Личковаха Мария Александровна
учитель-дефектолог
МБОУ «Школа равных возможностей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158018
Всероссийский конкурс «Рабочая учебная программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда, дефектолога», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Рабочая учебная программа коррекционной образовательной деятельности учителя-дефектолога
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158018


 

Рабочая программа

учителя-дефектолога

на 2023/2024 учебный год

для 2 «В» класса

Составитель: Личковаха Мария Александровна

учитель – дефектолог

Химки

2023

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи реализации программы 3
1.3 Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога 4
1.4 Психофизические особенности детей с глубокой умственной отсталостью 6
1.5 Планируемые результаты освоения программы 6
1.6 Педагогическая диагностика 7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности по образовательным областям.  8
2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога. Календарно тематическое планирование. 10
2.3. Методы и приемы реализации программы 15
2.4 Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами ОУ 16
2.5. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 17
3.2. Программно-методическое обеспечение 18
Список литературы 19
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

 

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений   для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599. 

Программа составлена на основе программы коррекционной работы, входящей в структуру Адаптированной Основной Общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями МБОУ «Школа равных возможностей».

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения : крик, агрессия, стереотипии и др., на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

 

  1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей. Компенсация незрелого психического развития, коррекция нежелательного поведения, развитие речи, ее номинативной и коммуникативной функций, включение детей в микросоциум класса.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

– Диагностика актуального развития ребенка

– Подбор приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

– Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.

– Коррекция нежелательного поведения

– Адаптация к школьному учреждению

– Формирование социальных навыков

– Сенсорное развитие

– Формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания

– Взаимодействие с семьей (развитие и коррекция детско-родительских отношений

 

1.3 Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Целевая группа. Программа рассчитана на детей школьного возраста (8-9 лет) с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости.

Формы и режим занятий.  Основная форма – индивидуальные занятия с детьми, занятия в небольших подгруппах (1-2 ребенка). Продолжительность каждого занятия 20 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:

  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
  • Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
  • Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
  • Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия». При работе с данной группой непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
  • Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, работу с палочками.
  • Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры.
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся с каждым ребенком 2-3 раза в неделю.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на индивидуальное обучение и развитие каждого воспитанника по всем разделам программы. Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований в школьном учреждении и в семье.
  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  • Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с родителями.

 Работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Педагог обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей сглаживанию агрессии у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения. Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей с интеллектуальными нарушениями предполагает специально создаваемые и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную среду управляемой (т.е. адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и одновременно приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности. Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого, то кроме обучения его приемам коррекционной помощи важно помочь сформировать адекватное отношение к ребенку и изменить свои ценностные ориентации. Реализация этих задач расширяет возможности оказания адекватной помощи ребенку с интеллектуальными нарушениями.

Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе и во включении детей с умственной отсталостью в разные виды игровой и обучающей деятельности, различные по содержанию, уровню сложности и степени социального опосредования.

Существуют определённые условия, которые, на мой взгляд в большей степени могут обеспечить результативность данной программы

  • единая принципиальная схема обучения для всех детей на начальных этапах и индивидуальный подход
  • представление планируемых результатов коррекционного воздействия
  • наблюдение за текущим состоянием и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка.

1.4. Психофизические особенности детей с умственной отсталостью.

Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет.

 У умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте наблюдается крайне низкий уровень сформированности готовности к школьному обучению, недоразвитие познавательных интересов. Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется в коррекционно-образовательных учреждениях. Этот подход заключается в направленности обучения на коррекцию дефектов психики, присущих школьникам с интеллектуальной недостаточностью. Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка. Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи. Недостатки произношения затрудняют общение. Ребенок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-личностной сферы. Ребенок становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает порицания. Там, где это возможно, он предпочитает пользоваться не речью, а указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему. для речи умственно отсталых детей характерно существенное Преобладание пассивного словаря над активным.

1.5.   Планируемые результаты

В результате выполнения коррекционной программы планируются следующие результаты:

– определение специфики особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

– расширение адаптивных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

– социализация обучающихся, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия 

– развитие ВПФ детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.

