Бровкина Татьяна Сергеевна
учитель географии
МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №126863
Всероссийский конкурс «Исследовательская работа», в рамках федерального проекта Учитель будущего
Наименование конкурсной работы: «Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №126863


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»
Всероссийский конкурс «Исследовательская работа»,

в рамках федерального проекта Учитель будущего

Тема: «Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Автор: 

Бровкина Татьяна Сергеевна, 

учитель географии 

МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2» 

Москва

2023

 

Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися на уроках географии и во внеурочной деятельности

Данная методическая разработка направлена на исследование педагогических условий, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности школьников среднего и старшего звена.

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Цель методической разработки – обобщение опыта по организации исследовательской деятельности обучающихся в пространстве урока и дополнительного географического образования. 

Объект исследования: процесс преподавания школьного курса географии.

Предмет исследования: использование проектной технологии в преподавании географии.

Гипотеза: использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по географии позволит повысить качество знаний обучающихся.

Задачи методической разработки:

  1. Изучение состояние проблемы развития исследовательской деятельности
  2. Проведение отбора методик для выявления уровня развития исследовательской деятельности у обучающихся
  3. Разработка содержания работы по развитию исследовательской деятельности у обучающихся
  4. Обобщение теоретических и практических результатов исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В условиях перехода на ФГОС третьего поколения перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих обучающимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно- исследовательской деятельности. Они становятся исследователями, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу школьников так, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектная и исследовательская деятельность школьников прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый должен быть обучен этой деятельности. Программы всех общеобразовательных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Согласно ФГОС третьего поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС? Как использовать её в урочное и внеурочное время?

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

– Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

– инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.

– основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.

– одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС третьего поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности, а также определить ее главные цели и задачи.

Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Главной целью учителя в реализации научно-исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. 

Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. 

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся:

Научная деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему научно- исследовательский подход к обучению. Учитель, руководящий научной деятельностью учащихся, должен:

  • Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
  • Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
  • Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  • Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 20 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. 

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено, прежде всего, на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии. 

Большую помощь в осуществлении индивидуализации обучения мне оказывает социологический опрос детей, который я осуществляю при знакомстве с учащимися по следующим вопросам:

  1. Чем вы увлекаетесь?
  2. Любите ли вы путешествовать?
  3. В каких путешествиях вы были?
  4. Где мечтаете побывать?
  5. Умеете ли вы составлять презентации на компьютере?
  6. Умеете ли вы работать в Интернете?
  7. Какую информацию вы можете оттуда получить?
  8. Любите ли вы чертить или рисовать?
  9. Есть ли у вас дома домашнее животное? Какое?
  10. Где вы чаще всего бываете летом?
  11. Сколько времени вы делаете домашнее задание?
  12. Кем мечтаете стать?

Данные этого социологического опроса позволяют мне правильно расставить акценты в изучении той или иной темы, правильно выбрать творческую, инициативную группу ребят, формы и методы работы.  При этом считаю, что основной проектирования индивидуальной траектории развития является изменение организационных процессов обучения воспитания и при сохранении принципов целостности, системности, природосообразности, социосообразности и культуросообразности. 

При выборе форм и методов обучения обязательно учитываю возрастные и психологические особенности учащихся, динамику мышления: от конкретно-образного и наглядно-действенного – к словесно-логическому. В связи с этим выстраиваю структуру изучения предмета от единичного, конкретного – к обобщенным теоретическим знаниям внутри каждого курса («по горизонтали») и от начального курса географии до последнего курса («по вертикали»). 

Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности, учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). Дети неодинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, я не работаю на среднего ученика, так как знаю, что это приведет к снижению уровня знаний, будет затормаживать способности учащихся и угасанию интереса к предмету география. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др.

Уже в 5 классе можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи.

В 6 классе во втором полугодии можно определить уровень обучаемости, для этого провести контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Я делаю следующее:

  1. Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8-10 минут 
  2. Объясняю новый материал. 
  3. Провожу закрепление новой информации. 
  4. Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
  5. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
  6. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  7. Выполните задание по образцу.
  8. Выполните здание в измененной ситуации.
  9. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами. 

