Соловьева Ирина Сергеевна
учитель
МБОУ «Воспушинская общеобразовательная школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158101
Всероссийский конкурс «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления», в рамках реализации федеральной целевой программы Развитие сферы отдыха и оздоровления детей
Наименование конкурсной работы: Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Чудо - сад – замечательных ребят», направленная на экономическое развитие детей.
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158101


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

«Воспушинская общеобразовательная школа» 

    

Программа

летнего оздоровительного лагеря с дневным

пребыванием «Чудо – сад – замечательных ребят», направленная на экономическое развитие детей.

                                                                         

  Возраст детей: 7 – 15 лет

Срок реализации: лето 2024г.

                                               

Владимирская область

2024

  1. Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это и прекрасные возможности физического оздоровления детей. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!»  Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. 

Летние каникулы необходимы для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора. Но возникают  проблемы организации летнего оздоровительного отдыха, так ка существуют объективные противоречия:

– между потребностью семьи и государства иметь здоровое подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья наших детей;

– стремлением детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством и педагогической заботой и тотальным контролем.

  1. Вся деятельность в лагере должна быть направлена на разрешение этих противоречий. Программа деятельности в летнем лагере направлена на создание комфортных психологических условий, которые дополняют и корректируют семейное воспитание ребенка. Она включат разные направления оздоровления детей, обучения и воспитания. Программа универсальная, поскольку может быть использована для занятий с детьми различных социальных групп, разных возрастов, уровней развития, степени здоровья человека.
  2. Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Владимирской области МБОУ Воспушинская ООШ. В основе организации лагеря используются различные педагогические технологии, реализующиеся в игровой форме.
  3. Летний лагерь с дневным прибыванием  «Чудо – сад – замечательных ребят» включает в себя три уровня: стратегия, организационно-методическая подготовка, практическое воплощение.
  4. Основная идея программы ЛДП «Чудо – сад – замечательных ребят» – развитие экономических представлений детей, создание условий для разностороннего личностного развития человека, а также сохранения и укрепления  физического и психического здоровья ребенка. 
  5. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
  6. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации;

-принцип самостоятельности.

 

Цель: создать благоприятные условия, которые обеспечат полноценный отдых ребенка во время летних каникул, обеспечат оздоровление и творческое развитие каждого воспитанника, а также сформируют у детей экономическую социализацию, помогут в развитии ценностных экономических ориентаций и воспитании экономической культуры.

Задачи:

  1. Создавать условия для организованного отдыха детей, используя в работе познавательные экскурсии, спортивные мероприятия, дидактические и интерактивные игры, коллективные творческие дела; 
  2. Развивать познавательную активность, через увлекательные занятия; развивать творческий потенциал каждого ребёнка, включая его в различные творческие мероприятия;
  3. Укреплять здоровье;

4.Создавать творческую атмосферу доброжелательных межличностных отношений;

  1. Развивать такие качества личности, как инициатива, предприимчивость, целенаправленность, деловитость, самостоятельность, уверенность в своих силах и возможностях.

Сроки реализации программы: лето 2024 года: лагерная смена, 21 день

 

Девиз смены: «Мы построим “Чудо – сад” для замечательных ребят!!!»

 

Ожидаемые результаты работы лагеря:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
  2. Формирование предпринимательской культуры, развитие таких качеств личности, как инициатива, предприимчивость, целенаправленность, деловитость, самостоятельность, уверенность в своих силах и возможностях
  3. Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности;
  4. Расширение кругозора детей;
  5. Повышение социальной активности, уверенности в своих силах;
  6. Повышение уровня компетентности педагогов – воспитателей.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация. 

 

  1. Концептуальный подход

На современном этапе развития социума экономика является не только отраслью деятельности, но и полноценной сферой его жизни, что вызывает необходимость в грамотном экономическом просвещении детей и формировании полноценных экономических представлений у них. В школьном возрасте закладывается характер и черты личности: честность, бережливость, предприимчивость, уважение и принятие ценностей семьи и общества, способность к рациональной организации собственной деятельности. Формирование у детей экономических представлений способствует развитию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения. Досуговая деятельность в смене ЛДП «Чудо – сад – замечательных ребят» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

ЛЕГЕНДА ЛАГЕРЯ

Губернатор Владимирской области призвал людей к развитию сельского хозяйства. Он выделил огромный отрезок земли для ведения сельскохозяйственного производства.  Эта пустынная земля была названа: “Чудо-сад – для замечательных ребят!!!”. 

Чудо-сад разбит на маленькие участки (отряды), а замечательные ребята – это воспитанники детского лагеря с дневным пребыванием детей, которым необходимо  построить свой участок ЧУДО-САДА.

Чтобы построить ЧУДО-САД каждый лагерный день имеет свою тему дня, насыщенную разнообразными мероприятиями и свой овощ или фрукт. Участвуя в мероприятиях, замечательные ребята их зарабатывают, чтобы участок становился все больше и краше. 

Каждая неделя имеет свою тематику: 

Первая неделя ИСТОРИЧЕСКАЯ (мы все узнаем про свой край, где строится наш Чудо-сад).

Вторая неделя  ТВОРЧЕСКАЯ (она посвящена талантливым людям, которые живут на нашей земле (на земле «Чудо сада»).

Третья неделя посвящена БЕЗОПАСНОСТИ (ПДД, пожарная безопасность, правила поведения в природе, на улице и дома – без этого нам не обойтись).

На четвертой неделе будет много ГРУСТНОГО – мы почтим память солдат, благодаря которым мы живём на нашей русской земле и ВЕСЁЛОГО – потому что будет всё наоборот.

Благодаря сотрудникам Банка России наши замечательные ребята узнают: историю денег, признаки подлинности банкнот, всё про пластиковые карты и финансовый план, научаться распознавать мошенников и подготовятся к ведению бизнеса.

Каждый участок разработает свою банкноту, монету, пластиковую карту и финансовый план доходов и расходов.

Таким образом, детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, обеспечит разностороннее личностное развитие ребенка через погружение в атмосферу сюжетно-ролевой игры, благодаря чему дадим возможность каждому открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

 

  1. Методическое сопровождение программы

  Основными методами организации деятельности являются: метод игры, метод театрализации, метод коллективной творческой деятельности.

 Методы и формы работы: традиционные (беседы, наблюдение, конкурсы, экскурсии, поручения, праздники); интерактивные (тренинги, ролевые игры, дискуссии); создание органов детского самоуправления для проявления инициативы, самостоятельности в принятии решений, самореализации; проведение спортивных мероприятий..

 

  1. Механизм реализации

«Чудо – сад – замечательных ребят » – смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный (май):

– подбор кадров;

– подготовка методических материалов; 

– подготовка материально-технической базы.

  1. Организационный:

  – формирование отрядов;

  1. Основной (21 день):

     – образовательная деятельность;

     – оздоровительная деятельность;

     – культурно-досуговая деятельность;

     – методическая работа с воспитателями.

  1. Заключительный:

    – закрытие смены (последний день смены);

    – сбор отчетного материала;

    – анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

    – выпуск видеодневника (презентации).

 

Образовательная деятельность в рамках смены «Чудо-сад – замечательных ребят» предусматривает:

  1. участие воспитанников в “Экономическом марафоне”, цель которого: сформировать элементы экономической грамотности ребят, усовершенствовать необходимую социально-бытовую ориентировку; 
  2. воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края;
  3. знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. 

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.).

  1. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив МБОУ “Воспушинской ООШ”:

  1. Начальник лагеря.
  2. Старший воспитатель.
  3. Отрядные воспитатели.
  4. Учитель физкультуры.
  5. Обслуживающий персонал.

    Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

 

  1. Схема управления программой

      Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп.

       Для организации работы по реализации программы смены:

– проводятся ежедневные планерки воспитателей;

– составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

– проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;

– оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

– сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению всех мероприятий;

– проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

план сетка
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Чудо – сад – замечательных ребят», направленная на экономическое развитие детей.