Мироненко Наталья Анатольевна
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с.Дивное
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158025
Всероссийский конкурс «Педагогический проект», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: ДООП «Полет фантазии»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158025


Отдел образования  администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования 

 «Центр детского творчества» с. Дивное

  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

 «ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ»

 РЕАЛИЗУЕТСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Уровень программы: базовый

Возрастная категория: от11до13лет

Состав группы:  13

Срок реализации программы:  1 год

ID-номер Программы в Навигаторе: 28056

Автор-составитель: педагог дополнительного

                                   образования Мироненко  Н.А.

с. Дивное,2023 г. 

 

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа художественной направленности «Полет фантазии» разработана на основании основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
  3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
  7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

9.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. 

     Наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные декоративно-прикладные техники можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Занятия по данной программе имеют огромные возможности для развития у детей творческого воображения, фантазии. В процессе проектной, творческой деятельности обучающийся чувствует себя автором конкретных «дизайнерских» вещей и предметов, создаёт свой творческий продукт, который доставляет эстетическое удовольствие им  самим и окружающим. 

АКУАЛЬНОСТЬ программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей, приобщение детей к миру декоративно-прикладного искусства, формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Занятия творчеством способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, повышение самооценки. Особое значение для полноценного воспитания личности приобретает интегрированное обучение, в ходе которого дети познают связь видов прикладной деятельности, что даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя мир творчества, проявить и реализовать свои способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни. 

Кроме того, содержание программы призвано содействовать профессиональному самоопределению обучающихся. 

НОВИЗНА данной программы заключается в реализации интегративно-деятельностного подхода к развитию креативности личности посредством максимальной интеграции самых разных видов и техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества. 

Чем больше занимаются дети, тем больше практических навыков они получают, тем больше желание освоить теоретические знания и выполнять авторские  проектные работы. Учащиеся углубленного уровня выполняют большое количество авторских работ. В ходе образовательного процесса учащиеся приобретают специальные знания по разделам программы, получают шансы продуктивного использования предлагаемых возможностей. Знания и умения, которые получают учащиеся, могут пригодиться для успешной самореализации в достаточно широком спектре профессий. После завершения обучения по программе «Полет фантазии» при желании учащиеся могут повторить курс обучения, продолжая творческую деятельность и составив с педагогом  индивидуальный учебный план. 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ 

Анализ содержания дополнительных общеобразовательных программ «Оригамушки» (автор Ничипор О.В., г. Санкт-Петербург, 2019), «Волшебная мозаики» (автор Шилина Л.В., г. Екатеринбург, 2019), «Мастерская чудес» (автор Паршакова Ю.В., г. Улан-Удэ, 2019) позволил выявить ряд отличительных особенностей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Полет фантазии»: 

– Занятия, в которых объединена в единый творческий процесс теория и практика моделирования, конструирования, изготовления и оформления изделий, применяя нестандартные решения, способствуют развитию творческой деятельности, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды декоративно-прикладного искусства, которые изготавливаются с помощью различных техник ДПИ, их комбинирования. Таким образом, вырабатывается навык – при необходимости, заменить одну технику изготовления на другую. 

– Содержание программы составлено с учетом специфики работы с учащимися в объединениях ДПИ, индивидуальном подходе к каждому учащемуся  и её адаптации к плану проведения внутренних и конкурсных мероприятий;

 -организация жизнедеятельности коллектива как творческих команд, где каждый учащийся, реализуя свой проект, одновременно работает на общий результат группы. 

– Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Полет фантазии» способствуют развитию творческой деятельности детей среднего  школьного возраста, в результате которого происходит положительная динамика в развитии их интеллектуальных умений. 

– При конструировании учебных заданий даётся большое количество разнообразных идей, предполагающих поиск решений. 

– При работе на заданную тему предъявляется значительное число зрительных образов для создания эскизной части работы. 

– Создано развивающее творческое образовательное пространство, дающее настрой на творческую деятельность, эмоционально-интеллектуальный фон обучения для положительной мотивации творческой деятельности, наглядные ситуации успеха для создания смысла творческой деятельности. 