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным, на мой взгляд, является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. 

Учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность. Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей. 

Уже в 5–6 классе «География» – первый систематический курс учебной дисциплины, новый для школьников, в процессе обучения я формирую представление о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинаю обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяю изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. При изучении материала можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и т.д. Это одаренные дети. Они выполняют задания из рубрик «Это я могу», «Это мне интересно». Задания из этих рубрик начинаются со слов «Рассмотри и объясни…» Пользуясь приложением определите…». Но и этого еще недостаточно для того, чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным, на мой взгляд, является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

Дети с удовольствием включаются в игры по географии: – «Да – нет». Один ученик загадывает географический объект, класс пытается угадать его, задавая вопросы, требующие только одного ответа: «да» или «нет». – «Самое, самое» Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро. – «Найдите ошибки» Часто использую при повторении и обобщении знаний географические уроки-игры: «Звездный блиц», «Фотоохота», «Географическое лото» и многие другие. 

В 7 классе, работая с одаренными детьми, можно уже разработать задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. 

Хорошие результаты дают самостоятельные работы: 

  • На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного; 
  • На проведение анализа с последующими выводами; 
  • На раскрытие причинно-следственных связей:

а) выявление причин и следствий;

б) установление единичных и общих связей;

в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;

г) группировке связей по их генезису; 

  • На формирование приемов обобщений с последующими выводами; 
  • На формирование приемов классификации; 
  • Выдвижение гипотез и их защита; 
  • Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем; 
  • Составление текста с географическими ошибками. 

В 6-7 классах чаще использую технологию игровой деятельности, поскольку она создает неформальную обстановку на уроке, способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных умений и эмоциональной сферы учащихся. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, чертежа, графического объекта, письменной или устной инструкции) и имеют широкий диапазон трудностей. Важнейшая роль в игре принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты, соотношение игровой модели и реальности, ход учебно-игрового взаимодействия. 

В 7–8 классах, работая с одаренными детьми, даю задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. Например, по теме «Реки и озера Земли» в 7 классе в рубрике «Это мне интересно» ученик должен подобрать публикации из СМИ, интернета о хозяйственном использовании вод суши человеком и охране водных ресурсов. На основе этих материалов написать реферат или сделать сообщение в классе. Хорошие результаты дают самостоятельные работы: – на приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного; – на проведение анализа с последующими выводами; – на раскрытие причинно – следственных связей: а) выявление причин и следствий; б) установление единичных и общих связей; в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений; г) группировке связей по их генезису; – на формирование приемов обобщений с последующими выводами; – на формирование приемов классификации; – выдвижение гипотез и их защита; 

В 8-9 классах чаще использую технологию проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие их мыслительных способностей. Использую разные методические приемы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, рассмотрение явления с различных позиций, решение проблемных задач. 

Курс «География. Россия», который учащиеся продолжают изучать в 9 классе, я рассматриваю как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и отдельных регионов в отдельности, а также своей малой Родины, географической культуры, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. активности, инициативности. При изучении параграфов «Учимся с Полярной звездой» акцентирую внимание учащихся в том числе: – на проектную форму организации исследовательской практики по географии; – на выход за пространство урока, что в значительной мере обогащает опыт учащихся (беседы с родителями, специалистами и т. д.). Практические параграфы «Учимся с Полярной звездой» носят социокультурный характер, поскольку открывают возможности для проявления личной инициативы в создании проектов, описаний, схем, графиков, дети приобретают опыт работы в группе, опыт презентации.

Продолжаю практику использования технологии игровой деятельности, но здесь уже использую деловые (ролевые) игры, которые позволяют учащимся имитировать определенный вид деятельности в реальной жизненной ситуации, создают возможность обсуждать действия и включают элемент соревнования между группами за качество выполнения работы. Выбор данного направления игр объясняется тем, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных группировок. 

