Фомин Вадим Андреевич
6 «В» класс
Руководитель: Фомина Светлана Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №46 с УИОП город Сургут
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №125934
Всероссийский конкурс сочинений для школьников «Серебряное перо», в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка
Наименование конкурсной работы: Традиции семейного чтения
Итоговая оценка: 1 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №125934


Всероссийский конкурс сочинений для школьников «Серебряное перо», в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка

«Традиции семейного чтения»

 Фомин Вадим Андреевич, 

учащийся 6 класса МБОУ СОШ №46 с УИОП

 города Сургута

     Учитель Фомина С.В

Сургут, 2023

 

«Традиции семейного чтения»

В конце учебного года, уходя на каникулы, учитель литературы рекомендует нам список книг, которые мы должны прочитать летом. А в сентябре кто-то забудет про него, кто-то объяснит, что всё лето был на море, а там негде книги взять, кто-то был в деревне, а там других дел хватает…Но не подумайте, что все такие в нашем классе. Есть и другие, которым нравится читать, для которых книга не является помехой ни на отдыхе, ни в учёбе. Кода мне что-то непонятно, то я всегда задаю вопросы маме и получаю на них  ответ.

 Меня волновало, почему люди современного общества стали так мало читать? Почему книга утратила былую популярность, а люди перестали ходить в библиотеки? Почему сейчас не  принято обсуждать  и делиться впечатлениями о прочитанном, а дарить книги в качестве подарка и вовсе стало немодно? Неужели традиции семейного чтения  – пережитки давно ушедшего прошлого, которые постепенно исчезают из нашей жизни и никогда уже не смогут возродиться? 

И мама мне объяснила, что много лет назад в России существовали прекрасные традиции семейного чтения. Именно в семье прививался интерес к художественному слову и красоте русского языка. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить, развиваться и передаваться из поколения в поколение. Мы с мамой, в рамках школьного проекта «Семейные ценности»,  решили провести опрос среди учащихся моей школы, попросив ответить на вопрос: « Какой досуг вы выберете в субботний вечер?» Я не ожидал, что только 5% выбрали чтение книг, а совместное чтение с родителями устраивает только 8%. Очень жаль, что чтение книг, да и сами книги  уходят на второй план динамичной жизни современных людей. Но для меня, как и для моей семьи, это настоящая проблема. Бабушка всегда говорит: «Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете». У дедушки тоже есть любимое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». Для меня- это истинная правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний, перестает мыслить. 

Мы вместе с мамой считаем, что традиции семейного чтения в России необходимо возрождать, так как возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, спокойствие и  тепло духовного общения, а самое главное – уверенность в завтрашнем дне. Домашнее чтение в семье – важно! Родители должны читать книги, так как они на своем собственном примере смогут приобщить детей к чтению. Ведь читающая молодежь – это “мыслящая” молодежь, и именно за ней будущее России. 

Но время идет, а прогресс не стоит на месте. Общество динамично развивается, меняется среда, социум уже не тот, что прежде, и, кроме чтения книг, есть то, что поможет заполнить свободное время: кабельное телевидение с огромным множеством увлекательных каналов,  видео, с захватывающими западными фильмами и мультфильмами, большое количество развлекательных телепрограмм. Удобно и просто, не так ли?  Не надо «напрягаться»  и думать, пытаться понять, что хочет донести автор читателю, искать скрытый смысл между строк книги, извлекать какую-то мораль, а самое главное – мыслить! Другими словами, человеку теперь попросту лень и неинтересно читать поучительную литературу, и как следствие, ему становится это ненужным.

Неужели, с развитием информационных технологий в книгах и вовсе отпадает необходимость. Трудно сейчас найти человека, который бы не знал, что такое компьютер или Интернет, планшет или Skype. Техника все больше укрепляется в жизни каждого человека. Но так ли это хорошо? У многих сейчас есть планшет или электронная книга, а чтение электронных версий и вовсе стало модной новинкой.  Информационная паутина целиком и полностью захватила нашу жизнь. Поиск необходимой информации через интернет-ресурсы, “не выходя из дома”, сидя в удобном кресле перед монитором, стал теперь еще проще и доступнее, достаточно в поисковике вбить слово, и в ту же секунду появляется то, что Вы ищете. Какая экономия времени, не правда ли? Но не всё так просто, оказывается. При подготовке к исследовательской работе по русскому языку мы столкнулись с большими трудностями и массой проблем, пользуясь Интернет-ресурсами “сидя на диване”. Мне нужно было создать “Энциклопедию слова “ПОМОЩЬ”. Для этого необходимо было найти и собрать  информацию в различных словарных источниках. Бесспорно, Рунет помог мне сэкономить время при поиске литературы в Интернет-ресурсах. Да и выходить из дома не надо было. Однако было много ошибок в текстах, которые выбрасывал нам интернет, частые опечатки. 

