Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №61 «Семицветик» Старооскольского городского округа
«Цветные автомобили»
Сценарий тематического классного часа по основам безопасного поведения на дорогах и профилактике дорожно-транспортного травматизма
в средней группе
Воспитатели
Проскурина Н.Е.,
Ключникова Е.В.
Старый Оскол
2025
Цель:
- Замечать разнообразие машин на улицах нашего города. Различать виды транспорта и их назначение. Формировать знания о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.
- Закреплять знание детей о составных частях машин.
- Упражнять детей в умении действовать по сигналу.
Задачи:
- Продолжать формировать умение детей применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
- Закреплять у детей представление о видах транспорта, светофоре, других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения.
- Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Методы и приемы: вопросы, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа-диалог, игры, подведение итогов.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа: рассматривание машин, иллюстраций, проведение подвижной игры «Воробышки и автомобиль»
Планируемый результат: сформировать у детей знания о видах транспорта, о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.
Материал:
- Демонстрационный материал с разнообразием машин.
- Машины большие и маленькие.
- Основные части машин на каждого ребенка.
- Ежик.
- Большие красные кружки.
- Руль.
- Светофор.
Ход мероприятия:
Дети под музыкальное сопровождение входят в зал.
– Ребята, посмотрите какой большой и красивый город.
– И сегодня мы с Вами побеседуем о разнообразии машин на улицах нашего города, о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.
– Мы живём в стране…(России).
– В городе…(Старый Оскол).
– В нашем городе множество улиц, домов, микрорайонов.
– Наш детский сад находится на микрорайоне…(«Конева»).
На улицах нашего города большое разнообразие машин.
– Ребята, как ещё называют машины? (Автомобили, транспорт).
– Какие виды транспорта Вы знаете? Назовите их предназначение?
Дети: легковой, грузовой, специальный.
Дети: Автобус он перевозят людей. Это пассажирский транспорт.
– Куда едут люди? (На работу, в школу, в детский сад, в магазины, в зоопарк, на море, в деревню и т.д.).
– Ребята, как нужно вести себя в общественном транспорте? ( Хорошо, не кричать, не плакать, не сорить, не беспокоить других людей, уступать места старшим).
– Следующий вид транспорта грузовой…(Грузовик, самосвал, КамАЗ. Они перевозят грузы: мебель, игрушки, посуду, технику, разные товары, которые поступают на склад, а потом в магазины).
– Этот вид транспорта называется? (Бетономешалка)
– Правильно! Какое её назначение? (Она перевозит раствор, для того, чтобы строить дома, школы, магазины, парки и т.д.).
– Молодцы! Это…(Молоковоз, он возит молоко; подъёмный кран для строительства домов, магазинов и т.д.; эвакуатор – забирает машины, которые сломались или припарковались не в положенном месте и отвозит их на штрафстоянку; каток – делает асфальт).
– Ещё множество легковых машин разных марок…(Жигули, Волга, Лада, Мерседес, Джип и т.д.).
– За рулём каждой машины сидит…(Шофёр, водитель).
– Ребята, специальный транспорт – это…
Скорая помощь, она помогает больным людям, полицейская машина – ловит преступников.
– Тимур у тебя…(Пожарная машина).
– Её функция… (Тушить пожар).
– Если возник огонь нужно…(Позвонить по номеру 01, приедут пожарные. У них есть все необходимые инструменты для тушения пожара.
– Назовите их? (Песок – для засыпания огня; лопата – для насыпания песка, земли; топор, багор – чтобы открывать дверь, если она закрыта; ведро, пожарный рукав, огнетушитель).
– Молодцы! Скажите, из-за чего случается пожар? (От брошенной спички).
– Детям спички брать…(Нельзя).
– Спички детям…(Не игрушка).
Звенит колокольчик. К детям приезжает ёжик.
– Здравствуйте ребята!
– Здравствуй ёжик!
Ёжик: – Ребята, я приехал к Вам из леса. Дорога была долгой. Ноги от сиденья устали. Давайте разомнёмся!
Физминутка «Как живёшь?
– Внимание! На месте шагом марш!
Раз, два! Раз, два! (Дети шагают на месте.)
– Как живёшь?
– Вот так! (Показывают большой палец правой руки.)
– Как плывёшь?
– Вот так! (Имитируют плавание.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
– Вдаль глядишь?
– Вот так! (Встают на носочки и делают ладошкой козырёк.)
– Машешь вслед?
– Вот так! (Прощание махи рукой.)
– Ждёшь обед?
– Вот так! (Один кулачок под подбородком, другой подпереть локоть.)
– Крепко спишь?
– Вот так! (Две ладошки вместе возле щёчки.)
– А шалишь?
– Вот так! (Дети прыгают вверх и кричат.)
Ёжик: Ребята, я к Вам приехал за помощью! Я живу в лесу и у меня много друзей…(Лиса, заяц, волк, медведь, белка – это дикие животные).
Ёжик: Друзей…(Много).
– А, машина…(Одна).
– Ребята, я привёз с собой детали от машин, а сам разобраться не могу, какие части от какой машины? Назовите их (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте мы с Вами поможем ежику собрать машины для его друзей.
Дети из модулей собирают машину, садятся в неё и спешат на помощь к друзьям ёжика.
Дидактическая игра: «Собери машину»
Дети садятся за стол. На столе лежат белые квадратики – это гаражи для машин.
Ребята собирают машины из основных частей (кузов, кабина, колеса, окошки).
Ежик смотрит на красивые машины и благодарит детей. Теперь и у его друзей есть свои автомобили. Он интересуется марками машин.
– Витя, какая у тебя машина? (Автобус, он перевозит людей).
– Правильно,
– Настя, у тебя какая машина? (Скорая помощь).
– Какую помощь она оказывает? (Помогает больным людям).
Ежик говорит детям: «Спасибо» и приглашает ребят поиграть с ним в подвижную игру «Воробушки и автомобиль».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Воробушки клюют на дороге зерна. Гудок. Выезжает машина. Ребенок – водитель автомобиля, держит в руках руль и передвигается в разном направлении. По сигналу воробьи улетают в гнезда. (1 раза).
– Ребята, вам понравилась игра? (Да).
Было очень весело, но ёжику пора возвращаться в лес, к друзьям. Напомним ёжику кто главный на дороге? Правильно «Светофор».
– У него есть сигналы…(Красный, жёлтый, зелёный).
– Сколько их всего? (Три).
Три цвета есть у светофора,
Они похожи на шофера.
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
И зеленый свет – кати!
Спасибо, Ежик, что заехал к нам, будь внимателен на дорогах, соблюдай правила дорожного движения, приезжай к нам с друзьями!
До свидания, Ежик!
До свидания, ребята!
Рефлексия:
– Ребята вам понравились улицы нашего города, что особенно? (Ответы детей.)
– Ребята, какое хорошее дело мы сегодня совершили? (Ответы детей.)
– Я очень рада, что вам понравилось. И я уверена, что вы будете и дальше соблюдать все правила дорожного движения на улицах нашего города.