Рубан Юлия Владимировна
преподаватель по классу домры и балалайки
МБУДО «Детская школа искусств» Арсеньевского городского округа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158207
Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Работа над музыкальной фразировкой в классе домры
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158207


 

МБУДО ДШИ АГО

Методическая разработка

«Работа над музыкальной фразировкой

в классе домры».

 

Преподаватель по классу домры и балалайки

Юлия Владимировна Рубан 

Арсеньевский городской округ

2024г.

 

 Понятие «фразировка».

Современная методика обучения игре на русских народных инструментах основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего домриста. Согласно этим принципам, уже с первых уроков необходимо приобщать ребенка к искусству, приучать вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.

Очень часто бывает такое, что слушая некоторые исполнения музыканта, возникает ощущение, что они не думают о знаках препинания, о соотношении звуковой ткани внутри произведения. Можно себе представить, что человек, не умеющий говорить на каком-нибудь языке, выучит буквы, научится читать и правильно произносить слова на этом языке. Если это, скажем, будет русский язык, и вы услышите, как он начнет читать, вам будет неприятно его слышать, так как будет ясно, что он не понимает, что читает, – логические ударения будут попадать не на свое место. 

        На сегодняшний день вопрос о строении музыкальной фразы остается актуальным и играет важную роль для исполнителя.  Фразировка – средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка – одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов – легато, стаккато и др. В современных жанрах музыки, фразировка, наряду со звуком инструмента, является основным выразительным средством исполнителя. 

Фразировка – членение музыкальной ткани на фразы. Термин «фразировка», как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. Фразировка относится к области музыкальной формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична, определяясь логикой развития музыкальной мысли. Реализация фразировки осуществляется в процессе живого исполнения. Разделенные цезурой интервалы не воспринимаются как выразительные элементы, поэтому их называют мертвыми интервалами. Нередко фразы разделяются и паузой, совпадающей с цезурой и углубляющей ее. Поскольку ямбические метры в музыке столь же распространены, как и хореические, начало фраз часто не совпадает с тактовой чертой. В нотной записи фразировка обозначается с помощью фразировочных лиг, которые следует строго отличить от лиг артикуляционных. 

 

Грамотная фразировка – основа художественного воспитания начинающего домриста.

Для того чтобы наиболее выразительно и полно раскрыть содержание музыкального произведения, играть осмысленно и эмоционально, нужно научиться грамотно фразировать.

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его художественно-творческих способностей. Работа над художественным образом начинается с первых же шагов музыки, т.е. одновременно с первоначальным обучением игре на домре и усвоением нотной грамоты. Если ребенок уже способен воспроизвести какую-нибудь мелодию, необходимо добиваться, чтобы это исполнение было выразительно, т.е. чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей.

Как можно раньше нужно добиваться от ребенка, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, веселую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно и т.д., и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до ясности.

Фразировка – один из важных и трудных вопросов в начальном обучении. Одним из перспективных решений его может быть «подключение» речевого опыта ученика. Общие свойства словесно-речевой и музыкальной интонации предопределяют, в частности, роль словесной речи как той первичной среды, где формируются простейшие навыки интонирования мелодической фразы.

Неоценима на первоначальном этапе обучения в роль пения. И в пении, и в речи звуковысотные отношения воспринимаются, прежде всего, как смысловое интонирование, а не «переключение» с одной высоты на другую.  Последовательность звуков охватывается процессуально, оценивается как линеарное движение. Чем совершеннее владеют домристы навыками воспроизведения мелодии голосом, тем выразительнее интонируют ее на домре, тем тоньше передают градации переходов от тона к тону, от мотива к мотиву, от фразы к фразе, тем осмысленнее и глубже постигают и музыкальную форму в целом.

Инструментальная мелодия свободна от ряда условий и трудностей вокального интонирования, но закономерности остаются в основе своей теми же, ибо не только историческое происхождение, но и самое существо мелодии связано с голосом, с представлением о пении, об интонировании, как живом высказывании. 

Так же и в музыке: играть нужно выразительно – с фразировкой! Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации. 

В музыке, как в словесной речи, существуют известные законы фразировки. Законы эти, однако, далеко не всегда могут определенно решать вопрос о том, какие звуки мотивов или мелодий должны быть исполнены сильнее, какие слабее. То, что мы, преподаватели музыки, говорим ученикам об этих законах, может только в общем, служить для них руководством к отысканию художественного распределения относительной силы звуков.

 Мы сообщаем им, например, что звуки, приходящиеся на сильные доли такта или ритма, должны быть исполнены сильнее звуков, находящихся на слабых долях. Мы говорим им также, что высокие звуки исполняются обыкновенно сильнее низких, и что при подъеме мелодии вверх звуки надо усиливать, а при падении вниз их надо ослаблять. 

 Таким образом, наиболее сильным будет наиболее высокий и в то же время наиболее длительный звук, если он при этом еще приходится на самой сильной доле такта. 

 Движение мелодии во фразах неразрывно связано со сменой степени громкости – с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно будет исполнена  фраза, зависит смысл исполняемой музыки.  Конечно, длительная работа над фразировкой будет проводиться позже, но начало ей должно быть положено уже при разборе произведения.

 Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – это достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. грамотно, осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Работа над фразировкой благотворно влияет на развитие музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

 Для того чтобы научится искусству фразировки, необходимо больше слушать музыку,  и обращать внимание на то, как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения. Ведь одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

        Музыкальная речь, как и разговорная, состоит из отдельных построений (мотив, фраза, предложение, период), отличающихся друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Наиболее выразительный отрезок музыкального произведения, в котором выражена относительно законченная музыкальная мысль, называется фразой. Обычно фраза занимает два такта в произведении со сложным размером и четыре – в музыке с простым размером. 

Движение мелодии во фразах неразрывно связано со сменой степени громкости – с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно  будет исполнена фраза зависит смысл исполняемой музыкой. Чаще всего динамика музыкальной фразы связывается с высотой мелодических звуков. Так, например, восходящее движение звуков мелодии во фразах предполагает усиление звучности. Нисходящее движение, ослабление, волнообразное движение звуков мелодии, усиление и ослабление музыки. 

        Мотив – это самая маленькая выразительная частица мелодии, в которой безударные звуки группируются вокруг акцента, который может быть и в начале, и в середине, и в конце мотива. В каждом мотиве, как и в слове, обязательно есть ударение – акцент. Так же, как и ударения в разных словах (например, «мáма», «картúна», «хорошó»), акценты могут быть в начале, середине или конце мотива. 

Краткий звук мотива или фразы может или быть предъемным, или относиться к предыдущему построению. Решению этого вопроса часто могут помочь соображения гармонического порядка. Если данный звук является разрешением диссонанса или гармонически относится к предыдущей фразе – он представляет собой заключение ее; если же он гармонически относится к следующему мотиву – более естественно играть его как предъем.

Надо также помнить, что декламационные соотношения не «снимаются» динамическими оттенками: как бы фраза ни игралась –  forte, piano, с оттенками или без них, — в ней всегда должен быть декламационный смысл. 

       Если при игре marcato скандировать каждый звук, никакой декламационной линии не получится. Фраза всегда должна оставаться фразой. В акцентированных нотах тоже надо различать декламационный смысл: иногда акцент относится к главной ноте, иногда к вспомогательной, иногда к затактной и т.д. Часто та или иная тема состоит из повторения одной ритмической фигуры. В этих случаях надо особенно стараться, чтобы не было механичности и все звуки составляли единую линию».

Грань между частями музыкального произведения или отдельными его построениями называется цезурой. По своему значению цезуры близки к знакам препинания в словесной речи.  В нотах могут быть обозначены запятой или знаком ˅ и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посреди фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватало на целую фразу. 

Предложением называется отрезок мелодии, состоящий из двух музыкальных фраз и занимающий от 4-х до 8-ми тактов. 

Периодом называется построение, в котором выражена относительно законченная мысль (состоит чаще всего из двух предложений). 

Фразировка в музыке. Это средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения, путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью наиболее выразительного раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировкой. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения.

Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в том случае, если соблюдены, по крайней мере, три основных условия: когда исполнитель – 

  1. осознает строение фразы  (деление на мотивы), ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад) независимо от инструмента;
  2. владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;
  3. умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

Музыкальная фраза должна «пропеваться» как одно целое, на одном дыхании, и  содержать своё логическое ударение, или главный акцент. Иногда фраза состоит из одного такта, но чаще из двух, четырех, восьми и т.д. Это значит, что не все такты одинаково весомы, и не все первые доли одинаково тяжелы.  Играя фразу, следует объединить такты внутри нее, подчинить все ударения оному, главному логическому акценту, или кульминации. Она может находиться ближе к концу фразы, или в середине, реже – в начале. Построение фразы индивидуально и неповторимо, как неповторима сама мелодия. 

Всякая музыка состоит из ритмического, мелодического и гармонического чередования тонов. Фразировка – искусство придавать музыкальным фразам, будь то темы, их разработка или пассажи, во всех разнообразных формах – надлежащую степень выпуклости, необходимую долю выразительности оттенков, обратив внимание на характер их мелодики и ритмики. 

Отдельная музыкальная фраза представляет собой лишь частицу общей мелодической линии. Необходимо выделить второстепенную роль подчиненных фраз. Музыкант никогда не должен звуком или экспрессией поднимать их до уровня главной фразы или главных фраз. Умение определить эти зависимости – первый великий принцип фразировки. Музыкант никогда не должен звуком или экспрессией поднимать их до уровня главной фразы или главных фраз. Умение определить эти зависимости – первый великий принцип фразировки.

Что касается исполнения, то фразировка, если подходить к ней с технической точки зрения, сводится преимущественно к правильному ведению звука и правильной аппликатуре. Всегда сопутствуемым художественным чутьем. Фразировку можно рассматривать  как специфическое применение нюансировки, ибо она является, в расширенном смысле слова, звуковыми оттенками и изменениями, соединенными с определенными ритмическим рисунком. Всё это вместе, будучи приложено к музыкальному произведению, дает в целом то, что известно под названием «правильной интерпретации». Фразировка всегда представляет собой что-то индивидуальное. Она не имеет в действительности установленных законов, хотя и существуют противоречивые системы фразировки, и всецело зависит от музыкального и поэтического чувства исполнителя. Убедительный оратор, как правило, влияет на своих слушателей независимо от выработавшихся риторических законов. Если он понимает и чувствует то, что хочет сказать, его мысли естественно облекаются в нужную форму, и ударные фразы в речи выделяются должным образом. 

Основное положение, которое должен запомнить каждый учащийся заключается в том, что хорошая фразировка предполагает наличие артистического дарования, всегда ведомого к самосовершенствованию. Если он запомнит это и будет опираться на природный музыкальный инстинкт, хороший вкус и чувство меры, он никогда не будет ошибаться.

ППрислушайтесь к своему дыханию и попробуйте передать его движением руки. При этом следите за тем, чтобы не терять пульс (счет), к которому вы уже привыкли. 

Доли такта (мелкие единицы времени, «шаги» музыки) отсчитываются едва заметными движениями – колебаниями кисти. А фразы – крупные построения – должны управляться более крупной частью руки: предплечьем, иногда плечом. Обычно фраза начинается мягко, затем напряжение нарастает и достигает высшей точки – кульминации, и после нее происходит успокоение, ослабление напряжения. 

Так фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения, освоение ее составляет существо всего процесса работы над произведением. Обучающийся должен глубоко вникнуть и понять все авторские указания, касающиеся фразировки, штрихов, динамики и т.п., все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и конкретного исполняемого произведения.

 

Литература.

  1. М. Гелис, Методика обучения игре на домре. Свердловск, 2000г.
  2. А. Выцинский,  Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным   произведением. М.. Классика – XXI, 2004.
  3. Н. Свиридов Основы методики игры на домре. Москва, 1974г.
  4. Г.Коган,  Работа пианиста.  Москва, 2004.
  5. В. Крюкова, Музыкальная педагогика. Ростов  на  Дону, Феникс. 2002.
  6. В Круглов Совершенствование техники игры на домре. Москва, 1998г.
  7. Ю.Тюлин,  Строение музыкальной речи.  Л.: Музгиз, 1962.

 

Работа над музыкальной фразировкой в классе домры