 

1.6. Педагогическая диагностика.

Диагностика проводится 2 раза в год с целью определения начального уровня развития, динамики и обучаемости. Диагностическое обследование предполагает изучение ребенка по нескольким направлениям и диагностическим методам:

Протокол наблюдения (Приложение 1). В процессе наблюдения за ребенком можно отметить, как ребенок общается со взрослыми и со сверстниками, насколько развита речь и как проявляются коммуникативные навыки (говорит словом или тянет за руку), присутствует ли нежелательное поведение и т.п. Данные в протокол наблюдения фиксируются в начале года, позволяют сделать выводы, спланировать работу с  ребенком определить соответствующие коррекционно-развивающие задачи и выбрать методы. Так же протокол заполняется в конце года с целью выявления результатов. Наблюдение за ребенком с глубокой умственной отсталостью дает разные результаты в зависимости от того сформирован ли навык речевого (вербального) общения. Поэтому в диагностике используется вариант наблюдения для говорящих детей (Приложение 2).

Карта социальной адаптации (Приложение 3). Нарушение социального взаимодействия является центральным звеном при аутизме и входит в триаду нарушений. Как правило, специалисты рекомендуют делать акцент на формирование навыков социализации и коммуникации и только потом в формировании академических навыков. Здесь так же важно отслеживать этот показатель в динамике.

Анкета для родителей (Приложение 4). Иногда поведение ребенка дома и  в школе отличается в силу каких-либо факторов. Важно иметь наиболее полную картину о ребенке, об особенностях его поведения в разных ситуациях. Более того некоторое поведение крайне сложно проверить в стенах ОУ. Например, реакция ребенка на стрижку ногтей, на резкие запахи.  Эта информация способна помочь спрогнозировать, как ребенок отреагирует на тактильные реакции в процессе коррекции и подобрать соответствующие методы.

Диагностическая карта обследования познавательной сферы (Приложение 5). Она включает в себя диагностику познавательной деятельности, игры, речи, мышления, ФЭМП, сенсорного развития. Дополнительным блоком в диагностической карте является сформированость учебного поведения. Этот навык является базовым, поскольку лежит в основе не только усвоения новых знаний ребенком, но и учебного взаимодействия с педагогом (это умение реагировать на свое имя, сидеть за столом и слушать педагога, реагировать на голос и действия педагога согласно социальным нормам, смотреть в глаза, выполнять элементарные инструкции, подражать действиям, принимать помощь).  Заполненная диагностическая карта позволяет выявить слабые и сильные стороны ребенка, на что следует обратить внимание при составлении коррекционно-развивающей программы, на какие сильные стороны опереться при работе с ребенком

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности по образовательным областям.

 Каждое направление развития имеет свою последовательность и свои этапы. Именно на них, ориентированы подходы к обучению и развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Диагностика (начало года). Обследование детей (4ч.)

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» (6ч.) решает задачи:

– развитие мелкой и артикуляционной моторики, способности действовать по образцу и по инструкции

– развитие графо-моторных навыков, способности обводить, штриховать раскрашивать, взаимодействовать с мелкими предметами, выполнять пальчиковую гимнастику

– формирование умения правильно держать карандаш, ручку

– расширение и уточнение словарного запаса

– развитие навыка звукоподражания, произнесения гласных и согласных звуков, слогов, по возможности отдельных слов

– формирование элементарных навыков коммуникации: умения отвечать на вопросы взрослого, выражать просьбы с помощью слов, жестов, карточек

– развитие двигательных навыков, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, развитие и координации движений кисти рук и пальцев.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие восприятия (22ч.)

Раздел «Развитие восприятия» решает задачи:

-развитие целостного зрительного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности 

-развитие слухового восприятия, способности дифференцировать звуки окружающей среду и звуки речи

-развитие тактильного восприятия, способности на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов

-восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

«Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (4ч.) является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учётом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями, становится ясно что данный вид работы требует системного и и последовательного подхода. Усложнение требований не только к формированию собственного сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объёмные фигуры, использовать различные приёмы измерения.

Развитие зрительного восприятия(4ч.)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Развитие слухового восприятия (2ч.)

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

«Восприятие пространства» (4ч.)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона)

«Восприятие времени» (4ч.) предполагает формирование у детей временных понятий и представлений. Это очень сложный раздел для обучающихся, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. 

  1. Развитие различных видов мышления (12ч.)

Раздел «Развитие мышления» предполагает решение задач:

-развитие навыка анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

– развитие когнитивной функции речи

-развитие способности анализировать проблемную ситуацию, искать пути ее решения

-развитие способности работать по сюжетной картинке, долго ее рассматривать, выполнять задания педагога

-развивать способность действовать в команде, соблюдать правила и очередность действий.

Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) (4ч.)

Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) (4ч.)

Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) (4ч.)

  1. Развитие воображения (4ч.)-развитие основных видов воображения.
  2. Развитие внимания (4ч.)

Развитие объема внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания Развитие распределения внимания, переключения внимания

6.Развитие памяти(4ч.)

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.

7.Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (4ч.) 

предполагает решение задач:

– ознакомление с цифрами в пределах 5, дифференциация цифр

– дифференциация понятий «один-много»

– формирование способности соотносить цифры с количеством пальцев, отвечать на вопрос «Сколько?»

– формирование умения считать в прямом и обратном порядке, определять соседей числа

– формирование способности использовать математические представления в бытовых ситуациях

  1. Раздел «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» (4ч.)

Раздел «Ознакомление с окружающим» предполагает решение следующих задач:

– расширение представлений о себе и ближайшем окружении

– уточнение уже имеющихся представлений

– расширение активного и пассивного словарного запаса

  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (коррекция нежелательного поведения)-релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация (2ч.)

Итоговая диагностика(4ч.)

2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.

Основной задачей работы учителя-дефектолога является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми, приобретать простейшие трудовые и академические навыки

Содержание работы учителя-дефектолога:

  • Формировать навык вербальной и двигательной имитации
  • Формировать умение понимать обращенную речь, выполнять простые инструкции
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память
  • Формировать навыки самообслуживания
  • Формировать элементарные математические представления
  • Корректировать сенсорное восприятие
  • Формировать учебное поведение
  • Развивать крупную и мелкую моторику
  • Формировать навык элементарной игры
  • Корректировать нежелательное поведение

Учителем-дефектологом составлен график изучения лексических тем на учебный год.

Календарно тематическое планирование

1 Диагностика Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 01.09-04.09
2 Диагностика (4ч.) Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 07.09-11.09 
3 Развитие крупной и мелкой моторики(6ч.) Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради М. Султановой. 14.09-18.09
Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради М. Султановой 21.0.9-25.09
4 Развитие крупной моторики. Коррекционно-развивающие игры и упражнения: «Марш», «Прыжки», «Игры с мячом», «Равновесие», «Символические игры», «Шаги в коробку»,  28.09-2.10
1 «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов» (4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради
  • Н.А. Царёвой, М. Султановой
05.10-09.10
2 Коррекционно-развивающие упражнения «Собери такой же», «Построй дом», «Назови и построй», «Запомни расположение» «Конструирование по схеме»

«Конструируем из палочек»

12.10-16.10
Развитие зрительного восприятия(4ч.) Упражнение на развитие зрительного восприятия и узнавания(гнозиса) «Что же это за предмет?»

«Покажи и назови предметы по контору»

Доски Сегена «Подбери подходящую фигуру»

19.10-23.10
Каникулы 26.10-01.11
Узнавание наложенных контуров изображений предметов.

Дидактическая игра «Что здесь спрятано?»

Коррекционно-развивающие упражнения «Назови(покажи) изображения, перечёркнутые дополнительными линиями.

02.11-06.11
Развитие слухового восприятия(2ч.) Коррекционно-развивающие упражнения «Найди такую же», «Найди пару», Упражнение «Кто там?»

Игра «Кто пришёл?»

09.11-13.11
«Восприятие пространства» (6ч.) «Пространственные отношения: слева – справа»

Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради О.Н. Земцовой «Предметы в пространстве» (вверху — внизу, над — под, справа — слева)

16.11-20.11
Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради О.Н. Земцовой Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), в(около), на, перед, за, над, под. 23.11-27.11
Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради О.Н. Земцовой Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), в(около), на, перед, за, над, под. 30.11-04.12
«Восприятие времени» (6ч.) Времена года 

Месяцы, дни недели

07.12-11.12
Части суток «Утро-день-вечер-ночь» 14.12-18.12
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) 21.12-25.12
Каникулы
Развитие различных видов мышления.

Наглядно-действенное мышление(4ч.)

«Мир вокруг нас»

Упражнение «Собери по образцу»

«Покорми мишку»

«Угостим кукол»

«Покатай зайку»

11.01-15.01
«Разноцветные мячи»

«Волшебные очки»

«Сравни»

«Домик»

18.01-22.01
Наглядно-образное мышление(4ч.) Упражнение «Отгадывание загадок»

Упражнение. «Путаница»

25.01-29.01
Игра «Кому какое угощение»

Упражнение. «Домик»

01.02-05.02
Словесно-логическое мышление(4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

К.В. Шевелева

8.02-12.02
«Логика и сообразительность «Бусинки»

«Определение последовательности событий»

«Найди, кто лишний»

15.02-19.02
Развитие воображения (4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

22.02-26.02
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

1.03-5.03
Развитие внимания(4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

8.03-12.03
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

15.03-19.03
Каникулы 22.03-28.03
Развитие памяти(4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

29.03-2.04
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой

5.04-9.04
«Формирование элементарных математических представлений» (4ч.) Практические задания в рабочей тетради М. Султановой 12.04-16.04
Развивающие упражнения «Умная клеточка» М. Султанова 19.04-23.04
«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром(4ч.)
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой. Практические задания»

26.04-30.04
  • Коррекционно-развивающие упражнения в рабочей тетради

М. Султановой. Практические задания»

3.05-7.05
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (коррекция нежелательного поведения) 2ч.

Упражнение «Добрый и злой мячик»

Речедвигательное упражнение «Мы сидим на полке»

Игра «Брыкание»

Игра «Кто точнее?»

Упражнение «Музыка шаров»

10.05-14.05
Итоговая диагностика(4ч.) Обследование детей 17.05-21.05
Итоговая диагностика(4ч.) Обследование детей 24.05-28.05

 

2.3. Методы и приемы реализации программы

Методы и приемы работы по социализации, развитию общения, познавательному и сенсорному развитию:

Наглядные методы:

  • просмотр видео материалов
  • обучение по образцу
  • работа по предметным и сюжетным картинкам

Словесные методы

  • словесная инструкция без прямого показа
  • рассказ, объяснения

Практические методы

  • совместная деятельность
  • моделинг, т.е. показ, что и как делать

Игровые методы

  • дидактическая игра
  • игры-инсценировки
  • подвижные игры

Учитель-дефектолог пользуется комплексом коррекционно-развивающих методов и методик.

  1. Метод прикладного анализа поведения. Основывается на изменении поведения человека путем манипуляции предшествующими факторами и последствиями: усиления или ослабления.
  2. Методика по вызыванию звуков у неговорящих детей – методика Татьяны Никифоровны Новиковой. Вызывание звуков происходит за счет включения определенной мелодии в зависимости от ударного слова, а сама постановка звуков может быть осуществлена по средствам механической (физической) помощи.
  3. Экспериментальная методика «Аутизон». Аутизон – это первое российское учебно-методическое пособие, которое было разработано специально для занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями. Пособие было издано при поддержке Фонда “Выход”.
  4. Формирование альтернативного метода коммуникации за счет обмена карточек на желаемый объект. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с интеллектуальными нарушениями.
  5. Флортайм. Разработана Стенли Гринспином. Ключевой момент методики флортайм- наблюдение. Необходимо за ребенком постоянно наблюдать: с чем он взаимодействует, как взаимодействует. И присоединяться к нему в его игре. Стать частью игры, его игрушкой, т.е. ведущий – ребенок. При этом нельзя навязывать свои игры, можно только несколько видоизменять либо усложнять уже имеющеюся игры.
  6. Коррекция и развитие осуществляются не только в кабинете за столом, но и в классе, во время режимных моментов, свободной деятельности.

 

2.4. Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогами ОУ

Конкретное содержание указанных образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, не только на подгрупповых и индивидуальных занятиях, но и в свободной деятельности, игре, режимных моментах. Некоторые разделы программы пересекаются с разделами коррекционно-развивающей программы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда. Здесь реализуется принцип многократного повторения и системности обучения. Т.к. нарушения довольно стойкие, необходимо чтобы развитие шло со всех сторон, на протяжение всего времени пребывания ребенка в ОУ.  

2.5. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями обучающихся

В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” №273-ФЗ от 29.12.2012 родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Следовательно, одним из важных условий реализации рабочей программы является активное взаимодействие с семьей. Проводятся:

  • Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания
  • Рекомендации по выполнению домашних заданий и комплексный альбом всех специалистов с домашними заданиями.

Ведется активная целенаправленная работа с обучающимися с целью наиболее “мягкой” адаптации детей и родителей к школьному обучению:

  • Составление рекомендаций по работе в классе и школе с каждым ребенком в соответствии с особенностями его развития и объемом знаний, умений полученных в школьном учреждение
  • Посещение школы специалистами ОУ с целью оказания тьюторской помощи в период адаптации к школьному обучению
  • представление специалистам школы подробных результатов диагностического обследования

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Работа по совершенствованию развивающей среды в классе учителя-дефектолога проводится в соответствии с ФГОС.

Материал для развития зрительной функции: наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия, наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.

Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты и др.

Материал для развития  тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных мячей; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке.

Материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов): наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора.

Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.), «Мозаика для развития пальцев» и др.

Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.

Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления.

Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы и др.

Материалы для развития речи и представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.

3.2. Программно-методическое обеспечение

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.

Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000

Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006

Сандберг М.Л.  Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.

Методическое обеспечение

Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д, 2008.-110с.

Борзова В. А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.

Винарская Е.Н. Дизартрия. – М, 2006.-141с.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.

Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – М, 2014- 96с.

Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.

Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

Катаева А. А., Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М, 1993.-191с.

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.

Список литературы

  1.  Богдашина О.Аутизм: определение и диагностика-Донецк,1998
  2. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – М., «Владос»,2014.-96с
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучаем. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.-М,2007.-64 с.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателя детского сада /под.ред. О.С. Ушаковой-М., Просвещение,1993.-271с.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М, «Бук-Мастер»,1993.-191с.
  7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.-М, 2003.-408 с.
  8. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации.-М,2003.-176с.
  9. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  10. Организация логопедической работы в школе/ под.ред. Елецкой О.В..-М,2007.-192с.
  11. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под.ред.Бгжанковой.-М,2012.-181с.
  12. 12Черепанова В. С., Назаревич О. С. Методы альтернативной коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3336–3340. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970994.htm.
  13. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: методический сборник /Е.А. Штягинова. – Новосибирск: 2012. С. 5–10; 21–26.

    14.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

  1.   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 176 с. 

    16.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.

    17.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. +Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.

   18.Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 1995. – №12. – С.12 – 22

      19.Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. – №8. – С. 16 – 24

  1. Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу Каллиграфия / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 27 с.
  2. Развитие сенсорной сферы детей. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2011.- 160 с.

    22.Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников

  1. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999

   24.Меликян З.А. Организация зрительного восприятия у младших школьников М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. 136с.

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Питер, 2005.

 

Приложение 1

Протокол наблюдения

за свободным поведение ребенка

(для неговорящих детей)

ФИ    

Дата    

Учебный год

Критерии оценивания Результат наблюдения
Реакция на имя
Стереотипичное поведение (аутостимуляции)
Ритуалы
Свободная игра, манипуляции с предметами
Совместная игра с другими детьми
Фиксация взгляда на другом человеке
Выполнение простых инструкций
Двигательная имитация
Вербальная имитация (отдельных звуков)
Реакция на попытку вмешательства в занятие, игру
Нежелательное поведение
Получение желаемого

(предметов, еды и т.д.)

Агрессия/аутоагрессия

 

Приложение 2

Протокол наблюдения

за свободным поведение ребенка

(владеющего самостоятельной активной речью)

ФИ    

Дата    

Учебный год

Критерии оценивания Результат наблюдения
Реакция на имя
Стереотипичное поведение (аутостимуляции)
Ритуалы
Свободная игра, манипуляции с предметами
Совместная игра с другими детьми
Фиксация взгляда на другом человеке
Выполнение простых инструкций
Двигательная имитация
Вербальная имитация (одного слова, нескольких слов)
Реакция на попытку вмешательства в занятие, игру
Нежелательное поведение
Использование слов для получения желаемого
Ответы на вопросы взрослого
Вопросы  взрослому
Составление рассказа по картинке

 

Приложение 3

Результаты социальной адаптации

воспитанников группы для детей с РАС

ФИ ребенка___________________________

Учебный год

Начало года Середина года Конец года
Негативизм
Агрессия
Аутоагрессия
Установление контакта
Отношение ко взрослым
Отношение ко сверстникам
Реакция на прикосновение
Выполнение простых инструкций
Реакция на собственное имя
Выражение просьбы словами
Ответы на вопросы взрослого
Действия по подражанию
Соблюдение социальных норм и правил группы

Оценка результатов:

4 балла – навык сформирован полностью (либо, напротив, отсутствует для агрессии и самоагрессии )

3 балла – сформирован недостаточно

2 балла – сформирован частично

1 балл – сформирован незначительно

0 баллов – отсутствует

 

Приложение 4

Анкета для родителей

Дата заполнения__________________________________________________________

Фамилия, Имя ребенка_____________________________________________________

Возраст (число, месяцы, год рождения) _______________________________________

Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность__________________________________________________________________________________

Агрессивность, если есть, то на кого направлена; на себя, на детей, на взрослых, на животных, стремление ломать игрушки_______________________________________________________________________________________

Агрессия спонтанная или при неудачах______________________________________________________________

Необходимость привычной ситуации _________________________________________________________________

Приверженность к определенным видам пищи_________________________________________________________

Следование усвоенному режиму_____________________________________________________________________

Страхи_________________________________________________________________________________________

Реакция на замечание______________________________________________________________________________

Реакция на одобрение_____________________________________________________________________________

Насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт _______________________________________________

Отношение к взрослым____________________________________________________________________________

Отношение к сверстникам (безразличие, отвергание, застенчивость и беззащитность), другие особенности_____________________________________________________________________________________

Смотрит ли в глаза_______________________________________________________________________________

Страхи отдельных звуков____________________________________________________________________________

Отсутствие привыкания к пугающим звукам___________________________________________________________

Предпочтение тихих звуков__________________________________________________________________________

Любовь к музыке _________________________________________________________________________________

Отрицательная реакция на прикосновения при причесывании, стрижке ногтей и пр.____________________________________________________________________________________________

Плохая переносимость одежды, обуви_______________________________________________________________

Избирательность в еде____________________________________________________________________________

Стремление есть, сосать несъедобные предметы________________________________________________________

Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам____________________________________________________________

Какие берет игрушки для игры______________________________________________________________________

На сколько этот интерес стоек (длительно ли занимается с одной игрушкой или переходит от одной к другой. Длительно ли вообще играет игрушками, или они ему быстро надоедают, и он прекращает игру) _______________________________________________________________________________________________

Присутствуют ли отдельные звуки в общении со взрослыми, слова, фразы_________________________________

Повторяет последние слова, фразы взрослого____________________________________________________________

Насколько часто ребенок отзывается на свое имя_______________________________________________________

Задает ли вопросы? ______________________________________________________________________________

Знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку___________________________________________________________________________________________

Может ли ребенок попросить словами, что он хочет______________________________________________________

Может ли ребенок повторить за вами слова. Например: «Скажи мяч». Скажет ли ребенок слово «мяч»__________________________________________________________________________________________

 Может ли ребенок сидеть на полу или за столом и выполнять задание? Насколько долго?_______________________ 

Другие особенности Вашего ребенка_________________________________________________________________

 

                                                                                          

     

                                                                                                                             Приложение 5

Протокол диагностического обследования

ученика (цы) _______ класса школы № ______

__________________________________________________________________________

Фамилия, имя, возраст

Дата обследования: «____» ________ 20____ г.

Исследуемые параметры Содержание Выполнение
Самост./ сформиров. С помощ./ сформиров. частично Не выполн./ не сформир.
Особенности познавательной деятельности
Особенности восприятия Восприятие предметного окружения:

  1. Показ предмета по словесной инструкции. 
  2. Называние предъявляемого предмета или его изображения.
  3. Соотнесение идентичных предметов.
  4. Соотнесение предметного изображения и реалистичного предмета.
  5. Выделение предмета из окружающего поля, проявление интереса к предъявляемым объектам (игрушке, бытовым предметам, еде).
  6. Проявление двигательных реакций на словесную инструкцию (возьми, дай, покажи, положи).

Восприятие сенсорных эталонов:

  1. Показ по инструкции формы, величины, цвета.
  2. Показ по предъявляемому образцу (по аналогии).
  3. Выделение и называние признаков предметов.
Особенности внимания
  1. Умение произвольно удерживать внимание на материале задания.
  2. Проявление интереса и манипулирование предметом непродолжительное время.
  3. Проявление интереса к предмету, фиксирование взгляда.
Особенности памяти
  1. Способность удержать предъявляемую слухо-речевую инструкцию.
  2. Способность удержать предъявляемую инструкцию, используя помощь (опора на образец, подражание).
  3. Возможность удерживать в памяти обиходно-бытовые простые понятия, инструкции, помнить круг близких людей.
Характер деятельности
  1. Познавательная и поисковая активность.
  2. Способность к произвольной деятельности.
  3. Удержание интереса к выполняемой деятельности.
  4. Проявление интереса к предлагаемым заданиям.
  5. Выполнение простейших заданий за поощрение.
  6. Взаимодействие с объектом (манипулирование, фиксация взгляда, направленная двигательная активность по отношению к объекту).
Речевое развитие
Особенности речи
  1. Понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций.
  2. Самостоятельное пользование речью для коммуникации.
  3. Понимание обращенной речи, простых инструкций.
  4. Использование штамповой речи, эхолалии.
  5. Вокализация.
  6. Реагирование на голос, имя, речевые звуки.
  7. Проявление реакции на шумы.
Использование речи
  1. Рассказать, что нарисовано на картинке (дети катаются на санках с горы). Ответить на вопросы по картинке.
  2. Повторить предложение за педагогом.
  3. Повторить слова за педагогом.
Ознакомление с окружающим миром
О себе и о других людях
  1. Знание своего имени и фамилии, возраста.
  2. Знание близких людей, понимание родства.
  3. Умение различать по внешним признакам (прическа – одежда) мальчика и девочку.
Предметные представления
  1. Называние изображений предметов (что нарисовано на картинке?)
  2. Узнавание предмета на картинке (Покажи картинку (набор картинок) с изображением знакомых детям предметов).
  3. Называние предметов ближайшего окружения (Что это?)
  4. Выделение предметов в ближайшем окружении (Покажи/дай/принеси мяч, пирамидку, маму, шкаф, игрушку и т.д.)
  5. Узнавание изображенного предмета по тождественной картинке (Найди такую же картинку).
  6. Узнавание изображения тождественного предъявляемому предмету (Покажи такую игрушку).
  7. Выделение предмета тождественного демонстрируемому (Покажи такую же).
Сведения об окружающем
  1. Представление о мире людей (Беседа по быту людей: мама готовит, дочка спит, мальчик рисует и др.)
  2. Представление о мире животных (соотнесение животных и их детенышей, кто как голос подает, кто что ест, где живет).
  3. Предметно-практическое выполнение по инструкции (Покорми зайчика морковкой, найди маму котенку).
Пространственно-временная ориентировка
Ориентировка на себе и на другом
  1. Знание частей собственного тела (Назови и покажи у себя).
  2. Выявление представлений о частях тела человека (Покажи где? Найди у себя?) 
Микро-ориентировка
  1. Показ и называние сторон листа (верхние, нижние, боковые), середины, углов.
  2. Ориентировка на листе (соединение двух точек).
Временные представления
  1. Части суток (день, ночь).
  2. Времена года (зима, лето).
Моторное развитие
Ручная умелость
  1. Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков).
Графические навыки Владение карандашом, фломастером, ручкой:

  1. Рисование (нарисуй, обведи, соедини, закрась, штриховка в заданном направлении).
  2. Обводка (обводка по трафарету в заданном направлении).
  3. Удержание (возьми карандаш, закрась).
Зрительно-моторная координация
  1. Слежение взглядом за движением руки.
  2. Проведение пальцем руки по нарисованной линии.
  3. Брось мяч.
Общая моторика
  1. Координация крупных движений (попрыгай на двух ножках, попрыгай на одной ножке, разведи руки в стороны, вытяни руки вперед, похлопай, пройди до стола).
Мышление
Конструирование
  1. Складывание целой картинки из частей:  

– 4 части

– 3 части

– 2 части

  1. Конструирование из палочек:

– самостоятельно (по речевой инструкции) квадрат, флажок;

– по образцу (стол, стул, окно);

– по образцу (наложением) – (стол, стул, окно);

– по показу (поэлементному подражанию) – (стол, стул, окно, заборчик, дорожка).

Группировка
  1. Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат – необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
  2. Группировка предметов с учетом цвета.
  3. Сгруппировать кубики по цвету. Назвать цвет.
  4. Раскладывание разноцветных кружочков (красных, синих, желтых, зеленых, белых, черных) под полосками соответствующего цвета.
  5. Дать полоску, кружок названного цвета (поочередно все).
Соотнесение и различение формы
  1. Вкладывание фигур в соответствующие пазы (доска Сегена).
  2. Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необходимо соотнести форму прорези в таблице с изображением животного).
Понимание очевидных нелепых ситуаций. Понимание эмоционального состояния
  1. Понимание нелепых ситуаций: сюжетное избражение, предметное изображение.
  2. Понимание эмоционального состояния человека: Назови, кто веселый? (радость, гнев, страх). Покажи, кто плачет (смеется)?
Смысловое соотнесение, зрительная память. Элементарная причинно-следственная зависимость
  1. Нахождение предметов (Чего не стало?)
  2. Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата).
  3. Показать или назвать, какая картинка не подходит (например, огурец, помидор, капуста, кошка, затем – туфли сапоги, хлеб, ботинки).
  4. Сказать, что на картинке изображено неверно (слон спит на кровати, на ели растут яблоки, из дупла высунулась голова собаки т т.д.).
  5. Разложить простую последовательность из трех сюжетных картинок (девочка стирает белье, развешивает, гладит).
Программный материал
Математика. Элементарные математические представления
  1. Понимание математических терминов: посчитай, сколько всего, положи столько же, сколько стало, сколько осталось.
  2. Умение пересчитывать предъявляемые предметы:

– в пределах 10;

– в пределах 5;

– в пределах 3.

  1. Умение соотносить число с количеством предметов:

– до 10;

– до 5;

– до 3.

  1. Умение посчитать от 5 обратно.
  2. Умение посчитать от 1 до 3, от 2 до 4.
  3. Умение показать второй гриб, третье яблоко.
  4. Установление тождества (положи столько же).
  5. Разложи кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот).
  6. Найди место матрешки в ряду.
  7. Понимание задания и возможности выполнять задания по подражанию (сколько, посчитай).
Письмо. Элементы письма.
  1. Написание:

– слов;

– слогов;

– букв.

  1. Написание по обводке:

– слов;

– букв.

  1. Копирование фигур.
  2. Обводка бордюров.
Чтение
  1. Умение читать небольшие тексты.
  2. Понимание смысла прочитанного.
  3. Умение читать слоги.
  4. Знание букв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог: ___________/ __________________________

 

Литература:

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.

Рабочая учебная программа коррекционной образовательной деятельности учителя-дефектолога