Ладик Татьяна Владимировна
воспитатель
ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад «Березка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №157999
Всероссийский конкурс «Эколого-развивающая среда в детском саду как условие экологического воспитания детей», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №157999


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ладик Татьяна Владимировна, воспитатель

ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад «Березка»

с.Писаревка, Луганская Народная Республика

Аннотация: В статье освещена проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, обосновано значение экологической культуры. Раскрыта сущность понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», связь между ними. Доказано, что дошкольный возраст является фундаментальным этапом формирования экологической культуры, потому что отношение к миру природы закладываются именно в этом возрасте. Подчеркнуто, что процесс формирования основ экологической культуры детей является длительным и сложным процессом.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст.

Проблема формирования у детей сознательного отношения к природе и своему поведению в ней, экологической культуры на сегодня в России приобретает особую актуальность и значимость, является предметом изучения образовательных учреждений, одним из которых ‒ учреждение дошкольного образования. 

Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании экологической культуры у детей, а также в их усвоении и приобретении экологических знаний. Именно в период дошкольного детства дети осознают себя как неотъемлемую часть живой природы и понимают свою роль и значимость в сохранении ее целостности. Дети в дошкольном возрасте наиболее продуктивно усваивают экологические знания, так как они воспринимают природу с эмоциональной стороны. Экологическая культура является частью личностной культуры дошкольника.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности, экологического мышления, сознания, экологических знаний и навыков. Поэтому экологическое воспитание должно быть организовано как целостная система, направленная на формирование у ребенка мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой. 

В психолого-педагогической литературе имеется большое количество трудов, в которых встает задача экологического воспитания и экологической культуры, значение природы в воспитании и развитии ребенка. Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивали многие ученые, в частности А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К. Ушинский, Я. Коменский, В. Сухомлинский, Д. Локк. Ученые подчеркивают, что дошкольный возраст имеет большое значение для экологического воспитания. В этот период ребенок впервые взаимодействует с природным миром и формирует свои ценностные ориентации. 

Проблему экологической культуры и повышения ее уровня поднимали в своих трудах Н. Виноградова, А. Захлебный, И. Зверева, И. Суровегина, П. Костенков, С. Николаева, Н. Коломина, Н. Авдеева, О. Соломенникова.

Выдающимися являются труды В. Вернадского «Философские мысли натуралиста», «Размышления натуралиста», «Проблемы биогеохимии». Он считал, что основная проблема экологии заключается в том, что люди не успевают приспособить свою культуру к изменениям, которые они сами вносят в мир, и корни этого кризиса лежат внутри человеческой сущности, а не за её пределами. 

Поэтому целью нашей статьи является теоретическое обоснование дошкольного возраста как фундаментального этапа формирования основ экологической культуры. 

Термин «экологическая культура» тесно связан с рядом понятий – «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическая ответственность».

Отметим, что формирование экологической культуры происходит средствами экологического образования, экологического воспитания, путем формирования экологического сознания и ответственности. 

Экологическое воспитание направлено на формирование у человека осознанного отношения к окружающему миру. Оно включает в себя чувство личной ответственности за свои действия, особенно те, которые связаны с изменением природной среды. Также важно развивать уверенность в необходимости бережного отношения к природе и разумного использования ее ресурсов. 

Большинство исследователей считают, что экологическое воспитание особенно важно для детей дошкольного возраста. Оно помогает им осознать свою ответственность за окружающую среду и стать заботливыми, бережливыми и отзывчивыми. Детей также учат оказывать помощь взрослым в сохранении природы, что является основой формирования экологической культуры в раннем детстве.

Экологическое воспитание является частью экологического образования, которое требует практического применения, включая вовлечение детей в экологическую деятельность. Экологическое образование – это сложный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей и социоприродной среде и здоровью. Целью этого процесса является становление экологической культуры. 

Одной из составляющих экологической культуры является экологическое сознание. Это система базовых знаний о природных явлениях, свойствах объектов природы, растительном и животном мире, деятельности человека и его воздействии на природу.

Основой экологической культуры является стремление жить в гармонии с окружающим миром. Экологическая культура представляет собой проявление экологического сознания людей через их поступки, слова.

Экологическое сознание играет роль регулятора экологической деятельности, направленной на оптимизацию взаимоотношений между природой и обществом, и является важной составляющей экологической культуры.

Следовательно, можно сделать вывод из вышесказанного, что на основе экологического сознания формируется экологическая культура. 

Понятие «экологическая культура» впервые возникло в 20-х годах ХХ века в трудах представителей американской школы и означало совокупность соответствующих экокультурных норм. 

Экологическая культура – это способность человека чувствовать живое бытие мира, приспосабливать его к себе, учитывать собственные потребности и устройство природной среды. Она определяет выбор целей в человеческой деятельности, направленной на организацию и изменение природного мира в соответствии с потребностями и намерениями. Таким образом, экологическая культура формируется на основе экологического сознания.

Экологическая культура (В. Товбина) – это органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. 

В дошкольном возрасте начинается формирование экологической культуры, которое должно учитывать психологические особенности детей этого возраста. Этот этап является фундаментальным для развития основ экологической культуры, так как именно в этот период дети проявляют большой интерес к природе. Эмоциональная и особая связь между ребенком и взрослым делает этот период особенно важным. Поэтому задачей дошкольных учреждений является формирование мышления и экологической культуры у детей, обучение им жить в соответствии с законами природы, развитие чувства ответственности за сохранение природы и воспитание любви и заботы о ней.

Экологическая культура дошкольников строится на базе простых знаний о природе, таких как:

–  умение ориентироваться в окружающей среде;

– осознание основных потребностей живых существ и их зависимости от условий существования;

– знакомство с основными взаимосвязями в живой природе и ее значимостью для человека.

Анализируя научно-методические труды ученых, и опираясь на законодательную базу системы дошкольного образования, можно выделить основные задачи в формировании экологической культуры дошкольников (Т. Певицина): 

– формирование системы научных знаний об основных экологических факторах в развитии живой природы, питательность почвы; 

– формирование системы ценностных ориентаций; 

– наблюдение за природными объектами и явлениями; 

– повышение познавательного интереса ребенка к природе описаниями объектов и явлений; 

– формирование умений и навыков экологической грамотности личности путем активизации знаний и практического опыта в различных видах деятельности;

– воспитание бережного отношения к природе, умение видеть ее красоту; 

– знакомство с природой родного края. 

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст играет важную роль в формировании экологической культуры детей. Именно в этом возрасте дети начинают познавать природу, учатся общаться с животными и растениями. Взаимодействуя с окружающей средой, они развивают свои интеллектуальные навыки, эстетические и моральные чувства. Основой формирования экологической культуры дошкольников является чувство ответственности за природу, помощь в ее сохранении и бережное отношение к окружающему.

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. –  Ярославль: Академия развития, 2012. – 213с.
  2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 345с.
  3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. – М.: Просвещение, 2013. – 134с. 
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996. – 476с.
  5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.– М.: Творческий центр, 2013. – 126с.
  6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 167с.

 

«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»