Куликова Оксана Сергеевна
Учитель-логопед
МДОУ ДС ДЕЛЬФИНЕНОК Р.П. СРЕДНЯЯ АХТУБА
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191461
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольном учреждении», в условиях реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Познавательный проект «Планета ребусов»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191461


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЕНОК» Р.П.СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Познавательный проект 

«Планета ребусов»

в подготовительной группе

компенсирующей направленности № 6 «Семицветик»

  

               

                                       Подготовили:

                        Куликова О.С., учитель – логопед

первой квалификационной категории,

Чередниченко Л. И., воспитатель

                               первой квалификационной категории

                              

                                                                           

                                          

Апрель 2024г.

Познавательный проект 

«Планета ребусов»

(паспорт проекта)

Вид проекта: краткосрочный, познавательный. 

Сроки реализации:   с 11.03.2024 по 11.04.2024

Участники проекта: Дети подготовительной  группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Актуальность 

Современные подходы к образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы.

Разгадывание различных ребусов— гимнастика для развития интеллекта детей, увлекательный способ развития мышления. Ребус развивает логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память, внимание и

правописание. Ребусы развивают фонематическое восприятие детей.

Дети практически закрепляют звукобуквенный анализ слов, при разгадывании ребусов, что является фундаментом грамотного письма и чтения (особенно составление ребусов.)

Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас. Разгадав неизвестное понятие, дети задумываются о его значении. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.

Проблема. 

Занимаясь с детьми,  заметили, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. 

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

  Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы,   было принято решение организовать проект  «Планета ребусов»

Цель проекта:  Научиться приёмам и правилам разгадывания ребусов. 

 Развивать речь детей и познавательные способности посредством использования (разгадывание и составление) ребусов. 

Создать условия для  развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи проекта: 

.Формировать умение у детей разгадывать ребусы разного типа.

– Активизировать и обогащать активный словарь детей.

– Развивать мыслительную деятельность,  фонематическое восприятие и слух.

– Формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слов. 

– Мотивировать детей к использованию ребусов  в повседневной жизни;

– Пополнить предметно – развивающую среду в группе  новыми  играми, пособиями.

Ожидаемый результат:

Дети познакомятся с понятием «ребус», с  правилами и алгоритмом решения ребусов, а также с приёмами, которые  употребляются при составлении ребусов. Научатся решать ребусы и  составлять новые. У детей появится интерес и инициатива к решению ребусов.

Пополнится предметно – развивающая среда в группе  новыми  играми, пособиями.

План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта

Этапы Мероприятия
Подготовительный этап Определение темы, целей, задач и содержания проекта.
Подбор методической литературы, создание презентаций.

Подготовка  ребусов  разных уровней сложности.Основной этап

– Беседа с детьми «Что такое ребусы и для чего они нужны»

– Просмотр презентаций

Дидактические игры:

«Составь фигуру», «Логика», «Путешествие в страну Алфавит», «Танграм», «Что лишнее», «Веселый лабиринт», «Буквы», «Обучение грамоте»

-Рассматривание образцов выкладывания изображений из разных головоломок

Проведение НОД: 

«Путешествие в страну Ребусов» 

Знакомство с понятием «Ребусы», с видами ребусов;  правилами и алгоритмом  разгадывания ребусов.

«Игры-головоломки» 

учимся разгадывать простые ребусы.

«Веселые загадки» – 

учимся разгадывать сложные ребусы.

Учимся составлять простые  и сложные ребусы 

Познакомить с приемами  составления ребусов.
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями.

Заключительный этап

Итоговое открытое мероприятие «Ребусные гонки» – закрепление знаний, умений составлять и решать ребусы.

Презентация проекта

   Использование ИКТ

 Просмотр презентаций: 

– «История возникновения ребусов», 

– «Ребусы для начинающих»,

– «В стране Ребусов», 

– «Ребусы для детей в картинках»

– Видеоуроки «Планета Ребусов»

– интерактивная игра  «Ребусные гонки»

 

Дидактические игры: «Логика», «Читаем буквы», «Танграм», «Ребусы», «Этапы создания ребусов», «Наблюдательность»

Дидактическое пособие: 

Рабочая тетрадь  «Решаем ребусы», развивающее многофункциональное пособие «Планета Ребусов», дидактическое пособие «Угадай, кто я?» (созданное детьми).

Картотеки: «Ребусы по лексическим темам», интерактивная картотека «Ребусы».

Взаимодействие с родителями:

‒Консультации: «Ребусы – увлекательный способ развития мышления», «Ребусы для детей».

Видеоуроки  «Планета Ребусов»

Акция для родителей «Решение ребусов – зарядка для ума»

Родители.

Изготовили  дидактические игры «Весёлая Азбука», «Ребусы»,  «Угадайка».

Педагоги

Информационно-просветительская работа с родителями.

Провели открытое мероприятие «Ребусные гонки» для детей нашей группы и подготовительной группы комбинирующей направленности №10. Дети распределились на три команды. Разгадывали ребусы разной сложности.  Играли в логоритмические игры: «Море», «Пилот».  Дети закрепили знания, умения составлять и решать ребусы, научились: быть внимательными, наблюдательными, анализировать слова, сопоставлять и сравнивать, выделять главное, убирать лишнее, а это значит –  научились мыслить!

Результат.

В процессе проекта у детей сформировано  умение  разгадывать ребусы разного типа. Дети проявляют творческие способности при создании ребусов. Проявляют инициативность и самостоятельность. У детей сложились  предпосылки грамотности. Повысился уровень познавательной и творческой деятельности, улучшилось состояние речи детей, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.

Улучшились  навыки коллективной работы. Пополнена предметно – развивающая среда дидактическими играми.

Познавательный проект «Планета ребусов»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram