Проект «Научные открытия с Капитошками»: по познавательному развитию (экспериментированию) для старшей группы.
Автор проекта: Дунай Валентина Викторовна, воспитатель первой категории ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 31 «РАДОСТЬ» Г.О. ТОРЕЗ» ДНР.
Тип проекта: образовательный, методический.
Направленность проекта: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: краткосрочный (разработка и апробация — 3 месяца).
Целевая группа: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели дошкольных образовательных организаций, родители (законные представители).
Введение
Дошкольный возраст — это период «почемучек», время активного познания окружающего мира, когда дети проявляют неутолимую жажду знаний и стремятся к новым открытиям. В этот период закладываются основы личности, формируется познавательный интерес и любознательность.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особую значимость приобретает создание благоприятных условий для развития познавательной активности, исследовательских навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим в дошкольной педагогике всё больше внимания уделяется организации экспериментирования как одному из наиболее эффективных методов познания окружающего мира. Экспериментальная деятельность позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать умение самостоятельно искать ответы на вопросы, выдвигать гипотезы, проверять их на практике и делать выводы.
Данная работа направлена на разработку и апробацию проекта «Научные открытия с Капитошками», предназначенного для организации систематических экспериментов в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. Пособие представляет собой набор материалов и оборудования, необходимых для проведения серии увлекательных и безопасных экспериментов, объединенных общей темой «Почему?».
Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания современных, эффективных и доступных методических материалов, способствующих развитию познавательной активности, исследовательских навыков и формированию основ естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта — развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации систематических занятий-экспериментов.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Образовательные: формирование элементарных естественно-научных представлений о свойствах различных веществ и явлений, ознакомление с основными методами научного познания (наблюдение, эксперимент).
Развивающие: развитие познавательного интереса, любознательности, наблюдательности, исследовательских навыков, логического мышления, речи.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, умения работать в команде, уважения к мнению других.
В ходе реализации проекта дети вместе с воспитателем будут выдвигать рабочие гипотезы (например, «Что будет, если смешать соду и уксус? Мы думаем, что будет взрыв!»), проводить исследования (путём экспериментирования) и делать выводы.
Цель исследования — выявить эффективность использования проекта «Научные открытия с Капитошками» для развития познавательных способностей дошкольников.
Формы реализации проекта включают в себя:
Разработку методического руководства для педагогов и родителей.
Организацию систематических экспериментов с детьми в старшей группе.
Привлечение родителей к участию в реализации проекта.
Создание фото- и видеоматериалов процесса экспериментирования.
Анализ результатов апробации проекта.
Предполагается, что результатом реализации проекта станет повышение уровня познавательного интереса, исследовательских навыков и элементарных естественнонаучных представлений у детей, а также повышение профессиональной компетентности педагогов.
В качестве планируется итоговое занятие-отчет, на котором дети продемонстрируют полученные знания и умения, а также поделятся своими открытиями.
Реализация данного проекта позволит повысить качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, создать благоприятные условия для развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей, а также повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментирования в дошкольном образовании.
Обоснование актуальности проекта и постановка проблемы
«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность».
Джордж Бернард Шоу
Соответствие ФГОС ДО. Проект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в части реализации образовательной области «Познавательное развитие», направленной на формирование у детей познавательных интересов, развитие любознательности и исследовательской деятельности, а также на формирование элементарных естественнонаучных представлений.
Актуальность проблемы. Современный мир предъявляет высокие требования к уровню образованности и компетентности личности. Уже в дошкольном возрасте важно заложить основы для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Одним из ключевых факторов является развитие познавательной активности, исследовательских навыков и умений у детей.
Однако, как показывает практика, у многих дошкольников наблюдается недостаточная сформированность познавательного интереса, любознательности и стремления к самостоятельному поиску знаний. Традиционные формы обучения, ориентированные на репродуктивное усвоение информации, не всегда позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого ребёнка.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых, более эффективных подходов к организации образовательного процесса, которые стимулировали бы познавательную активность детей, развивали их исследовательские навыки и формировали основы естественнонаучной грамотности. Одним из таких подходов является организация экспериментирования в детском саду.
