Круглый стол
«Вокруг знаний языка и медицины» с элементами
интеллектуальной игры
«Язык всем знаниям и всей природе ключ»
Г.Р.Державин
Цели игры:
-Повторение, закрепление и углубление знаний по темам: «Лексика», «Фразеология», «Орфоэпия», «Орфография», «Пунктуация», «Морфемика», «Этимология»;
-Расширение кругозора, стимулирование познавательного интереса к дисциплине «Русский язык», связь и подготовка к медицинским дисциплинам;
-Формирование чувства коллективизма и соперничества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная игра, канцелярские принадлежности (авторучки), распечатанные бланки для ответов.
Участники: 3 команды по 5-8 человек. Группа 130 М
Дата и место проведения: 22.11.2024.в 13.50. Аудитория № 18
Описание игры. Игроки проходят 10 станций. Все команды, сидя за отдельными столами, одновременно выполняют задания, появляющиеся последовательно на экране, и записывают результаты. Затем (после каждой станции) представители жюри собирают бланки с ответами, проверяют, подсчитывают баллы и подводят итоги. Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
План игры
- Организационный момент (5 мин.)
- Основная часть (50мин.)
- Подведение итогов (5 мин.)
Жюри:
1.зав.библиотекой-Лебединская Лилия Владимировна
2.педагог-психолог-Арутюнова Елена Гамлетовна
3.Социальный педагог-Байрамукова Юлия Павловна
Ход игры:
Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово преподавателя, представление жюри.
1 этап
Беседа за круглым столом
Мини проект « Портрет одного слова» со словами –«воля», «судьба», «душа» (представляет каждая команда)
2 этап
Проведение квест-игры
Слово преподавателя. (Правила игры).
Стация 1. Найди фразеологизмы.
Задание: добавьте в каждую строчку слово, образованное от имени собственного, чтобы получился фразеологизм. На выполнение всего задания – 3 минуты.
- … близнецы
- … грамота
- Лампа …
- Нить …
- … столпотворение
- Бочка …
- Муки …
- … кафтан
- … конь
- Шапка …
Один из (новых) фразеологизмов показать пантомимой команде соперников при желании. (дополнительный балл команде, которая сможет и показать, и назвать фразеологизм )
Станция 2. Странное племя.
Из определенного количества слов на одну и туже букву составить связанный текст. На выполнение всего задания – 3 минуты.
1.Способный, спокойно, спорить, спортивный, споткнуться, спохватиться, сползти, сполна, спонтанный, спортзал, сподвижник, спонсор, спорщик, сполоснуть, спозаранку, спонтанность, сползший, спой, спорткомплекс, сползание, спортклуб, споласкивать, спорхнуть, спортсмен,смотреть.
2.Предложение, площадь, произошло, попутчица, посмеялись, предложение, путешествие, первый, поездка, план, пограничные, препятствия, превосходно, последние, посмотрели, пункт, продажи, покупки, паспорт, печать, посмеялись, пошутили, пораньше, пятница, подруги.
3.Мы, между, миссия, молодежь, могли , момент, минута, мир, медленно, мать, мгновения, множество, миллион, машина, молчание, музыка, материал, менять, моментально, механизм, мудрость, мощность, мужество, могучий, мыслить.
Станция 3. Правда или ложь.
Задание: Вам будет предложено 10 утверждений на языковую тему. Если вы согласны с утверждением, ставите в строке его номера «Да», если не согласны – «Нет». На выполнение всего задания -3 минуты
- Фрилансер – это внештатный сотрудник, работающий без заключения договора.
- Словарь, в котором можно узнать о произношении слов называется орфоэпическим.
- В слове «смеясь» – нулевое окончание.
- Слова «абонент» и «абонемент» – палиндромы.
- Слово «шимпанзе» мужского рода.
- «Отцы и дети» – словосочетание.
- В предложении «На берегу моря молодая женщина читала книгу и ее малыш строил башню из песка» пропущена запятая.
- В слове ад..ютант пропущен мягкий знак.
- В предложении «Есть тоска веселая в алостях зари» употреблен оксюморон.
- «Коктейль, чай, какао» – это все заимствованные слова.
Станция 4. Десять порций ошибок.
Задание: в меню начала 20 века найдите под каждым номером блюда ошибку(и). Запишите правильный вариант написания блюда в строке с тем же номером в вашей карточке. На выполнение каждого задания дается 20 секунд.
Закуски: 1. Венигрет. 2. Белые грибы маринованые.
Супы: 3. Бульён со здобными пирожками с капустой. 4. Французкий суп из морепродуктов, подается с пирожком из двух видов рыб. 5. Уха Царская с осетриной и растегаями.
Горячее: 6. Куриная котлета покиевски, подается с тушенными в сливках грибами.7. Жульен из белых грибов, запеченный под сыром. 8. Ряпчики жаренные. 9. Бивштекс со свежим картофелем.
Десерт: 10. Мороженное клюквенное.
5 .Станция -Интонационная. (2 минуты)
Вам будет предложен алфавит. Необходимо зачитать его как
Признание в любви
Приговор суда
Колыбельная
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Станция 6. Интеллектуально-музыкальная. (5 – 7 минут)
Ребята, прослушав песню, выписывают ключевое слово и слова детали ( в виде кластера) и зачитывают их.
Приветствуется мобильность. ( текст песни предложен)
- Гимн медсестер
Есть древняя профессия на свете,
И она прошла через века.
Знает каждый житель на планете —
Это медицинская сестра.