В старших классах применяю лекционно-семинарскую зачетную форму обучения, особенно при изучении тем, которые включают в себя несколько занятий. Использование этой формы обучения способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений работать с текстом, методическим аппаратом учебника, дополнительными источниками информации, с картами различного содержания, воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий подход к добыванию знаний. Продолжаю практиковать деловые игры, способствующие самоутверждению личности перед обществом. 

На всех этапах изучения географии в целях развития интереса к предмету, большое внимание уделяю использованию творческих заданий. При этом сначала провожу обучение способам выполнения творческих заданий, а потом постепенно увеличиваю их сложность и количество.  Творческие задания учащихся классифицирую в несколько групп:

на комбинирование информации: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и заданий; исправление ошибок.

на определение причинно-следственных связей: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы; определение новых структурных элементов системы.

на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности.

Можно перечислить качества, способности, которые дают возможность выявить творческие способности ученика:

  1. Интеллектуальная сфера:

высокий уровень концентрации, быстрота переключения внимания;

критическое мышление;

аналитическое мышление;

креативность;

нестандартное мышление.

  1. Психофизические качества:

свойства нервной системы;

эмоциональность.

  1. Социальный интеллект:

коммуникативность, способность к ведению диалога, взаимодействие в коллективе, организации деятельности (лидерские качества).

  1. Направленность личности:

высокий уровень потребности в достижениях;

познавательная направленность: потребность в расширении мировоззрения, ориентация на поиск новых идей, фактов, склонность к анализу, формирование собственной мысли, стремление дойти до сути процессов;

творческая направленность: потребность в творческой активности, ориентация на беспрерывный творческий поиск, склонность к прогнозированию и творческого овладения будущим;

гуманистическая направленность;

способность к творчеству не является исключительным явлением, свойственным только единицам.

Той или иной мерой творчества свойственно всем людям, более того, ее можно выявить среди способных детей, которые не относятся к категории одаренных. Благодаря усилиям педагога ее можно стимулировать, развивать.

Самореализация и самоусовершенствование невозможно без самопознания. Лишь глубоко познавая себя, подросток может понять сложный и противоречивый характер своего внутреннего и внешнего мира, конструктивно решать проблемы, которые соответствуют его «Я», стать настоящим творческим субъектом своей жизнедеятельности. Итак, заданием педагога является поиск путей и методов раскрытия глубинных пластов человеческого существа, активизация его высшего «Я», развитие творческой личности.

Пример 1. Происхождение человека. Есть, по крайней мере, три гипотезы. Когда доходишь до эволюционной теории Дарвина, обязательно слышишь вопрос: «Почему сейчас мы не наблюдаем подобную эволюцию, то есть превращения обезьяны человека?» Объясняешь, что для этого необходимо, как минимум, 4,5 млн. лет. А такой период никто наблюдать не смог.

Пример 2. Анализируя содержание и наличие сероводорода в Чёрном море, учащиеся 8-го класса знакомятся с тремя гипотезами:

а) недостаточное вертикальное смешивание водных масс (только до глубины 100-150 м);

б) деятельность анаэробных бактерий;

в) наличие сероводорода – это результат размножения пресноводных растений и животных, которые погибли вследствие резкого повышения солёности Чёрного моря (из-за соединения с океаном).

В работе над развитием творческой личности ученика важную роль исполняет педагог. Он должен разъяснить суть каждого задания, стимулируя нестандартные и интересные решения, помочь учащимся оценить уровень предложенных решений. Поэтому главная цель учителя – формировать умение управлять процессами творчества: фантазиями, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Логическим продолжением творческих заданий по теме являются исследовательские задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся. Творческие задания формируют познавательные качества личности, исследовательские – созидательные качества. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы объективно новых знаний (новых для всех), тогда как при выполнении учебных творческих заданий создаются элементы субъективно новых знаний (новых для себя).

