Амбарцумян Лияна Юриевна
преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191532
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации «Педагогика XXI века: инновационные методы обучения»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка открытого (бинарного) занятия с элементами линейного краткосрочного квеста «Художественный стиль речи, его основные признаки. Разговорный стиль речи, сфера использования» (Размышления о медицине в русском языке и литературе)»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №191532


Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Ставропольского края

«Кисловодский медицинский колледж» 

 

Методическая разработка открытого (бинарного) занятия с элементами линейного краткосрочного квеста

«Художественный стиль речи, его основные признаки. Разговорный стиль речи, сфера использования» ( Размышления о медицине в русском языке и литературе)» 

по дисциплинам «Литература», «Русский язык»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело  

                                                

Выполнила 

преподаватель высшей 

квалификационной категории

Амбарцумян Л.Ю.

г. Кисловодск

2024-2025 уч.год

Содержание

 

1.Пояснительная записка_____________________________________________

2.Стандарт_____________________________________________________

3.План занятия__________________________________________________

5.Список используемых источников_________________________________

4.Приложение___________________________________________________

 

Пояснительная записка

на методическую разработку открытого бинарного занятия  по дисциплинам: «Русский язык», «Литература» с элементом линейного краткосрочного квеста на тему «Художественный стиль речи, его основные признаки. Разговорный стиль речи, сфера использования»(Размышления о медицине в русском языке и литературе). В данной разработке дается форма бинарного занятия с элементом квеста. Студентам было предложено поучаствовать в роли активных участников, несмотря на необычность проведения занятия, в условиях совмещения двух дисциплин и без прохождения этапов каждой группы (т.е.в формате веб- квеста). Уникальная возможность совместить официальную часть с элементами квестовой игры, что дает возможность участвовать всем студентам без исключения. Такого рода занятие расширяет площадку возможностей, как для преподавателя, так и для студентов и все же  максимально формирует представления о стилях речи.

 

Стандарт

Освоение темы «Художественный стиль литературы, его основные признаки. Разговорный стиль речи, сфера использования» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; 

-готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); 

  • метапредметных: 

– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; 

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; 

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 

-актуализация знаний  о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

-повторение материала о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

-формирование умения находить характерные для каждого стиля признаки.

 

  • предметных:

– сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; 

– сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; 

– владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 

– знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; 

– сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 

– способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 

– владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

 

План занятия

 

Тема занятия «Художественный стиль речи, его основные признаки. Разговорный стиль речи, сфера использования»

Дата проведения:  30.09.2024 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс – 1, группа- 130 М

Дисциплины:  Литература, русский язык

Цель занятия:  сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Задачи занятия:

Обучающая: создать условия для освоения теоретических понятий, которые способствуют более глубокому анализу художественных произведений. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности студентов,

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

 изученное.

Развивающая:  способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить студентов к исследовательской деятельности.

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательная: прививать любовь к  художественному слову,

воспитывать эстетические и этические качества личности,

воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: -анализ, синтез, группировка, обобщение.

Междисциплинарные связи: история, медицина

Внутридисциплинарные связи: литература, русский язык

Место проведения: аудитория № 18

Тип занятия:  бинарное занятие с элементом квеста

Вид урока:  занятие – обобщение и  систематизация знаний.

Количество часов: 2 часа

Обеспечение занятия: Иллюстрации, раздаточный материал   

Техническое оснащение занятия: ИКТ

Литература: учебник по дисциплине «Русский язык » под редакцией Горбацевича, учебник по дисциплине «Литература» под редакцией Обернихина

Студент должен знать:

-развивать умение работать с информацией на занятии, связно излагать мысли;

– сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Студент должен уметь:

1.анализировать и оценивать изученное произведение; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; главный конфликт и систему образов; особенности композиции; средства изображения образов; род и жанр произведения, авторское отношение к изображенному; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

2.владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи, выразительно  читать изучаемые произведения;

3.работать с биографическими материалами.

Структура занятия:

 

  1. Организационный момент 5 мин.
  2. Цель и задачи занятия (мотивация) 10 мин.
  3. Проведение  бинарного занятия с элементом квеста

 (путешествие в мир стилей.)                                      60 мин    

  1. Рефлексия                     10 мин.

