Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Лаишево Лаишевского муниципального района РТ
Открытый урок
в классе фольклорного ансамбля
Тема: «Приёмы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля»
Педагог первой квалификационной категории
Автономова Анастасия Александровна
2025 г.
Введение
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры в этом смысле фольклор- школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы добра и зла. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. В материале данного открытого урока даны примеры приемов формирования народной манеры пения как основы фольклорного ансамбля.
Цель урока:
- учебная: формирование и развитие вокально- хоровых навыков.
- воспитательная: привитие любви к народной музыке; раскрытие творческих способностей; расширение кругозора; повышение интеллекта обучающихся
Задачи урока:
- обучающие:
продолжить формирование навыков народной манеры пения, интонирования, звукообразования, певческого дыхания; развитие координации между голосом и слухом, координации между движениями и вокальным исполнением; закрепить теоретические знания (тоника, основные ступени лада, такт, реприза, параллельные тональности);
- развивающие:
развитие вокального слуха, самоконтроля и самоанализа собственного голоса и исполнения; образного музыкального мышления и художественного воображения; развитие творческой активности обучающихся
- воспитательные:
воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к народной песне и народному творчеству в целом; воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством; воспитание усидчивости, трудолюбия, достижения поставленной цели; привитие эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный (урок- исправление ошибок, повторение, закрепление умений и навыков, изучения нового материала).
Организационная форма: групповое занятие
Технологии: здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве (коммуникативно- диалоговая), имитационно- модулирующая (технология ситуативного обучения, применение учебных и сценических игр), личностно-ориентированная.
Принципы: наглядность; научность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; доступность; сознательность; активность; дифференцированность; сочетание руководства преподавателя с развитием самостоятельности; инициативы и творчества детей.
Методы: проблемно-поисковый, дедуктивно-индуктивный, собственный показ «Делай как я», закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности, сравнение и обобщение.
Методические приемы:
- Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
- Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- Сопоставление песен или их частей, различных по характеру;
- Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- Представление «в уме» (внутренний слух) звуков и частей музыкального материала;
- Вокализация песен на определенный слог, сольмизирование и сольфеджирование;
- Задержка звучания голосов учащихся по руке руководителя с целью выстраивания унисона, а также выстраивания созвучий;
- Образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образом мышления обучающихся;
- Юмор, одобрение, поощрение учащихся с целью стимуляции их интереса к процессу обучения, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение.
- личностно- ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития обучающихся
- учет индивидуальных психологических особенностей детей
- дифференцированный подход.
Средства обучения и оборудование:
фортепиано, баян, стулья, нотный материал.
Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.
Структура урока:
- Организационный момент. Формулировка задач урока. (2 мин)
- Подготовительный этап. Певческая установка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковые и звуковые упражнения по развитию голосового аппарата. (4мин)
- Распевание. Скороговорки и двигательные упражнения. (6мин)
- Основной этап. Попевки. Работа над произведениями. (26мин)
- Итог урока. Анализ занятия. (2мин)
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Обозначение темы урока. Формулировка задач урока.
На этом уроке будет проводиться дальнейшая работа по формированию и развитию голосового аппарата.
- Певческая установка: сидим ровно (на краю стула), спина прямая плечи развернуты, голова смотрит перед собой, шея свободная. Ноги касаются пола всей ступней, пятки обязательно от пола не отрывать.
Правильное положение корпуса не только важно с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца связана с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.
Для поднятия вокального и дыхательного тонуса организма делаем несколько дыхательных упражнений системы А.Н. Стрельниковой (концентрируем внимание учащихся на быстром и шумном вдохе носом: «шмыгаем носом»):
- Ладошки (8раз)
- Погончики (8раз)
- Насос (8раз)
- Обними плечи (8раз)
Пальчиковые упражнения:
-«пальчики считаем», «цветок», «пальчики здороваются», «лезгинка», «замочек», «черепаха», игра «какой пальчик отсутствует» (для развития мелкой моторики пальцев рук, стимулирования умственного процесса, концентрации внимания, развития речевого аппарата)
Звуковые упражнения:
-«полет в космос», «дракончик», «вьюга», «старый замок», «лошадка», «пчела», «свечи», «шарик» ( для подготовки работы голосового аппарата, овладения техникой дыхания- короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование, начальные элементы твердой атаки, формирования умения правильно открывать рот, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти)
- Вокальные упражнения (распевание) преследуют практические цели — формирование, отработка и совершенствование основных вокально-технических навыков на целенаправленно повторяющихся упрощенных формах задания. Система предложенных упражнений включает в себя упражнения для систематического использования. В ней представлены элементы и конфигурации, наиболее часто встречающиеся в народном музыкальном материале. Данная система помогает сознательно фиксировать внимание учащихся на той или иной конкретной задаче, направлена на преодоление конкретных трудностей.