Считаю, что наиболее успешно исследовательские задания реализуются в технологии проектного обучения, которая позволяет учащимся использовать окружающую среду как лабораторию познания. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, тем самым реализуя приоритетный в настоящее время деятельностный характер обучения.  Однако не все ребята могут и хотят делать творческие проекты. И здесь как раз действует «фактор индивидуальной образовательной траектории», который позволяет каждому ребенку найти задание «по силам», и если не разрабатывать свой проект, то поучаствовать в реализации проекта своего товарища.

Другое направление творческих заданий – это индивидуальные домашние задания для желающих. В продолжение этого направления – это «домашнее творчество учителя», поскольку ребенок в своих стремлениях и творческих начинаниях должен чувствовать единство с учителем, а учитель в свою очередь должен быть ученику примером во всем, даже в выполнении творческого домашнего задания. 

Третье направление творческих заданий – вопросы и задания повышенного уровня. Безусловно, такие задания интересны далеко не всем ученикам, поэтому во время разбора таких заданий создаю условия для вовлечения каждого школьника в процесс активного учения, стимулируя его индивидуальную мыслительную активность и поисковую деятельность: часть класса отрабатывает программные теоретические знания или практические умения, а часть класса решает такие задачи на знание географических закономерностей и географической карты. 

Понимая значимость курса географии для общего культурного развития каждого ребенка, и учитывая «неблагоприятные факторы», считаю необходимость создания условий для постоянного поддержания заинтересованности учащихся, как самим ходом учебного процесса, так и его результатами. Здесь на помощь приходят современные образовательные технологии, преимущественно развивающие:

  • на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемного и модульного обучения, учебной дискуссии, деловой игры, интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения);
  • на основе эффективности управления и реконструирования материала (уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, индивидуализации обучения, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении, технология творческих мастерских);
  • на основе современного подхода к формам оценки качества знаний учащихся (многоуровневые контрольные, самостоятельные и практические работы, тематическое тестирование, в том числе компьютерное по образовательным дискам, тестирование в форме ЕГЭ по образовательным дискам и через Internet, зачеты, в том числе картографические, накопительная система отметки).

Используемые технические средства для вовлечения обучающихся в проектную или исследовательскую деятельность.

Хочу остановиться на использовании информационно-коммуникационных технологий, важной особенностью которых, является их многофункциональность. Активно воздействуя на эмоциональную сферу, они являются наиболее действенным средством обучения и воспитания, способствующим развитию познавательных способностей, учащихся и формирующим необходимые предметные знания и умения. С помощью ИКТ создаются условия для поиска и изменения информации, осуществления прямой и обратной связи, для осуществления индивидуального контроля.

Практика использования различных информационно-коммуникативных технологий на уроках географии показала, что особый интерес у учащихся вызывают дидактические игры с использованием ИКТ. Игры с использованием информационно-коммуникативных технологий – это инновационные игры, направленные на формирование определенных навыков управления конкретной ситуацией, на тренировку, отработку конкретных вопросов, событий, объектов или явлений. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Тем не менее, в процессе обучения, игры чаще всего использую как вспомогательный элемент урока.

Важным направлением индивидуализации обучения в географии является внеклассная работа по предмету, основой которой для меня также стало краеведение, поскольку изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей, служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству и формированию экологической культуры личности, создает условия для исследовательской деятельности.

Однако, как бы ни была важна внеклассная работа по предмету, основной формой обучения в современной школе остается урок, и нам, учителям географии, приходится делать невозможное и превращать свои уроки в интересную сказку, которую, к сожалению, многие учащиеся посещают из-за необходимости, а потому вопрос «Как учить?» для нас всегда будет актуальным. Готовясь к уроку, я придерживаюсь таких принципов отбора содержания материала, как: интерес, посильность и доступность; придумываю формы вовлечения, учащихся в активную творческую работу с учётом их индивидуальных особенностей, инициирую развитие диалоговой активности, создаю условия для активного и свободного развития личности.

Планируя урок, уделяю особое внимание таким его компонентам, как: направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося, его положительных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в группе); создание атмосферы свободного общения; сохранение и укрепление учебной мотивации; управление самостоятельной работой учащихся как на уроке, так и дома; управление тренировкой в овладении и использовании усваиваемого материала.