Экспериментальная деятельность позволяет детям на практике знакомиться со свойствами различных материалов и веществ, наблюдать за простейшими физическими и химическими явлениями, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. В процессе экспериментирования дети учатся выдвигать гипотезы, проверять их на практике, делать выводы, что способствует развитию их логического мышления, критического мышления и творческих способностей.
Вместе с тем, организация экспериментирования в детском саду требует от педагогов специальной подготовки, наличия необходимых материалов и оборудования, а также разработки методических рекомендаций, учитывающих возрастные особенности детей и требования ФГОС ДО.
Таким образом, существует проблема недостаточной разработанности и доступности современных, эффективных и адаптированных для дошкольного возраста методических материалов для организации экспериментирования, что сдерживает развитие познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта:
Интеграция экспериментирования с другими видами детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической).
Использование доступных и безопасных материалов для проведения экспериментов.
Создание красочного и понятного методического руководства для педагогов и родителей.
Ориентация на развитие не только знаний, но и умений, навыков, компетенций, необходимых для успешного познания окружающего мира.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации экспериментирования.
Задачи проекта:
Образовательные: формирование элементарных естественнонаучных представлений о свойствах различных веществ и явлений, ознакомление с основными методами научного познания (наблюдение, эксперимент).
Развивающие: развитие познавательного интереса, любознательности, наблюдательности, исследовательских навыков, логического мышления, речи.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, умения работать в команде, уважения к мнению других.
Этапы работы над проектом
Этап 1: Подготовительный. Мотивационный
Цель этапа – создание мотивации к исследовательской деятельности, формирование у детей интереса к экспериментированию, определение темы и задач проекта совместно с детьми. Подготовка необходимого оборудования и материалов.
Задачи этапа:
Актуализация имеющихся знаний детей по теме экспериментирования.
Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к исследовательской деятельности.
Определение темы и задач проекта совместно с детьми, учитывая их интересы и возможности.
Обеспечение доступности необходимого оборудования и материалов для проведения экспериментов.
Содержание деятельности:
На этом этапе используются различные методы и приёмы, направленные на активизацию познавательной деятельности детей и формирование у них интереса к экспериментированию.
Беседа: организуется беседа с детьми, в ходе которой обсуждается, что такое эксперименты, какие эксперименты они знают или хотели бы провести. Воспитатель задает открытые вопросы, побуждающие детей высказывать свое мнение и делиться опытом.
Рассматривание иллюстраций и фотографий: детям предлагается рассмотреть иллюстрации и фотографии с изображением различных экспериментов, проводимых учеными в лабораториях, а также экспериментов, которые можно провести в детском саду. Воспитатель обращает внимание детей на детали, побуждает их к обсуждению и высказыванию предположений.
Создание проблемной ситуации: воспитатель создает проблемную ситуацию, которая побуждает детей искать ответы на вопросы и проводить собственные исследования.
Использование эвристических вопросов (метода активизации): воспитатель задает ряд вопросов, направленных на активизацию мыслительной деятельности детей, стимулирование их к выдвижению гипотез и поиску решений.
Составление плана работы над проектом: совместно с детьми составляется план работы над проектом, в котором определяются этапы реализации проекта, виды деятельности на каждом этапе, сроки выполнения и ответственные лица. Воспитатель помогает детям спланировать свою деятельность, распределить обязанности и установить сроки выполнения.
Подготовка оборудования и материалов: воспитатель вместе с детьми готовит необходимое оборудование и материалы для проведения экспериментов, организует рабочее место и обеспечивает соблюдение правил безопасности.
Ожидаемый результат:
Сформированный устойчивый интерес у детей к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Вопросы и гипотезы, сформулированные детьми самостоятельно и требующие проверки в ходе реализации проекта.
Совместно определены тема и задачи проекта, учитывающие интересы и возможности детей.
Подготовлено необходимое оборудование и материалы для проведения экспериментов, обеспечивающие безопасность и эффективность образовательного процесса.
Этап 2: Основной. Практический
Цель этапа – реализация запланированных мероприятий, направленных на развитие познавательной активности, исследовательских навыков и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей.
Задачи этапа:
Организовать систематическую экспериментальную деятельность с детьми в соответствии с разработанным планом.
Вовлечь родителей в совместную поисковую деятельность с детьми, направленную на расширение знаний об окружающем мире.
Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности детей посредством экспериментирования.