6.Подведение итогов и домашнее задание                     5мин

Ход занятия:

Организационный момент:

1.Оргмомент. Мобилизация внимания студентов. Определение задач  и целей занятия

Студенты размещаются на рабочих местах, преподаватель  отмечает отсутствующих на занятии.

Слово … первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения.

А. А. Потебня

Цель и задачи занятия(мотивация):

Здравствуйте, ребята! Я хотела бы Вас попросить повернуться к своему соседу по парте. Давайте посмотрим в глаза друг другу, улыбнемся, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, доброго здоровья, успехов!

Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что слово «здравствуйте» является волшебным! Как вы думаете, почему? (Ответы).
Слово «здравствуйте» – это пожелание другому человеку здравия, то есть здоровья и долгих лет жизни. Люди, встречаясь, здороваются и желают друг другу при встрече добра и здоровья.                           

На протяжении нескольких занятий мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую  окраску. 

 

Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать –
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, –
Нужно стили речи знать!

( Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.)

– Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

( Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.)

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. 

Русский язык является одним из самых развитых языков мира. Давным-давно привыкнув к книге, мы принимаем ее как нечто, без чего теперь и немыслим наш быт. Но ведь книга является одним из самых удивительных открытий, сделанных когда-либо человеком.

    Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, – все равно, что оценить, скажем, певца только по репертуару.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью.

   В языке художественной литературы используются слова различных стилей: диалектизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, профессионализмы, книжные, разговорные слова, эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, гиперболы и литоты, ирония, перифразы и т.д.

   Язык художественной литературы представляет собой одну из разновидностей литературного языка и может выходить за пределы норм литературного языка.

   Художественная литература влияет на развитие русского литературного языка. Крылатые выражения писателей употребляются в языке, обогащая русскую речь: слона-то я не приметил(И.Крылов), счастливые часов не наблюдают(А.Грибоедов), не по чину берешь(Н.Гоголь), его пример другим наука(А.Пушкин), как бы чего не вышло (А.Чехов).

   Пословицы, поговорки, меткие крылатые выражения делают нашу речь выразительной, эмоциональной.

   Мы, читатели, обогащаем свою речь, учимся мыслить, строить высказывания. Анализируя художественные тексты, мы осваиваем нормы и правила русского языка, изучаем типы речи, стилистические особенности текстов.

  Сегодня на уроке мы и рассмотрим значимость слова в художественной литературе и отправимся в мир стилей речи ,перелистаем воображаемую книгу. На каждой страничке мы будем останавливаться и закреплять знания, которые подготовлены для вас ! Заранее группу поделили на 5 команд. Каждая команда работает в единой дружной команде. За определенное время необходимо выполнить ряд заданий по каждой страничке. В конце занятия эксперты посчитают количество баллов и определится, таким образом,команда- победитель!

Наша книга состоит из нескольких страниц.

СТРАНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА

      

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной  степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

 

 Каждый из команд получает по одному  примеру текста. для мозгового штурма)

    Задача – определить стиль речи.

  1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).
  2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).
  3. 3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

  1. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).
  2. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)
  3. 6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).
  4. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)
  5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).
  6. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).
  7. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

     11.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный)

  1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. 2.  Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.
  2. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».
  3. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
  4. Привет! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. И это круто!
  5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

 

 

 

 

Задание . К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ
книжный разговорный Стиль художественной литературы
Научный деловой публицистический
Тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание . Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.

Дорогому товарищу директору

мебельной фабрики Николаеву И.П.

от уважающего Вас Иванова Н.И.

заявление.

Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.

Иванов

 

 

ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЧКЕ

 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА

 

  1.  Работа с фрагментами текста. Текст отпечатан и разрезан по абзацам.

Задание:  Соберите части текста в такой последовательности, чтобы у вас получился текст.

  1. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
  2. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
  3. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете.
  4. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
  5. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавшимися волнами.

 

Задание  Написать  по мотивам сказки «Курочка ряба» или «Колобок».

МЕДИЦИНСКАЯ СТРАНИЦА.

Почему медицинская? Наверно, потому, что мы имеем непосредственное отношение к медицине.

Попробуем обратиться к научной (мед. терминологии) и выполнить ряд заданий, которые помогут вам разобраться больше о научном стиле.

ЗАДАНИЕ.

Составьте смысловые цепочки слов.

Например: желудок – гастрит – терапевт.