Планируемые результаты реализации методической разработки педагога:

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Форма участия родителей в проектной деятельности школьников:

  • мотивационная поддержка
  • информационная поддержка
  • организационная поддержка
  • техническая поддержка
  • поддержка в самооценке проекта

Роль родителей: в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:      

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана; 
  • решают оперативные вопросы; 
  • помогают в предварительной оценке проекта; 
  • участвуют в подготовке презентации; 
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания

Результаты учебно-исследовательской деятельности обучающихся:

Фамилия, имя Класс Название конкурса Год Результат
Муниципальный уровень
Проскурякова Мария 9 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2018 Диплом I степени
Бурдина Диана 11 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2018 Диплом III степени
Бровкина Любовь 6 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2021 Диплом III степени
Шестаков Егор 10 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2021 Диплом III степени
Саломатин Савва Игоревич 6 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2022 Диплом I степени
Орловский Иван Сергеевич 6 класс Выставка-конференция школьников “Юные исследователи – будущее севера» 2022 Диплом III степени
Саломатин Савва Игоревич 6 класс VI муниципальный фестиваль научно-технического творчества учащихся «Вначале была идея…» 2022 победитель
Региональный уровень
Проскурякова Мария 9 класс XIII Соревнования молодых исследователей в Северо-Западном федеральном округе РФ “Шаг в будущее” 2018 Лучшая презентация научной работы на английском языке”
Бурдина Диана 11 класс XIII Соревнования молодых исследователей в Северо-Западном федеральном округе РФ “Шаг в будущее” 2018 1) диплом за успехи в научно-исследовательской деятельности

2) диплом “Региональная значимость проекта”

3) диплом “Уверенный шаг в науку”

Бровкина Любовь 6 класс Федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» 

XVIII Регионального соревнования юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР» 

2021 Диплом за успехи в научно-исследовательской деятельности
Шестаков Егор 10 класс Федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодежь. Наука. Бизнес» -XVI Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в СЗФО РФ 2021 Диплом II степени в профессиональной номинации Лучшая работа по географии
Саломатин Савва Игоревич 6 класс XX Региональные соревнования юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР» Молодежного научного форума Северо-Запада России «Шаг в будущее» 2022 Призер II степени 
Орловский Иван  6 класс XX Региональные соревнования юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР» Молодежного научного форума Северо-Запада России «Шаг в будущее» 2022 победитель
Саломатин Савва  6 класс IV региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева 2022 Диплом II степени

секция «Эколого-географическая»

Орловский Иван  6  класс IV региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева 2022 Диплом II степени
Саломатин Савва  6 класс Региональный конкурс медиатворчества обучающихся «Медиа-Арктика» 2022 Диплом I степени

Рубрика «Север – мой дом», «Лучший мультипликационный/анимационный фильм»

Саломатин Савва  6 класс Региональный этап фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2023 Диплом I степени
Орловский Иван  6  класс Региональный этап фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2023 Диплом I степени

секция “Туристско-экскурсионная, Географическая”

Всероссийский уровень
Саломатин Савва  6 класс XII Российская научная конференция учащихся «Юность. Наука. Культура – Арктика 2023

Номинация «География»

2023 Диплом I степени

Диплом за лучшую работу

Спецдиплом от директора МПЛ

Орловский Иван  6 класс XII Российская научная конференция учащихся «Юность. Наука. Культура – Арктика 2023 2023 Диплом I степени

Диплом за лучшую работу

Саломатин Савва  6 класс Финал Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2023 Призёр I степени

секция “Туристско-экскурсионная, Географическая”

Орловский Иван  6 класс Финал Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2023 Призёр II степени
Международный уровень
Саломатин Савва  6 класс Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее»

секция “Наука в масс-медиа”

2023 Победитель – лауреат I степени,

значок Школьник-исследователь

Информационная карта проекта или исследования:

