Бритвина Ольга Васильевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Целинный детский сад «Светлячок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158004
Всероссийский конкурс «Планирование и реализация образовательной деятельности», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: методическая разработка «Музыкальные профессии»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158004


МБДОУ «Целинный детский сад «Светлячок»

Методическая разработка:

«Музыкальные профессии»

      

Составитель:

Бритвина Ольга Васильевна

МБДОУ «Целинный детский сад «Светлячок»

Музыкальный руководитель

Целинное 2024г.

Пояснительная записка:

  1. Актуальность темы, обоснование ее выбора.

      В жизни каждого человека выбор профессии занимает важное место и 

 к выбору своей будущей профессии нужно  готовить ребенка еще в дошкольном возрасте. 

     Он должен знать, кем работают его родители, познакомить с различными профессиями, требованиями, которые они предъявляют к человеку.  А также нужно больше интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем  выбор своей профессии. 

     Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать правильный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

      В наше время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах музыкального образования, так необходимых и востребованных  в нашем районе. 

     Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с внешней стороной профессии музыкального руководителя. Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой.

     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

    Учитывая интерес детей к занятиям музыкой, их индивидуальные и музыкальные способности,  я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий и у него начинают проявляться  личностные качества.

    Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире профессий, в том числе музыкальных  – это актуальный процесс в дошкольном образовании.

  1. Целевая аудитория: воспитанники старшей и подготовительной группы.
  2. Цель и задачи:

Цель: Создание условий для получения и расширения  знаний у детей о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью.

Задачи:

    Обучающие: Формирование у детей  знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, познакомить воспитанников с профессиями, связанными с музыкальной деятельностью.

    Развивающие: Развивать вокально – хоровые навыки: пение в хоре, с солистами, в ансамбле, свободной импровизации в голосе, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление, интерес к музыке, эстетический вкус.

    Воспитательные: Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности: слушания, пения, танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах. 

  1. Планируемые результаты:

– дети расширят знания о музыкальных профессиях;

– поймут важность  профессий, связанных с музыкой;

– проявят интерес к музыкальным профессиям.

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 

  1. Форма проведения: Открытое занятие.
  1. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Для ознакомления детей с музыкальными профессиями использую традиционные методы обучения и воспитания:

– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадки);

– Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов,  подборка слайдов и видео по теме занятия. 

– наглядный (просмотр презентации);

– практический (игра на музыкальных инструментах, исполнение песни, танцевальная импровизация);

– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

  1. Ресурсы: Проектор, экран, ноутбук, презентация со слайдами по теме занятия. Музыкальные инструменты: фортепиано, металлофоны, ложки, бубны, треугольники.

 

Ход занятия:

(Слайд №1)  

Дети входят в зал под музыку П. И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Маршируют по кругу, останавливаются возле стульчиков.

   

Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, ребята!» (попевка по тоническому трезвучию вверх)

Дети: Здравствуйте! (попевка по тоническому трезвучиювниз)  

 Музыкальный руководитель: Садитесь!

 Сегодня мы на нашем музыкальном занятии будем говорить о профессиях.

Ребята, а вы знаете, что такое профессия? 

 (ответы детей)

 – Правильно, профессия – это вид труда, деятельности человека.

Скажите, пожалуйста, кем по профессии вы мечтаете стать, когда вырастете? (ответы детей)

 – А, кем работают ваши папы и мамы?

(ответы детей)

-Молодцы, сколько много профессий вы знаете.  А теперь, скажите, как называется моя профессия?

Дети: Музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: Почему она называется «музыкальный руководитель»? 

(все, что мы делаем на занятии, связано с музыкой: поем, танцуем, играем в музыкальные игры, слушаем музыку)

– Правильно, музыкальный руководитель работает в детском саду, а в школе уроки музыки проводит…, как называется эта профессия?

Дети:   В школе учитель музыки.

Музыкальный руководитель:

 Правильно, молодцы. Хотите узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии? 

(Звучит музыка. Вбегает Незнайка.)

Незнайка: Ой, как вас тут много. И что вы тут делаете. 

Музыкальный руководитель:  Здравствуй, Незнайка. У нас сейчас идет музыкальное занятие.

Незнайка: А зачем оно нужно, это ваше музыкальное занятие?

Музыкальный руководитель: Ну-ка, ребятишки, расскажите Незнайке, чем мы занимаемся на наших занятиях.

 (Ответы детей: Мы здесь учимся петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать,  учимся понимать музыку.) 

Незнайка: Учиться на музыканта… зачем? Я и так все умею.