– Происходит отбор технологий, применяемых педагогом, для обеспечения творческой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Настроение своими руками», которые приведут к достижению цели, а применение комплексного подхода к развитию именно творческой деятельности учащихся, что станет приоритетом образовательного процесса. Такой подход предполагает не только опыт деятельности, но и опыт творчества, веру в свои возможности и как следствие развитие творческой деятельности учащихся. 

-Содержательно-тематический аспект программы обеспечивает изучение содержания материала и доступ к предпрофессиональным знаниям в сфере таких профессий как дизайнер головных уборов, дизайнер- декоратора, оформитель. 

НАПРАВЛЕННОСТЬ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная. 

АРЕСАТ ПРОГРАММЫ 

Условия набора в коллектив: принимаются дети (мальчики и девочки) в возрасте от 11 до 13 лет.

     В подростковом возрасте важным фактором развития является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. 

Занятия по программе  позволяют детям и подросткам самореализовываться как в среде сверстников, так и социокультурном пространстве села. 

  

По желанию родителей и/или инициативе учащихся, возможно продолжить совершенствовать своё мастерство, продолжая обучение, до достижения детьми 15 лет ( по индивидуальному учебному плану) .В объединение могут быть приняты учащиеся с ограниченными возможностями здоровья при наличии медицинской справки, подтверждающей отсутствие противопоказаний по посещению учебных занятий. В процессе обучения детей данной категории применяется индивидуальный подход

ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ДООП 

Программа рассчитана на 1год обучения. Занятия в группах проводятся очно:   2  раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю), 144 часа в год.  

Форма обучения режим занятий. 

Формы обучения и режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Форма организации образовательного процесса включает-  коллективную, групповую, мини групповую, индивидуальную.

При реализации программы предусмотрено использование дистанционных образовательных технологий с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной, непосредственно образовательной, деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз. 

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ – базовый.  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала обучающихся   средствами декоративно-прикладного творчества, выявление и поддержка высокомотивированных  детей, путем вовлечения их в проектно- исследовательскую деятельность 

ЗАДАЧИ: 

Личностные: 

– развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 

– воспитывать творческое отношение к труду, организованность, трудолюбие, ответственное отношение к делу, целеустремленность; 

– приобщать к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, к ценностям мирового и российского художественного творчества; 

– развивать творческий потенциал ребенка, активизировать воображение, фантазию, любознательность; 

– формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни; 

– способствовать профессиональному самоопределению. 

Метапредметные: 

– стимулировать развитие художественного вкуса, фантазии, творческой инициативы, с учетом индивидуальных интересов учащихся; 

– активизировать развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; 

– способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного мышления; 

– развивать зрительное восприятие, чувство цвета, композиции; 

– развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

Предметные: 

– выработать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству; 

– расширять представления учащихся об истории возникновения различных художественных техник, о профессиях в сфере декоративно-прикладного искусства; 

– совершенствовать умения пользоваться инструментами и действовать по алгоритму; 

– формировать теоретические знания и практические умения в области декоративно-прикладного искусства; 

– научить использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, 

– стимулировать овладение практическими навыками выполнения творческих работ в разных техниках различными приемами с различными материалами; 

– обучать технологическим приемам ручной обработки материалов; 

– обучать моделировать новые образы путём трансформации известных. 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

п/п

Название модуля, темы   Количество часов Форма

Контроля

Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу

Наблюдение
2 1 1
2. Модуль1.

Современные техники ДПИ

40 8 32
2.1
Скрапбукинг. 
10 2 8 наблюдение, опрос
2.2. Коллаж 10 2 8 устный опрос, наблюдение
2.3. Бисероплетение   2 8 наблюдение, анкетирование
2.4. Айрис – фолдинг.  8 2 6 наблюдение, опрос
2.5. Итоговое занятие 2 1 1 выставка работ
3. Модуль 2.

