ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЖД детский сад №21
Конспект занятия по логоритмике с применением билатеральной интеграции для детей 4 – 5 лет.
Тема «День Победы».
Автор: учитель – логопед
Синько Алла Анатольевна
2025г.
Цель: профилактика и коррекция речевых и двигательных нарушений, тренировка взаимодействия сенсорных систем путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Образовательные: обогащать, активизировать словарный запас по данной теме (солдат, воин, танк, самолет, корабль, «катюша»); формировать лексико – грамматические категории речи: (существительные, прилагательные, употребление словосочетаний во множественном числе родительного падежа); закреплять навык проговаривания чистоговорок; автоматизировать звук /л/ в прямых слогах, слова с этими слогами.
Развивающие: развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, говорить, петь всем вместе; развивать речевое дыхание и просодическую сторону речи; развивать умение расслаблять мышцы тела, правильно распределяя мышечную нагрузку; развивать мимическую мускулатуру; развивать мелодико-интонационную и темпо-ритмическую стороны речи; развивать общую моторику, координацию речи и движения.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к Родине; формировать знания об исторических событиях своей страны;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности, умения работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, видео и музыкальное сопровождение к занятию, по 2 клависы по количеству детей, канат, мешочки с песком, картонные кружочки: красный, желтый, зеленый.
Ход занятия:
Организационный этап.
- Звучит музыка, затем логопед читает стихотворение Г. Рублева:
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской
Люди, победившие войну.
Педагог: Как называется праздник в честь победителей? (Дети: Праздник в честь победителей называется День Победы). Сегодня мы с вами будем учиться быть такими ловким и смелыми как наши воины – победители.. Скажите, какими должны быть солдаты?
Игра с мячом «Скажи какой» – подбор прилагательных.
- Логоритмическое упражнение «Барабанщики».
Педагог: А что бывает утром во всех городах России в этот день? (Дети: Утром во всех городах бывает парад). А вы хотите стать похожими на героев-победителей и принять участие в параде Победы? (Дети: Да). Предлагаю пройти военную тренировку. Первое упражнение «Барабанщики» Логопед выводит на экран картинку «Барабанщики», предлагает детям взять барабанные палочки и проводит логоритмическое упражнение.
Барабанщик очень занят – Д-Д, д-д-д.
Барабанщик барабанит: Д-Д, д-д-д.
Бей, руками помогай: Д-Д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай: Д-Д, д-д-д.
Учись играть на барабане: Д-Д, д-д-д.
Твой язык послушным станет: Д-Д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся: Д-Д, д-д-д.
Смотри – с ритма не сбивайся: Д-Д, д-д-д.
– Молодцы! Дружно отбивали ритм!
Основная часть.
- Упражнения с канатом.
Педагог: Для того, чтобы стать сильным и ловким солдатом необходимо много тренироваться. Готовы? (Дети: ДА).
Педагог достает из «волшебного мешочка» канат, предлагает детям построится в колонну.
- Пройтись по канату след в след, мешочек лежит на голове.
- Перекрестный шаг через канат.
- Приставной шаг по канату.
- Перекрестный шаг через канат правая рука касается правого колена, левая рука касается левого колена.
- Перекрестный шаг через канат правая рука касается левого колена, левая рука касается правого колена.
- Перекрестный шаг через канат правая рука касается правой пятки, левая рука касается левой пятки.
- Перекрестный шаг через канат правая рука касается левой пятки, левая рука касается правой пятки.
- Речедвигательное упражнение. Игра «Праздничный салют ладошками».
Логопед выводит на мультимедийный экран картинку «Салют» и проводит упражнение.
Педагог: Повторяйте за мной слова, громко выделяя голосом ударный слог. На безударный слог – хлопок ладоням, на ударный слог — хлопок по коленям. (Речевой материал: парад, салют, ветеран, победа, солдат, винтовка, сестрица, рана, пуля, шинель, каска, самолет, пулемет). Замечательно, у вас чуткие ушки.
- Пальчиковая гимнастика с элементами нейрогимнастики «Защитники Отечествава». (автор текста О. Крупенчук).
Логопед выводит на экран видео с пальчиковой гимнастикой «Защитники Отечества», предлагает детям выполнить упражнение.
Защитники отечества Правую ладонь держать горизонтально на уровне груди вниз, а левую сжать в кулак.
Не допустят к нам войну. Менять положение рук.
Бравые солдаты Руки отвести от себя правую ладонь держать горизонтально на уровне груди вниз, а левую сжать в кулак.
Защитят свою страну. Менять положение рук.
Пограничник, вертолѐтчик, врач военный и танкист. Руки соединить перед собой.
А ещѐ – десантник, лѐтчик, снайпер и артиллерист. Поочередно соединять пальцы правой руки с большим пальцем колечком.
- Упражнение на развитие координации и развитие речевого выдоха «Самолет».
Педагог: Какой транспорт используют солдаты? (Дети: грузовик, танк, корабль, самолёт и т. д.) Предлагаю вам полетать на самолёте. Повторяйте за мной:
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место становись!
Педагог: А как же гудит самолёт, кто-нибудь знает? Давайте погудим как самолёты? Летит близко – ЛЛЛ, летит далеко – ллл. (Дети на выдохе произносят звук Л, Л, Л. Логопед контролирует правильность выполнения упражнения – кончик языка за верхними зубами).
- 5. Автоматизация звука Л. Скороговорка «Самолеты».
(Логопед предлагает детям повторить за ним).
Л — летают самолеты,
Начались у них полеты.
Дети: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л.
Логопед. Подберите слова со зв. /л/. Правильно их проговорите.
Слушайте дальше внимательно! Повторяйте за мной.
Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Дети: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.
Внизу лес и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Дети: Ло-ло-ло-ло-ло-ло-ло.
Скачет лошадь по селу.
Самолеты гудят — ЛУ.
Дети: Лу-лу-лу-лу-лу-лу-лу.
Все предметы так малы.
Самолеты гудят — ЛЫ.
Дети: Лы-лы-лы-лы-лы-лы-лы.
- Игра «Будь внимательным!»
Детям предлагается выбрать себе кружок , встать в 3 колонны.(красный, желтый, зеленый) . Те, кто выбрал жёлтый кружок, будут лётчиками, те, кто выбрал синий кружок, будут моряками, те, кто выбрал зелёный кружок, будут солдатами.
Педагог: Когда я подниму жёлтый кружок, лётчики будут двигаться по залу и показывать, как они летят. Когда я подниму синий кружок, моряки будут двигаться по залу и показывать, как они плывут. Когда я подниму зелёный кружок, солдаты будут маршировать на месте.(Музыкальное сопровождение игры).
Игра может проводиться несколько раз, меняя детям кружки.
7.Упражнение на релаксацию: «Замедленное движение».
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Логопед: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье.
- Итог занятия. Рефлексия.
Педагог задает вопросы.
О чем было наше занятие? Ответы детей.
Что запомнили? Ответы детей.
Что понравилось? Ответы детей.