Создать условия для самостоятельной деятельности детей по проведению экспериментов и наблюдений.
Обеспечить фиксацию результатов экспериментов и наблюдений в доступной для детей форме.
Содержание деятельности:
Работа по реализации осуществлялась в трех взаимосвязанных направлениях:
- Работа воспитателя с детьми:
* Организация и проведение занятий-экспериментов
* Организация наблюдений
* Проведение дидактических игр и упражнений
* Чтение познавательной литературы и просмотр видеоматериалов
* Организация самостоятельной деятельности детей
- Совместная поисковая деятельность детей и родителей:
* Проведение экспериментов и наблюдений в домашних условиях
* Поиск информации в книгах, интернете и других источниках
* Посещение музеев, выставок, зоопарков и других познавательных мест
* Изготовление поделок и макетов
- Работа с родителями:
* Проведение консультаций и бесед
* Организация мастер-классов
* Оформление информационных стендов и буклетов
* Привлечение родителей к участию в организации и проведении мероприятий проекта
Ожидаемые результаты:
Дети активно участвуют в экспериментальной деятельности, проявляют интерес к познанию окружающего мира, самостоятельно проводят эксперименты и наблюдения.
Родители вовлечены в совместную исследовательскую деятельность с детьми, оказывают поддержку и помощь в проведении экспериментов и наблюдений в домашних условиях.
Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности детей посредством экспериментирования.
Этап 3: Заключительный. Обобщающий
Цель этапа: обобщение и систематизация полученных знаний, подведение итогов проекта, оценка его эффективности, определение перспектив дальнейшей работы.
Задачи этапа:
Провести итоговое собрание с участием всех участников проекта (детей, воспитателей, родителей) для подведения итогов и рефлексии.
Представить результаты проекта широкой аудитории (педагогам, родителям других групп, администрации ДОУ) в форме презентации и демонстрации.
Определить пути закрепления полученных результатов и дальнейшие действия по развитию познавательной активности детей посредством экспериментирования.
Содержание деятельности:
Этап включает в себя следующие основные виды работ:
- Итоговое собрание и рефлексия (все участники):
- Презентация проекта и демонстрация результатов (для широкой аудитории):
- Закрепление результатов и дальнейшие действия (все участники):
Ожидаемые результаты:
Обобщены и систематизированы знания, полученные детьми в ходе реализации проекта.
Проведена оценка эффективности проекта, выявлены его сильные и слабые стороны.
Представлены результаты проекта широкой аудитории.
Определены способы закрепления полученных результатов и дальнейшие действия по развитию познавательной активности детей посредством экспериментирования.
Заключение
Реализация проекта «Научные открытия с Капитошками» была направлена на развитие познавательной активности, исследовательских навыков, логического мышления и формирование основ естественнонаучной грамотности у детей старшей группы посредством организации экспериментов.
В ходе реализации проекта были достигнуты поставленные цели и решены намеченные задачи. Разработано и апробировано дидактическое пособие «Научные открытия с Капитошками», включающее методическое руководство для педагогов и родителей, а также набор необходимого оборудования и материалов.
Анализ результатов реализации проекта показал, что использование дидактического пособия «Научные открытия с Капитошками» способствует:
Повышению познавательного интереса детей к окружающему миру.
Развитию исследовательских навыков и умений (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы).
Формированию элементарных естественнонаучных представлений о свойствах различных веществ и явлений.
Обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Активизации взаимодействия между детьми, педагогами и родителями.
Кроме того, реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации экспериментирования в дошкольном образовании и укреплению сотрудничества между детским садом и семьёй.
Результаты проекта были представлены широкой аудитории в форме презентации, демонстрации детских работ и проведения мастер-классов. Опыт реализации проекта получил положительную оценку со стороны педагогов и родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическое пособие «Научные открытия с Капитошками» является эффективным средством развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В перспективе планируется продолжить работу по расширению тематики экспериментов, разработке дидактических пособий для других возрастных групп, а также установлению партнёрских связей с научными организациями и музеями.
Проект «Научные открытия с Капитошками» вносит вклад в повышение качества дошкольного образования и способствует формированию у детей основ успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Список использованных ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок.
Рыжова Н.А. Экологический проект «Мой дом – природа».
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.