Дунай Валентина Викторовна
Воспитатель первой категории
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31 «РАДОСТЬ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.О.ТОРЕЗ» ДНР
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191442
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Исследовательский проект «Научные открытия с Капитошками»: по познавательному развитию (экспериментированию) для детей старшей группы
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191442


Проект «Научные открытия с Капитошками»: по познавательному развитию (экспериментированию) для старшей группы.

Автор проекта: Дунай Валентина Викторовна, воспитатель первой категории ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 31 «РАДОСТЬ» Г.О. ТОРЕЗ» ДНР.

Тип проекта: образовательный, методический.

Направленность проекта: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: краткосрочный (разработка и апробация — 3 месяца).

Целевая группа: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели дошкольных образовательных организаций, родители (законные представители).

Введение

Дошкольный возраст — это период «почемучек», время активного познания окружающего мира, когда дети проявляют неутолимую жажду знаний и стремятся к новым открытиям. В этот период закладываются основы личности, формируется познавательный интерес и любознательность.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особую значимость приобретает создание благоприятных условий для развития познавательной активности, исследовательских навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим в дошкольной педагогике всё больше внимания уделяется организации экспериментирования как одному из наиболее эффективных методов познания окружающего мира. Экспериментальная деятельность позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать умение самостоятельно искать ответы на вопросы, выдвигать гипотезы, проверять их на практике и делать выводы.

Данная работа направлена на разработку и апробацию проекта «Научные открытия с Капитошками», предназначенного для организации систематических экспериментов в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. Пособие представляет собой набор материалов и оборудования, необходимых для проведения серии увлекательных и безопасных экспериментов, объединенных общей темой «Почему?».

Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания современных, эффективных и доступных методических материалов, способствующих развитию познавательной активности, исследовательских навыков и формированию основ естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта — развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации систематических занятий-экспериментов.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 

Образовательные: формирование элементарных естественно-научных представлений о свойствах различных веществ и явлений, ознакомление с основными методами научного познания (наблюдение, эксперимент). 

Развивающие: развитие познавательного интереса, любознательности, наблюдательности, исследовательских навыков, логического мышления, речи.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, умения работать в команде, уважения к мнению других.

В ходе реализации проекта дети вместе с воспитателем будут выдвигать рабочие гипотезы (например, «Что будет, если смешать соду и уксус? Мы думаем, что будет взрыв!»), проводить исследования (путём экспериментирования) и делать выводы.

Цель исследования — выявить эффективность использования проекта «Научные открытия с Капитошками» для развития познавательных способностей дошкольников.

Формы реализации проекта включают в себя:

Разработку методического руководства для педагогов и родителей.

Организацию систематических экспериментов с детьми в старшей группе.

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

Создание фото- и видеоматериалов процесса экспериментирования.

Анализ результатов апробации проекта.

Предполагается, что результатом реализации проекта станет повышение уровня познавательного интереса, исследовательских навыков и элементарных естественнонаучных представлений у детей, а также повышение профессиональной компетентности педагогов.

В качестве планируется итоговое занятие-отчет, на котором дети продемонстрируют полученные знания и умения, а также поделятся своими открытиями.

Реализация данного проекта позволит повысить качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, создать благоприятные условия для развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей, а также повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментирования в дошкольном образовании.

Обоснование актуальности проекта и постановка проблемы

 «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». 

Джордж Бернард Шоу

Соответствие ФГОС ДО. Проект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в части реализации образовательной области «Познавательное развитие», направленной на формирование у детей познавательных интересов, развитие любознательности и исследовательской деятельности, а также на формирование элементарных естественнонаучных представлений.

Актуальность проблемы. Современный мир предъявляет высокие требования к уровню образованности и компетентности личности. Уже в дошкольном возрасте важно заложить основы для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Одним из ключевых факторов является развитие познавательной активности, исследовательских навыков и умений у детей.

Однако, как показывает практика, у многих дошкольников наблюдается недостаточная сформированность познавательного интереса, любознательности и стремления к самостоятельному поиску знаний. Традиционные формы обучения, ориентированные на репродуктивное усвоение информации, не всегда позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого ребёнка.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых, более эффективных подходов к организации образовательного процесса, которые стимулировали бы познавательную активность детей, развивали их исследовательские навыки и формировали основы естественнонаучной грамотности. Одним из таких подходов является организация экспериментирования в детском саду.