Для того, чтобы качественно выполнить работу и собрать достоверную информацию, мы воспользовались услугами библиотек города Сургута. Пересмотрев большое количество различных словарных источников, нам удалось найти то, что мы искали и в полном объеме. Результатом работы остались  довольны! 

А теперь я хочу рассказать вам о традиции семейного чтения в нашей семье, где  из поколения в поколение передается любовь к книгам и к самому процессу чтения. У нас все очень любят читать, интересуются новинками литературы и не могут представить себе жизни без книг. Книга для нас до сих пор остается чем-то очень священным, таинственным и загадочным. Трепетное отношение к книге переходит в нашей семье от родителей к детям.   Чтение является обязательным атрибутом повседневной жизни каждого члена семьи. Несмотря на усталость, суету, загруженность и отсутствие времени, всегда должна “найтись минутка” для чтения. Чтение – это увлекательное путешествие в совершенно иной, непохожий на реальность мир. Чтение книг придает нам вдохновение и силы. Книги развлекают и увлекают. Они заставляют нас плакать и смеяться. А также дают утешение и показывают выход из тяжелого положения. Читая книгу можно испытать разнообразные эмоции и чувства, от грусти и печали до радости и даже смеха, от обиды и горечи до глубокого возмущения и негодования.  Летом мои родители отправляли часто  меня в город Калач-на-Дону. Летние каникулы я проводил с прабабушкой – это самое лучшее было время в году.  Её звали Валентина Ильинична. Прабабушка всю жизнь проработала лаборантом на хлебоприёмном пункте В те времена сложно было купить хорошие книги, в магазинах их не было, в библиотеках были, но в единственном экземпляре и достать их было проблематично. Но моя прабабушке ударно трудилась. А самым достойным вручали в качестве поощрения подписку на сборники сочинений известных писателей. Со временем образовалась большая библиотека. Что может быть приятнее, чем послеобеденный отдых с интересной книгой в руках. Мы любили с прабабушкой читать друг другу вслух, иногда читали вместе, по ролям.

 Несмотря на то, что в доме прабабушки была собрана большая коллекция книг, моя бабушка была записана в двух библиотеках города. Как она рассказывает, они ходили в Детскую городскую библиотеку каждую субботу с большим желанием. Могли часами просиживать среди книжного царства, что-то выбирая и разыскивая, пролистывая книгу за книгой, разглядывая и обсуждая. Чем “потрепаннее” была  книга, тем лучше. Мы думали, что  эта книга пользуется популярностью среди читателей, значит, надо брать. Регулярно в библиотеке устраивались литературные вечера, приглашались поэты и писатели, которых слушали, “затаив дыхание”. А еще бабушка часто участвовала в театральных постановках, короткие спектакли показывали младшим школьникам. Теперь моя бабушка работает учителем.

Моя мама тоже любит читать, хоть времени на это всегда не хватает. Я хорошо помню тот момент, когда мама в первый раз взяла меня с собой в библиотеку, мне было тогда года четыре. Сколько положительных эмоций я тогда испытал: радость от того, что я в первый раз в большой библиотеке, удивление от огромного количества увиденных мною книг, восторг и восхищение от обстановки, которая царила в библиотеке – тишина, спокойствие и умиротворение. Теперь раз в две недели я обязательно хожу в детскую библиотеку около дома. В основном я выбираю книги о Великой Отечественной войне, потому что мне нравится читать рассказы и повести о том непростом времени. Иногда я выбираю веселые и поучительные рассказы о  жизни детей. Всегда извлекаю для себя что-то новое и полезное. Но признаюсь честно, поход в библиотеку – это больше инициатива моих родителей, нежели моя. Возможно, со временем, когда я подрасту и буду более сознательным и смышленым, я буду сам, без напоминания взрослых, заглядывать в библиотеку и выбирать книги.