Работа с тканью 

48 12 36
3.1. Кинусайга 24 6 18 наблюдение, опрос, выставка
3.2. Работа с фетром 24 6 18 выставка, опрос
3.3. Итоговое занятие 2 1 1 выставка, зачет
4.   Модуль 3.

Знакомство с     профессиями 
20 6 14 Виртуальные экскурсии
4.1. Дизайнер-декоратор  9 3 6 Виртуальная экскурсия. 

Устный опрос. Наблюдение. 

4.2. Дизайнер головных уборов  9 3 6 Виртуальная экскурсия. 

Наблюдение. 

4.3. Итоговое занятие 2 2 Зачетное занятие
5. Модуль №4

Проектная и конкурсная деятельность

32 10 22
5.1 Проектная  деятельность 20 6 14 Наблюдение, защита проектов
5.2. Выполнение конкурсных работ 22 4 18 Выставки, конкурсы,

наблюдение

5.3. Итоговое занятие 2 1 1 Подведение итогов, опрос, анкетирование
Итого 144 38 106

Содержание учебного плана

1.Тема Вводное занятие.  Введение в образовательную программу. 

Теория: Введение в образовательную программу, задачи углубленного уровня обучения. Правила поведения в Центре детского творчества. Правила техники безопасности и личной гигиены, инструкция о мерах пожарной безопасности. Инструменты и принадлежности для работы. На вводных занятиях решаются организационные вопросы, проводится ознакомление учащихся с планом работы, презентация основных тем курса.

Модуль 1. Современные техники ДПИ. 

Тема 1.1. Скрапбукинг. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Цветовые решения. Технология изготовления работ в технике скрапбукинг. Текстуры и фактуры. Схемы, технологические карты. Виды скрапбукинга. Применение различных материалов и технологий для декорирования. 

Практика: Выполнение работ в технике скрапбукинг. Подбор материала. Рациональное использование материала. Работа с шаблонами. Подготовка элементов для составления композиции. Поэтапное выполнение. Декорирование. Оформление работы. Техника безопасности. 

Тема 1.2. Коллаж. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Цветовые решения. Технология изготовления сложносоставная. Материал на выбор (газеты, журналы, цветная бумага, крафт). Схемы, технологические карты. Виды мозаики. Применение различных материалов и технологий для декорирования, создания образа. 

Практика: Технология выполнения мозаики. Подбор и рациональное использование материала. Работа с трафаретами. Подготовка элементов по шаблонам или без шаблона. Составление композиции. Поэтапное выполнение. Техника безопасности. Декорирование. Оформление готовой работы. 

Тема 1.3.Бисероплетение

Теория:  История плетение бисером. Плетение объемных фигур. Просмотр презентации  «Скульптуры из бисера». Скульптурное плетение бисером.

Практика: Плетение  животных собачки,  уточки, мышки, белки, лисы.

Изготовление  модулей « Царевны лягушки»,  изготовление композиции « Золотая рыбка» из модулей.

Тема 1.4. Айрис – фолдинг. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Цветовые решения. Технология изготовления. Схемы, технологические карты. Применение определенных материалов для декорирования. 

Практика: Технология выполнения изделия. Подбор материала для основной работы (тонированная, дизайнерская бумага). Подбор материала для декорирования (стразы, полубусины, атласные ленты). Рациональное использование материала. Подготовка необходимых элементов. Разработка основы. Поэтапное выполнение. Декорирование. Техника безопасности.

Итоговое занятие. Выставка работ, устный опрос.

Модуль 2. Работа с тканью

Тема 2.1. Кинусайга. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Цветовые решения. Технология изготовления. Схемы, технологические карты. Виды работ. Применение различных материалов и технологий для декорирования. 

Практика: Технология выполнения. Подбор и рациональное использование материала. Разработка эскиза. Перенос на основу. Поэтапное выполнение. Декорирование. Оформление готовых работ. Техника без опасности.

Тема 2.3. Фетровые изделия. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Технологии изготовления изделий из фетра (игрушки, сувениры, броши, заколки). Схемы, технологические карты, выкройки. Цветовые решения. Применение различных материалов и технологий для декорирования. 

