Карпова Ольга Михайловна
учитель
ГКОУКО «Калужская школа «Гармония»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158059
Всероссийский конкурс «Рабочая программа педагога начальной школы по ФГОС НОО», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 1-4 классы для обучающихся с умственной отсталостью
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158059


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области “Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья “Гармония”

Рабочая программа

по предмету «Мир природы и человека» 1-4 классы

Срок реализации 4 года

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебного предмета «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1) ГКОУКО «Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Гармония»;
  • Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016.

 

Цель изучения учебного предмета «Мир природы и человека»:

формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 

Задачи изучения предмета:

 

  • формировать интерес к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям;
  • формировать умения:
  • выделять интересующий (учебный) объект или явление;
  • наблюдать, взаимодействовать с   объектом   или явлением с целью накопления представлений о нем;
  • описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;
  • делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
  • использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности;
    • корригировать и формировать комплекс взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними;
    • формировать умения адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых задач;
    • формировать умения в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь;
    • формировать умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
  • ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»

 

Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы человека» 1 класс

 

Минимальный уровень:

  • -представления о назначении объектов изучения;
  • -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • -отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • -называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • -представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • -знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • -знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • -ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • -составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
  • предложенному плану;
  • -адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в
  • классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

 

Достаточный уровень:

  • -представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • -отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • -знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • -знание правил гигиены органов чувств;
  • -знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • -проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
  • -адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • -соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

 

2 класс

Минимальный уровень:

 

  • – правильно называть изученные объекты и явления;
  • – различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • – различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • – различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • – выполнять элементарные гигиенические правила;
  • – различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

 

Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
  • адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

 

  • класс

 

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
  • бережно относиться к природе и людям;
  • соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

 

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;

описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;

    • соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
    • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
    • определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
    • определять направления ветра.
  • класс

 

Минимальный уровень:

  • представление о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его

выполнения;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3 – 5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

 

  • представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых задач;
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнение доступных природоохранительных действий;
  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

 

  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

 

Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

 

Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.

 

Осень – начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима – начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая – холодная вода), почвы (сухая – влажная – заморозки).

 

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

 

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

 

Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.

 

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

 

Игры обучающихся в разные сезоны года.

 

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).

 

Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

 

Живая природа:

 

Растения.

 

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

 

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

 

Животные.

 

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

 

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

 

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.

 

Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (“малыш”, “школьник”, “молодой человек”, “взрослый”, “пожилой”).

 

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

 

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

 

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

 

Человек – член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.

 

Магазины (“овощи-фрукты”, продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

 

Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской

пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

 

Наша Родина – Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

 

Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

 

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

 

Безопасное поведение в природе.

 

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

 

Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

 

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

 

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее – ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

 

Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

 

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»


  • класс (66 часов, 2 часа в неделю)

 

Тема Основные виды деятельности обучающихся
1. Сезонные изменения. 20 Учатся называть и различать времена года, их характерные

признаки;

прослеживают по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных;

наблюдают за изменениями в природе во время экскурсий.

2. Неживая природа. 10 Исследуют свойства воды: прозрачна, течёт, смачивает предметы.

Определяют по внешнему виду песок, глину, камни. Исследуют их свойства при взаимодействии с водой.

Составляют коллекцию полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Наблюдают за внешним видом почвы в цветочных горшках, определяют твёрдость на ощупь.

Дифференцируют объекты неживой природы.

3. Живая природа:

  • Человек
  • Животные
36

16

10

Наблюдают внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности) мальчика и девочки;

ориентируются в схеме тела на картинке и на себе.

формируют представление о себе, как целостном организме, имеющем индивидуальные и групповые отличия.

Выполняют практическую работу по уходу за руками (мытье).

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них;

работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких;

наблюдают за домашними питомцами и рассказывают одноклассникам;

делают вывод   об   ответственном   отношении к животным, которых приручили.

Рассматривают строение тела животных, называют и показывают части тела;

формируют представление о строении тела, как специфическом признаке животных разных групп;

формируют представления о среде обитания, питании диких животных.

Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем птицы отличаются от зверей;

учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания;

классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам); анализируют роль птиц в природе;

 

.

  • Растения
10 делают вывод о необходимости подкормки птиц зимой.

Исследуют внешний вид овощей и фруктов, характеризуют по месту произрастания, использованию;

учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак;

рассказывают о гигиенических процедурах перед употреблением овощей и фруктов в пищу;

рассуждают о значении овощей и фруктов для жизни человека. Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; изучают внешнее строение (корень, стебель, лист);

выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки;

собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание.

Итого: 66

 

  • класс (68 часов, 2 часа в неделю)

 

Тема Основные виды деятельности обучающихся
Сезонные изменения. 28 Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки;

прослеживают по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных;

наблюдают за изменениями в природе во время экскурсий. Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи  в зимнее и летнее время.Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток

(утро, день, вечер, ночь).

Неживая природа. 6 Исследуют свойства воды: прозрачна, течёт, смачивает предметы. Определяют по внешнему виду песок, глину, камни.

Исследуют их свойства при взаимодействии с водой.

Составляют коллекцию полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Наблюдают за внешним видом почвы в цветочных горшках, определяют твёрдость на ощупь.

Дифференцируют объекты неживой природы.

Живая природа.

  • Человек
7 Наблюдают внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки

 

  • Животные
  • Растения
12

15

(конечности) мальчика и девочки;

ориентируются в схеме тела на картинке и на себе.

формируют   представление   о себе, как целостном организме, имеющем индивидуальные и групповые отличия.

Выполняют практическую работу по уходу за руками (мытье).

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них;

работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких;

наблюдают за домашними питомцами и рассказывают одноклассникам;

делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Рассматривают строение тела животных, называют и показывают части тела;

формируют представление о строении тела, как специфическом признаке животных разных групп;

формируют   представления   о среде обитания, питании диких животных.

Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем птицы отличаются от зверей;

учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья;

моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам); анализируют роль птиц в природе;

делают вывод о необходимости подкормки птиц зимой.

Исследуют внешний вид овощей и фруктов, характеризуют по месту произрастания, использованию;

учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак;

рассказывают о гигиенических процедурах перед употреблением овощей и фруктов в пищу;

рассуждают о значении овощей и фруктов для жизни человека. Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; изучают внешнее строение (корень, стебель, лист);

выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Подбирают одежду для разных случаев её использования;

учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьную форму;

объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью;

 

выполняют практические упражнения   по   уходу за   обувью   и

одеждой.

Итого: 68

 

  • класс (68 часов, 2 часа в неделю)

 

Тема Основные виды деятельности обучающихся
Сезонные изменения. 20 Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки;

прослеживают по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных;

наблюдают за изменениями в природе во время экскурсий.

Неживая природа. 8 Исследуют свойства воды: прозрачна, течёт, смачивает предметы. Определяют по внешнему виду песок, глину, камни.

Исследуют их свойства при взаимодействии с водой.

Составляют коллекцию полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Наблюдают за внешним видом почвы в цветочных горшках, определяют твёрдость на ощупь.

Дифференцируют объекты неживой природы.

Живая природа.

  • Человек
  • Животные
  • Растения
40 Наблюдают внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности) мальчика и девочки;

ориентируются в схеме тела на картинке и на себе. формируют представление о себе, как целостном организме, имеющем индивидуальные и групповые отличия.

Выполняют практическую работу по уходу за руками (мытье).

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них;

работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких;

наблюдают за домашними питомцами и рассказывают одноклассникам;

делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Рассматривают строение тела животных, называют и показывают части тела;

формируют представление о строении тела, как специфическом признаке животных разных групп;

формируют представления о среде обитания, питании диких животных.

Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем

птицы отличаются от зверей;

 

учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания;

классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам); анализируют роль птиц в природе;

делают вывод о необходимости подкормки птиц зимой.

Исследуют внешний вид овощей и фруктов, характеризуют по месту произрастания, использованию;

учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак;

рассказывают о гигиенических процедурах перед употреблением овощей и фруктов в пищу;

рассуждают о значении овощей и фруктов для жизни человека. Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; изучают внешнее строение (корень, стебель, лист);

выполняют   практическую   работу   по уходу   за комнатными растениями.

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки;

собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание.

Учатся организовать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки);

узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Выполняют простейшие практические задания в парах; выполняют задания с общими учебными принадлежностями. Изучают обязанности и права дежурных.

Знакомятся с членами семьи, с родственными отношениями между ними;

рассуждают о важности уважительного отношения к пожилым людям;

составляют рассказ о своей семье.

Изучают правила приёма гостей и поведения в гостях. Учатся ориентироваться в школе и классе.

Совершают ознакомительную экскурсию в магазин; рассматривают внешнее устройство магазина (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы);

уточняют, расширяют знания об основных профессиях людей, работающих в учреждении, об особенностях организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения (покупатель – продавец).

Расширяют знания о торжественных датах календаря;

формируют    элементарные     представления    о     современном

 

значении праздника;

оформляют выставки своих работ к праздникам;

составляют рассказы из 2-3 предложений о своих изделиях или конкурсных работах.

Совершают ознакомительную экскурсию по селу Троицкое; знакомятся с отдельными местами села.

Учатся организовать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки, личные вещи);

выполняют простейшие практические задания в парах; выполняют задания с общими учебными принадлежностями. Подбирают одежду для разных случаев её использования;

учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьную форму;

объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью;

выполняют практические упражнения по уходу за обувью и

одеждой.

Итого: 68

 

  • класс (68 часов, 2 часа в неделю)

 

Тема Основные виды деятельности обучающихся
Сезонные изменения. 20 Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки;

прослеживают по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных;

наблюдают за изменениями в природе во время экскурсий.

Неживая природа. 8 Исследуют свойства воды: прозрачна, течёт, смачивает предметы. Определяют по внешнему виду песок, глину, камни.

Исследуют их свойства при взаимодействии с водой.

Составляют коллекцию полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Наблюдают за внешним видом почвы в цветочных горшках, определяют твёрдость на ощупь.

Дифференцируют объекты неживой природы.

Живая природа.

  • Человек
  • Животные
40 Наблюдают внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности) мальчика и девочки;

ориентируются в схеме тела на картинке и на себе.

формируют представление о себе, как целостном организме, имеющем индивидуальные и групповые отличия.

Выполняют практическую работу по уходу за руками (мытье).

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных;

рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них;

 

  • Растения
работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких;

наблюдают за домашними питомцами и рассказывают одноклассникам;

делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Рассматривают строение тела животных, называют и показывают части тела;

формируют представление о строении тела, как специфическом признаке животных разных групп;

формируют представления о среде обитания, питании диких животных.

Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют, чем птицы отличаются от зверей;

учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания;

классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам); анализируют роль птиц в природе;

делают вывод о необходимости подкормки птиц зимой.

Исследуют внешний вид овощей и фруктов, характеризуют по месту произрастания, использованию;

учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак;

рассказывают о гигиенических процедурах перед употреблением овощей и фруктов в пищу;

рассуждают о значении овощей и фруктов для жизни человека. Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; изучают внешнее строение (корень, стебель, лист);

выполняют   практическую   работу   по уходу   за комнатными растениями.

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки;

собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание.

Учатся организовать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки);

узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Выполняют простейшие практические задания в парах; выполняют задания с общими учебными принадлежностями.

Итого: 68
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 1-4 классы для обучающихся с умственной отсталостью