Рогот Елена Васильевна
Преподаватель
МБУДО «ДШИ-2» г. Саратова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №157998
Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Некоторые аспекты методики преподавания классического танца в детских школах искусств
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №157998


МБУДО «ДШИ – 2» г. Саратова

 

 

 

Методическая работа

                         

 

 

 

 

«Некоторые аспекты методики преподавания классического танца

в детских школах искусств» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Подготовила:                       Рогот Е.В.

Преподаватель хореографических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

  2024 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Основные понятия, методы обучения……………………………….

Структура урока…………………………………………………………………

Длительность урока……………………………………………………………

Методика составления комбинированных заданий…………..

Условия проведения урока

Вывод

Библиографический список

 

 

 

                  ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема выбора эффективных методов обучения  на отделение хореографии ДШИ – является актуальной темой сегодня. Ни один урок  не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования.

Классификация методов неоднократно и достаточно обоснованно подвергалась критике в педагогической и психологической литературе (Коротков В.М., Кузнецов Э.С., Левина М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П., Радугин А.А., Харламов И.Ф.).

Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С., Левина М.М., Лихачев Б.Т.).

В хореографии  специальных методов преподавания нет, и педагогу необходимо постоянно адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.

Основная цель программ для ДШИ  – через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики и выбираются в зависимости  от возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Методика проведения уроков танца складывается из нескольких составляющих: структуры урока, длительности, принципа составления комбинаций, условий для проведения занятий, оценочной деятельности.

В данной работе проанализированы основные эффективные методы обучения в педагогике, а также умозаключения по теме  обучения классическому танцу А.Я. Вагановой и Н.И. Тарасова..

 

 

1.1. Основные понятия, методы обучения

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод – способ достижения определенной цели (например, эксперимент), определенным образом упорядоченная деятельность, способ изучения.

Понятие «метода» в хореографии.

Метод – в самом общем значении – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

В хореографии метод – это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Методика – теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом – связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.

Каждый учебный предмет имеет свою методику. Она отражает закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.

В структуре методов обучения выделяют, прежде всего, объективные и субъективные части. «Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые, обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями».

Задача оптимизации методов формируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделять те, которые обеспечивают наивысший эффект обучения по принятым критериям.

В хореографии метод – это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

                                                                                 

Педагогические методы обучения в хореографии.

Рассказ и беседа                           

Главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.

Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание том или ином упражнении.

Осмысленность – один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.

Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь классикой (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т. п.)

Использование терминологии

На уроке классического танца необходимо использовать французскую терминологию, принятую для классического танца. Все французские термины преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.

Известно, что память человека можно подразделить на слуховую, зрительную и моторную. Слуховая память фиксирует в сознании все то, что мы  слышали и слышим от  учителей, все то, что «говорит» музыка, концертмейстер. Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что  показывали и показывают учителя и весь ход событий урока.

Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы техники движения, приобретенные на уроке, на репетициях, в концертах. Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения.

 

 

Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое. Они позволяют  ученику действовать верно, и в технике движения и в создании образа.
Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная), может пострадать форма движения, следовательно, и его содержание.                   

В книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Н.И. Тарасова говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее эффективное воздействие на память учащегося.

 

 

 

Основные методы обучения классическому танцу – это наглядный показ и словесное объяснения.

Метод объяснения

Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны. Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».

Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то, или иное движение; в какой последовательности выполняется экзерсис; в чем цель такой последовательности и т.д.

А.Я. Ваганова считает, что все учебные задания надо предлагать учащимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений.

Более подробное объяснение новых движений необходимо в младших классах; дополнительно разбирая непонятные элементы движения более подробно. Следует так же спрашивать у класса, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.

При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только вначале обучения нового упражнения. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на  конкретном  продуманном музыкальном материале.

Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое “затакт”, помня при этом, что любой “затакт” определяет темп всего упражнения.

Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса – это сила мышц и выносливости. Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет, эффективность исполненных до этого упражнений. Объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка. Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания. Во время выполнения учебного задания замечания ученикам надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса.

Метод показа

Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности.

К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.

Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.  

В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.

Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.

Исключения, конечно, могут быть, но двух – и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания.

Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.

Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т. д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству скульптурности и музыкальности — различно. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в его учебной работе, а затем и в сценической практике. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного, но формального, а не творческого метода обучения.Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет ученику обрести творческую индивидуальность.                 

Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.

Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если же комбинированное задание выполнено неправильно с одного четкого показа, значит, оно построено слишком сложно или ученик был невнимателен.

Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.