Практика: Технология работы с неткаными материалами. Подбор и рациональное использование материала. Изготовление шаблонов. Поэтапное выполнение. Декорирование готовых работ. Техника безопасности.

Итоговое занятие: устный опрос, выставка работ 

Модуль 3. Знакомство с профессиями

Тема 3.1. Дизайнер-декоратор. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Разработка эскизов. Цветовые решения. Подбор материалов и инструментов. Текстуры и фактуры. Схемы, технологические карты. Применение различных материалов и технологий для декорирования. 

Практика: Оформление фотозоны к календарным праздникам. Подбор материала. Рациональное использование материала. Подготовка элементов для составления композиции. Поэтапное выполнение. Декорирование. Монтаж. Техника безопасности. 

Тема 3.2. Дизайнер головных уборов. 

Теория: Термины и понятия. Просмотр фотографий, образцов. Создание эскизов. Цветовые решения. Технология изготовления работ в смешанной технике. Текстуры и фактуры. Применение различных материалов, в том числе и нетрадиционные (газеты, коробочный картон, полиэтилен, фольга, пенопласт, нетканый материал) и технологий для декорирования. 

Практика: Выполнение работ. Подбор материала. Рациональное использование материала. Подготовка элементов для составления композиции. Декорирование. Техника безопасности.

Итоговое занятие. Выставка работ

Раздел 4. Проектная и конкурсная деятельность. 

Тема 4.1. Проектная деятельность 

Теория: Основы проектной деятельность, выбор темы и актуальность проектов. Как корректно сформулировать цель и задачи проекта. Методы проектной деятельности. Основная часть: инструменты и материалы, этапы реализации проекта. Как сделать выводы. Заключение, перспективы дальнейшей деятельности. 

Практика: Реализация индивидуальных и коллективных проектов «Моё первое исследование».

Тема 4.2. Конкурсная деятельность. 

Теория: изучение положений о конкурсах, требований и критериев оценки конкурсных работ. 

Практика: Подготовка работ к участию в конкурсах. Участие в конкурсах. Анализ и обсуждение результатов. 

Промежуточная аттестация. 

Подведение итогов. Тестирование, изготовление итоговой работы, оформление итоговой выставки. Аттестация по итогам освоения ДООП.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Личностные 

Программа формирует у детей: 

-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; творческое отношение к труду, художественный вкус, фантазию, творческую инициативу с учетом индивидуальных интересов учащихся; 

-новое отношение к окружающему миру и умение отображать его в своих творческих работах; 

– способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; 

– доброжелательное отношение к окружающим, чувство коллективизма и взаимопомощи, уважения к чужому труду и результатам труда; 

-представление об основных профессиях в сфере декоративно-прикладного искусства; 

-приобщение к здоровому образу жизни, к культуре своей Родины, к истокам народного творчества. 

Метапредметные результаты: 

– развитые художественный вкус, фантазию, творческую инициативу; 

– организованность, трудолюбие, ответственное отношение к делу, целеустремленность; 

– развитие трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного труда; 

– стремление и способность к экспериментированию; 

– развитие визуально-образного, логического и пространственного мышления, внимания, памяти; 

– развитие зрительного восприятия, чувства цвета, формы, композиции. 

Предметные 

Результаты проявляются в устойчивом интересе к декоративно-прикладному творчеству; в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных. 

В конце обучения учащиеся будут 

знать: 

– историю возникновения различных художественных техник; 

– правила составления декоративно-прикладных композиций; 

– все техники исполнения композиций; 

– технологии изготовления различных композиций; 

– правила использования цветовой гаммы в композициях; 

-основные профессии в сфере декоративно-прикладного искусства. 