- Лю(у)-Ле(о)-Ля(а)-Ле(э)-Ли(и)- на одном звуке от «ми»- до «ля» вниз. Поем на одном дыхании, последний длинный звук «поднимаем» вверх. Выравниваем гласные (единая звуковая позиция), акцентируем внимание на грудном формировании звука.
- Ле(о)-Ля(а); ( Ле-Ля-Ло) поем на 3-х ступенях от «си»-до «соль» вверх-вниз. Следим за образованием звука, поем без толчков народной манерой.
- «Думали мы думу»- активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми»- до «ля» (вниз).
- «Ой, сад-виноград» поем от «ля»- до «си» очень плавно, распеваем длинные звуки, следим за звукообразованием. Вдох быстрый и короткий. Исполняем упражнение в народной манере.
- «Ди-Да- Де-Ду» четкое исполнение триолей на одном звуке.
- Использование скороговорок с выборочным индивидуальным опросом учащихся (обязательно акцентирую внимание на активную и правильную работу рта и равномерное распределение быстрого вдоха на всю фразу):
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Во дворе трава, на траве дрова и т.д.
Двигательные упражнения: стоя ритмично топаем ногами с изменением темпа и ритма; сидя – сочетание хлопков и движений.
- Использование попевок с цифровым обозначением ступеней лада для формирования ладового чувства, ладовой настройки и дальнейшей работы над произведениями «3-2-1…»; «2-1,4-3…». Затем предлагается игра «Жмурки» (дети с закрытыми глазами слушают отдельные звуки, повторяя их, определяют ступень лада) и «Клавиши» (ступени попевки исполняются каждым учащимся поочередно по указанию преподавателя).
«Жила-была одна блоха. Блоха» р.н.п.
- работа над четкой мелкой дикцией, проработка текста выборочно с конкретным ребенком
- работа над ансамблем в темпе, для чего акцентируем (подчеркиваем) каждую сильную долю в тактах всех куплетов.
Во время работы учащимся предлагаются вопросы:
- что такое «такт»?
- сколько тактов в каждом куплете произведения?
Плясовая «Веники» » рус.нар.песня Смоленской области
- работа над единой манерой звукообразования. Соответственно характеру образа работаем над твердой атакой звука, четкостью произношения слов.
- работа со сценическими движениями. Обращаем внимание на чередование ног во время движений. Следим за равноправным сочетанием вокального звучания и движений
Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
-
- что такое «реприза»?
- как определить объем (количество) повторяемых в репризе тактов?
«У меня квашня» рус.нар песня
- работа над звукообразованием, чередованием мягкой и твердой атаки
- работа над сценичностью по принципу: «показываем то, о что поем»
Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
-
- какие могут быть настроения в музыке, как они называются?
- как называются тональности с разными ладами и тониками, но с одинаковыми ключевыми знаками?
рус нар песня «Ой, по-над Волгой»
- работа над интонированием в партиях, сольмизация и сольфеджирование каждой вокальной партии
- работа над строем и единой манерой звучания
- работа над начальным 2-х голосием: обязательно при пении слушаем другую партию, работаем над ансамблем между партиями.
- обращаем внимание на грудное образование вокального звука. Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
- что такое «тоника»?
- какие известны основные ступени лада, их названия.
- Итог урока. Отмечаем положительные моменты на занятии, особенные результаты и успехи обучающихся. Выставление оценок. Урок окончен.
Список литературы
- Идет коза рогатая… Русские народные песни для детей: в легком сопровождении для голоса с фортепиано / сост. А.В. Питько.- СПб. : Композитор – Санкт-Петербург, 2019.-56 с.
- Л. Куликова Русское народное музыкальное творчество СБп.: Союз художников, 2023.- 172 с.
- О.К. Ермакова Краткий музыкальный словарь.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, 240 с.
- Н.Г. Подпорина Музыкальный фольклор.: Ростов-на-Дону.: Феникс, 2023, 80 с.
- Кольякшин, М Народные песенки и мотивы для детей. Нотный сборник / М. Кольякшин – СПб.: Питер, 2018. – 32.: ил. .- (Серия «Вы и ваш ребенок»).
- Русские народные песни. Песенник / сост . Ю. Зацарный.: Советский композитор, 1987, 32 с.
- М.Н. Щетинин Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.: Москва.: Метафора, 2010, 368 с.