Например, в заданиях экзерсиса следует показывать только основное звено, основной рисунок их построения, без дальнейшего повторения. Adagio лучше показывать полностью. Прыжки простые можно показывать так же, как движения экзерсиса, сложные — целиком. И все же по возможности следует на всем экономить время, но не за счет правильности характера и музыкальности показа. Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить. Всякий показ в младших классах должен отвечать девяти-одиннадцатилетнему возрасту ученика, а не взрослого. Иначе польза такого показа превратится в свою противоположность, и ученики, подражая преподавателю, утвердят в своей памяти столь неприятную и несвойственную им манеру движения взрослого «артиста-карлика». В средних классах показ также необходим, но; уже в меньшей мере. Возраст, сознание и техническая подготовленность позволяют ученикам быстрее запоминать и осваивать новые движения, хотя программа в этих классах весьма обширна и трудна. Следует упомянуть еще раз, что повторный показ педагога во всех случаях должен происходить лишь тогда, когда это действительно необходимо. В старших классах значение показа столь же велико, но пользоваться им следует еще экономнее, так как превалирование показа  по отношению к слову свидетельствует о неумении педагога вызвать у ученика внутренний посыл к действию. Нельзя сводить показ к языку глухонемых. Мышление, а, следовательно, и память учащихся должны воспитываться, прежде всего, на основе самостоятельного и активного понимания учебной задачи, в меру подкрепленной наглядностью показа, а не наоборот.

О показе, как основном методе обучения классическому танцу говорит и профессор А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца». Также уделяет особое внимание совмещению показа и пояснения, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах

Метод направленного прочувствования двигательного действия  (или метод упражнения).

Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и слухового восприятия должно быть и ощущение движения:

– ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения;

– выполнение упражнений в замедленном темпе;

– фиксация положений тела и его частей в отдельные
моменты двигательного действия.                       

Очень важно также совмещение упражнения  с объяснением работы мышц (группы мышц) для осознанной работы учеников.

                                                                                 

Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что специальных методов обучения классическому танцу нет. Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований. Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).

  1. Структура урокаклассического танца

Каждый урок опирается на закономерности его развития. Так, любой урок классического танца состоит из четырёх частей:

  1. экзерсис у палки;
  2. экзерсис на середине;
  3. allegro;

4.упражнения на пальцах

5.port de bras.

Первая – экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.                     

Работая над экзерсисом необходимо:

  1. все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;      
  2. все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
  3. все учебные задания начинать с preparation;
  4. помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать у учащихся умение столь же аккуратно заканчивать учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.

 

Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется. У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:

1)Plie .Grand plie;

2)Различные виды battement tendu,

3)Rond de jambe par terre;

4)Battement fondu et battement soutenus;

5)Различные виды battement frappes;

6)Rond de jambe en l’air,

7)Double frappe et petit battement;     

8)Battement releve lent et battement developpes;

9)Grand battement jete.

Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постоянно усложняющаяся последовательность исполнения экзерсиса, который может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.

 

Вторая часть – экзерсис на середине.

Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности. К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у палки. Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение – epaulement – для всех упражнений на середине.

Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений.

Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например, А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio, а Пономарев – в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.

Adagio – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.

Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio.

Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма «большого adagio».

И, наконец, в старших классах вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В каждом adagio должна присутствовать определенная учебная задача – отработка того
или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.                                                                                    

В третьей части урока – allegro – осваиваются различные прыжки классического танца.Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.

 

Прыжки делятся на следующие группы:

1)С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, sissonne, ferme и др.);

2)С двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);

3)С одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).

             

Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию. «По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке».   

Упражнения на пальцах

Упражнения на пальцах следует начинать не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и вывортность ног, а главное – приобретут развитый подъём и силу стопы.Начинать надо с наиболее простых упражнений, к которым относятся releves в первой, второй и пятой позициях.С начала releve на пальцы изучают у палки, но, не упираясь в неё руками. Усвоив правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Урок должен строиться по методу от простого к сложному.

Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.

  1. Длительность урока

Общепринятая длительность урока равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого класса до последнего) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов.

Если в первом классе к концу года первая часть урока у станка и на середине будет занимать половину всего времени, то к последнему классу она постепенно сократится, и будет занимать примерно четвертую часть всего времени. Вторая часть урока, adagio, будет возрастать по времени примерно в два раза, третья часть, allegro, – в три раза.

Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо практически установить наиболее

целесообразный темп. Медленный темп исполнения является учебным приемом развития техники танца, так как он основательнее позволяет прорабатывать все детали движения и усваивать его построение ив целом. Для того, чтобы укреплять мышцы, необходим момент, фиксирующий напряжение. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, ритмичность, эластичность, устойчивость, канительность движения и т.д. Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учебный подход к нему должен оставаться всегда неизменным. Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возможности в медленном темпе, с тем, чтобы оно потом в любой комбинации исполнялось правильно.