уметь: 

-решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приемов работы с материалами для достижения выразительного образа; 

-моделировать художественно выразительные формы, выполнение способом скручивания, снимания, комбинирования бумаги с другими материалами; 

-использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства; 

-самостоятельно определять технологию изготовления поделки;

-анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства; 

-самостоятельно составлять композицию, изготавливать панно в различных техниках, экспериментировать; 

-обучать своих ровесников и младших учащихся; 

-проводить мастер-классы и разрабатывать их самостоятельно; 

-самим находить новые темы для обучения и совместно с педагогом разбирать их. -пользоваться инструментами, 

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОНН- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНГЫЙ ГРАФИК (Приложение №1)

Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий
1 год 

углубленный уровень

1 сентября 
31 мая 36 72 144 2 раза в неделю по 2 часа

Календарный учебный график с указанием даты занятия, в соответствии с Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе в МБУДО ЦДТ с.Дивное, является частью  программы и составляется на каждый учебный год в соответствии с производственным календарем не позднее 1 сентября каждого учебного года.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение:

-кабинет с  компьютером и выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

-столы;

-стулья;

-крючки  (разной толщины);

-шило;

-цветная пряжа, различного качества;

-ножницы;

-картон (белый и цветной);

-стенды с информацией;

-образцы изделий;

-иглы для ручного шитья;

-мулине;

-инд. клеенки для стола;

-клей (ПВА, момент);

-цветная бумага;

-альбом для рисования;

-гуашь;

-кисти (1, 2, 3, 9);

-термопистолет;

-канцелярский нож;

-дополнительный материал (ткань, канва, синтепон,  пуговицы, проволока, кусочки меха, цветные ленточки, бусины, стразы,  бисер для оформления изделия, кусочки кожи, шерсть для валяния, природный и бросовый  материал).

Информационное обеспечение. Интернет-ресурсы, видео материалы. 

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации занятий по декоративно-прикладному творчеству.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ

Контроль результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и осуществляется постоянно в течение всего учебного года (Приложение 2). 

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля: 

Входной контроль проводится при формировании группы. 

Текущий контроль осуществляется на занятиях за правильностью выполнения технологических требований, повседневное систематическое наблюдение за учащимися в разных видах деятельности и ситуациях, самостоятельное выполнение заданий. Помогает выявить ошибки учащихся и найти способы их устранения. 

Тематический контроль проводится в виде устного опроса после каждой пройденной темы. 

Учебный год заканчивается промежуточной (итоговой) аттестацией – это оценка уровня достижения учащимися, заявленных в программе предметных, метапредметных и личностных результатов. 

Результаты промежуточной (итоговой) аттестации учащихся должны демонстрировать: 

– насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым учащимся; 

– полноту выполнения образовательной программы; 

– результативность самостоятельной деятельности ребёнка в течение всего учебного года. 

Дополнительные показатели результативности: 

-позитивная динамика познавательного интереса; 

-накопление детьми опыта и социальных установок; 

– удовлетворенность всех учащихся; 

-положительные отзывы участников образовательного процесса, внешних организаций, родителей и администрации. 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: 

-Журнал посещаемости; 

-Грамоты и дипломы, протоколы конкурсов, свидетельства (сертификаты)

– Готовые работы; 

-Анкетирование и тестирование; 

-Фото, видеозаписи; 

-Отзывы детей и родителей; 

-Диагностика (таблица наблюдений); 

-Самоанализ, коллективный анализ работ; 

-Контрольные работы; 

-Выставка творческих работ. 

-Итоговое занятие; 

-Портфолио. 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: 

-Выставки различного уровня, 

-Праздник, соревнование, фестивали, 

-Конкурсные и контрольные работы; 

-Защита творческих работ и проектов; 

-Аналитические материалы по итогам учебного года; 

Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся (предметные результаты): 

-Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; 

-Широта кругозора; 

-Свобода восприятия теоретической информации; 

-Развитость практических навыков работы со специальной литературой; 

-Осмысленность и свобода использования специальной терминологии. 

Критерии оценки метапредметных результатов: 

– сформированность регулятивных универсальных учебных действий; 

– сформированность коммуникативных универсальных учебных действий; 

– сформированность познавательных универсальных учебных действий. 

Критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся (личностные результаты): 

-Культура организации своей практической деятельности; 

-Культура поведения; 

-Творческое отношение к выполнению практического задания; 

-Развитость социальных способностей. 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных): опрос, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение. Диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий представлены в приложении к программе.

