МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЕНОК» Р.П.СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательный проект
«Планета ребусов»
в подготовительной группе
компенсирующей направленности № 6 «Семицветик»
Подготовили:
Куликова О.С., учитель – логопед
первой квалификационной категории,
Чередниченко Л. И., воспитатель
первой квалификационной категории
Апрель 2024г.
Познавательный проект
«Планета ребусов»
(паспорт проекта)
Вид проекта: краткосрочный, познавательный.
Сроки реализации: с 11.03.2024 по 11.04.2024
Участники проекта: Дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Актуальность
Современные подходы к образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы.
Разгадывание различных ребусов— гимнастика для развития интеллекта детей, увлекательный способ развития мышления. Ребус развивает логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память, внимание и
правописание. Ребусы развивают фонематическое восприятие детей.
Дети практически закрепляют звукобуквенный анализ слов, при разгадывании ребусов, что является фундаментом грамотного письма и чтения (особенно составление ребусов.)
Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас. Разгадав неизвестное понятие, дети задумываются о его значении. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.
Разгадывание ребусов прекрасное развивающее и в то же время весёлое занятие. Ребусы прекрасно развивают находчивость и сообразительность.
Проблема.
Занимаясь с детьми, заметили, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, было принято решение организовать проект «Планета ребусов»
Цель проекта: Научиться приёмам и правилам разгадывания ребусов.
Развивать речь детей и познавательные способности посредством использования (разгадывание и составление) ребусов.
Создать условия для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
– .Формировать умение у детей разгадывать ребусы разного типа.
– Активизировать и обогащать активный словарь детей.
– Развивать мыслительную деятельность, фонематическое восприятие и слух.
– Формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слов.
– Мотивировать детей к использованию ребусов в повседневной жизни;
– Пополнить предметно – развивающую среду в группе новыми играми, пособиями.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с понятием «ребус», с правилами и алгоритмом решения ребусов, а также с приёмами, которые употребляются при составлении ребусов. Научатся решать ребусы и составлять новые. У детей появится интерес и инициатива к решению ребусов.
Пополнится предметно – развивающая среда в группе новыми играми, пособиями.
План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта
Этапы | Мероприятия |
Подготовительный этап | Определение темы, целей, задач и содержания проекта. Подбор методической литературы, создание презентаций. |
Подготовка ребусов разных уровней сложности.Основной этап
– Беседа с детьми «Что такое ребусы и для чего они нужны»
– Просмотр презентаций
–Дидактические игры:
«Составь фигуру», «Логика», «Путешествие в страну Алфавит», «Танграм», «Что лишнее», «Веселый лабиринт», «Буквы», «Обучение грамоте»
-Рассматривание образцов выкладывания изображений из разных головоломок
Проведение НОД:
«Путешествие в страну Ребусов»
– Знакомство с понятием «Ребусы», с видами ребусов; правилами и алгоритмом разгадывания ребусов.
«Игры-головоломки»
– учимся разгадывать простые ребусы.
«Веселые загадки» –
учимся разгадывать сложные ребусы.
Учимся составлять простые и сложные ребусы
–Познакомить с приемами составления ребусов.
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями.
Заключительный этап
Итоговое открытое мероприятие «Ребусные гонки» – закрепление знаний, умений составлять и решать ребусы.
Презентация проекта
Использование ИКТ
Просмотр презентаций:
– «История возникновения ребусов»,
– «Ребусы для начинающих»,
– «В стране Ребусов»,
– «Ребусы для детей в картинках»
– Видеоуроки «Планета Ребусов»
– интерактивная игра «Ребусные гонки»
Дидактические игры: «Логика», «Читаем буквы», «Танграм», «Ребусы», «Этапы создания ребусов», «Наблюдательность»
Дидактическое пособие:
Рабочая тетрадь «Решаем ребусы», развивающее многофункциональное пособие «Планета Ребусов», дидактическое пособие «Угадай, кто я?» (созданное детьми).
Картотеки: «Ребусы по лексическим темам», интерактивная картотека «Ребусы».
Взаимодействие с родителями:
‒Консультации: «Ребусы – увлекательный способ развития мышления», «Ребусы для детей».
Видеоуроки «Планета Ребусов»
Акция для родителей «Решение ребусов – зарядка для ума»
Родители.
Изготовили дидактические игры «Весёлая Азбука», «Ребусы», «Угадайка».
Педагоги
Информационно-просветительская работа с родителями.
Провели открытое мероприятие «Ребусные гонки» для детей нашей группы и подготовительной группы комбинирующей направленности №10. Дети распределились на три команды. Разгадывали ребусы разной сложности. Играли в логоритмические игры: «Море», «Пилот». Дети закрепили знания, умения составлять и решать ребусы, научились: быть внимательными, наблюдательными, анализировать слова, сопоставлять и сравнивать, выделять главное, убирать лишнее, а это значит – научились мыслить!
Результат.
В процессе проекта у детей сформировано умение разгадывать ребусы разного типа. Дети проявляют творческие способности при создании ребусов. Проявляют инициативность и самостоятельность. У детей сложились предпосылки грамотности. Повысился уровень познавательной и творческой деятельности, улучшилось состояние речи детей, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
Улучшились навыки коллективной работы. Пополнена предметно – развивающая среда дидактическими играми.