Не следует, однако, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Напротив, все достаточно хорошо усвоенные движения в каждом классе должны выполняться в нормальном для них темпе.

  1. Методика составления комбинированных заданий

           Не менее существенное значение в построении урока занимает методика составления комбинированных заданий. Задания эти могут быть большие и малые, элементарные и сложные, но все они должны помочь развитию определенных исполнительских приемов техники танцевального искусства.  

При составлении комбинации учитываются такие факторы, как сроки обучения, задачи учебной программы, уровень подготовки, возраст учеников.

(Правильно составленными комбинациями можно считать такие, при выполнении, которых учащиеся преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.

Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Ученику это позволит пристальнее сосредоточить свое внимание на изучаемых движениях, приобрести более прочные навыки и глубокие знания, а учителю – продуктивнее и систематичнее устранять исполнительские недостатки.

В младших классах можно комбинировать не долее двух движений простейшей формы. В последующих классах постепенно увеличивать количество различных движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.

Нельзя вводить в комбинированные задания большое количество разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет короче, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.

«Совершенно необходимо, чтобы все комбинированные задания урока имели общую линию развития. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока, его хореографическую и логическую стройность развития».

Кроме того вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами повторения примерно в течение трех уроков.

Первый урок посвящается освоению новых комбинированных заданий.

Второй урок – повторению пройденных комбинаций с некоторым усложнением.

Третий урок – окончательному закреплению пройденного.

Такой метод позволяет учащимся более последовательно и осмысленно «вживаться» в изучаемые приемы и характер сочетания движений, не расходуя на каждом уроке своего внимания на запоминание новых комбинированных заданий.

  1. Условия проведения урока

Для успешного проведения урока необходимо предусматривать целый ряд условий. Например, для лучшего наблюдения за учениками рекомендуется переставлять их с боковых станков на средние и наоборот. Это дает возможность устранять те недостатки исполнения, которые не всегда можно заметить, если ученик постоянно занимается на одном и том же месте.

На середине зала учащихся следует размещать в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере. Через один или два урока необходимо менять линии.

Делить учащихся по группам на середине зала следует с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая, друг другу.

Содержание, характер и форма замечаний на уроке имеют важное значение для успешной работы. Замечания могут относиться ко всему классу и к отдельным ученикам. Зная слабые стороны класса или ученика, преподаватель предварительно указывает, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Такой прием применяют и при повторении задания, выполнении его с другой ноги или в обратном направлении. Нужно и можно также делать «попутные» замечания во время

исполнения задания. В тех случаях, когда исполнение задания не вызывает особых замечаний, педагогу следует отметить это как достижение.

В младших классах одновременно с устными замечаниями полезно подправлять учащихся руками, то есть осторожно, но все же достаточно твердо довести выворотность ноги до необходимой нормы или установить более правильное положение рук, корпуса и головы. Это поможет учащимся быстрее освоить правильность положения той или иной части тела.

«Замечания следует делать в простой, краткой, утвердительной и логически последовательной форме. Не рекомендуется делать слишком пространные и многословные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приводит к непроизвольной потере времени, учащиеся «остывают» и занятия становятся неполноценными».

От содержательного и своевременного замечания в значительной мере зависит успеваемость учащихся. Преподаватель должен постоянно помнить, что самое ценное в его работе – это умение довести дело до конца и обязательно добиться выполнения своих указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять , учебные задания небрежно.

Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не чрезмерную резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика

 

Вывод Все эти методы складывались в течение долгого времени под влиянием выдающихся педагогов и различных школ преподавания, которые и определили методы и принципы обучения классическому танцу. Но ,несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и преобразовывать в зависимости от предъявляемых к ним требований. Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения  танцу должны корректироваться практикой педагога.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ваганова А.Я. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Искусство», 1963 г.– 179 с.Основы классического танца. – СПб, 2001.

Нарская Т.Б. Классический танец. – Челябинск, 2000.

Доп.литература

 Бочарникова Э.В. Страна волшебная – балет. //Очерки// М.: «Детская литература», 1974 г.

 Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. СПб.: –Издательство «Лань», 2006 г.

Звёздочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. Ред. И.А. Трофимова. – Л.: Искусство, 1986 г.

Мессерер А.М. Уроки классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2004 г.

Некоторые аспекты методики преподавания классического танца в детских школах искусств