 

Комплексная оценка уровня освоения ДООП «Настроение своими руками»  Критерии  Показатели  Индикаторы  Баллы  Методы диагностики 
Предметные результаты  Уровень теоретической подготовки учащихся  Владение теоретическим материалом в предметной области, предусмотренной ДООП  70-100% 

50-70% 

Менее 50% 

Тестирование 
Предметные результаты  Уровень практической подготовки учащихся  Соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям; 

Качество выполнения творческих работ 

Соответствуют/частично соответсвуют/ не соответствуют 

Высокое, среднее, низкое 

0-2 

0-2 

Педагогическое наблюдение в процессе выполнения 

творческих 

работ 

Оценка творческих работ педагогом или внешняя оценка творческих работ на выставках-конкурсах 

Метапредметные результаты Степень сформированности УУД Комплекс показателей в ходе выполнения коллективной работы «Мое первое исследование»   Не умеет/ умеет частично, с помощью/ умеет самостоятельно 0-2 Педагогическое наблюдение с использование «Карты результатов» 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 

Методологически образовательная программа строится на принципах гуманистического воспитания, среди которых: 

– принятие ребенка таким, каков он есть, безоценочное отношение к нему; 

– помощь ребенку в той мере, в какой тот в ней нуждается; 

– изучение ребенка и развитие у него самопознания. 

В управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся применяются следующие дидактические принципы развивающего обучения: 

  1. Принцип доступности. Он предполагает соблюдение меры трудности в содержании нового материала, правильное соотношение трудного и легкого. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала. 
  2. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип соблюдается и в практической организации обучения. Распределяет изучение программного материала на занятиях так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочнению знаний. 
  3. Принцип сознательности и активности детей в условии знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативное, чем активнее ребенок ими оперирует. 
  4. Принцип наглядности имеет особое значение в обучении, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. 
  5. Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности: один быстро находит ответы, другому нужно подумать основательно, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпам усвоения знаний – один быстро схватывает и запоминает, другому нужна длительная работа и повторение, чтобы усвоить новый материал. 

Основные приемы формирования творческой деятельности 

На первом плане  самостоятельная работа детей по направлению тем, предложенных и педагогом, и самими обучающимися. Участие в конкурсах.

Стимулирует творческую деятельность обучающихся педагог собственным примером, встречей с интересными людьми, демонстрацией образцов высокого уровня, беседой, творческим заданием, поощрением, тактичной критикой, внушением веры в свои силы. Полученные знания, умения, навыки позволяют детям в дальнейшем более органично адаптироваться в обществе. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УВП 

Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса, которые обусловлены учебно-тематическим планом. 

– беседа, встреча с интересными людьми; 

– экскурсия, выставка,  защита проектов, презентация,  

праздник, игра,  мастер-класс, творческая мастерская, открытое занятие,  конкурс, практическое занятие, итоговое занятие. 

Учебное занятие является основным элементом образовательного и воспитательного процессов, где главное – включение обучающихся в деятельность, сотрудничество, активный поиск знаний. 

Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданиям родителей, но не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка, учебное занятие призвано быть: 

– разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сфер – природа, искусство, общение; 

– увлекательным, а не развлекательным, чтобы в процессе деятельности не «сбиться» с цели; 

– подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать уровню подготовки детей; 

– воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и группу в целом; 

– практико-ориентированным для дальнейшего применения; 

– доступным чувствам ребенка; 

– актуальным и значимым для него, а значит – желаемым. 

Занятия состоят из практической и теоретической частей, которые объединяются одной темой. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы. В процессе практических занятий должное внимание уделяется технологии изготовления изделий, формированию у учащихся общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. 

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 

Время проведения:

Место проведения:

Педагог:

Участники:

Тема занятия:

Форма занятия:

Тип занятия:

Оборудование;

Цель занятия:

Задачи:

Личностные

 Предметные:

 Метапредметные:

                                                   Ход занятия.