Экспериментальная деятельность позволяет детям на практике знакомиться со свойствами различных материалов и веществ, наблюдать за простейшими физическими и химическими явлениями, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. В процессе экспериментирования дети учатся выдвигать гипотезы, проверять их на практике, делать выводы, что способствует развитию их логического мышления, критического мышления и творческих способностей.

Вместе с тем, организация экспериментирования в детском саду требует от педагогов специальной подготовки, наличия необходимых материалов и оборудования, а также разработки методических рекомендаций, учитывающих возрастные особенности детей и требования ФГОС ДО.

Таким образом, существует проблема недостаточной разработанности и доступности современных, эффективных и адаптированных для дошкольного возраста методических материалов для организации экспериментирования, что сдерживает развитие познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

Интеграция экспериментирования с другими видами детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической).

Использование доступных и безопасных материалов для проведения экспериментов.

Создание красочного и понятного методического руководства для педагогов и родителей.

Ориентация на развитие не только знаний, но и умений, навыков, компетенций, необходимых для успешного познания окружающего мира.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации экспериментирования.

Задачи проекта:

Образовательные: формирование элементарных естественнонаучных представлений о свойствах различных веществ и явлений, ознакомление с основными методами научного познания (наблюдение, эксперимент).

Развивающие: развитие познавательного интереса, любознательности, наблюдательности, исследовательских навыков, логического мышления, речи.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, умения работать в команде, уважения к мнению других.

Этапы работы над проектом

Этап 1: Подготовительный. Мотивационный

Цель этапа – создание мотивации к исследовательской деятельности, формирование у детей интереса к экспериментированию, определение темы и задач проекта совместно с детьми. Подготовка необходимого оборудования и материалов.

Задачи этапа:

Актуализация имеющихся знаний детей по теме экспериментирования.

Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к исследовательской деятельности.

Определение темы и задач проекта совместно с детьми, учитывая их интересы и возможности.

Обеспечение доступности необходимого оборудования и материалов для проведения экспериментов.

Содержание деятельности:

На этом этапе используются различные методы и приёмы, направленные на активизацию познавательной деятельности детей и формирование у них интереса к экспериментированию.

Беседа: организуется беседа с детьми, в ходе которой обсуждается, что такое эксперименты, какие эксперименты они знают или хотели бы провести. Воспитатель задает открытые вопросы, побуждающие детей высказывать свое мнение и делиться опытом.

Рассматривание иллюстраций и фотографий: детям предлагается рассмотреть иллюстрации и фотографии с изображением различных экспериментов, проводимых учеными в лабораториях, а также экспериментов, которые можно провести в детском саду. Воспитатель обращает внимание детей на детали, побуждает их к обсуждению и высказыванию предположений.

Создание проблемной ситуации: воспитатель создает проблемную ситуацию, которая побуждает детей искать ответы на вопросы и проводить собственные исследования.

Использование эвристических вопросов (метода активизации): воспитатель задает ряд вопросов, направленных на активизацию мыслительной деятельности детей, стимулирование их к выдвижению гипотез и поиску решений.

Составление плана работы над проектом: совместно с детьми составляется план работы над проектом, в котором определяются этапы реализации проекта, виды деятельности на каждом этапе, сроки выполнения и ответственные лица. Воспитатель помогает детям спланировать свою деятельность, распределить обязанности и установить сроки выполнения.

Подготовка оборудования и материалов: воспитатель вместе с детьми готовит необходимое оборудование и материалы для проведения экспериментов, организует рабочее место и обеспечивает соблюдение правил безопасности.

Ожидаемый результат:

Сформированный устойчивый интерес у детей к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Вопросы и гипотезы, сформулированные детьми самостоятельно и требующие проверки в ходе реализации проекта.

Совместно определены тема и задачи проекта, учитывающие интересы и возможности детей.

Подготовлено необходимое оборудование и материалы для проведения экспериментов, обеспечивающие безопасность и эффективность образовательного процесса.

Этап 2: Основной. Практический

Цель этапа – реализация запланированных мероприятий, направленных на развитие познавательной активности, исследовательских навыков и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей.

Задачи этапа:

Организовать систематическую экспериментальную деятельность с детьми в соответствии с разработанным планом.

Вовлечь родителей в совместную поисковую деятельность с детьми, направленную на расширение знаний об окружающем мире.

Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности детей посредством экспериментирования.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей по проведению экспериментов и наблюдений.

Обеспечить фиксацию результатов экспериментов и наблюдений в доступной для детей форме.

Содержание деятельности:

Работа по реализации осуществлялась в трех взаимосвязанных направлениях:

  1. Работа воспитателя с детьми:

    *   Организация и проведение занятий-экспериментов

    *   Организация наблюдений

    *   Проведение дидактических игр и упражнений

    *   Чтение познавательной литературы и просмотр видеоматериалов

    *   Организация самостоятельной деятельности детей

  1. Совместная поисковая деятельность детей и родителей:

    *   Проведение экспериментов и наблюдений в домашних условиях

    *   Поиск информации в книгах, интернете и других источниках

    *   Посещение музеев, выставок, зоопарков и других познавательных мест

    *   Изготовление поделок и макетов

  1. Работа с родителями:

    *   Проведение консультаций и бесед

    *   Организация мастер-классов

    *   Оформление информационных стендов и буклетов

    *   Привлечение родителей к участию в организации и проведении мероприятий проекта

Ожидаемые результаты:

Дети активно участвуют в экспериментальной деятельности, проявляют интерес к познанию окружающего мира, самостоятельно проводят эксперименты и наблюдения.

Родители вовлечены в совместную исследовательскую деятельность с детьми, оказывают поддержку и помощь в проведении экспериментов и наблюдений в домашних условиях.

Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности детей посредством экспериментирования.

Этап 3: Заключительный. Обобщающий

Цель этапа: обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов проекта, оценка его эффективности, определение перспектив дальнейшей работы.

Задачи этапа:

Провести итоговое собрание с участием всех участников проекта (детей, воспитателей, родителей) для подведения итогов и рефлексии.

Представить результаты проекта широкой аудитории (педагогам, родителям других групп, администрации ДОУ) в форме презентации и демонстрации.

Определить пути закрепления полученных результатов и дальнейшие действия по развитию познавательной активности детей посредством экспериментирования.

Содержание деятельности:

Этап включает в себя следующие основные виды работ:

  1. Итоговое собрание и рефлексия (все участники): 
  2. Презентация проекта и демонстрация результатов (для широкой аудитории): 
  3. Закрепление результатов и дальнейшие действия (все участники):

Ожидаемые результаты:

Обобщены и систематизированы знания, полученные детьми в ходе реализации проекта.

Проведена оценка эффективности проекта, выявлены его сильные и слабые стороны.

Представлены результаты проекта широкой аудитории.

Определены способы закрепления полученных результатов и дальнейшие действия по развитию познавательной активности детей посредством экспериментирования.

Заключение

Реализация проекта «Научные открытия с Капитошками» была направлена на развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации экспериментов.

В ходе реализации проекта были достигнуты поставленные цели и решены намеченные задачи. Разработано и апробировано дидактическое пособие «Научные открытия с Капитошками», включающее методическое руководство для педагогов и родителей, а также набор необходимого оборудования и материалов.

Анализ результатов реализации проекта показал, что использование дидактического пособия «Научные открытия с Капитошками» способствует:

Повышению познавательного интереса детей к окружающему миру.

Развитию исследовательских навыков и умений (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).

Формированию элементарных естественнонаучных представлений о свойствах различных веществ и явлений.

Обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Активизации взаимодействия между детьми, педагогами и родителями.

Кроме того, реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации экспериментирования в дошкольном образовании и укреплению сотрудничества между детским садом и семьёй.

Результаты проекта были представлены широкой аудитории в форме презентации, демонстрации детских работ и проведения мастер-классов. Опыт реализации проекта получил положительную оценку со стороны педагогов и родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическое пособие «Научные открытия с Капитошками» является эффективным средством развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В перспективе планируется продолжить работу по расширению тематики экспериментов, разработке дидактических пособий для других возрастных групп, а также установлению партнёрских связей с научными организациями и музеями.

Проект «Научные открытия с Капитошками» вносит вклад в повышение качества дошкольного образования и способствует формированию у детей основ успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.

Список использованных ресурсов

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок.

Рыжова Н.А. Экологический проект «Мой дом – природа».

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 

Исследовательский проект «Научные открытия с Капитошками»: по познавательному развитию (экспериментированию) для детей старшей группы

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram