Сорокина Ольга Анатольевна
Воспитатель
Кайгородова Лариса Юрьевна
Воспитатель
МОУ Центр Развития Ребёнка № 5 Тракторозаводского района Волгограда
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158067
Всероссийский конкурс «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми дошкольного возраста», в рамках реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Экологический проект «От семени к цветку»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158067


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка № 5 Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ Центр развития ребёнка № 5)

Экологический проект

 для детей старшего дошкольного возраста.

«От семени к цветку»

 

             

            Авторы разработчики:       

                          Сорокина Ольга Анатольевна, 

                          Кайгородова Лариса Юрьевна

                   

Волгоград 2024 г. 

    Вид проекта: исследовательско-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
    Продолжительность проекта: 1 месяц
    Участники исследовательской деятельности: дети  старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
    Актуальность исследовательской деятельности:
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
    Проблема: У детей недостаточен объем знаний в области естественно – научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско – познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
  Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
    Цель проекта:

Формирование у подрастающего поколения основ экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы через увеличение количества зеленых насаждений на территории  ДОУ.
  Задачи проекта:
Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
  Предполагаемый результат:
• формирование практических умений в выращивании культурных растений;
• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
  К концу исследования воспитанники должны знать:
– названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
– основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
– значение цветов, как символ красоты и благоустройства  территорий ДОУ, города;
– сорта посадочного материала;
– требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
    Должны уметь:
– применять технологию выращивания цветочных культур;
– выполнять наблюдения за ростом цветочных культур;
– сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
– анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
    Продукт исследовательской деятельности:
Создание альбома «Как вырастить цветы»
Мини-выставка  продуктов детской деятельности.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
    Осуществление проекта начали с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснили детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказали им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации. Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый? » Дети предлагали самые разные варианты. Подвели их к идее, что сначала надо подумать.
    Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь?» Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».
    Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы. Ими стали несложные рисунки.
    По мере участия в исследованиях потребность в этом возрастала, а вместе с ней росло и мастерство символического изображения фиксируемых результатов. Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.
    2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
    Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
    • работа воспитателя с детьми;
    • самостоятельная исследовательская деятельность детей;
    • работа с родителями.
      РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
      После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали поступления в группу нового вопроса, ответ на который нужно было найти. Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.
    Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса.
    Например:
    Что необходимо растению для роста?
    Всем ли растениям необходима для роста вода?
    А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? и т. д.

В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования.
Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто отчитываться о проделанной работе.
На этом этапе практической исследовательской деятельности – Помогали тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
После проведенного исследования дети отчитывались о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы:
Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате? Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны.
  Результаты своих исследований дети зарисовывали при помощи символов и значков на листе бумаги. Способность изобретать их свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством развития детей.
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить цветы из семян?».
Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «? », посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить, смело, высказывать свои предположения.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. Рассказали о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные рисунки-памятки.
Для развития естественно-научных представлений предлагали родителям темы бесед с детьми:
– Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
– Зачем нужны цветы?
– Где можно их посадить?
Большую помощь оказали родители в  приобретение посадочного материала, а именно семян цветов цинии, бархотцев, изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить цветы?» с результатами нашей исследовательской работы.
Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию). При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания. Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
  Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

   Активная общая работа по озеленению ДОУ продолжается. Реализация проекта  позволит улучшить экологическую обстановку. 

   По итогам проекта, с целью распространения своего опыта  будет выпущен буклет «От семени к цветку».

   Результатом проекта станет озеленение цветами – территорий  ДОУ увеличится количество зеленых насаждений, благодаря которым люди смогут дышать чистым воздухом и отдыхать в комфортных условиях.

 

Экологический проект «От семени к цветку»