Под белыми халатами незримо
Бьется сердце жарко, как костер.
В борьбе за жизнь стоит неутомимо
Армия российских медсестер.
Припев:
Медицинские сестры,
Медицинские сестры,
Иного не ищут пути.
И вместе с врачами по первому зову
На помощь готовы прийти.
II
Они пришли работать по призванью,
Забыв подчас про собственный недуг.
В любое время суток, днем и ночью,
С собою ласку и покой несут.
А если завтра позовет Отчизна,
Невзгоды мы поделим вместе с ней.
И преданных защитников России
Готовы грудью заслонить своей.
Припев:
III
И пока живут на свете люди,
Было, есть и будет так всегда:
Скромная почетная профессия,
Знаем, не исчезнет никогда.
Припев:
2.Люди в белых халатах
Смерть не хочет щадить красоты
Ни веселых, ни злых, ни крылатых
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах
Люди в белых халатах
Вот опять у нее на пути
И дыхание станет ровней
И страданья отступят куда-то
Лишь нагнутся к постели твоей
Люди в белых халатах
Люди в белых халатах
У постели склонились твоей
Сколько раненых в битве крутой
Сколько их в тесноте медсанбатов
Отнимали у смерти слепой
Люди в белых халатах!
Люди в белых халатах
Отнимали у смерти слепой
И на свете тебя еще нет
И едва лишь откроешь глаза ты
Твою жизнь охраняют от бед
Люди в белых халатах
Люди в белых халатах
Люди в белых халатах
Твою жизнь охраняют от бед
Вечный подвиг – он вам по плечу
Ваши руки бессонны и святы
Низко вам поклониться хочу
Люди в белых халатах
Люди в белых халатах
Низко вам поклониться хочу
Люди в белых халатах
Низко вам поклониться хочу
3.Гимн медиков
Служба медицинская сурова
день и ночь мы не смыкаем глаз
и с надеждой смотрим на больного
не спуская свой тревожный взгляд
припев:
Мы армия врачей отважных медсестер
в халатах белых знает каждый нас
судьбе наперекор мы жизни вам спасём
доказывали это мы не раз
судьбе наперекор мы жизни вам спасем
доказывали это мы не раз
каждый человек нам очень дорог
мы его здоровьем дорожим
и не важно стар он или молод
жизнь ему на долго сохраним
припев:
Научились побеждать болезни
и в науке есть большой успех
с медициной мы шагаем вместе
дружбу сохраним свою навек
припев:
служим мы родной своей России
нам нужна здоровая страна
увеличим сроки долгой жизни
что б жилось спокойно вам друзья
ПРИПЕВ:
Станция 7. Прием на работу. ( 5 – 7 минут)
Ребята аргументированно обсуждают правильно ли выбрана ими профессия?
Чем важна профессия медицинской сестры?
Каждая команда готовит аргументированный ответ на 2-3 минуты
Станция 8. Поэтическая. (5 минут)
Из предложенной рифмы собрать стихотворение(4- 8 строчек)
1.Медицина-дружина-вакцина-рутина
2.Милосердие-усердие-наследие-бессмертие
3.Профессионализм-гуманизм-эгоизм-героизм
Станция 9. Медицинская (3 минуты)
Медзаболевания и диагнозы на старорусском языке
Задание: Как раньше назывались разные заболевания или симптомы?
Каждой команде набрать по 5 слов
Станция 10. Медицинская (капитаны) (2 минуты)
Зачитать медскороговорку.
Никотин/амина/денин/динуклеотид/фосфат (НАДФ)
Заключительная станция. Найти ключевое слово.
Каждая команда записывает слово (по итогам всех пройденных станций) и сдает преподавателю.
3 этап
Подведение итогов. Награждение призеров.
Заключительное слово преподавателя.
Приложение 1
Ответы | |
1 станция
|
2 станция |
3 станция
1. ДА 2. ДА 3. НЕТ 4. НЕТ 5. ДА 6. НЕТ 7. НЕТ 8. НЕТ 9. ДА 10. ДА |
4 станция
1. ВИнЕгрет. 2. Белые грибы мариноваННые. 3. БульОн со Сдобными пирожками с капустой. 4. ФранцузСкий суп из морепродуктов, подается с пирожком из двух видов рыб. 5. Уха Царская с осетриной и раССтегаями. 6. Куриная котлета по-киевски, подается с тушенными в сливках грибами. 7. ЖЮльен из белых грибов, запеченный под сыром. 8. РяБчики жареНые. 9. БиФштекс со свежим картофелем. 10. МорожеНое клюквенное. |
5 станция
1. Библиотеки. 2. Щедрый, великодушный. 3. ! 4. Убрали Ъ в конце слов. 5. Икебана. 6. Петербург – немецкий Петроград – старославянский Петрополь – греческий 7. Они – тезки, одно и то же имя, звучащее в разных языках по-разному. 8. Когда плюют в колодец (не плюй в колодец, пригодится воды напиться). 9. Английскому 10. Не будь ребенком, не поступай, как ребенок |
План работы мини проектом «Портрет одного слова»
1.Сопоставить толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка
2.Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.
3.Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражение, включающие описываемое слово.
4.Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения.
5.Найдите литературные произведения, произведения живописи или музыки, в которых важную роль играет образ, обозначаемого данным словом предмета или понятия.
6.Изучив литературу расскажите о том, какую роль данный предмет или данное понятие играет в жизни и культуре русского народа. (Связать с медициной).