А ещё я люблю дарить книги. Книга – это самый лучший подарок, который был, есть и будет во все времена. Мои родители на праздники иногда дарят мне, друзьям и близким в качестве подарка книги. Уважаемые взрослые, покупайте и дарите своим детям книги как можно чаще, тем самым, приглашая их каждый раз в сказку! 

В нашей семье практикуется домашнее чтение. Когда я был маленьким, мы с мамой каждый день много читали, а точнее, мама читала вслух, а я внимательно ее слушал. До сих пор я помню наизусть короткие веселые потешки, считалочки и стихи А.Барто, С.Я.Маршака,  С.Михалкова. А как я любил слушать Русские народные сказки! Я мог часами их слушать. А когда меня в два года отдали в детский сад, воспитатели очень удивились, узнав, что я знаю все буквы. И это все потому, что мы каждый день с мамой читали! Меня приучили читать вслух. Даже сейчас, изучая в школе произведение по литературе, я читаю его громко и с выражением, а потом обязательно пересказываю, так постепенно развивается моя речь и пополняется словарный запас. Эту школу чтения сейчас и мой младший брат осваивает, а я даю ему ценные советы.

Мне кажется, что читать вместе и вслух надо даже тогда, когда ты уже сам можешь читать самостоятельно. Мне хочется  дать один очень важный, на мой взгляд, совет всем взрослым, простой в исполнении, не требующий дополнительных материальных вложений, но дающий потрясающие результаты: “Уважаемые родители! Если Вам не хватает времени на общение со своим ребенком, то возьмите книгу и прочитайте хотя бы одну страничку вместе с ним, и Вы найдете то, о чем можно поговорить со своим ребенком, кроме учебы!” Мы даже с мамой составили несколько таких советов и с удовольствием дарим всем.

Семейное чтение – компенсирует дефицит общения, а время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, появляется желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. 

В заключение хотелось бы сказать, что традиции семейного чтения  – это прекрасные традиции, которые должны быть в каждой семье. Мы считаем, что это не пережитки давно ушедшего прошлого, а отсутствие культуры отдельно взятой семьи. Традиции семейного чтения должны жить, развиваться и обязательно передаваться в каждой семье из поколения в поколение. И только тогда наша Великая страна – Россия станет самой мощной сверхдержавой!

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении – это чудо! Вновь вместе вернуться в мир детства – это чудо! Не спешите оставлять детей одних. Пусть Вам будет интереснее втроем, вчетвером, всей семьей, большой или малой, отдайте свое сердце ” чтению”, и тогда Вас будет ожидать…ЧУДО!

А это от нашей семьи всем вам!

КАК ВОЗРОДИТЬ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ?

  1. Читайте сами, читайте с удовольствием, показывая ребенку пример.
  2. Чаще читайте своему ребенку вслух, даже когда ребенок начинает читать сам. Ведь чтениедля ребенка – это прежде всего общение с родителями.
  3. Читайте все вместе по ролям. Ребенку, вероятно, будет интересно почитать вместе с Вами, распределив прямую речь персонажей произведения по ролям. 
  4. Предложите ребенку почитать Вам, когда Вы заняты домашними делами. 
  5. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой.
  6. Читайте немного, но регулярно. 
  7. Сделайте из простого чтения семейную традицию: ежевечернее чтение в кругу семьи или чтение перед сном. 
  8. Обсуждайте прочитанную книгу, записывайте названия произведений в дневнике или на «доске почета», рисуйте героев.
  9. Не настаивайте, если ребенок дочитал книгу до половины и не хочет заканчивать. Принуждение ребенка к чтению – дело малоперспективное.
  10. Не заставляйте ребенка читать. Заставляя ребенка читать, вы не заставите его полюбить чтение.
  11. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства.
  12. Дарите ребенку книги.   Книга – лучший подарок.
  13. Выбирайте книги в магазине, в библиотеке яркие, красочные и вместе. 
  14. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  15. Хвалите ребенка за прочитанное произведение! 

Успехов Вам!

Традиции семейного чтения