На магнитной доске карточки со словами: зубы, инфаркт, кардиолог, сердце, кариес, стоматолог, горло, ангина, лор.

Дополнительные вопросы.

  1. Как называются слова инфаркт, кардиолог, кариес и др. с точки зрения их употребления? (Профессиональные).
  2. Знания какого раздела науки о языке помогли выполнить задание? (Фонетика).
  3. Найдите среди слов такое, в котором звуков больше, чем букв.

( Кариес).

  1. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Сердце).

Ребята, а в каких случаях применяют эти лекарственные препараты?

Анальгин – боль,

Валидол – сердце,

Уголь – желудок,

Йод – рана,

Цитрамон – голова,

Мукалтин – кашель.

Оказать первую медицинскую помощь вам поможет «Аптечка». Из чего же она состоит? Выберите из данных слов (словосочетаний) необходимое и объясните своё мнение. ( оборудование – для демонстрации медицинская аптечка)

Бинт ст…рильный, ле…копластырь, жгут р…зиновый, йод, губная помада, з…лёнка, переки…ь в…дорода, стрептоц…д, сердеч…но-сосудистые средства, …нальгин, ж…дкость для мыт…я посуды, т…рмометр, крем для лица, пипетки, ш…мпунь, зубная паста, уголь акт…вированный, в…тамины, шприц….

(После выполнения этого задания предлагается провести фронтальное обсуждение- учащиеся высказывают свои мнения, ведущий корректирует, рассматриваются составляющие компоненты аптечки).

 Предлагаю игру «Синонимы». Замените слова синонимичными по смыслу.

Эскулап, микроб, зараза, отравление, нарыв, сердцевед, больничный, лечебница, обеззараживание, обезболивание, градусник, повальная болезнь, ядовитый, хирургическое вмешательство.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте правописание по орфографическому словарю.

Г..м..гл..бин, эп..демия, л..б..ратория, п..циент, п..л..кл..ника,

к..р..нтин, д..агноз, в..кцина, г..г..ена, д..з..нфекция, м..д..к..менты.

 Нижеперечисленные средства рекомендуется иметь в домашней аптечке. Соедините линиями название лекарства и его назначение.

Аспирин, анальгин Антисептические средства
Нашатырный спирт При обмороках
Свинцовая примочка Дезинфицирующие средства при легких пищевых отравлениях
Активированный уголь,фестал Для смазывания или полоскания при болезнях носоглотки
Фурацилин,

настойка календулы

При ожогах,для смазывния небольших ран и трещин кожи
Борная кислота, настойка йода,

Марганцовка

При ушибах
Стрептоцидовая мазь,

синтомициновая мазь

Болеутоляющие и жаропонижающие средства

Ведущий: Игровой момент. Соберите из рассыпанных букв слова – лекарства.

АНАЛЬГИН – АГИЛЬНАН

НОШПА – ПАШНО

ВАЛИДОЛ – ЛОДИВАЛ

СПИРТ – ТРИПС

Лекарства – это хорошо, когда знаешь, какое и когда и зачем принимать. Но не будем забывать о том, что лекарства окружают нас повсюду – это растения.

Выберите слова, вставьте пропущенные буквы.

П…ртуссин ,сироп с…лодкового корня, йод, лимонад, йо…, з…ленка, бромг…ксин, леденцы лакрич(?)ные, мё…, м…локо, липовый ч…й, мороженое, инг…ляции.

Врачи бывают разной специализации, и каждый из них занимается лечением отдельно взятых заболеваний. Давайте попробуем назвать врачей-специалистов, ведь нам известно только то, что они лечат:

– врач, занимающийся лечением детских болезней

– врач, занимающийся болезнями, которые требуют оперативных методов лечения

– врач, занимающийся заболеваниями уха, горла, носа

-врач, занимающийся заболеваниями опорно-двигательного аппарата

-врач, занимающийся заболеваниями сердечно-сосудистой системы

-врач, занимающийся заболеваниями полости рта

-врач – специалист по глазным болезням

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь и нам с вами самое время сделать несколько упражнений. Зарядка «Члены предложения». . (Какое это предложение по цели высказывания?).

  1. Недостаток солнца вызывает плохое настроение.
  2. Утром открывайте форточку и проветривайте свою комнату3. Жевательная резинка портит зубы.
  3. Морковь замедляет старение организма.
  4. Бананы поднимают настроение.

 Так что же нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Правильно. Переходим на следующую страницу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

Улыбка – лучшая таблетка.

Говорят, что трёхминутный смех заменяет 15-минутную гимнастику. По мнению учёных, влияние настроения на здоровье человека так же важно, как правильное питание и физические упражнения. Что же помогает нам улучшить настроение?

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Прочитайте текст, вставьте буквы. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки погружают нас в состояние невесомост… Всё наше тело медленно ра(с,сс)лабляется, кровеносные сосуды ра..ширяются, сер..це начинает би(ть,т)ся ровнее,полностью исчезают напряжение в теле и г..л..вная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

Итак, сейчас осень. Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятности в личной жизни или в школе, то это немедленно скажется на состоянии здоровья. Не расстраивайтесь, что у вас нет аквариума дома. Есть разные способы поднять настроение:

– пообщайтесь с жизнерадостными людьми;

– посмотрите весёлую кинокомедию;

– послушайте любимую музыку;

– съешьте что-нибудь вкусненькое;

– поставьте в своей комнате букет цветов

и ваше настроение улучшится. А ещё, ребята, будьте разнообразными и любознательными, не бойтесь пробовать и эксперементировать!  Это так здОрово и здорОво!!!. 

Подведение итогов

 Рефлексия.

Итак, сегодня мы говорили о стилях речи и о том, что поможет их сохранить. Давайте вместе подведём итоги всему, что вы слышали.

Я искренне Вам желаю быть здоровыми и счастливыми. Хотя, наверное, одного пожелания недостаточно, нужно сразу делать первые шаги к его реализации. Потому с пожеланием «быть здоровыми» я хочу подарить Вам источник вдохновения-?????А мне бы хотелось, чтобы вы подарили мне свои впечатления от занятия. В конце занятия происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Студенты  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал… 
  • Было интересно… 
  • Было трудно… 
  • Я выполнял задания… 
  • Я понял, что… 
  • Теперь я могу… 
  • Я почувствовал, что… 
  • Я приобрел… 
  • Я научился… 
  • У меня получилось … 
  • Я смог… 
  • Я  попробую… 
  • Меня удивило… 
  • Урок дал мне для жизни… 
  • Мне захотелось…

  Домашнее задание.

 

     

А вы помните, я просила напомнить…про социальные сети

Скажите, пожалуйста, вы можете определить стиль речи в социальных сетях?

В последние годы формируется особый стиль речи: рекламы и соц.сетей. А почему? Нет. (общение, новости, опросы…): анонимность, языковая игра, нарочитое игнорирование некоторых норм…

В учебниках вы этой информации еще не найдете. А может быть, ваши дети уже будут изучать не 5, а 6 и более функциональных стилей речи.

Как бы вы в соц. сетях рассказали о нашем занятии. Это может быть предложение или слоган. О том, что больше всего вам запомнилось.

Б) Написать инструкцию «Как правильно выгуливать собаку» или «Как правильно и безопасно передвигаться по лестнице», «Как смотреться в зеркало»

Инструкция “Как надо писать инструкцию”.

  • определить, какие действия надо совершить при выполнении той или иной работы
  • расположить их в определённой последовательности
  • использовать слова, указывающие на последовательность действий

писать кратко, чётко, точно, не выражая собственного отношения к тому, о чем повествуешь

 

Список использованной литературы

 

  1. Сборник рабочих программ по русскому языку: 10-11 кл.: Базовый
    уровень / Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2017. –
    92с.
  2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.
    для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М.
    Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2018. – 351с.
  3. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П., Егорова Н. В. Поурочные
    разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система
    планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к
    ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2017. – 320с.
  4. Риторика: Методические рекомендации / Под ред. Т. А.
    Ладыженской. – М.: Издательский дом “С-инфо”; Издательство
    “Баллас ЛТД”, 2020. – 128с.
  5. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.
    Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Издательство
    “Баласс”; Издательство “Ювента”, 2018. – 176с.

1.В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

2.Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. 

3.Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

4.Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. 

5.Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. 

 

3.Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

4.Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. 

1.В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

5.Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. 

2.Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. 

 

Методическая разработка открытого (бинарного) занятия с элементами линейного краткосрочного квеста«Художественный стиль речи, его основные признаки.Разговорный стиль речи, сфера использования»(Размышления о медицине в русском языке и литературе)»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram