Баландина Надежда Александровна
Педагог- психолог
МБОУ школа - интернат 9 города Челябинска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158098
Всероссийский конкурс «Крепкая семья — крепкая Россия», посвященный Году семьи 2024
Наименование конкурсной работы: Проект
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158098


  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) №9 города Челябинска»

 

Проект

психолого-медико-социального сопровождения

воспитанниц, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта),

направленное на формирование социально приемлемой позиции материнства

Проект «РУКА, КАЧАЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ, ПРАВИТ МИРОМ»

  

Разработала  

 педагог-психолог

Баландина Надежда Александровна

Челябинск

2024 г.

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка: цели, задачи, целевая группа, кадровое обеспечение…………..……………………………………………….……3
  2. Этапы и сроки реализации проекта……………………………………….4
  3. Первичный мониторинг……………………………………………………5
  4. Тематические модули мероприятий проекта….………………………………6
  5. Оценка эффективности и результативности проекта…………………….7
  6. Методическое обеспечение. Практические материалы………………….8

  • Пояснительная записка                  

                                                                    

                                                                     «Рука, качающая колыбель, правит миром»

Уильям Уоллес

Я свяжу тебе жизнь. И потом от души подарю. 

Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь. 

Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою…

   Валентина Беляева

 

Материнство – главное предназначение женщины, огромное счастье, дарованное ей, и в то же время неизвестность, бесчисленное количество вопросов и тревог. Ведь чтобы стать хорошей матерью, правильно развивать и воспитывать ребенка, нужны знания, которые отнюдь не приходят во время родов. 

В МБОУ школе-интернате №9 города Челябинска проживают дети-сироты, имеющие ментальные нарушения. У воспитанников нашего учреждения наблюдается специфическое развитие всех аспектов самосознания. Для выпускников свойственно нарушение ролевой идентификации, так как отсутствуют образы для освоения важных социальных ролей: супруг, родитель, гражданин. 

Наряду с общими особенностями развития детей-сирот, отмечаются трудности в идентификации с ролью женщины и матери для воспитанниц, а также нарушения полоролевого поведения.

Исследования по показателям социально успешного жизнеустройства выпускниц, в частности, по такому параметру, как «создание собственной семьи», направленное на выявление социально приемлемой позиции материнства, показало ряд проблем и отклонений в поведении:

  1. Промискуитет – склонность к беспорядочным половым связям, частой, бесконтрольной смене партнёров.
  2. Ранние нежелательные беременности, аборты.
  3. Девиации материнства: ранние отказы от ребенка, пренебрежение его нуждами.

 Поэтому, возникла необходимость создания эффективной системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения воспитанниц, посредством реализации проекта, направленного на формирование социально приемлемой позиции материнства «Рука, качающая колыбель, правит миром».

 

Цель: создание эффективной системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения воспитанниц, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта), направленное на формирование социально приемлемой позиции материнства.

 

Задачи:

 

  1. Воспитывать положительное отношение и необратимый интерес к своему гендеру и образу материнства у воспитанниц.
  2. Благоприятствовать созданию оптимальных условий для формирования у воспитанниц, представлений о семейных ценностях, связанных с реализацией определенных социальных ролей (супруга, мать).
  3. Способствовать предотвращению социального сиротства в последующих поколениях.

 

Целевая группа:

  1. Воспитанницы МБОУ школы – интерната № 9 г. Челябинска в возрасте от 11 до 18 лет.
  2. Выпускницы МБОУ школы – интерната № 9 г. Челябинска в возрасте от 18 до 23 лет.

 

Кадровое обеспечение:

  1. Учителя-дефектологи.
  2. Педагогический коллектив (учителя, воспитатели).
  3. Педагоги-психологи.
  4. Социальные педагоги.
  5. Школьный фельдшер.

  • Этапы и сроки реализации проекта.

Проект реализуется в 3 этапа.

I этап – подготовительный

  1. Проведение ПМПк, по результатам диагностических исследований, проведенных за 2022-2023 учебный год. Выявление негативных показателей, для дальнейшей коррекционной работы и составления тематического плана мероприятий.
  2. Распределение обязанностей и ролей в проектной команде.
  3. Обсуждение методов, способов сбора и обеспечения информации по заявленной теме. Изучение методической документации для реализации задач проекта.
  4. Разработка плана деятельности педагогических и медицинских работников по психолого-медико-социальному сопровождению воспитанниц с ОВЗ (нарушение интеллекта) в условиях школы-интерната на период реализации проекта.

 

II этап – основной 

 

Непосредственная реализация проекта. Проведение запланированных мероприятий.

 

III этап – заключительный

 

Проведение ПМПк (сравнительный анализ результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами). 

Подведение итогов проекта и его презентация.

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение

 будет проводиться по нескольким направлениям:

– психолого – педагогическое (диагностика, ПМПк, семинары – практикумы, коррекционно – развивающие занятия, профилактика, просвещение, консультирование);

– медико – санитарная помощь (ПМПк, первичная медико-санитарной помощь, реабилитация, оздоровительные мероприятия, профилактика, просвещение, консультирование);

– социально – педагогическое (диагностика, ПМПк, семинары – практикумы, коррекционно – развивающие занятия, профилактика, просвещение, консультирование);

– дефектологическое сопровождение (диагностика, ПМПк, коррекционно – развивающие занятия).

  • Первичный мониторинг

 

п/п

Оцениваемый параметр Показатель (от общего числа лиц)
  1. Представления о реализации социальной роли материнства.
1.

2.

3.

Представления о возрастных особенностях девушек и материнстве.

Наличие конфликта с материнством.

Влияние родительства на создание семьи.

68%

46%

67%

  1. Стратегии преодоления трудностей в кризисной ситуации.
2.1 Конструктивные стратегии (планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки). 11%
2.2 Относительно конструктивные стратегии (положительная переоценка, принятие ответственности). 47%
2.3 Неконструктивные стратегии (конфронтация, дистанцирование, избегание, дезадаптация). 42%
  1. Успешность жизнеустройства
3.1 Индекс жизненной удовлетворённости 78%

 

Для успешной реализации проекта, наиболее эффективными технологиями являются использование в работе с воспитанницами, разработанное методическое обеспечение с использованием инновационных технологий интерактивного обучения: «Тайны женского организма», «Азбука моего здоровья», «Семейные ценности».

  • Тематические модули мероприятий проекта
Наименование

модуля мероприятий

Механизм /Форма

реализации мероприятия

Задачи Взаимодействие Дата исполнения
1 «Я-девушка, 

женщина, мать»

– АРТ – терапия «Женская привлекательность».

– Мультимедийная игра «Уход за кожей и волосами».

– Тренинг «Легко ли быть женщиной?»

Формировать представления о доминантном отношении к семье, женской социальной роли и материнству. Педагог-психолог

Воспитатели

Учителя

Фельдшер

Социальный педагог

Март-

апрель 

2024 г.

2 «Тайны женского организма» Семинар-практикум «Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья». Обучать гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Воспитатели

Фельдшер 

Педагог-психолог

Май-

июнь 

2024 г.

3 «Азбука моего здоровья» Семинар-практикум

«Алгоритмы контрацептивного поведения»

Способствовать обучению необходимых знаний о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности. Воспитатели

Фельдшер

Педагог-психолог

Сентябрь-

октябрь

2024 г.

4 «Счастье материнства» Тренинг «Роль женщины в семье и обществе».

Круглый стол

 «Успех в жизни – лицо матери»

Развивать умения и навыки осознавать и отстаивать свою позицию материнства. Педагог-психолог

Воспитатели

Фельдшер

Социальный педагог

Дефектолог

Ноябрь-

декабрь

2024 г.

5 «Семейные ценности» АРТ – терапия

«Женщина – хранительница домашнего очага!»

«Моя будущая семья».

– Мультимедийная игра «Брак и семья. Модель семьи».

– Тренинг «Культура взаимоотношений супругов в семье».

Сформировать положительные установки на сознательное, счастливое материнство. Педагог-психолог

Воспитатели

Фельдшер

Социальный педагог

Дефектолог

Январь-

февраль 2025 г.

  • Оценка эффективности и результативности

 

п/п

Оцениваемый параметр Показатель (от общего числа лиц)
  1. Представления о реализации социальной роли материнства.
1.

2.

3.

Представления о возрастных особенностях девушек и материнстве.

Наличие конфликта с материнством.

Влияние родительства на создание семьи.

Повышение на 15%

Понижение на 20%

Повышение на 20%

  1. Стратегии преодоления трудностей в кризисной ситуации.
2.1 Конструктивные стратегии (планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки). Повышение на 18%
2.2 Относительно конструктивные стратегии (положительная переоценка, принятие ответственности). Повышение на 15%
2.3 Неконструктивные стратегии (конфронтация, дистанцирование, избегание, дезадаптация). Понижение на 20%
  1. Успешность жизнеустройства
3.1 Индекс жизненной удовлетворённости Повышение на 22%

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ПРОЕКТА

«РУКА, КАЧАЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ, ПРАВИТ МИРОМ»

Методическое обеспечение. Практические материалы.

 

Цель: ознакомление с физиологией и гигиеной репродуктивных органов девушки, с правилами и нормами поведения в соответствии с представлениями о роли, положении и предназначении женщины в современном обществе. 

Задачи: 

  1. Дать необходимые знания об анатомо-физиологических и психологических особенностях женского организма. 
  2. Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. 
  3. Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности.
  4. Сформировать доминантное отношение к семье, женской социальной роли и материнству. 

По окончании реализации проекта воспитанницы должны знать: 

  1. Физиологические изменения девочек в переходном возрасте.
  2. Строение женской репродуктивной системы.
  3. Вредные привычки и здоровье женщины несовместимы. 
  4. Об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности.
  5. Проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы).
  6. Роль женщины в семье и в обществе.
  7. Культура взаимоотношений полов.

Тематические модули занятий: 

1) «Я-девушка, женщина, мать»

2) «Тайны женского организма». 

3) «Азбука моего здоровья».

4) «Счастье материнства».

5) «Семейные ценности».

 

Содержание занятий выстраивается таким образом, что:

– теоретический материал не только расширяет знания воспитанниц, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;

– практические задания направлены не только на отработку умений применять те или

иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими

занятиями, что способствует развитию логического мышления, а также стимулирует

актуализацию нужных знаний;

– теоретический материал содержит элементы занимательного мультимедийного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса у воспитанниц, но, в тоже время, активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

В отличие от пройденных занятий, данные занятия направлены больше на познавательную активность учащихся, возможность доверительного общения между девочками. Темы занятий достаточно просты и доступны. Тем не менее, это не исключает новизну тематики по данным вопросам, в зависимости от возраста и уровня развития воспитанниц.

Занятия-тренинги, дискуссии, дают возможность развитию у учащихся творческих

способностей. А, вместе с ними самостоятельность и коммуникативные умениям, которые способствуют систематизации полученных знаний и первоначальной социальной ориентации девушки в обществе и семье. Данные занятия помогут воспитанницам сформировать установки на сохранение репродуктивного здоровья и усвоить свою гендерную роль в обществе.

 

Методы:

  • групповая дискуссия;
  • индивидуальные беседы;
  • диагностический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесный.

Основные принципы:

  • доступность;
  • научность;
  • практичность;
  • своевременность;
  • принцип творческого подхода к решению проблемы.

Планируемые результаты.

Воспитанницы должны уметь:

  • соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки;
  • следить за осанкой, способствующей формированию красивой фигуры и здоровью;
  • соблюдать правила закаливания для укрепления здоровья;
  • ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами;
  • подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья;
  • управлять своими эмоциями и быстрой сменой настроения в период полового
  • созревания;
  • составлять меню рационального и сбалансированного питания в период полового
  • созревания;
  • противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам;
  • правильно общаться с противоположным полом.

Развитие компетенций:

  1. Общекультурная компетенция (компетенция в бытовой сфере).
  2. Учебно-познавательная компетенция (элементы учебной деятельности, анализ,

рефлексия, самооценка).

  1. Информационная компетенция (поиск необходимой информации).
  2. Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе).
  3. Ценностно-нравственная, духовная компетенция.

 

Тематические модули:

 

  1. «Я – девочка, девушка, женщина»
  • Уход за кожей и волосами. 
  • Одежда и здоровье девочки. 
  • Правильная осанка – это красивая фигура и крепкое здоровье.
  • Я – девочка, девушка, женщина.

 

  1. «Тайны женского организма» 
  • Физиология и гигиена девушек.
  • Репродуктивное здоровье. 
  • Тайны мужского и женского пола.
  • Умей управлять своими эмоциями.

 

  1. «Азбука моего здоровья»
  • Формула здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.
  • Вредные привычки.
  • Ранние половые связи.
  • Алгоритмы контрацептивного поведения.

 

  1. «Счастье материнства»
  • Пол и гендер.
  • Роль женщины в семье и обществе. 
  • Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!

 

  1. «Семейные ценности»
  • Семейное счастье.
  • Женщина – хранительница домашнего очага. 
  • Моя будущая семья.
  • Конфликты в семье мужчины и женщины.

 

Тематический модуль

«Я – девочка, девушка, женщина»

 

                                    Тема: Уход за кожей и волосами

 

Цель урока: ознакомление учащихся с правилами индивидуального ухода за собой, научить простейшим приемам массажа лица и гимнастики для лица или как следить за собой. Воспитание эстетического вкуса у учащихся, развитие чувства прекрасного.

 

Наглядные пособия: Презентация «Фейсбилдинг», журналы и книги о косметике, гигиене кожи и тела, косметические средства по уходу за кожей и телом.

 

Ход урока

Организационный момент

Теоретическая часть. Сообщение познавательных сведений

Учитель: сегодня на уроке мы поговорим с вами о гигиене девушки, научимся ухаживать за собой. Вы узнаете, что нужно делать, чтобы выглядеть всегда ухоженной, быть красивой. Стройной, чтобы на вас было приятно смотреть окружающим вас людям. Вы уже взрослые и должны знать простые приемы ухода за своим телом, лицом и волосами. Кто не мечтает, чтобы его кожа была чистой, эластичной. Без морщин и кругов под глазами?

 

Кожа как зеркало души реагирует на нагрузки, сильнее, чем мы предполагаем. Внешний вид и состояние кожи претерпевают изменения в зависимости от возраста, общего состояния организма, питания, внешних влияний и т.д. Кожей мы ощущаем, дышим, регулируем температуру нашего тела. Поэтому очень важно следить за собой, за состоянием вашей кожи. Установлено, что на одном квадратном сантиметре кожи находится 40000 бактерий.

 

Уход за телом

Уже с детства нужно обязательно приучать себя к ежедневным водным процедурам, так как у вас формируется организм, вы взрослеете, у многих наблюдается большая потливость. Запах пота впитывается в вашу одежду, и вы должны следить не только за состоянием вашего тела, но и за состоянием вашей одежды, чтобы от вас не пахло потом. Выделяющиеся из кожи капли пота не имеют запаха, однако под воздействием кожных бактерий они начинают неприятно пахнуть. Особенно быстро впитывают запах волосы подмышек, поэтому их следует брить регулярно. Подмышки нужно мыть с мылом и только после этого наносить дезодорант. Кроме классического аэрозоля существуют шариковые дезодоранты, кремы дезодоранты и карандаши. Посмотрите каталоги на вашем столе и ознакомьтесь с новинками дезодорантов разработанных косметическими лабораториями различных фирм. Все они направлены на то, чтобы ваша кожа в экстремальных погодных условиях излучала сияние и дышала здоровьем. (Учащиеся знакомятся с новыми сериями косметики в каталогах различных косметических фирм: Florena, Garnier, Timotei, Avon, Faberlik и т.д). На ознакомление и обсуждение отводится 10 минут. Идет обсуждение и показ косметических средств: (шампуни, дезодоранты, антиперспиранты и т.д.)

 

Учитель: Всем известно, ванна – необходимая гигиеническая процедура, однако она не только очищает, но и укрепляет тело. Любая ванна может освежать, закалять, успокаивать и даже лечить. Но вы должны запомнить следующие правила принятия ванны:

  • нельзя купаться с полным желудком, сразу после еды;
  • горячую ванну (около 40°С) надо всегда заканчивать холодным душем; нельзя находиться в ванне больше 10-15 минут;
  • после ванны обязательно отдохнуть 10-15 минут;
  • очень холодная ванна влияет на почки, поэтому закаляться надо осторожно;
  • слишком горячая ванна ослабляет сердце;
  • ежедневная гигиеническая ванна должна иметь температуру 36ºС, тогда она действует на нервную систему успокаивающе, способствует засыпанию.

Существуют различные гели для душа, соли для ванны. Ими можно пользоваться тем, у кого нет аллергии.

 

Многие из вас по разным причинам, предпочитают ванне душ. Он тоже имеет большое гигиенически-оздоровительное значение:

 

  • продолжительный, умеренной температуры – успокаивает;
  • непродолжительный, теплый, хлещущий – бодрит;
  • несильный, умеренный, если струей проводить по позвоночнику от шеи к низу, – быстро успокаивает нервы, снимает усталость после трудового дня.

Для того чтобы уменьшить потливость рекомендуется принимать внутрь настои лекарственных растений.

 

Настой шалфея: 2 чайные ложки травы заварить стаканом кипятка. Пить остывшим в течение дня.

 

Настой шалфея и крапивы: 15 г сухих листьев на 1 стакан кипятка. Пить по пол стакана 2 раза в день в течение месяца. Повторять курс лечения через несколько месяцев.

 

От потливости рук рекомендуются ванночки с поваренной солью (1 ч. л. на литр воды). В теплой воде держать руки 10-15 минут.

 

Теплые ванночки из отвара плодов шиповника, ромашки устранят неприятный запах пота при потливости ног.

 

Ваша осанка и походка

Для современной девушки очень важно уметь красиво и правильно ходить, что доказали конкурсы всевозможных «мисс». Ходьба – это самый доступный вид спорта, как утренняя зарядка для тех. кто большую часть времени проводит сидя.

 

При ходьбе ставьте стопу прямо, почти не выворачивая пальцев наружу. Сначала земли касается пятка (каблук), пальцы при этом не надо тянуть вверх, а только слегка приподнимать. Идти надо средним шагом, соответственно росту. Если вы идете на каблуках, не сгибайте сильно колени. Это выглядит очень некрасиво. При ходьбе бедра слегка двигаются вверх и вниз. Ни в коем случае не вертите боками. Спина прямая, голова высоко поднята, руки немного согнуты в локтях. Именно такой должна быть осанка.

 

Ни в коем случае нельзя носить сумку с учебниками в одной руке. От этого страдает ваш силуэт: одно плечо выше другого, позвоночник искривляется. Надо чаще перекладывать сумку с одной руки в другую. Чтобы ваша походка была легкой и красивой вы должны делать такие упражнения как: (встали все на зарядку)

 

шаги на месте, не отрывая ног от пола. Ноги на ширине стопы. Пятку левой ноги приподнимите, не отрывая пальцев от пола. На счет «раз» опустите пятку левой ноги. На «два» правую ногу опустите на пятку, а левую приподнимите. Руками, согнутыми в локтях, слегка двигайте в такт шагам. Упражнения выполняйте в быстром темпе.

Выполните круговые движения стопы. Сядьте на стул и положите ногу на ногу. Стопой свободной ноги опишите широкие круги: 4 раза влево и 4 вправо, после чего ноги поменяйте.

Упражнение на ходу. Сделайте 4 шага на пятках, 4 на носках подтягиваясь на цыпочках как можно выше, 4 обыкновенных шага.

Подъем на носки. Поставьте ноги на ширину плеч. Медленно поднимайтесь на носки и опускайтесь. Повторить упражнение 25-30 раз.

Чтобы мышцы головы не уставали от наклона вперед и не вызывали головную боль укрепим шейные мышцы следующими движениями: (см. приложение 1).

 

Учитель: Итак, мы с вами отдохнули и научились делать полезные упражнения, теперь поговорим об уходе за вашим лицом.

 

Кожа контактирует с окружающей средой. Содержащиеся в ней пыль, грязь и химические вещества заставляют нашу иммунную систему работать на полную мощность. Чтобы ваша кожа была красивой надо следить за собой, правильно питаться, достаточно спать и отказаться от вредных привычек: не курить, не употреблять спиртных напитков и наркотиков. Внешний вид кожи зависит от общего состояния здоровья. Дерматологи различают кожу нескольких видов: нормальную, сухую, жирную и смешанную.

 

Нормальная кожа – упругая, хорошо снабжена кровью, не имеет крупных пор и не лоснится. Хорошо переносит косметические средства. Для ее очистки достаточно теплой воды и туалетного мыла. Можно применять гели, жидкое мыло специально для лица.

 

Сухая кожа – нежная, хуже снабжается кровью, имеет бледную окраску. На такой коже раньше образуются складки и морщины, она шелушится. Мыть ее надо теплой водой или кипяченой с туалетным мылом, которое содержит повышенное содержание жира.

 

Сухая кожа обладает повышенной чувствительностью, не выносит частого воздействия воды и мыла, мыть ее надо 1 раз в день. Чтобы не было лопнувших сосудиков на щеках и носу, надо предохранять ее от мороза и ветра, применяя жирный крем. Если изменения существенны, необходимо лечиться под руководством специалистов, которые назначат физиотерапевтические процедуры. (См. приложение 2).

 

Жирная кожа – грубая, шершавая, поры расширены, заполнены черными точками. Такую кожу моют горячей водой с туалетным мылом. Применяют очистительные скрабы с добавлением косточек, чтобы удалить черные точки. В течение дня надо протирать лосьоном, туалетной водой. Рекомендуется делать лечебно-косметические маски. Например: 100гр дрожжей растереть с молоком, затем ровным слоем нанести на лицо, через 20 минут смыть. Чтобы сузить большие поры надо раз в неделю делать маску из яичных белков с добавлением лимонного сока. После умывания ополоснуть лицо холодной водой с примесью уксуса или лимонной кислоты. Обезжиривание не должно быть излишним, так как это может привести к повышенной выработке жира сальными железами.

 

Смешанная кожа – встречается часто. На лбу, вокруг носа и на подбородке бывает жирная кожа, а на щеках – сухая. Жирные участки освобождают туалетной водой, сухие обрабатывают оливковым маслом или туалетным молочком.

 

Уход за кожей век

Глаза – самая выразительная часть лица. Они весь день находятся в движении. Веки опускаются и поднимаются больше 10000 раз в сутки. Это очень большая нагрузка на кожу век и кольцевые мышцы, обрамляющие глазное яблоко.

 

Если у вас появились темные круги и «мешки» под глазами, полезно накладывать на кожу под ними кусочки льда из молока или воды.

 

При покраснении глаз смочите веки соком свежего огурца или наложите ломтики на 15 минут. Можно сделать компресс из ромашки.

 

Отеки век можно снять, положив кашицу из свежего картофеля, завернутую в марлевые салфетки. Можно сделать примочки из чая и липового цвета.

 

Как защитить кожу от холода

 Утром за час до выхода на улицу, умойтесь прохладной водой. Если мороз сильный, умываться не стоит. Вместо этого протрите лицо кремом «Персиковый», «Утро» или косметическим молочком и тщательно просушите салфеткой. Можно лицо припудрить, защитив его этим от холода. Если вы идете надолго на улицу, то кремом лицо мазать не надо, лучше всего смазать лицо куриным или гусиным жиром. Косметологи разработали современные крема, которые можно наносить на лицо перед выходом на улицу в мороз.

 

Как защитить кожу от солнца

Если вы долго были на солнце, не применяйте туалетную воду или лосьон, содержащие спирт, они могут вызвать раздражение кожи. Если кожа покраснела, смажьте ее простоквашей или сметаной. Хорошо помогают примочки из настоя мяты, череды, ромашки, подорожника. Облегчение приносят примочки из воды и уксуса, пищевой соды и воды, поможет измельченный свежий огурец.

 

Уход за волосами

Французы говорят: если вы плохо выглядите, вымойте голову». Девушка или женщина со свежими пушистыми волосами не может выглядеть плохо. Но одного мыть не достаточно. Чтобы укрепить волосы и стимулировать их рост, удалить перхоть нужно применять следующие средства:

 

Настой: 2 ст. ложки листьев березы заливают 300мл кипятка, настаивают 2 часа, процеживают. Настой втирают в кожу головы после каждого мытья волос.

4 ст. ложки нарезанного корня лопуха отваривают 15 мин в поллитра воды, процеживают. Втирают 2-3 раза в неделю в течение 2-х месяцев.

Жирные волосы нельзя мыть часто, это приносит только вред.

 

Вместо мыла и шампуней. Для мытья растворите 1 ст. ложку сухой горчицы в 2-х л воды. Можно применять отвар дубовой коры 3ст. л. коры проварить 15 мин. в литре воды). В течение 2-х месяцев мыть волосы таким отваром.

 

Ополаскивать волосы после мытья нужно отваром трав. 1ст.л. мать–и-мачехи. Крапивы, подорожника, зверобоя, залитых кипятком. Дать настояться 30 минут, процедить.

 

От перхоти при жирной коже рекомендуется: 100гр мелко нарезанных листьев крапивы или пижмы проварить 30 мин в смеси из поллитра 6% уксуса и поллитра воды. Волосы следует мыть без мыла процеженным отваром ежедневно в течение 10 дней.

 

Сухие волосы

В аптеках продают репейное масло. Его разводят водкой в равных частях и втирают в кожу головы. Или втереть в кожу головы слегка подогретое растительное масло за 1 час до мытья. После чего волосы хорошо промыть горячей водой. Волосы становятся блестящими и густыми.

 

Сегодня я хочу вас познакомить с косметическими упражнениями для лица. Ведь тренировать можно не только тело, но и лицо! Этот метод называется ФЕЙСБИЛДИНГ – с английского (строительство лица). Это специальная система упражнений, с помощью которых можно разгладить морщины и сделать кожу лица более упругой без хирургического вмешательства!

 

Во время просмотра приложения «ФЕЙСБИЛДИНГ» учащиеся выполняют упражнения для лица.

 

После просмотра фейсбилдинга.

 

Учитель: Сегодня мы узнали с вами много нового и полезного. Я надеюсь, что для вас этот урок прошел с большой пользой, и вы будете применять все то, чему сегодня научились. Обсуждение.

 

Домашнее задание для вас будет таким: записать в тетрадь различные маски для лица и волос в соответствии с вашей кожей. Ответьте письменно на вопросы, которые напечатаны в конце практической работы.

 

Тема: Одежда и здоровье девочки

 

Цели урока: развитие гигиенических понятий о гигиене одежды, обуви, кожи, профилактика и оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

 

Оборудование: коллекция средств для ухода за волосами, кремов для сухой, нормальной и жирной кожи, фильтровальная бумага или бумажные салфетки для определения типа кожи, лезвие безопасной бритвы, блюдца с водой, мыло для проведения лабораторных опытов, выпуски газет, рецепты народной косметологии.

 

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный момент

 

Вступительное слово учителя. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем тему, которая не является совершенно новой: правила личной гигиены.

Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям-юношам и девушкам, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности.

А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что-нибудь заболит. Чтобы не оказаться под колпаком у болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой.

Нельзя сохранить здоровье, не выполняя личной гигиены. Вы скажете: это прописные истины, надоевшие всем наставления… Но давайте сегодня посмотрим на них другим взглядом.

 

  1. Изучение новой темы

 

Ведущий диктор. Внимание, внимание! Предлагаем наш телеканал «Старые истины» на новый  лад. Сегодня в нашей программе:

 

1) Свет, мой зеркальце, скажи…

2) Кремы: что к чему? (Рекламная пауза).

3) Модные идеи: пирсинг.

4) Фруктовые хиты на службе красоты.

5) Репортаж из салона красоты: и руки,и ноги в порядке.

6) По одежке встречают.

7) Модные акценты: изо льна и хлопка.

8) Проверь себя.

 

Свет, мой зеркальце, скажи…

 

Ведущий. Что такое красота? Это,прежде всего здоровье, ухоженная, сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на неё обязанностями, за ней, прежде всего надо ухаживать, потому что она, как пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей. Об этом наш рассказ… Я предлагаю вам определить тип вашей кожи.

 

Опыт №1. Определение типа кожи.

 

Оборудование: Фильтровальная бумага или бумажная салфетка.

Испытуемые закрывают лицо салфеткой и тщательно промокают лоб, виски, нос , щеки, подбородок . Затем салфетку разворачивают и рассматривают получившийся отпечаток лица. На участках. Соприкасающихся с жирной кожей, остаются следы.

 

Вопрос. Жирную или сухую кожу надо чаще мыть с мылом и почему?

 

Опыт №2. Выяснение роли кожного сала и моющих свойств мыла.

 

Оборудование. Лезвие безопасной бритвы, блюдце с водой, мыло, полотенце или салфетка.

 

Цели: доказать, что кожный жир не смачивается водой, а потому мытьё без мыла часто бывает недостаточно эффективным.

 

Ход опыта: Лезвие безопасной бритвы тщательно моют с мылом, а затем кладут плашмя на поверхность воды в блюдце. Лезвие тонет. После этого его достают из воды, вытирают досуха и трут пальцами с таким расчетом, чтобы плоские поверхности лезвия были смазаны кожным салом. После этого лезвие снова кладут плашмя на поверхность воды. Оно держится на плаву, т.к. благодаря кожному салу его поверхность не смачивается.

Вынимаем бритву, намыливаем её и снова опускаем в воду. Лезвие тонет, т.к. мыло содействует отделению кожного сала от металла.

 

Вопросы. Почему сало, вырабатываемое кожными железами, время от времени надо удалять? Лишается ли кожа кожного сала после мытья с мылом?

 

Ведущий. Итак, мы с вами определили тип своей кожи. Ну, а теперь, самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что – нет.

 

Рекламная пауза в нашем эфире.

 

Реклама

 

Наша кожа любит все натуральное: витамины, экстракты трав.

Календула – мощный природный антисептик. Календула превосходно смягчает и успокаивает кожу. Настой календулы снимает излишнюю жирность кожи, он также используется для лечения и профилактики угревой сыпи.

 

Модные идеи: пирсинг

 

Мода на «пирсинг» стала настоящим увлечением для молодежи.

Основная проблема – это инфекции. Кроме того, возможно образование грубых рубцов и возникновение аллергии на некоторые металлы. «Пирсинг» лучше делать у профессионалов в специально предназначенных для этого центрах, где гарантируется стерильность. Если процедуру производит непрофессионал, то последствия могут быть плачевными. Особенно опасно использование нестерильных игл, т.к. существует возможность заражения такими тяжелыми, как ВИЧ-инфекция и гепатит В. К тому же при

прокалывании можно повредить нервы или артерии. Степень риска зависит от места, которое прокалывается.

 

Брови. В этом случае прокол опасен, т.к. на расстоянии полусантиметра или сантиметра от наружного края бровей проходит нерв, который можно повредить.

 

Нос.  В области крыльев носа скапливается жир и грязь, и в этом случае основная проблема – развитие инфекции.

 

Губы. Эта область особенно богата сосудами, и при их повреждении возможно кровотечение.

 

Пупок.  В этой области необходимо соблюдение особой осторожности и стерильности, т.к. в непосредственной близости расположены важные органы брюшной полости.

 

Осторожно! Прокалывая нос, губы или иные части тела и вставляя сережку или другие предметы, вы рискуете своим здоровьем.

 

Ведущий. Пирсинг – это не только легкая косметическая процедура, это нарушение целостности кожных покровов.

А теперь прослушайте на нашем канале «Фруктовые хиты на службе красоты».

Учащиеся с рисунками соответствующих фруктов ( или натуральными объектами) рассказывают кратко об их свойствах.

 

Виноград. Экстракт винограда эффективно удаляет отмершие клетки, ускоряет регенерацию кожи, обладает антиоксидантным действием.

 

Манго богато витаминами А.В.С, кальцием, железом, Эффективно препятствует старению и увяданию кожию А также содержит аминокислоты и ферменты, жизненно важные для обменных процессов в кожею Благодаря им кожа становится нежной и шелковистой.

 

 Цитрусовые – апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты – содержат высокую концентрацию витамина С. Этот «витамин красоты» защищает кожу от вредного воздействия ультрафиолета, загрязненной атмосферы, помогает преодолеть стресс и усталость, прекрасно увлажняет её.

 

Яблоки содержат яблочную кислоту, обладающую антиоксидантными, очищающими, увлажняющими и противовоспалительными свойствами.

 

Дома вы можете использовать всю силу фруктов – сделать витаминную и увлажняющую маску для нормальной и смешанной кожи. Тщательно перемешайте морковный, лимонный, огуречный соки (по 1 ст.л. каждого) с 1 ст.л. крахмала. Полученную массу нанесите толстым слоем на лицо и оставьте до полного высыхания, смойте холодной водой.

 

Ведущий. Спасибо за интересные рецепты. Ну , а сейчас время посетить салон красоты.

Учащиеся рассказывают о правилах ухода за волосами, ногтями рук и ног.

 

– По ногтям можно узнать об изменениях, происходящих в нашем организме. Если на ногтях появились белые пятна – вы где-то сильно ушиблись. Продольные полоски – авитаминоз, цветные волосы говорят о том, что организм пересыщен лекарствами, которые вы достаточно долго принимаете. Жёлтый цвет ногтей – признак анемии, коричневый оттенок – не все в порядке с почками.

 

В среднем мы пять раз обходим вокруг Земли, накручивая километр за километром.

Однако, заботясь о волосах и коже, до пяток «руки  доходят» тогда , когда они напоминают о себе дискомфортом и усталостью. Неудобная колодка, слишком узкая обувь, высокие каблуки – вот наша благодарность ногам за то, что они верой и правдой служат нам всю жизнь.

 

* Антистресс для ног.

 

Если вам пришлось много ходить или стоять, и вечером ноги гудят от усталости, побалуйте их ванночками.

 

– Приготовьте настой из мыты (4 стол. Ложки залейте 3 литрами кипятка, настаивайте 30-40 минут) и добавьте его в воду.

– Боль в суставах снимут масла арники и розмарина. Разотрите несколько капель в руках и помассируйте пятки и каждый пальчик в отдельности.

– Для улучшения кровообращения полезно применять смесь поваренной соли и хвои ели (по 1 стол. ложке на литр кипяченой воды).

– Усталые ноги оживят крапива, подорожник, мать-и-мачеха.

– Отеки снимает настой липового цвета с добавлением столовой ложки поваренной соли.

После ванны смажьте ноги смягчающим кремом, содержащим витамины А и Е.

 

* Шик, блеск, красота.

 

Волосы и ногти имеют много общего: состоят из мёртвых клеток кератина, а произрастают из живого корня. Когда они здоровы, чешуйки кератина лежат ровно одна над другой. При «плохом самочувствии» они начинают загибаться и разъединяться, словно перья у взъерошенной птицы. Поддерживать блеск и красоту шевелюры и ноготков поможет содружество витаминов, минералов и лекарственных трав.

– Витамины А, С, В12, цинк и железо необходимы им также, как и коже.

– Натуральные аминокислоты – незаменимые строители крепких и здоровых волос и ногтей – создают новые прочные ткани и «реставрируют» изношенные и повреждённые. Бесценный поставщик аминокислот – белок, которого женщине ежедневно требуется не менее 50г. Чтобы получать его в достатке, необходимо разнообразить свое питание и не увлекаться вегетарианством и строгими диетами.

 

Витамин В6 – активный участник обмена различных аминокислот, синтеза гемоглобина. Он нормализует деятельность нервной системы.

– Для роста ногтей особенно важен витамин Д.

– Никто так не расстраивает женщину, как первый седой волос. Пара-аминобензойная кислота предотвращает появление ранней седины, а также участвует в усвоении белка, производстве эритроцитов, активизирует микрофлору кишечника, вырабатывающую фолиевую кислоту – самый необходимый для женского здоровья витамин.

Селен по-настоящему драгоценен для женщин. Он обеспечивает тканевое дыхание и рост клеток, омолаживает весь организм, укрепляет иммунитет, положительно влияет на нервную систему. Селен откладывается в волосах и ногтях пальцев ног. По их здоровому блеску и гладости можно узнать, достаточно ли организму этого минерала красоты.

 

* Массаж на все сто.

 

И все же лучшее средство от усталости и напряжения в ногах – массаж. Самомассаж (10-15 минут в день) стимулирует кровообращение, регулирует деятельность сальных и потовых желез, быстро восстанавливает активность ног. Разминайте их растирающими и поглаживающими движениями снизу вверх – от кончика большого пальца , по стопе, голени, колену до бедра, – предварительно нанося на кожу массажный крем или ароматное массажное масло.

 

– При чрезмерной потливости рекомендуется масло кипариса, шалфея, апельсина, чайного дерева.

– «Тяжелым», быстро утомляющимся ногам помогут масло лаванды, розмарина, льна.

– «Холодным», с нарушенным кровообращением – перечной мяты, розмарина, эвкалипта.

– Сухую потрескавшуюся кожу ног приведут в порядок масло пачули, мирры, сандалового дерева. Массаж противопоказан при расширении вен и тромбозах.

– Для уменьшения роговых наростов принимаете внутрь масляный раствор витамина А (3 раза в течение 2 месяцев). Уделите больше внимания своему питанию: не забывайте про продукты, содержащие витамины А, В, С, – капусту, рыбу, морковь, масло, лимоны, апельсины…

 

Ведущий. А сейчас снова на нашем эфире реклама: «Модные акценты: изо льна и хлопка».

 

Реклама «Модные акценты»

 

В последние годы наблюдается «льняной бум» и объясняется это не только модой.Лен иногда называют « естественным кондиционером» за его потрясающую способность  «дышать». Кроме этого он обладает положительной энергетикой. Одежда из льна мало пачкается, не ворсится, прекрасно впитывает влагу и при этом быстро высыхает. Если носить льняную одежду, проходят многие кожные болезни – от элементарной потницы до хронических экзем.

Ткань из хлопка – очень прочная, удобная в носке, хорошо переносит воздействие высоких температур. Она поглощает много влаги и на становится при этом влажной на ощупь.

К тому же хлопок не греет, поэтому это идеальная ткань для пошива летней одежды. Однако хлопок быстро впитывает пот, поэтому вещи из этого материала необходимо часто стирать.

 

Ведущий. И в завершение, чтобы проверить себя, свои знания об уходе за кожей лица, попробуй ответить на вопросы.

 

Некоторые их высказываний истинны, некоторые ложны.

 

  1. Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них.

–  Правда                           – Ложь

  1. Шоколад и жирная пища являются причиной прыщей.

–  Правда                           – Ложь

  1. Стрессы могут привести к появлению прыщей.

–  Правда                           – Ложь

  1. Только подростки страдают от прыщей.

–  Правда                           – Ложь

  1. Использование косметических средств может привести к появлению прыщей.

–  Правда                           – Ложь

  1. С прыщами невозможно бороться.

–  Правда                           – Ложь

 

Ответы:

 

  1. Ложь. Выдавливание прыщей может привести к распространению инфекции
  2. Правда. Хорошо сбалансированная диета очень важна не только для состояния кожи, но и для общего здоровья и хорошего самочувствия.
  3. Правда. Хотя стресс не является причиной появления прыщей, он может привести к ухудшению состояния кожи.
  4. Ложь. Прыщи могут появиться у любого человека в возрасте от 10 до 30 лет, хотя подростки страдают ими чаще. И именно поэтому им следует пользоваться специальными средствами по уходу за кожей, такими , как Clearasil.
  5. Ложь. Несмотря на то, что косметические средства редко вызывают появление прыщей, очень важно выбирать такие, которые не блокируют поры.
  6. Ложь. Ежедневное, минимум двухразовое очищение кожи лосьоном или гелем помогает предупредить появление прыщей. Если прыщи у вас уже появились, то избавиться от них поможет антибактериальный крем.

 

Тема: Правильная осанка – это красивая фигура и крепкое здоровье

 

Цель: формирование представлений о правильной осанке, выявление причин нарушений осанки, изучение рекомендаций по профилактике нарушений осанки.

 

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека.

 

Для чего нужна человеку правильная осанка?

 

Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма.

 

В Институте благородных девиц (XIX век), классные дамы не уставали напоминать своим воспитанницам: «Сели, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая, шея, затылок и ягодицы строго по одной линии». Девочек учили «держать спину». Воспитанницы выходили из стен этого почтенного заведения стройными.

 

Для чего молодежь терпела подобные «муки»? Ответ прост: они хотели иметь красивую осанку. Дамы и кавалеры никогда не позволяли себе расслабиться и сутулиться, например, на балу или светском ужине. «Благородная осанка», «приосаниться» – эти слова до сих пор ассоциируются с рыцарством и красотой.

 

Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

 

В  организме человека все взаимосвязано. Весьма часто ухудшение состояния здоровья наступает из-за несоблюдения правильной осанки. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными.

 

Осанка портится по нескольким причинам:

 

  • слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
  • неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
  • сидения за столом, сгорбившись;
  • передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);
  • различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;
  • односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

 

В настоящее время 95-97% детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата – в том числе дефектами осанки.

 

Чем опасно нарушение осанки? Позвоночник – это основа (каркас) всего организма, когда страдает позвоночник – страдает весь организм. При сколиозе деформируется грудная клетка, ухудшается вентиляция легких, нарушается работа и других внутренних органов. Может уменьшиться рост. Беспокоят боли в спине и головные боли.

 

Как определить плохую осанку? Как проверить осанку?

 

Проверяем наличие сутулости.

 

Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.

 

Проверяем наличие искривления позвоночника.

 

Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.

 

Что способствует правильному формированию правильной осанки у школьников?

Правильный выбор школьного портфеля, который должен обладать множеством отделений для равномерного распределения тяжести и достаточно твердой, но не жесткой спинкой, не шире плеч ребенка и высотой – не более 30 см. Собранный рюкзак не должен превышать 10% веса малыша. Не позволяйте вашему ребенку носить портфель на одном плече, иначе нарушения осанки ему не избежать!

 

Оптимальное положение стола для работы, который желательно поставить у окна, чтобы свет падал слева. Стол и стул должны быть по возрасту – ноги стоят под прямым углом, расстояние от глаз до тетради, книги – 30-35 см. Школьник не должен опираться грудью на стол

 

Обе ноги ребенка должны твердо стоять на полу, а угол между бедром и голенью должен быть прямой.

 

Спину необходимо держать ровно, руки – на парте, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь.

 

Важен правильный наклон тетради. Здоровье ребенка зависит и  от освещения. Свет должен падать с левой стороны.

 

Время от времени школьнику нужно менять свое место в классе, переходить с одного ряда парт на другой. Это позволяет смотреть на классную доску под разным углом зрения.

 

Не реже одного раза в год необходимо проверять зрение у окулиста – развивающаяся близорукость так же может влиять на осанку – школьник наклоняется к учебникам и тетрадям, чтобы увидеть написанное и сгибает спину.

 

Контроль продолжительности занятий: 45 минут работы – минимум 15 минут перерыв. Лучше, если ребенок будет выполнять в это время физические упражнения. Очень важно в течение дня выделить время для прогулок на свежем воздухе и активных, подвижных игр.

 

Как работать за компьютером?

 

Монитор нужно поставить по центру, перед глазами, чтобы ребенок смотрел прямо. Желательно приобрести стул с обыкновенной спинкой, а не с подлокотниками, крутящийся вокруг своей оси, поскольку школьник не сможет зафиксировать положение своего тела. Размеры компьютерного стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Ребенок должен иметь твердую опору под ногами

 

Что делать при нарушении осанки?

 

Конечно лучше любого лечения – профилактика.

 

С раннего детства занятия плаванием, лечебной физкультурой, курсы оздоровительного массажа и так далее. Но если осанка уже нарушена, тогда необходимо комплексное лечение. Для коррекции осанки применяют вытяжение позвоночника, массаж, водные процедуры, назначают специальные ортопедические стельки, лечебную гимнастику, физиотерапию. Необходимо восстанавливать правильную работу мышц спины и их тонус, воздействовать на сам позвоночник.

 

Правила для поддержания правильной осанки

 

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

 

Упражнения для формирования правильной осанки

 

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

 Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице

 

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

  Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в исходное положение

 Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в исходное положение.

 

С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ

Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в исходное положение

Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в исходное положение.

Занимайтесь спортом!

И тогда, ваша осанка будет горделивой, а вы станете здоровыми и успешными людьми.

 

Тема: Я – девочка, девушка, женщина.

 

Цель: ознакомление с периодом полового созревания в жизни девушки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

— С каким настроением вы пришли на занятие?

— Какого оно цвета?

— На какой цветок похоже ваше настроение?

  1. Сообщение темы

В жизни каждого человека есть особо важные периоды. Одним из самых

тревожных и самых прекрасных периодов жизни человека является период полового

созревания. Это время бурного физического, психического и эмоционального

развития.

В организме девочки происходят значительные изменения. Знаете ли вы, какие?

Бурное ускорение роста организма, увеличивается грудь, появляются волосы на

лобке и в подмышечных впадинах, появляется много угрей на лице, первая

менструация.

Если девочку не предупредить заранее, то с появлением этих изменений, а

особенно с появлением менструации, она может испытать шок.

Очень важно быть готовым к этому периоду – периоду полового созревания, когда

девочка становится девушкой.

Тема нашего сегодняшнего разговора «Как девочка становится девушкой».

О чем бы вам хотелось узнать на сегодняшнем занятии? (Мне бы хотелось

узнать, что такое менархе. Я хочу узнать, как необходимо заботиться о себе в эти дни.

Мне интересно, как необходимо организовать режим дня.)

III. Анонимное анкетирование

Напишите на листиках, каким образом вы узнали о менструации: от матери, от

подруг, из журнала, но телевизору и др.

Анализируя ваши ответы, можно сделать вывод, что лишь малая часть девочек

узнали об этом от мамы, а большинство — из СМИ.

Очень часто ложная стыдливость мешает матери поговорить с подрастающей

дочерью о происходящих с ней переменах, об устройстве органов размножения, о

взаимоотношениях полов. Но от жизни не скроешься. И ответы на эти вопросы

девочки получают из различных источников, не всегда верных.

Каждая мама должна позаботиться о своевременном просвещении дочери в

интимных вопросах, деликатно провести беседу.

  1. Первая менструация

Девочки должны быть готовы к первой менструации — это естественное явление.

Первая менструация — это радостное событие, которое свидетельствует о том, что

девочка превращается в девушку.

Цикл повторяется каждый месяц, его длительность в среднем составляет 28 дней,

но может продолжаться от 21 до 35 дней, что тоже является нормой. Цикл

устанавливается не сразу. После первой менструации может пройти несколько

месяцев или год, прежде чем наладятся регулярные месячные. Беспокоиться по этому

поводу не стоит, на функцию яичников оказывает влияние множество причин:

питание, экологическая обстановка, физическая нагрузка, наследственные

особенности, климатические зоны и т. д.

Длительность менструации от 2 до 7 дней, в среднем — 3 — 5 дней. Наиболее

интенсивная потеря крови в первые 1 — 2 дня, затем она уменьшается. За всю

менструацию потеря крови составляет не более 250 мл, и организм быстро

справляется с этой утратой. Менструация — физиологическое состояние женщины.

Вы должны относиться к этим ежемесячным эпизодам спокойно и естественно,

соблюдать правила личной гигиены.

Также необходимо ежемесячно отмечать эти особые дни каждой девушки. Это

поможет проследить за регулярностью менструальных циклов, а с началом половой

жизни окажет помощь в соблюдении контрацепции.

  1. Физиологические изменения у девочек

Подростковым называется период жизни с 12 13 до 17 18 лет. В этот промежуток

происходит половое созревание ребенка, сопряженное с ускоренным физическим

развитием, которое, призвано подготовить его к взрослой жизни и нагрузкам. Также

окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

В физиологическом плане подростковый период характеризуется ростом

количества выработки целого ряда гормонов. Их правильное сочетание и

взаимодействие являются залогом своевременного и правильного развития ребенка.

Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше

мальчиков, и оно у них проходит быстрее.

В 8 – 10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза.

В 9 – 10 лет околососковый кружок начинает выступать над кожей груди.

В 10 – 11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах,

отмечается дальнейшее развитие молочных желез.

В 11- 12 лет может наступить первая менструация (чаще всего в 13—14 лет).

В 15 -16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее

оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием

происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12

лет и может достигать 9 см в год.

В 16 -18 лет наступает постепенная остановка роста.

Я хочу подарить вам памятки, в которых написано, как девушки должны

заботиться о себе.

Памятка для девочек и девушек

  1. В организме каждой девочки происходят большие изменения. С 10 лет

интенсивно начинают развиваться половые органы, грудные железы, появляются

волосы на лобке и в подмышечных впадинах, наблюдается округлость контуров тела.

  1. К 16 – 17 годам развитие организма происходит медленнее и спокойнее. Полное

анатомическое и функциональное созревание всего организма девушки заканчивается

в 18—20 лет.

  1. В 12 – 14 лет у девочек появляется первая менструация. Появление менструаций

знаменует собой начало половой зрелости, но еще не означает, что организм

подготовлен к выполнению функций, присущих женщине.

  1. Нормальные менструации (регулярные ежемесячные выделения небольшого

количества крови) повторяются через 21- 32 дня, в среднем через 28 дней, их

продолжительность — 3—5 — 7 дней. Большее количество крови выделяется в

первые 2 дня, общая потеря крови составляет 50 — 100 мл, то есть около половины

стакана.

5.Необходимо правильно построить свой режим занятий, сна, отдыха, питания и

физических упражнений. Спать рекомендуется 8,5 — 9 часов. Перед сном не забудьте

почистить зубы, вымыть лицо, шею, уши, ноги и подмыться!

  1. Питаться надо не менее 4 раз в день. Пища должна быть полноценной,

разнообразной и содержать все составные части, необходимые молодому растущему

организму.

7.Девочка должна опрятно и по сезону одеваться, заботиться, чтобы зимой ноги

были теплыми и сухими.

8.Все девочки должны тщательно следить за чистотой своего тела.

  1. Рефлексия «Закончи предложение»

— На сегодняшнем занятии я узнала, что…

— Мне было интересно…

— Памятка мне будет полезна тем, что…

 

Библиографический список

 

  1. Бадирова А.В., Козлова А.В. «Беседы для девушек. Москва, 2008г.
  2. Бардина Р.А. «Как стать супердевочкой. Секреты красоты и успеха»

М.: «Махаон», 2006. – 256 с.

3.

  1. Богданова Е.А. «Разговор с дочерью», Москва, 2000г.

5.Боровска Э.А. «Лучшая энциклопедия для современных девчонок». Харьков, «Книжный клуб», “Клуб семейного досуга”», 2008. – 420 с.

  1. Гарматина Ю. «Шея не любит прогибов» Газета АиФ №15, 2006.
  2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. Москва, 2000г.
  3. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья». Москва, «Глобус», 2007г.
  4. Рожкова С.В. Гендерные особенности педагогической культуры учителя: автореферат,

канд. пед. наук. Ростов-н/ Д, 2006. – 24 с.

  1. Симоненко В.Д. Технология 7класс. Вариант для девочек. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2004.
  2. Червякова И.В. Технология 7кл. (вариант для девочек) Поурочные планы. Часть 1. Учитель-АСТ. Волгоград 2005.
  3. Чумаков Б.Н. «Валеология» учеб. пособие. – 2 – е изд. – М.: «Педагогическое

общество России», 2002. – 407 с.

  1. Шлопак Т.Г. «Большой подарок для девочек». Минск: «Харвест»,2008. – 224 с., ил.
  2. Углов Ф.Г. «Береги здоровье и честь смолоду» Москва, 2000г.
  3. Серия «Воспитательная работа», «Мое здоровье»,Москва, «Глобус», 2010г.

18.«Дым, уносящий здоровье». Брошюра РНД, г. Улан – Удэ, 2008 г. Сост.З.Б. Михайлова,

Н.С. Левинцова.

  1. Здоровый образ жизни. Брошюра РЦМП, г. Улан – Удэ, 2008 г. Сост. А.А.

Шобогорова, Л.В. Шагина.

  1. Хочу и буду красивой! Буклет. Памятка для девочек. 18. Когда вы бросите курить…

Буклет РЦМП, г. Улан – Удэ, 2009 г.

  1. Анимационный фильм о становлении и охране репродуктивной функции

девочек «Когда девочка взрослеет…».

Проект «РУКА, КАЧАЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ, ПРАВИТ МИРОМ»