 1) 

Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

– Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца праздника. 

Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, спеть песни о хлебе. 

Хлеб – всему голова”, – говорит народная пословица.                                            (Слайд 2) 

– И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. 

              Стихотворение     С. ПогореловскогоХлеб”.                                                     (Слайд 3) 

  1. Вот он, хлебушко душистый,
    С хрусткой корочкой витой.
    Вот он, теплый, золотистый,
    Словно солнцем налитой.

 

  1. В нем – здоровье наше, сила,
    В нем – чудесное тепло.
    В нем – земли родимой соки,
    Солнца свет веселый в нем…

 

Дети:      Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

 

  1. Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло!
    Ведь не сразу стали зерна
    Хлебом тем, что на столе.

 

Дети:     Люди долго и упорно потрудились на земле!

 

  1. С караваем соль подносим,                                (Слайд 4)
    Поклоняясь, отведать просим:
    – Дорогой наш гость и друг,
                                            Принимай хлеб – соль из рук. (в русском народном костюме)

(Вручает хлеб – соль гостям праздника.) 

Ведущий 1: Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом – солью. 

Ведущий 2: Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Ведущий 1: Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

                                                                                                                          (слайд 5)

Ведущий 2: Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб – кормилец остаётся самой большой ценностью. 

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.

Ученик 1:     Мы золотые зернышки.     (Слайд 6)
Живем лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны . 

Ученик 2: стих.«Хлебушко»

Мы посеяли пшеницу

У Байгоры у реки

Пусть растёт и колосится

Радуются земляки

Хлебушко, хлебушко

Всему свету детушка.

 

Учитель: А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

1-а. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
                        Пашут легкий чернозем.      (Слайд 7)

 

2-а. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
              Сеют сеялки зерно.        (Слайд 8)

 

3-а. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
                    Ветер да вода.                 (Слайд 9)

 

4-а. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.   (слайд 10)

 

Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.              (слайд 11)

Ученик 4:  последовательности  получения хлеба):

-слесарь подготавливает сельскохозяйственную технику

-агроном наблюдает за сроками посева зерна

-идёт вспашка полей

-зерно растёт и зреет

-собранный урожай везут в зернохранилища

-где его пересортировывают, сушат, хранят

           -зёрна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. 

            -там выпекают хлеб, булки, калачи. Все это мы покупаем в магазине.      (слайд 12)  

 

    Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

Ведущий 1: Сегодня на земле нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

Ведущий 2:    Хлеб!    Какое привычное и все – таки, необычное слово.

                   В самом деле – вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб? 

                                                                                                                 (Выставка рисунков о хлебе)

Загадки: (учитель)

  1. Только снег сошел в апреле,
    Как поля зазеленели.   (колосья)
    Это – хлеб.
  2. Золотой простор бескрайний,
    Там работают комбайны.    (поле)
    Это – хлеб.
  1.  Вот зерно течет рекой,
    Чтобы сделаться мукой.   (мельница)
    Это – хлеб.
  2. Тесто кружится в квашне,
    Запекается в огне.  (пекарня)
    Это – хлеб.

Вместе:   Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

Учитель:      Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». 

-Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого?  (Дети отвечают)

Ведущий 1: – Для детей нашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70 г ржаного и 150 г пшеничного (показать куски хлеба).

 

Ведущий 2: В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами. 

 

Учитель: Хлеб… Наскучит ли он? 

 Ведущие 1 и 2:  Никогда! Без него человеку беда.

Инсценировка «Хлеб» 

Мальчик.

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Хлеб.

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний!

Пашня.

Лучше б ты не поленился —

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Солнце.

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе! 

Дождик.

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

Папа.

И тебе спасибо тоже,

Ты у нас такой хороший!

 

Учитель: С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.    

                                                                                                                                        Слайд 13, 14  

   Ведущий 1:      Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

                                                                                                                  Слайд 15, 16,17, 18 

Ведущий 2:       Вам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг.   Ленинградская школьница Таня Савичева. (зачитать)                                                                                                                       

Ученик 5:

Хлеб в России пекли с куполами,                                                                          Слайд 19

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

                                                                                                                                      Слайд 20

Ведущий 1: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны.

                                                                                                                                      Слайд 21

Ведущий 2:  «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

 

Учитель:           – Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом?    (Ответы детей).

Отношение к хлебу должно быть бережное.

 А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба.

 «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори». 

                                                                                                                        Слайд 22

Ведущий 1: В старину говорили:   “Хлеб – выше золота и алмаза”.

Ведущий 2: Мы справедливо приравниваем хлеб к золоту, но если золото люди находят как полезное ископаемое в месторождениях, то Хлеб сам не родится.

 

                                                                                                                     Слайд 23

1-б Зерна наших дней, светитесь
      Говорим мы: берегите,
      Берегите хлеб родной
      Не мечтаем мы о чуде, –
    К нам полей живая речь.
    Берегите хлеб, вы же – люди,
    Научитесь хлеб беречь!

                                                                                                                       Слайд 24

 

2-б  Шлёт пшено на кашу.
    Тем, кто землю глубоко
    Острым плугом пашет,
    Им спасибо говори,
    Их за хлеб благодари!

                                                                                                   Слайд 25
3-б  У народа «Хлеб – всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!

                                                                                                      Слайд 26

Запомни правила:         (читают дети)

  1. Берегите хлеб, он дорого достается. 
  2. Не оставляйте недоеденных кусков. 
  3. Никогда не бросайте хлеб. 
  4. Продлите жизнь черствому хлебу. 
  5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

 

Учитель: Мы будем благодарны тем людям, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова». 

Как говорится: “Без хлеба нет песен!”                                                 Слайд 27

 

Хоровое исполнение:      Текст песни “Осенний пейзаж”


1. Капли играют в лужах,
Прыгают, словно мяч. 
Дождик совсем не нужен.
Солнышко, тучи спрячь. 
Пусть устилает ветер 
Мокрый асфальт листвой,
Словно все листья эти 
Нам отдаёт с тобой. 

Припев:
А ты вон посмотри в своё окно – 
На улице не так уже светло,
И дождик уж стучит к тебе давно,
И облака всё ниже.
А ты смотри, смотри в своё окно,
Ведь за окном прекрасное кино.
И говорит нам жёлтый лист одно:
Что осень к нам всё ближе.

2. Травы чуть-чуть поникли,
Их не бодрит роса.
Все уж давно привыкли:
Осень сюда пришла.
Ну а дожди с грозою 
Лето опять вернут,
И нам тогда с тобою 
Снова все подпоют.

Припев.

– Просим отведать наш каравай!

Чаепитие.

Внеурочное мероприятие «Хлеб – всему голова!»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram