Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 38 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 38
Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 39 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 39
Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 40 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 40
Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 41 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 41
Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 42 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 42
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 44 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 44
Всероссийский конкурс Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 45 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 45
Наименование конкурсной работы: Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 46 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 46
Итоговая оценка: Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 47 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 47 ,   Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 47 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 47 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: Warning: Undefined variable $row in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 48 Warning: Trying to access array offset on null in /home/a/anopedz2/pedproekt.rf/public_html/wp-content/themes/spacious/publishpost.php on line 48


Муниципальное бюджетное   учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» с. Дивное

Методические рекомендации по теме:

«Подготовка  голосового и артикуляционного аппарата к пению»

                                                  Составитель:

  педагог дополнительно    образования 

                                                     А.А.Правоторова

2023г

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1 Искусство пения……………………………………………………5

Глава 2 Подготовка голосового и артикуляционного  аппарата  к пению

2.1. Самые  основные требования к телу исполнителя…………………….. 6
2.2. Точечный массаж…………………………………………………………6

2.3. Артикуляционная гимнастика……………………………………………6

2.4 .Гимнастика для языка…………………………………………………….7

2.5.  Дыхание……………………………………………………………………8

2.6. Тренировка мышц диафрагмы………………………………………… ..9

2.7. Дикция …………………………………………………………………….9               

2.8. Работа над песней………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………11 Список литературы……………………………………………………………12

 

Аннотация

Цель:  Подготовка артикуляционного аппарата вокалиста к пению с помощью специальных упражнений.

 

Данная рекомендация посвящена  методике подготовки голосового и артикуляционного  аппарата детей среднего и старшего школьного возраста. Рекомендация разработана  на базе Центра детского творчества по программе студии эстрадного пения «Рондо»» с детьми среднего и старшего школьного возраста 

Рекомендации  могут  применять в работе  педагоги дополнительного образования, учителя музыки.

Практическая значимость работы  заключается в том, что разработаны и предложены методы, формы, способы  подготовки голосового аппарата к пению.

 

Правоторова Анна Анатольевна, педагог высшей квалификационной категории, Муниципального бюджетное учреждения дополнительного  образования  «Центр детского творчества» с. Дивное. Тел. 5- 15- 56

 

Введение

Издавна ученые стремились понять механизм певческого голоса. Некоторые певцы и профессора пения пытались внести вклад в изучение механизма голосообразования, описывая свои методы воспитания и развития голоса. Но их физиологические концепции, основанные на истолковании своих внутренних ощущений, были во многом не точны. Вопросы вокальной техники всегда были в зоне внимания вокалистов. В истории классической музыки вопросами вокальной техники стали заниматься давно как сами певцы, так и педагоги по вокалу, врачи (фониатры, ларингологи), ученые-акустики. Однако до сих пор различные музыкально-педагогические принципы постановки голоса вызывают споры в среде профессиональных вокалистов. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Применительно к вокалистам можно говорить о проблеме рационального воспитания певца и его голоса, об охране его голоса, о нервно-психической гигиене, о профилактике болезней голосового аппарата, о проблеме патологического волнения при выступлениях и т.д. Правильное воспитание и развитие певца, при хорошей вокальной школе, будут сами по себе гигиеническими мероприятиями, так как они способствуют продлению сценической жизни вокалиста. Причины возникновения недостатков голосообразования различны: перенапряжение, превышение физиологических возможностей, несоблюдение элементарных правил гигиены голоса и др. Часто, заинтересованные пением школьники пытаются подражать известным эстрадным певцам, тем самым искажая естественную природу своего голоса. 

  Музыкальная эстрада сегодня занимает особое место среди различных видов музыкального искусства. Этому в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникации, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной эстраде. 

Успех эстрадного вокалиста базируется на степени освоения им ряда элементов, составляющих основу певческой и концертно-исполнительской деятельности. Среди них – работа над постановкой голоса, дыханием, артикуляцией; совершенствование навыков  интонирования, чувства ритма, звуковедения; работа по подбору подходящего репертуара и непосредственно связанное с этим воплощение художественного образа в вокальном произведении; формирование и совершенствование навыков работы с микрофоном; работа над формированием сценической культуры и навыков поведения на сцене.

Глава 1. Искусство пения.

Искусство  пения – это искусство дыхания

Ну, это самая известная истина. Больше того, голос – это и есть дыхание.

У меня было несколько учеников и учениц, которые, приди они прослушаться куда угодно, услышали бы, что у них нет голоса. Я обычно даю возможность начать заниматься, и если вижу (по результатам 3-х уроков), что человек старается – продолжаю заниматься. Тем более, что результаты появляются довольно быстро.

Конечно, интереснее заниматься, когда к тебе приходит ребенок  с голосом Карузо. Но «сделать» голос из «ничего» – это здорово, испытываешь просто огромное удовлетворение. Я помогаю понять – как это сделать. И чем скромнее были данные, тем больший труд нужно приложить.

Для этого может помочь следующее. Для начала пойте все на звуке ААА, без слов. Потом присоедините к пению слова, но согласные нужно петь впритык к гласным, в самую последнюю долю секунды. Так, чтобы было ощущение, что вы тянете резину.

Самое время подумать о фразировке. В пении, как и в простом разговоре, фраза имеет слово, на которое она опирается, и это ни в коем случае не должно быть потеряно.

Еще один из самых важных моментов. Всегда более важна предыдущая нота! То есть, если вы поете, например, ход: РЕ-СИ-СОЛЬ. То самое важное опереться на РЕ. Если Вы этого не сделаете, то Вам никогда правильно не спеть СИ. Это все равно, что прыгун в высоту в момент отталкивания от земли махнет ногой по воздуху. А вот когда вы уже спели СИ, Вам нужно спуститься на соль не отпустив дыхания (это просто проконтролировать – если подложечная часть живота провалилась – все – вы сняли с дыхания и СОЛЬ, скорее всего у вас получилась позиционно низкой). Но и это пока еще цветочки. Одно дело спеть 3 ноты, не сняв с дыхания, а другое, когда вы поете длинную фразу с сильными и слабыми долями. Причем ноты прыгают вниз и вверх. И длительности у всех разные. Вот здесь умудриться спеть всю фразу, не «проболтав» (не сняв с дыхания) ни одной ноты – вот этому нужно поучиться. Но нет ничего невозможного. Как только Вы ощутите, насколько удобнее Вам стало петь такой манерой – сами будете следить. И сразу почувствуете – раз стало трудно – значит, где-то «снялось» с дыхания.

Глава 2 Подготовка голосового и артикуляционного  аппарата  к пению

2.1.Самые  основные требования к телу исполнителя:
–  Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему. 
–  Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор. 
–  Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса. 
– Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. 
–  Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Перед тем как начать петь необходимо сделать несколько подготовительных разогревающих упражнений.

2.2.Точечный массаж:

Массировать 8 раз средними пальцами по часовой стрелке следующие точки на теле. 1 точка – одним пальцем, 2 точки – с обеих сторон лица, двумя пальцами:
1. Лоб. Вверху посередине там, где начинают расти волосы (1 точка)
2. Виски (2 точки)
3. Между бровей (1 точка)
4. У крыльев носа (2 точки)
5. Между носом и губой (1 точка)
6. На подбородке (1 точка)
7. За ушами (2 точки)
8. Уши полностью (массировать сверху вниз)
9. На шее сзади, где начинают расти волосы, посередине (1 точка)
10. На темени, затылок (1 точка)

2.3. Артикуляционная гимнастика

1.Губы трубочкой. Двигаем вправо и влево. (8-10 раз в каждую сторону)
2. Губы «карасиком» (изобразите рыбку с открытым ртом) (8-10 раз напрягать губы, каждый раз возвращаясь в исходное состояние)
3. Показать верхние и следом нижние зубы. Напрягать губы. (чередовать 8-10 раз)
4. Прополоскать полость рта воздухом. Будто полощите водой, почистив зубы. Напрягаем губы (8-10 раз)
5. Показать «лошадку». «Пррррр!» (8-10 раз)
6. Поочерёдно произносить звуки «П-Б». На «Б» более плотно сжимать губы (8-10 раз)
2.4.Гимнастика для языка
1. Язык трубочкой (напрягаем 8 раз)
2. Язык чашечкой (напрягаем 8 раз)
3. Достать нос языком (8 раз)
4. Достать подбородок (8 раз)
5. «Провентилировать» рот языком. Как маятник – из стороны в сторону (8 раз)
6. «Проколоть» щёки языком. Поочерёдно упираться языком в щёки (8 раз каждую щёку)
7. Открыть рот как купол (изобразить зевоту). Чередовать звуки «М-Н». На «Н» язык между зубов (8 раз)
8. Открыть рот как купол (изобразить зевоту). Произносить: «Мама мыла Милу» (8 раз)

2.5. Дыхание – это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит тембровая наполненность, подвижность голоса, интонация и др

Разминочное  упражнение “Ладошки”

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки. Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.
Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются. Приседание лёгкое.
“Китайский болванчик”
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох.
Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

Положить руки на диафрагму, сделать глубокий вздох через нос так, чтобы почувствовать движение мышц диафрагмы, её небольшое выпячивание. Вдох на 4счёта (следить чтобы не поднимались плечи и грудь, не было зажима корпуса)Выдох – ровный, свободный. Сделать это 4-8р.

2.6.Тренировка мышц диафрагмы.

– Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс. Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.

– Вдох глубокий, выдох с усилием, короткими толчками на звук «с».

– Вдох глубокий. Выдох – с усилием на определённый ритмический рисунок. Например(3 триоли и последний выдох до конца.) Управлять мышцами диафрагмы.

2.7.Дикция. Скороговорки  вырабатывают правильную дикцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

– «Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали»

– «Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит»

«От топота копыт пыль по полю летит»

– «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про  Варьку, про Марину жену»

После того как подготовлен голосовой и артикуляционный аппарат-можно переходить непосредственно к пению

Закрытый слог “М”. Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную “М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Не рекомендуется делать это упражнение в высоком регистре, лучше в низком и среднем.

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове “улитка”\.

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

2.8. Работа над песней.

Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру. 

Работа над песней начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения. 

Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону. 

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,— и успех непременно придет к вам. 

 

Заключение

Вокальное мастерство – это результат длительной работы над голосовым аппаратом, которая требует много терпения и настойчивости. Стремление к совершенству бесконечно. Это огромный, кропотливый труд. В искусстве вокала, как и в любом виде искусства, цель – воздействовать на людские мысли, чаяния, дарить чувство радости от красоты. Достичь высот в вокальном искусстве может любой.  Главное – выбрать правильный путь. Педагогу необходимо помнить, что важным моментом в работе с вокалистами является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или упражнением и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения произведения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Тем не менее, нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведёт к отсутствию технической чёткости в работе голосового аппарата. Искусство вокала требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путём фиксации внимания вокалистов на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определённых навыков. Специальные упражнения подбираются соответственно уровню певческого развития вокалистов и усложняются постепенно в процессе обучения. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного – к более трудному. Каждое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии с певческой подготовкой и возможностями данного исполнителя. Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новый методический приём в закреплении навыков, эмоциональность руководителя – всё это содействует поддержанию активности, внимания, интереса вокалиста в процессе работы. Одно из важных условий обучения вокалу – это регулярная и последовательная работа. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работ

 

Используемая литература.

  1. Арутюнова А. Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) // Изв. ВГПУ. 2011. № 8 (62). С. 94~98.
  2. Богданов И. А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания : дис…. д-ра искусствоведения. СПб., 2005.
  3. Вербов А. М. Техника постановки голоса. Л. : Тритон, 19314. Горчаков Н. М. «Режиссерскиеуроки К. С. Станиславского» / ред. Н. Д. Волков. М. ¡Искусство, 19525. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968.
  4. Кузнецов В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка : дис…. д-ра пед. наук. М., 2005.
  5. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса, анализ основных методик постановки голоса. М. : Музыка, 1974-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.

 

Методические рекомендации по теме: «Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к пению»