Музыкальный руководитель:  А, ты, знаешь, что есть даже музыкальные профессии? И мы сегодня с детьми о них поговорим.

 Незнайка, хочешь с нами остаться и узнать, какие музыкальные профессии бывают? 

Незнайка: Да-а, у вас тут так  интересно, я остаюсь.

Музыкальный руководитель:   Тогда садись, внимательно смотри  и слушай. 

-А мы сейчас все  посмотрим на экран (на экране изображение поющего человека, звучит песня соло)

(Слайд №2)

-Как вы думаете, человек, какой профессии изображен? (ответы)

-Что вы знаете о профессии певца? (ответы, объяснение слов «певец», «певица»)

Незнайка: Ой, насмешили! Да чему тут учиться. Вот я вам сейчас спою.

Начинает петь (фальшиво)

(Дети смеются)

Музыкальный руководитель: Достаточно, Незнайка.

Ты совсем не умеешь петь. Дети, а вам нравится?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель: А мы на музыкальных занятиях учимся петь и тебе сейчас покажем, чему мы научились.

Давайте мы с вами превратимся в певцов и певиц.

Исполняется песня слова Я. Акима, музыка В. Герчик «Песенка друзей»

Музыкальный руководитель: Незнайка, понравилось тебе?

Незнайка: Да, понравилось.

 Музыкальный руководитель: С одной музыкальной профессией мы познакомились. Какая это профессия?

Дети: Певец.

Музыкальный руководитель: Правильно

Ребята, посмотрим  на экран. ( Картинки, с изображением музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, баян, барабан.)

(Слайд №3)

– Скажите дети, что изображено на экране?

(ответы)

– сейчас будет звучать музыка на разных инструментах, а вы должны угадать какой это инструмент.

(Звучит музыка, дети отгадывают)

(Незнайка, путает инструменты)

(Слайд №4,5,6,7)

Музыкальный руководитель: Давайте угадаем, как называется профессия людей играющих на музыкальных инструментах? (ответы) 

Игры «Угадай профессию» 

-музыкант, который играет  на пианино -…………. пианист 

-музыкант, который играет на баяне -……………. баянист  

– музыкант, который играет на трубе- (Незнайка – Трубочист)

Дети: – трубач

-музыкант, который играет на скрипке -……………скрипач 

-музыкант, который играет на барабане – (Незнайка – барабач) 

Дети: – барабанщик  

Музыкальный руководитель:  Вот, видишь, Незнайка,  сколько дети уже знают и умеют.

(Слайд №8)

«Дирижёр и оркестр».

(Слайд №9)

-Скажите, пожалуйста, если все эти музыканты будут играть вместе, как будет называться такая группа музыкантов? 

Дети: Оркестр

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кто в оркестре самый главный?  

(дирижер)

-Слово «дирижёр» означает «управлять».  Значит, дирижер – это человек, который управляет оркестром, хором. Он в оркестре самый главный. И это еще одна музыкальная профессия.

Сейчас мы с вами создадим свой оркестр. (выбирается «дирижёр», «музыкантам» раздаются музыкальные инструменты)

Незнайка: А можно с вами в оркестр? 

Музыкальный руководитель: Конечно, можно, садись с нами, внимательно слушай музыку и учись играть со всеми вместе.

Игра на детских музыкальных инструментах «Вальс – шутка»

Д. Шостаковича.

 Музыкальный руководитель: как вы думаете, откуда  появляются музыкальные произведения. Кто их создает?

 Ответы детей (композиторы)

Музыкальный руководитель: Правильно и это еще одна музыкальная профессия. Давайте мы с вами превратимся в композиторов.

Игра «Придумай мелодию».

(Дети поют имена, на придуманные мелодии,  например,  «Меня зовут Оля»).

 Незнайка: Ой, как интересно, а можно и мне попробовать.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «ди-джей»? Что означает это слово? 

Ди-джей – это человек, который подбирает, находит интересную танцевальную музыку на дискотеке. Сегодня я буду вашим ди-джеем. Ну, что, потанцуем?

 Танцевальная импровизация.

 Незнайка: Я сегодня узнал, что есть музыкальные профессии, и  я понял! Что бы стать настоящим музыкантом, надо много учиться и получить музыкальную профессию! 

Ребята, я сейчас пойду к своим друзьям и расскажу, как много интересного я сегодня узнал.

Спасибо вам и до свидания! 

8.Итог занятия. 

Дети  рассказывают, что нового узнали на занятии, о своих впечатлениях, что понравилось.

Попевка «До свидания ребята»        

Выход под музыку.

методическая разработка «Музыкальные профессии»