  1. Организационный момент:

– Приветствие.

– Психологический настрой.

– Сообщение темы, цели, задач.

  1. Повторение изученного:

– Теоретические знания.

– Практические  применение  знаний.

III. Основная часть занятий:

– Изучение и первичное закрепление  новых знаний.

– Актуализация  опорных знаний, восприятие, осмысление.

  1. Заключительный этап:

– Закрепление полученных знаний.

– Проверка усвоение знаний.

– Анализ, самоанализ.

  1. Итог  занятия:

– Выводы, рефлексия.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 

Словесные – ознакомление с литературой, обсуждение, индивидуальная беседа, опрос, убеждение. 

Наглядные – демонстрация иллюстраций, специальной литературы, демонстрация готовых изделий,  более высокого уровня. 

Практическая – самостоятельная работа с дополнительной литературой, индивидуальная консультация и помощь педагога. 

Аналитическая – самоанализ, коллективное обсуждение работ. 

Диагностические – диагностика усвоения учебного материала, выявление динамики роста знаний, умений и навыков способом опроса, тестирования наблюдения, заполнение таблицы результативности. 

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

В процессе реализации данной ДООП используются развивающие, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения, технологии дистанционного обучения.

Здоровьесберегающие технологии – им придается всегда особое значение, так как правильное внедрение данных технологий в процесс обучения позволяет учащимся не уставать, а продуктивность их работы возрастает. Поэтому на занятиях, кроме соблюдения санитарных норм и правил охраны труда, педагог старается обеспечить физический комфорт учащегося, тем самым повышая его эмоциональный настрой на работу. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УВП 

Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса, которые обусловлены учебно-тематическим планом. 

– беседа, встреча с интересными людьми, гостиная, 

– экскурсия, 

– выставка, вернисаж, галерея, 

– защита проектов, презентация, конференция, 

– открытое занятие, 

– конкурс, фестиваль, ярмарка, 

– практическое занятие, итоговое занятие. 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для детей:

 1.Войдинова Н. Мягкая игрушка: Сувениры для оформления интерьера.-М.:    Эксмо,

2.Черныш. Забавные поделки к праздникам.-М.: Айрис пресс, 2012.-200стр.

  1. Зайцева А. М. Войлок и фетр. Эксмо, 2016

 4.Мягкие игрушки своими руками,\ Сост. В.В. Онищенко.- М,: Издательство Мир книги, 2007.-224стр, ил.

 5.Владимирова Е. Фетр: поделки для детей.- 2017 год. -24 стр.

6.Шарц Е., Шергина И. Уроки бабушки Маруси: учимся шить.- Киев- Перун, 2017г.

  1. «Открытки с улыбкой». Автор: Г.В. Иванова, изд. «Тригон», 2010 г.
  2. «Скрап-Инфо», Журнал, изд. Интернет портал «Скрап-Инфо».
  3. Таран   Р.Ф. Лоскутная фантазия.  Художественная аппликация.  АСТ Сталкер 2007г.

 

Литература для педагога:

1.Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования». – М., 2000

2.ЛущикЛ.И.Оригинальная мягкая игрушка-трансформер/Л.И.Лущик.-

М.:Эксмо,2007

  1. Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. – Челябинск, 2017 – С. 137-154.
  2. Ермакова С.О. Шьем для кукол. Оригинальные модели для вашей любимицы /С.О. Ермакова. – М.: РИПОЛ классик , 2015
  3. Зайцева А. Швы и стежки.- М.: Эксмо- 2018

6.Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками./Елена Каминская.- М.:Эксмо,2017.

7.Конышева Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования». – М., 2016

8 «Создание семейных альбомов и др.», Книга идей по скрапбукингу,

изд. Plaid. 

  1. Основы композиции. Автор: Голубева О.Л.  Кол-во страниц: 120 стр. Издательство: Издательский дом «Искусство», 2004 г.
  2. Макетирование из бумаги и картона. Авторы: Н.В. Калмыкова, И.А Максимова. Кол-во страниц: 80 стр. Издательство: КДУ, 2010 г.
  3. Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья». Издательство «Экзамен» 2014г.
  4.  http://scraboo.ru
  5. http://scrapbookshop.ru
  6. http://rus-scrab.ru

14 https://ru.pinterest.com/

       Приложение №2

Система контроля 

Вид контроля 

Время проведения контроля  Цель проведения контроля  Формы и средства выявления результата  Формы фиксации и предъявления результата 
Входной  Сентябрь  Определение теоретических знаний у детей  Опрос на выявление имеющихся теоретических знаний.  Входной контроль. 

Таблица вопросов. 

Текущий  В течение всего учебного года  Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала.  Наблюдение. 

Творческие работы. Выставки. 

Таблица результативности 
Промежуточный  Декабрь-январь  Оценка уровня и качества усвоения изученного материала учащимися программы по итогам полугодия  Наблюдение. 

Творческие работы. Выставки. 

Сводная таблица по результатам. 

Выставки. 

Итоговый  Май  Определение степени усвоения материала по итогам года.  Диагностика по итогам года 

Творческие выставки. 

Сводная таблица по результатам. Выставка творческих работ. 

 

Модуль 1.Современные техники ДПИ 

1.1Скрапбукинг 

1.Скрапбукинг – это _________________________________________________________________________________

2.Инструменты и материалы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие виды клея можно использовать в работе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

4 Назовите стили в скрапбукинге: _________________________________________________________________________________

5.Какие виды бумаги используют в скрапбукинге?

_________________________________________________________________________________

1.2. Коллаж

1.Что такое Коллаж? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Материалы и инструменты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Направления искусства, определившие развитие техники «Коллаж»: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как оформить готовую работу в технике «Коллаж»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.общие принципы создания коллажей (виды, стили, техника, схемы построения коллажей): _________________________________________________________________________________

1.3.Бисероплетение

4.Стеклянные бусинки очень маленького размера это…?

 – стеклярус;

 – бисер; 

 – бусинка;

5.Самый необходимый материал для плетения бисером…? 

– игла;

 -схема; 

 -нить;

 -бисер;

 6.Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это…?

-бусины;

-бисер; 

-стеклярус;

 7.Назовите основные виды петель, используемые при изготовлении игрушки 

__________________________________________________________________-

  1. Напишите условные обозначения: – воздушные петли ( ), – полустолбик( ), – столбик без накида ( ), – столбик с одним накидом ( ), – столбик с двумя накидам

1.4.Айрис-фолдинг 

1.Особенности рукоделия: _________________________________________________________________________________

2.История возникновения: _________________________________________________________________________________

3.Опишите технику и принцип рукоделия: _________________________________________________________________________________

4.Инструменты и материалы: _________________________________________________________________________________

Тестовые заданияк модуль№2 Работа с тканью

Кинусайга 

1.Назови инструменты и материалы для работы в технике «Кинусайга»: _________________________________________________________________________________

2.Последовательность изготовления панно в технике «Кинусайга»: _________________________________________________________________________________

3.Техника безопасности: _________________________________________________________________________________

Работа с фетром

1.Что  такое  фетр

2.Для чего применяется фетр различной толщины?

3.Инструменты для работы с фетром:

4.Как перевести форму изделия на фетр?

Тест к модулю№3  Знакомство с профессиями 

1.Разновидности профессии дизайнер: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какими профессиональными качествами должен владеть дизайнер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Области применения профессии дизайнер? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Где работает дизайнер ? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Где можно получить профессию дизайнера? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

6.Что должен знать дизайнер? ____________________________________________________________________

В итоге каждому учащемуся выставляется    соответствующий балл в оценочном листе. 

5 баллов – если учащийся справляется с заданием без особых замечаний и дополнений. 

4 балла – учащийся  допустил неточность и дал не полный ответ. 

3 балла – учащийся справился с задание наполовину, получил серьезные замечания.

Максимальное количество баллов   

  30- 25 –  пять баллов.

  24-19 –  четыре балла

  18 –  три балла

                                                           

ДООП «Полет фантазии»