Полное название проекта или исследования. Создание авторской пластилиновой анимации для использования в сфере образования и туризма
Автор проекта или исследования. Саломатин Савва
Продолжительность проекта или исследования. Март 2022 – сентябрь 2022
Цель проекта или исследования. Популяризация информации о Мурманской области и её достопримечательностях в доступном для сверстников виде. Самостоятельное создание анимации с помощью техники смешанной анимации.
Задачи проекта или исследования.
  • собрать информацию об особенностях и достопримечательностях Кольского полуострова;
  • определить уровень знаний учеников 3-4 классов о Кольском полуострове;
  • изучить, какой способ подачи информации наиболее эффективен для цели моего исследования;
  • ознакомиться со способами создания анимации и историей пластилиновой анимации; 
  • создать пластилиновый мультфильм о родном крае, используя полученную информацию.
Ожидаемые результаты реализации проекта или гипотеза исследования. Информация будет лучше усвоена в виде мультипликационного фильма, который можно создать самому в домашних условиях, используя предметы, окружающие нас в обычной жизни, и фотоаппарат или мобильный телефон с хорошей камерой. Полученные таким способом мультфильмы будут интересны широкой публике.
План исследования или этапы реализации проекта. Сроки – 01.03.2022-20.09.2022

Подготовительный этап – сбор информации, обработка найденной информации, изучение программного обеспечения, подбор оборудования (01.03.2022-20.03.2022). 

Основной этап –написание сценария, подготовка фона, деталей. создание персонажа, реализация практической части – покадровая съёмка анимации (22.03.2022- 25.05.2022). 

Заключительный этап – монтаж, озвучивание (13.08.2022- 20.09.2022).

Технологическая карта реализации проектной или исследовательской деятельности, отражающая этапы сопровождения педагогом проектной или исследовательской деятельности учащихся:

Период Деятельность педагога  Деятельность обучающегося
Подготовительный этап – 

(01.03.2022-20.03.2022). 

Помощь в выборе темы исследования, постановка проблемы Развитие способности ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
Постановка целей и задач исследования  Ставит цель и самостоятельно планирует деятельность по этапам
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) Использует общенаучные и частно-научные методы; оценивает промежуточные результаты и корректирует свои действия, развивает трудолюбие и наблюдательность.
Основной этап – (22.03.2022- 25.05.2022).  Помощь в выборе методов исследования, планирование реализации проекта Развитие объективности, логичности и абстрактности мышления; 
Проведение исследований Сбор, анализ, систематизация новой информацию
Формулирование выводов Развитие умения кратко и логично излагать мысли. Написание сценария мультфильма.
Заключительный этап – (13.08.2022- 20.09.2022). Оформление отчета и презентации исследования Умение оформить результаты достижений, творческий подход. Создание мультфильма https://youtu.be/oW5kD5CQ5cs
Защита исследовательской работы Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время реализации проекта (в том числе ссылки на электронные

образовательные ресурсы).

  1. Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы упражнения 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://logopedprofiportal.ru/blog/975260

  1. Солодчук В.И. “Создание анимационного фильма с помощью компьютера” Москва. 
  2. Анимация в 2022. Полный разбор (тренды c примерами) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videoinfographica.com/animation/  
  3. Издательство института психотерапии. 2002. Асенин С. “У. Дисней: тайны рисованного кино”. – Москва: “Искусство”, 1995.
  4. Халатов И.В. “Мы снимаем мультфильмы”. –  Москва: “Молодая гвардия”, 1989.
  5. Возница, В. М. География Мурманской области: учебное пособие для обучающихся 6 класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/VoznicaVM/VoznicaVM_Geografiya-Murman-obl_2007/
  6. Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск: Кн. изд–во, 1972.
  7. Гурина Н.Н. Новые исследования в северо-западной части Кольского полуострова. «Крат. сообщения Ин-та археологии», 1971а, вып. 126, с. 94-99.
  8. Мультфильм «Путешествия по Мурманской области. Серия первая. Териберка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/oW5kD5CQ5cs

«Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися на уроках географии и во внеурочной деятельности»