Лызуненко Эльвира Шамильевна
МБДОУ № 184 г. Иркутск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158080
Всероссийский конкурс «В сказочном царстве Пушкина», приуроченный к празднованию 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
Наименование конкурсной работы: Литературно- логопедический проект «Лукоморье»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158080


Литературного-логопедический проект

“Лукоморье”

Авторы-разработчики:

Лызуненко Эльвира Шамильевна, учитель-логопед

Тип проекта:

– обучающий 
– исследовательский
– игровой

Продолжительность: долгосрочный.


Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.

Цель проекта: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой, развитие творческих, познавательных способностей детей.

Задачи:

Формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

– знакомство с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

– Содействовать, развитию речи, обогащению словаря, навыков связной речи и профилактики речевых нарушений.

―Развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;

―развивать творческие способности, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, культуру общения и поведения в социуме;

―воспитывать интерес, любовь к книге, произведениям художественной литературы, как источнику знаний, бережного отношения к книге;  

―повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой.

воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

– воспитывать активность и самостоятельность;

– воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

– организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и

родителей) с сотрудниками библиотеки;

– создать развивающую среду по данной тематике.

 

Актуальность проекта

   Важную роль в воспитании современного поколения играет развитие интерес к литературе, пропаганда чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. 

   По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

   Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом сов Гипотеза:

   Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации интерактивной развевающей стены  по мотивам произведений А.С Пушкина « Лукоморье»  в ДОУ и участие в мероприятиях проекта, направленных на совместное чтение и словотворчество. Позволит детям заинтересоваться книгами путем их действенного познания, расширит  их жизненный опыт и коммуникационные способности.

Гипотеза:

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации интерактивной развевающей стены « Лукоморье» и участие в мероприятия проекта, направленных на совместное чтение и словотворчество. Позволит детям заинтересоваться книгами путем их действенного познания, расширит  их жизненный опыт и коммуникационные способности.

Проблема

   У современных детей падает интерес к книге. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.  

  Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Именно книга способна создать предпосылку для успешного вхождения ребенка в современное общество, разбудить и реализовать творческий потенциал. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, интеллект, память, воображение, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив и способствует профилактике речевых нарушений. 

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею. Мы решили привлечь внимание к книгам через создания тематического уголка « Лукоморье» по мотивам произведения А.С Пушкина 

  На этих произведении выросло целое поколение, которое стало родителями наших воспитанников и в 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта . Заинтересовать чтением можно только тогда, когда сам с интересом читаешь и любишь произведения своего детсва.

Этапы реализации проекта

1 этап

  1. Выявление первоначальных знаний детей о произведениях А.С Пушкина.
    2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
    3. Подбор дополнительной литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап

  1. Проведение знакомства с произведениями  в группах ДОУ.
    2. Работа с родителями по заданной теме.
    3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

  1. Организация интерактивной стены с играми и заданиями  “Лукоморье” (совместная работа детей и родителей)
  2. Викторина «В стране сказок» 
  3.   Конкурс  чтецов в ДОУ.

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о героях произведений.
2. Подобрать фото – коллекцию на тему .                                        
3. Придумать загадки .                 
4.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

 

План работы по реализации проекта.

 

Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
1 2 3 4
Сентябрь Экспресс диагностика познавательной сферы и речи детей.

«Почему уметь читать это интересно?».

Видео интервью.

Знакомство с проектом

“Лукоморье”

Проведение анкетирования по выявлению читательских интересов семьи.
Октябрь Развивающие

Логопедические занятия с использованием

 «Волшебных вещей»

Знакомство с литературными произведениями 

Рекомендации по подготовке к работе над интерактивной стеной. Создание творческой группы Презентация

Интерактивной развивающей стены 

« Лукоморье»

Ноябрь Прослушивание аудио книги  Изучение литературы;

– обсуждение проекта с творческой группой педагогов и родителей;

–  определение перечня игр и обьектов.

– подбор литературы, 

– выбор места для  интерактивной развевающей стены в МБДОУ № 184.

Консультация 

для родителей: «Читаем вместе».

Прослушивание аудио книг 

А.С Пушкина 

Анкета исследования для родителей

(см. Приложение 1)

Декабрь Интегрированный досуг Квест – игра

«Я волшебник» профилактика и коррекция речевых нарушений

Семинар-практикум «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста» Анкетирование «Готов ли ребенок учиться читать?». Семинар-практикум «Как подготовить детей к обучению чтению».
Февраль Участники смотра-конкурса совместного творчества детей и родителей 

«Лукоморья»

Кураторы

Смотра-конкурса совместного творчества детей и родителей 

«Лукоморье»

Участники смотра-конкурса совместного творчества детей и родителей 

«Лукоморье»

Март Оформление интерактивной развевающей стены

“Лукоморье”

Оформление интерактивной развевающей стены

“Лукоморье”

Оформление интерактивной развевающей стены

“Лукоморье”

Апрель Игра – викторина

« Дубовые листочки» по сказкам 

А.С. Пушкина

Игра – викторина

« Дубовые листочки» по сказкам

 А.С. Пушкина

Игра – викторина

« Дубовые листочки» по сказкам 

А.С. Пушкина

Май Конкурс загадок

 «Волшебная загадка»

Организация совместных мероприятий с городской библиотекой

Литературный – Квест 

Конкурс загадок

 «Волшебная загадка»

Организация совместных мероприятий с городской библиотекой

Литературный – Квест 

Конкурс загадок

 «Волшебная загадка»

Организация совместных мероприятий с городской библиотекой

Литературный – Квест 

  • Игра « Волшебная русалка»-
  • Игра « Заплети русалку»
  • Игра- викторина « Дубовые Листочки»
  • Игра « Кот учёный»

Литературно- логопедический проект «Лукоморье»